(УИД 38RS0024-01-2022-001500-69)
Судья Переляева В.С.
Судья-докладчик Кислицына С.В. по делу № 33-7684/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 октября 2022 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Горбачук Л.В.,
судей Кислицыной С.В. и Яматиной Е.Н.,
при секретаре Богомоевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1151/2022 по иску Крушатиной ЕС к Бевз ЛИ о признании отказа от наследства недействительным
по апелляционной жалобе Крушатиной ЕС
на решение Усольского городского суда Иркутской области от 21 июня 2022 года по данному делу
УСТАНОВИЛА:
в обоснование заявленных требований указано, что Крушатин СЛ умер 06 ноября 2021 г. Истец - дочь наследодателя Крушатина ЕС - наследник первой очереди, ответчик Бевз ЛИ - супруга наследодателя, наследник первой очереди. 19 ноября 2021 г. нотариусом Карибской А.В. было открыто наследственное дело к имуществу умершего Крушатина СЛ за №337/2021. 19 ноября 2021 года истец подписала и подала заявление об отказе от наследства после смерти отца в пользу его супруги Бевз Л.И., данное заявление истцом было написано после достижения договоренности с ответчиком - Бевз Л.И., по которой последняя обязалась выплатить истцу сумму, равную 50% от стоимости имущества / размера финансовых средств, составляющих наследственную массу по наследственному делу №3370/2021 от 19.11.2021 г., но не менее 6 000 000 (шесть миллионов) рублей, т.е. совершила отказ от наследства под условием. Стороны не уведомили нотариуса об имеющемся соглашении. Истец согласилась на условия отказа от наследства, при условии выплаты ей ответчиком причитающейся доли наследства. При совершении юридически значимых действий волеизъявление Крушатиной Е.С. не было направлено на безусловный отказ от наследства, этот отказ был обусловлен обязательством Бевз Л.И. о выплате денежной компенсации. Таким образом, истец не желала безоговорочно отказываться от наследства, этот отказ был обусловлен договоренностью с ответчиком о выплате денежной компенсации за долю в наследстве. При заключении соглашения истец была уверена, что ответчик исполнит условия соглашения, однако ответчик не уведомила истца о том, что 08 июня 2021 года Свердловским районным судом г. Иркутска вынесено решение по гражданскому делу № 2-1579/2021 по исковому заявлению Гаспаряна В.С. к Крушатину С.Л. о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, по встречному исковому заявлению Крушатина С.Л. к Гаспаряну В.С. о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки, по которому исковые требования Гаспаряна В.С. удовлетворены, решено осуществить государственную регистрацию перехода права собственности от Крушатина С.Г. к Гаспаряну В.С. на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес изъят>, общей площадью 216,6 кв.м., кадастровый номер Номер изъят на основании договора купли-продажи от 17.11.2020. В удовлетворении встречных исковых требований Крушатина СЛ было отказано. Истец узнала о данном судебном акте лишь 14 марта 2022 г. Поскольку стало очевидным, что ответчик условия соглашения не исполнит, истец считает недействительным свой отказ от наследства после смерти отца, поскольку он противоречит законодательству.
В этой связи истец просила признать недействительным отказ Крушатиной Е.С. от наследства после смерти 06 ноября 2021 г. отца Крушатина С.Л., удостоверенный 19 ноября 2021 г. нотариусом Усольского нотариального округа Иркутской области Карибской А.В. за № 1089 по наследственному делу №337/2021.
Решением суда отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Апеллянт считает необоснованным вывод суда о том, что истцом не представлено доказательств с достоверностью свидетельствующих о том, что истец на момент подписания заявления об отказе от наследства по закону не желала безоговорочно отказываться от наследства.
Так, в обоснование иска истец ссылалась на то, что отказ от наследства совершен под условием, то есть истец не желала безоговорочно отказываться от наследства, поскольку между истцом и ответчиком было подписано соглашение от 17.11.2021 согласно которому, 50% от стоимости имущества/ размера финансовых средств, составляющих наследственную массу по наследственному делу, но не менее 6 000 000 руб.
