Дело № 3-1/2012
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2012г. г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Шарковой К.Ж.
при секретаре Огнёвой М.А.,
с участием:
прокурора прокуратуры Забайкальского края Выскубовой С.А.,
представителей Губернатора Забайкальского края Слепцовой Л.В., Протасовой Е.В. и Бронникова А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-1/2012 по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующим постановления Губернатора Забайкальского края от 29.12.2009г. № 54 (в редакции постановлений Губернатора Забайкальского края от 12.04.2010г. №10, от 29.04.2011г. №15, от 28.10.2011г. №31) «О сохранении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципальных районов «Карымский район», «Красночикойский район», «Петровск-Забайкальский район», «Улётовский район», «Хилокский район», «Читинский район», «Могочинский район», «Сретенский район» и городского округа «Город Петровск-Забайкальский»,
УСТАНОВИЛ:
Губернатором Забайкальского края 29 декабря 2009г. принято постановление № 54 «О сохранении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципальных районов «Карымский район», «Красночикойский район», «Петровск-Забайкальский район», «Улётовский район», «Хилокский район», «Читинский район», «Могочинский район», «Сретенский район» и городского округа «Город Петровск-Забайкальский», официально опубликованное в газете «Азия-Экспресс» от 31 декабря 2009г. № 70 (далее постановление № 54 - т.1 л.д.5, 76-81).
В последующем в него вносились изменения в редакциях постановлений Губернатора Забайкальского края от 12.04.2010г. №10, от 29.04.2011г. №15, от 28.10.2011г. №31 с официальной публикацией в газете «Азия-Экспресс» от 19.04.2010г. №26, от 12.05.2011г. №19, от 17.11.2011г. №46 (т.1 л.д.83-91).
Названным постановлением № 54 сохранен режим чрезвычайной ситуации, ранее введенный на территории перечисленных муниципальных образований постановлениями Губернатора Читинской области от 11 декабря 2007г. № 192 и Губернатора Забайкальского края от 20 марта 2009г. № 10 (т.1 л.д.47-53, 60-65).
Введение и сохранение режима чрезвычайной ситуации обусловлено большим количеством незаконных рубок древесины, выявленных на землях лесного фонда, повлекших за собой существенный ущерб окружающей среде и значительные материальные потери Забайкальского края (ранее Читинской области) и Российской Федерации.
Режим чрезвычайной ситуации применен в целях сохранения лесов от уничтожения, обеспечения экологической безопасности и охраны лесов, недопущения нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду на фоне комплекса аномальных метеорологических явлений (почвенной засухи и массовых лесных пожаров).
Указанные меры основаны на соответствующих решениях региональной Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протоколы от 6 декабря 2007 года № 90 к постановлению № 192, от 20 марта 2009 года № 2 к постановлению №10 и от 24 декабря 2009 года № 31 к постановлению № 54 – т.1 л.д.38, 54, 66).
Прокурор обратился с заявлением о признании недействующим постановления № 54.
Прокурор полагает, что сохранение режима чрезвычайной ситуации на территории отдельных районов Забайкальского края не соответствует федеральному законодательству о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и нарушает права и свободы граждан. По мнению прокурора, режим чрезвычайной ситуации не может быть использован для предотвращения незаконной заготовки и нелегального оборота древесины, поскольку это не является аварией, опасным природным явлением, катастрофой, стихийным или иным бедствием.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Представители Губернатора Забайкальского края с заявлением прокурора не согласились.
Считают оспариваемое постановление соответствующим полномочиям органов исполнительной власти Забайкальского края по охране окружающей среды, обеспечению экологической и экономической безопасности, защите населения и территорий от воздействия стихийных и техногенных бедствий, предотвращению экологической катастрофы.
Просят учесть, что режим чрезвычайной ситуации применен в условиях непрекращающейся на протяжении многих лет в Забайкальском крае масштабной трудно контролируемой в обычных обстоятельствах незаконной лесозаготовительной деятельности.
Ссылаются на то, что начатое в 2006 году реформирование в сфере лесных отношений и децентрализация системы управления лесным хозяйством повлекли возложение основного бремени по охране лесов на уровень субъектов Российской Федерации в отсутствие в регионе достаточных для этого материальных и людских ресурсов. При этом несовершенство правового регулирования вопросов лесоохраны не позволяет в обычном режиме объединять и координировать деятельность правоохранительных и исполнительных органов власти в борьбе с незаконным оборотом древесины.
