Дело № 2а-717/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2021 г. г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Воронкова Р.Е.,
при секретаре Григорьевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области к Федоровой В. В. о взыскании налога на доходы физических лиц и пени, пени по земельному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Смоленской области обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что Федорова В.В. состоит на учете в налоговом органе, имеет задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, и пени, пени по земельному налогу в общей сумме 19 562 рубля 66 копеек, из которых: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 19 500 рублей; пени по данному налогу в размере 62 рубля 57 копеек; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 0 рублей 09 копеек.
В связи с неуплатой административным ответчиком налогов и пени в установленный законом срок, Межрайонная ИФНС России № 2 по Смоленской области направила в адрес должника требования об уплате № 36221 от 15 мая 2019 г. и № 85834 от 7 августа 2020 г., которые в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнены.
Просит суд взыскать с Федоровой В.В. в доход бюджета вышеуказанные суммы налога и пени.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Федорова В.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку продолжительное время находился на излечении, имеет плохое самочувствие. Представил письменные возражения на административный иск, в которых указал, что получил доход в размере 650 000 рублей от продажи 1/2 части наследственного имущества – квартиры, но ранее налог не оплатил, поскольку знал, что налог взимается свыше 1 000 000 рублей. В административном иске указано, что он является собственником земельных участков площадью 67 000 кв.м. и 1800 кв.м., но данные объекты недвижимости принадлежат административному ответчику и его брату в равных долях. В случае удовлетворения заявленных требований просит высчитывать задолженность из пенсии частями, так как денежных средств на уплату задолженности в полном объеме не имеет, получает пенсию в размере 10 476 рублей 67 копеек, из которой выплачивает кредит в сумме 3006 рублей 41 копейку, является инвалидом II группы с 2003 года, также получает пенсию по инвалидности.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 58 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичные положения содержатся в пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
На основании абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Исходя из абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период начисления налога и пени), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, которым в силу п. 1 названной статьи признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Как следует из п.п. 1, 2 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Подпунктом 2 п. 1 ст. 228 НК РФ установлено, что исчисление и уплату налога производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу (п. 2 ст. 228 НК РФ).
На основании п. 3 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.Согласно п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В силу п. 6 ст. 228 НК РФ уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят также налогоплательщики, уплачивающие налог на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога. Обязанность, порядок, сроки, элементы налогообложения, необходимые для уплаты земельного налога, установлены главой 31 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Исходя из п.п. 1, 3 ст. 396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.Судом установлено и следует из материалов административного дела, что с 25 мая 1993 г. по 21 марта 2011 г. в собственности Федоровой В.В. находился земельный участок с кадастровым номером ХХХ, расположенный по адресу: <адрес>.В связи с неуплатой налогоплательщиком земельного налога в установленный законом срок, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в сумме 0 рублей 09 копеек, направлено требование об уплате пени по земельному налогу № 36221 по состоянию на 15 мая 2019 г. в срок до 26 июня 2019 г. (л.д. 20-21).Учитывая, что пени по земельному налогу на сумму 0 рублей 09 копеек начислены за 2010-2011 года в отношении вышеприведенного объекта налогообложения, то доводы административного ответчика о нахождении в долевой собственности земельных участков с кадастровыми номерами ХХХ и ХХХ, площадью 67 000 кв.м. и 1800 кв.м. соответственно, расположенных по адресу: <адрес>, не имеют юридического значения в рамках рассматриваемого дела. 30 июля 2020 г. административным ответчиком в Межрайонную ИФНС России № 2 по Смоленской области подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2019 отчетный год, из которой усматривается, что за продажу имущества им получен доход в размере 650 000 рублей и исчислен налог, подлежащий уплате в бюджет, в размере 19 500 рублей (л.д. 12- 17).В адрес Федоровой В.В. направлено требование № 85834 по состоянию на 7 августа 2020 г. об уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 19 500 рублей и пени в размере 62 рубля 57 копеек в срок до 27 октября 2020 г. (л.д. 18-19). 