Обращает внимание, что соглашение от 17.11.2021, в том числе было обусловлено продажей имущества - квартиры по адресу: г. Иркутск, мкр. Ершовский, д.30/2, кв.5, но при наличии вступившего в законную силу решения по гражданскому делу №2-1579/2021, которым исковые требования Гаспаряна В.С. к Крушатину С.Л. о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество удовлетворены, реализация ответчиком квартиры, невозможна.
При таких обстоятельствах, считает, что исполнение со стороны ответчика соглашения от 17.11.2021 невозможным.
Письменных возражений не поступило.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад по делу, выслушав представителя истца Кашкову В.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону.
Для приобретения наследства наследник должен его принять (статья 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1,3 ст. 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди независимо от призвания к наследованию, не лишенных наследства (пункт 1 статьи 1119), а также в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления (статья 1146) или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156). Отказ от наследства не может быть впоследствии изменен или взят обратно.
Из представленных суду материалов следует, что Крушатин С.Л. умер 6 ноября 2021г. (свидетельство о смерти III-СТ №698434 от 10.11.2021).
Крушатина Е.С. является дочерью Крушатина С.Л., что подтверждается свидетельством о рождении V-CТ №359992.
19.11.2021 Крушатина Е.С., являясь наследником первой очереди, подала нотариусу Усольского нотариального округа Иркутской области Карибской А.В. заявление, в котором сообщила об отказе по всем основаниям наследования от причитающегося наследства, оставшегося после смерти отца – Крушатина С.Л. в пользу его супруги Бевз Л.И. Содержание ст.ст. 1157, 1158 ГК РФ, а именно, что отказ от наследства не может быть изменен или взят обратно, не допускается отказ от наследства с оговорками или под условием, не допускается отказ от части наследства, нотариусом Крушатиной Е.С. был разъяснен, в чем она расписалась.
Согласно пункту 1 ст. 1159 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ от наследства совершается подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника об отказе от наследства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года "О судебной практике по делам о наследовании" сделки, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей при наследовании (в частности, завещание, отказ от наследства, отказ от завещательного отказа), могут быть признаны судом недействительными в соответствии с общими положениями о недействительности сделок (параграф 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации) и специальными правилами раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 178 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть признана недействительной сделка, совершенная под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что лицо, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершило бы сделку, если бы знало о действительном положении дел. Заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности, если сторона допустила очевидную описку (оговорку, опечатку и т.п.) или заблуждается в отношении предмета сделки (например, таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные), ее природы или лица, с которым она вступает в сделку (лица, связанного со сделкой), либо обстоятельства, которое упоминается в волеизъявлении или из наличия, которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку. Заблуждение относительно мотивов сделки не является достаточно существенным для признания сделки недействительной.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Применительно к указанным нормам материального и процессуального права, наследник, заявивший отказ от наследства, должен доказать наличие оснований для признания такого отказа недействительным.
Наследственное дело №337/2021 к наследству умершего Крушатина Сергея Леонидовича начато 19 ноября 2021 г. нотариусом Усольского нотариального округа Карибской А.В.
Из наследственного дела следует, что 19 ноября 2021 г. Бевз Л.И. обратилась с заявлением о принятии наследства, оставшегося после смерти супруга Крушатина С. Л.
Наследственное имущество состоит из: доли в уставном капитале ООО «Строй-Град»; ООО «РегионСтрой»; жилого дома по адресу: <адрес изъят>; земельного участка по адресу: <адрес изъят> доли квартиры по адресу: <адрес изъят>; нежилого здания по адресу: <адрес изъят> нежилого здания по адресу: <адрес изъят>; нежилого здания по адресу: <адрес изъят>; земельного участка по адресу: <адрес изъят> магазина по адресу: <адрес изъят> экскаватора ЭО 3323; транспортного средства HYUNDAY 25Т CARGO ТRUCK; транспортного средства Субару Легаси; полуприцеп-самосвал ПС-1509; автокрана МАЗ 5334; седельного тягача МАЗ 5334; транспортного средства ГАЗ 30066.11; транспортного средства ГАЗ-2705 фургон; транспортного средства ЗИЛ 130; транспортного средства КАВЗ 685М; транспортного средства KIA GRANТО; жилое помещение по адресу: <адрес изъят>
Из искового заявления Крушатиной Е.С. следует, что, при совершении юридически значимых действий волеизъявление не было направлено на безусловный отказ от наследства, этот отказ был обусловлен обязательством Бевз Л.И. о выплате денежной компенсации. Таким образом, истец не желала безоговорочно отказываться от наследства, этот отказ был обусловлен договоренностью с ответчиком о выплате денежной компенсации за долю в наследстве.