Заслушав прокурора и объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим отклонению.
В соответствии со ст. ст. 45, 251 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с требованием о признании недействующим противоречащего федеральному законодательству нормативного акта субъекта Российской Федерации, если такой акт нарушает охраняемые законом права и интересы неопределенного круга лиц.
Оспаривая постановление № 54 о сохранении режима чрезвычайной ситуации на территории отдельных районов Забайкальского края, прокурор полагает, что такой режим не может применяться в целях борьбы с незаконным лесопользованием, и соответствующие ему правила поведения в зоне чрезвычайной ситуации нарушают права и свободы граждан.
Суд не может с этим согласиться.
Согласно пунктам «б», «в», «д», «з» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, лесное законодательство и законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий.
На основании пункта 3.1 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Принимаемые по вопросам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие организационно-правовые нормы по защите граждан, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Подпунктом «а» пункта 1 статьи 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В силу статей 51 - 53 Лесного кодекса Российской Федерации (глава 3 «Охрана и защита лесов») охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 57 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Экономика Забайкальского края отличается значительными лесными ресурсами.
Лес как природный ресурс и экологическая система составляет в Забайкальском крае в соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Нормативные акты в указанной сфере имеют особое значение для социально-экономического и экологически безопасного устойчивого развития Забайкальского края.
Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996г. № 480, а также программой социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Забайкальского края от 10.12.2009г. № 295-ЗЗК «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы» (т.3 л.д.1-7), развитие лесопромышленного комплекса признано определяющим факторам промышленного роста в регионе.
Вопросы значимости лесопромышленного комплекса в экономике Забайкалья и необходимости принятия мер для сохранения лесов, их рационального и неистощительного использования отражены также в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009г. №2094-р, в Концепции развития лесного хозяйства на 2003-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003г. №69-р, Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной совместным приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31.10.2008г. №248/482, Целевой программе Забайкальского края «Развитие лесопромышленного комплекса Забайкальского края (2009-2013 годы)» (т.3 л.д.11).
Как федеральными, так и региональными органами государственной власти в названных документах указывается на необходимость резкого сокращения незаконных рубок и теневого оборота древесины и оптимизации структуры экспорта лесной продукции в целях приоритетного развития лесного комплекса государства, констатируется малоэффективная для экономики экспортная реализация более 90% заготавливаемой древесины из Забайкальского края в Китай в необработанном виде (95% - древесного сырья, в том числе 70 % круглого леса).
В Забайкальском крае на землях лесного фонда, включая территории муниципальных районов «Карымский район», «Красночикойский район», «Петровск-Забайкальский район», «Улётовский район», «Хилокский район», «Читинский район», «Могочинский район», «Сретенский район» и городского округа «Город Петровск-Забайкальский», на протяжении многих лет выявляется большое количество непрекращающихся незаконных рубок древесины, причиняющих значительный экономический ущерб и невосполнимый вред окружающей среде, о чем свидетельствуют представленные Губернатором Забайкальского края статистические и аналитические материалы, исходящие от правоохранительных и иных федеральных и региональных органов государственной власти (т.2 л.д. 27-226, т.3 л.д.46,52).
В Программе противодействия коррупции и нелегальной деятельности в сфере лесных отношений на 2007 - 2008 годы, утвержденной приказом Рослесхоза от 29.12.2007г. № 524, отмечено, что «Оценки масштабов нелегальной деятельности в лесном секторе в России варьируются от 10 - 15% лесозаготовок до 50% производства древесины в отдельных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Результаты комплексной проверки, проведенной в Читинской области весной 2007 г., подтверждают выводы независимых экспертов: если в ближайшее время не будут приняты срочные меры по обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия, действенного таможенного контроля, не будет налажена работа по охране лесов, уже к 2012 - 2013 гг. в Читинской области не останется запасов деловой древесины в экономически доступной зоне. Одной из ключевых причин высокого объема нелегальных рубок является коррупция в сфере лесных отношений и низкая эффективность системы управления. Данные проблемы приобретают особую актуальность для Российской Федерации с учетом проводимого в настоящее время реформирования в системе лесных отношений, децентрализации системы управления лесным хозяйством» (т.3 лд.114).