25 декабря 2020 г. Межрайонная ИФНС России № 2 по Смоленской области обратилась к мировому судье судебного участка № 16 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника суммы налога и пени (л.д. 1 административного дела № 2а-3310/2020-16). В этот же день мировым судьей судебного участка № 16 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области вынесен судебный приказ о взыскании с Федоровой В.В. в доход бюджета налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 19 500 рублей, пени по налогу в размере 62 рубля 57 копеек, пени по земельному налогу в размере 0 рублей 09 копеек, а также в соответствующий бюджет государственной пошлины в размере 391 рубль 25 копеек (л.д. 20 административного дела № 2а-3310/2020-16). В связи с подачей Федоровой В.В. возражений относительно исполнения судебного приказа (л.д. 22 административного дела № 2а-3310/2020-16), определением мирового судьи от 21 января 2021 г. судебный приказ отменен и отозван без дальнейшего исполнения (л.д. 24 административного дела № 2а-3310/2020-16). Настоящий административный иск направлен в суд 23 марта 2021 г. (л.д. 27). Проверяя в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 289 КАС РФ соблюдение административным истцом срока обращения в суд, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление к Федоровой В.В. подано Инспекцией в пределах установленного абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ срока после вынесения мировым судьей 21 января 2021 г. определения об отмене судебного приказа. В порядке п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено Кодексом. Согласно п. 1 ст. 80 Кодекса, налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Таким образом, одним из принципов налоговых правоотношений является презумпция достоверности суммы налога, самостоятельно исчисленной и продекларированной налогоплательщиком в налоговой декларации. Суд находит, что указанная в налоговой декларации сумма налога – 19 500 рублей заявлена самим налогоплательщиком, при этом доказательства исполнения обязанности по его уплате отсутствуют. Согласно приведенным в административном исковом заявлении расчетам, пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, составляют 62 рубля 57 копеек, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, - 0 рублей 09 копеек. Суммы пени начислены на основании со ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки.Суд отмечает, что расчеты задолженности административным ответчиком не оспорены, доказательств, подтверждающих уплату налога и пени, суду не представлено. Проверив представленные расчеты, суд признает их мотивированными и арифметически правильными, составленными в соответствии с положениями действующего законодательства и согласующимися в соответствующих периодах со ставками рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в связи с чем соглашается с данными расчетами.
Кроме того, суд находит, что обязанность доказывания обстоятельств, являющихся основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, административным истцом исполнена, полномочия на обращение в суд с данным административным исковым заявлением подтверждены.
С учетом данных обстоятельств, принимая во внимание, что отсутствуют основания для освобождения Федоровой В.В. от уплаты налога и пени, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем взыскивает заявленные суммы.
Также суд полагает необходимым отметить, что состояние здоровья и материальное положение, отсутствие денежных средств для единовременного погашения задолженности не являются основанием для освобождения должника от уплаты налога и пени.
Кроме того, приведенные в письменных возражениях доводы относительно того, что административный ответчик является инвалидом II группы с 2003 года, документально не подтверждены.
При этом на основании ст. 189 КАС РФ административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о рассрочке исполнения решения суда.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с тем, что административный истец в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с учетом требований пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и ч. 1 ст. 114 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика государственную пошлину в размере 782 рубля 51 копейка.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области к Федоровой В. В. о взыскании налога на доходы физических лиц и пени, пени по земельному налогу удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Федоровой В. В., зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход бюджета задолженность по уплате налога на доходы физических лиц и пени, пени по земельному налогу в размере 19 562 (девятнадцать тысяч пятьсот шестьдесят два) рубля 66 копеек, из которых: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 19 500 (девятнадцать тысяч пятьсот) рублей; пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 62 (шестьдесят два) рубля 57 копеек; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 0 рублей 09 копеек.
Взыскать с Федоровой В. В. государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 782 (семьсот восемьдесят два) рубля 51 копейка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.
Судья Р.Е. Воронков
29.06.2021 – вступает в законную силу.