17 ноября 2021г. между Бевз Л.И. и Крушатиной Е.С. заключено соглашение о том, что Крушатина Е.С. отказывается от наследства после смерти 06.11.2021 Крушатина С.Л., а Бевз Л.И. обязуется выплатить Крушатиной Е.С. денежный эквивалент 50% от стоимости имущества/размера финансовых средств, составляющих наследственную массу по наследственному делу № 337/2021 от 19.11.2021, но не менее 6 000 000 руб. после продажи всего имущества Крушатина С.Л.
Решением Свердловского районного суда г.Иркутска от 08 июня 2021г. исковые требования Гаспаряна В.С. к Крушатину С.Л. о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, удовлетворены. Решено осуществить государственную регистрацию перехода права собственности от Крушатина С.Л. к Гаспаряну В.С. на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, мкр.Ершовский, дом 30/2, квартира 5 на основании договора купли-продажи от 17.11.2020. Отказано в удовлетворении встречных исковых требований Крушатина С.Л. к Гаспаряну В.С. о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки. Решение вступило в законную силу 21 сентября 2021г.
Истец в обоснование своих требований ссылалась на то обстоятельство, что ответчик условия соглашения не исполнит.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу что заявление истца об отказе от наследства являлось добровольным, оно удостоверено нотариусом, отказ от наследства не противоречит закону, воля истца на отказ от наследства по закону нарушена не была. Каких-либо доказательств с достоверностью свидетельствующих о том, что истец на момент подписания заявления об отказе от наследства по закону не желала безоговорочно отказываться от наследства, а также доказательств, свидетельствующих об отказе от наследства истца под влиянием заблуждения, обмана либо под условием суду не представлено, в связи с чем судом обоснованно отказано в удовлетворении требований. Суд пришел к правильному выводу о том, что на момент подачи Крушатиной Е.С. заявления об отказе от причитающейся ей доли наследства, предусмотренного ст. 1154 ГК РФ, шестимесячный срок на подачу заявлений о принятии наследства после смерти ее отца не истек, окончательный круг наследников нотариусом определен не был, в том числе, не был разрешен вопрос о наличии или отсутствии наследников, имеющих право на обязательную долю (ст. 1149 ГК РФ). Таким образом, поданное Крушатиной Е.С. заявление об отказе от причитающегося ей наследства в полной мере соответствовало стадии производства по делу о наследовании. Противоречия и формулировки, позволяющие неоднозначно толковать волеизъявление, в тексте документа отсутствуют. Оснований полагать, что Крушатина Е.С. отказалась от причитающегося ей наследства, в связи с заключением какого-либо соглашения с иными наследниками, не имеется, так как об этом в заявлении от 19 ноября 2021 не указано.
Заявление нотариусу об отказе от наследства не содержит сведений о том, что данный отказ подписан под каким-либо условием. Соглашение от 17 ноября 2021г. между Бевз Л.И. и Крушатиной Е.С. не удостоверено нотариально, а кроме того в исковом заявлении истец указал о неосведомленности ею нотариуса о наличии соглашения, что также свидетельствует об его отсутствии в момент отказа.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции о критической оценке соглашения, заключенного между Бевз Л.И. и Крушатиной Е.С., представленного суду, содержащего дату заключения 17 ноября 2021г., при этом в п.1 соглашения имеется ссылка на наследственное дело №337/2021, которое открыто нотариусом только 19 ноября 2021г. Соглашение составлено в простой письменной форме, позволяющей составить его с любой датой, каких-либо иных достоверных доказательств заключения соглашения не представлено. Более того доказательств совершения юридически значимых действий, свидетельствующих о реальном характере сделки, представлено не было.
В соответствии со ст. 1, ч. 3 ст. 10 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию стороны, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение, и правильную правовую оценку в решении суда, направлены на переоценку доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 21 июня 2022 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья-председательствующий Л.В. Горбачук
Судьи С.В. Кислицына
Е.Н. Яматина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.10.2022.