В названной программе федеральным отраслевым ведомством также признается, что разнообразие форм и значительные масштабы нелегальной деятельности в сфере лесных отношений существенно затрудняют противодействие им.
В Государственном докладе Министерства природных ресурсов Российской Федерации «О состоянии и об охране окружающей среды в 2006 году» выражена озабоченность резким обострением криминогенной обстановки в лесной сфере Читинской области, значительным ростом незаконных порубок древесины, в разы превышающем объемы древесины, официально назначенные в рубку, неэффективностью действий правоохранительных органов в борьбе с незаконными порубками, в связи с чем поддержано предложение прокуратуры Читинской области к исполнительным органам государственной власти Читинской области о введении в ряде районов режима чрезвычайной ситуации (т.3 л.д.112).
В Забайкальском крае сложная ситуация в сфере лесных отношений продолжает сохраняться и усугубляется нахождением её территории на границе с Китайской Народной Республикой, являющейся основным рынком сбыта добытой древесины. По данным Торгового представительства Российской Федерации в КНР и МИД Российской Федерации спрос в сопредельном государстве на российскую древесину в сырьевой форме продолжает расти и не имеет тенденции к снижению ввиду принимаемых в самой КНР государственных мер по сохранению собственных лесных ресурсов путем прекращения промышленной вырубки лесов (т.2 л.д. 17-24).
Таким образом, массовая незаконная лесозаготовительная деятельность, фактически превышающая легально допустимые объемы лесопользования, когда по данным Гослесслужбы Забайкальского края только материальный ущерб от неё составил в 2011 году более 136 миллионов рублей (т.1 л.д.25-26), приобрела в Забайкальском крае характер регионального бедствия и явилась трудно контролируемым в обычных условиях антропогенным фактором, потребовавшим в целях предотвращения причиняемого экономического ущерба и экологического вреда введения режима чрезвычайной ситуации на территории ряда муниципальных образований региона.
Согласно статье 1 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденном постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22 декабря 1994 г. № 327, понятие опасности в чрезвычайных ситуациях определяется как состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации.
Из анализа понятия чрезвычайной ситуации, установленного в федеральном законе, и терминологии ГОСТ Р 22.0.02-94, усматривается, что перечень оснований возникновения чрезвычайной ситуации не является закрытым. С учетом множества природных, техногенных и антропогенных факторов, влияние которых является потенциально опасным для здоровья людей и окружающей среды, источники чрезвычайной ситуации могут быть разнообразными.
Вышеприведенное характеризует чрезвычайную ситуацию не только с точки зрения причин ее возникновения, но и наступивших или возможных последствий, вызванных сложившейся обстановкой.
При установлении наличия таких негативных последствий, как нарушение безопасности населения, объектов народного хозяйства и окружающей среды, ситуация может квалифицироваться как чрезвычайная.
Масштаб чрезвычайной ситуации зависит от степени территориальной распространенности и размера причиненного ущерба.
Соответственно, незаконные рубки древесины, хотя сами по себе и не являются аварией, опасным природным явлением, катастрофой, стихийным бедствием, вместе с тем, в случае приобретения ими массового характера, дают возможность квалификации сложившейся по их причине ситуации как чрезвычайной, с учетом существенности их последствий для окружающей среды и экономики региона.
С учетом выявления значительного ущерба окружающей среде, больших материальных потерь Забайкальского края и Российской Федерации, а также определенности источника возникшей опасности уничтожения лесного фонда – трудно контролируемой, массовой по численности и масштабной по многообразию форм и территориальному охвату незаконной лесозаготовительной деятельности, Губернатором Забайкальского края в пределах своей компетенции принято решение о сохранении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципальных районов «Карымский район», «Красночикойский район», «Петровск-Забайкальский район», «Улётовский район», «Хилокский район», «Читинский район», «Могочинский район», «Сретенский район» и городского округа «Город Петровск-Забайкальский».
Оспариваемое постановление соответствует требованиям Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в том числе пунктам 2, 7, 9, 24, 25 утвержденного эти постановлением Положения, подпункту «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Постановление принято Губернатором Забайкальского края в соответствии с установленной Уставом Забайкальского края и постановлением Правительства Забайкальского края от 20.01.2009г. № 7 «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» компетенции, согласно которой режим чрезвычайной ситуации вводится решениями Губернатора Забайкальского края, принимаемыми в форме постановлений согласно Закону Забайкальского края № 321-ЗЗК «О нормативных правовых актах Забайкальского края» (т.1 л.д. 104-121, 154, 169, 185).
Как указано в абзаце 3 статьи 7 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Режим чрезвычайной ситуации позволяет оперативно координировать действия федеральных, региональных и муниципальных органов управления, а также правоохранительных органов и эффективно консолидировать их силы и средства в целях ликвидации и последующего предупреждения незаконной лесозаготовительной деятельности, а также ликвидации и предупреждения лесных пожаров, засорения и заражения лесов отходами, сопровождающими такую деятельность.
Указания на необходимость совершения определенных предписанных оспариваемым постановлением действий оперативному штабу по ликвидации чрезвычайной ситуации, Государственной лесной службе Забайкальского края, УВД по Забайкальскому краю, Забайкальской железной дороге, участникам внешнеэкономической деятельности, грузоотправителям, Министерству промышленности и энергетики Забайкальского края, органам местного самоуправления не противоречит действующему законодательству.
Из содержания постановления усматривается целевой характер введенных им мер, предусматривающих дополнительный контроль со стороны соответствующих органов за участниками хозяйственной деятельности по экспорту древесины, направленный на обеспечение экологической безопасности края. Предписанные им контрольные действия и запретительные меры ориентированы исключительно на предупреждение незаконных рубок, на пресечение теневого оборота древесных ресурсов, и не препятствуют осуществлению лесозаготовительной деятельности и экспорта древесины на законных основаниях.
Содержащийся в постановлении запрет на пребывание в лесах на территории муниципальных районов «Карымский район», «Красночикойский район», «Петровск-Забайкальский район», «Улётовский район», «Хилокский район», «Читинский район», «Могочинский район», «Сретенский район» и городского округа «Город Петровск-Забайкальский» граждан, имеющих при себе бензопилы и другие механические средства для заготовки древесины, за исключением граждан, заготавливающих древесину на основании договора купли-продажи лесных насаждений, а также работников индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, заготавливающих древесину на основании договора купли-продажи лесных насаждений или договора аренды лесного участка, не нарушает охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций.
При таких обстоятельствах Забайкальский краевой суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Губернатора Забайкальского края принято в пределах компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, федеральному законодательству не противоречит, прав и законных интересов граждан не нарушает.
Сохраненный оспариваемым постановлением режим чрезвычайной ситуации является частью комплексных мер, принимаемых в Забайкальском крае в целях сохранения лесов от уничтожения, обеспечения экологической безопасности и охраны лесов, недопущения нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду. Одновременно с режимом чрезвычайной ситуации в Забайкальском крае действует Закон Забайкальского края № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края», принятый в целях охраны окружающей среды и предотвращения незаконного лесопользования. Определениями Верховного Суда Российской Федерации 72-Г08-3 и 72-Г10-5 была высказана правовая позиция о возможности применения на уровне субъектов Российской Федерации с учетом территориальных и экономических особенностей правового регулирования, реализующего их контрольные и природоохранные функции при отсутствии соответствующего указания в федеральном законодательстве.
Следует отметить, что сходные меры по введению режимов чрезвычайной ситуации на землях лесного фонда вслед за Забайкальским краем эффективно были приняты и применены в Республике Марий Эл (т. 3л.д.60).
В соответствии со статьей 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт либо его часть не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Оснований для признания оспариваемого постановления недействующим не имеется.
Требования прокурора подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199, 251-254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 29.12.2009░. № 54 (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 12.04.2010░. №10, ░░ 29.04.2011░. №15, ░░ 28.10.2011░. №31) «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░», «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», «░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», «░░░░░░░░░░ ░░░░░», «░░░░░░░░░ ░░░░░», «░░░░░░░░░ ░░░░░», «░░░░░░░░░░░ ░░░░░», «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.