Решение по делу № 33-6201/2021 от 15.06.2021

Судья Алхимова А.Е.                 Дело № 33-6201/2021(2-808/2021)

Докладчик Полуэктова Т.Ю.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                            15 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего     Хомутовой И.А.

судей                    Полуэктовой Т.Ю., Сучковой И.А.

при секретаре             Черновой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по апелляционной жалобе Сизых Сергея Владимировича на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 2 марта 2021 года

по иску Сизых Сергея Владимировича к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, включении периода службы в выслугу лет для назначения пенсии, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет

заслушав доклад судьи Полуэктовой Т.Ю.,

У С Т А Н О В И Л А:

Сизых С.В. обратился в суд с иском к Отделу пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (далее - ГУ МВД России по Кемеровской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, включении периода службы в выслугу лет для назначения пенсии, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет.

Требования мотивированы тем, что решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении пенсии за выслугу лет, при этом не включены в период службы в ГК противопожарной службы по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период службы в филиале ГУ «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием соглашения с Республикой Казахстан.

Считает данный отказ незаконным, поскольку отсутствие соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по вопросу зачета в выслугу лет для назначения пенсий периодов службы в Государственном комитете противопожарной службы по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан или в подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан не должно влиять на уровень прав и льгот военнослужащих и членов их семей, в том числе права на пенсионное обеспечение, гарантированных национальным законодательством государств-участников, в связи с чем считает отказ в назначении пенсии за выслугу лет незаконным и просит обязать ответчика назначить ему пенсию с даты обращения с заявлением.

Просит признать незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, включении периодов службы в Государственном Комитете противопожарной службы по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в филиале ГУ «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии, обязать назначить пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, с даты обращения за ее назначением.

Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 2 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований Сизых С.В. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Сизых С.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Ссылаясь на нормы права, указывает что установленная выслуга лет не подлежит изменению другой стороной.

Его общий стаж службы в Казахстане составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в противопожарной службе Республики Казахстан, с учетом правовых актов и норм международного прав возможно сделать вывод о том, что периоды его работы на должностях в Государственной противопожарной службы и последующей на ней службы Республики Казахстан подлежат включению в выслугу лет в календарном исчислении.

Выражает несогласие с выводами суда о необходимости наличия специального соглашения, предусматривающего зачет в выслугу лет службы в органах противопожарной службы МЧС, поскольку период его службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> не входит в систему органов внутренних дел, так как это опровергается Соглашениями и решением экономического суда СНГ, а иные выводы суда основаны на неправильном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

На апелляционную жалобу представителем ГУ МВД России по Кемеровской области Фадеевой И.М. принесены возражения.

В заседании суда апелляционной инстанции Сизых С.В. на доводах апелляционной жалобы настаивал в полном объёме, просил решение суда отменить, требования удовлетворить в полном объёме.

Представитель ГУ МВД России по Кемеровской области Фадеева И.М., действующая на основании доверенности, просила решение суда оставить без изменения, на доводах возражений настаивала в полном объёме.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что

Сизых С.В. проходил службу в государственной противопожарной службе ГУ МЧС России по Кемеровской области -Кузбассу, с которой уволен с ДД.ММ.ГГГГ с должности <данные изъяты> ( л.д.72).

ДД.ММ.ГГГГ Сизых С.В. обратился в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Кемеровской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет (л.д.49).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ отказано Сизых С.В. в назначении пенсии за выслугу лет в связи отсутствием соглашения с Республикой Казахстан по вопросу зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в Государственном Комитете противопожарной службы по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, права на пенсию Сизых С.В. не имеет (л.д.28).

Сизых С.В. проходил службу в Республике Казахстан в следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ – служба в органах внутренних дел (Управление Государственной противопожарной службы при Управлении внутренних дел <адрес> – УГПС при УВД по ВКО);

с ДД.ММ.ГГГГ – приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность в Государственной противопожарной службе <адрес> «Серебрянка»;

с ДД.ММ.ГГГГ – противопожарная служба (ГПС ВКО Департамента ГПС ГК ЧС РК);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – противопожарная служба Восточно-Казахстанского филиала ГУ «Служба пожаротушения и спасательных работ» МЧС РК, что подтверждается послужным списком, расчетом выслуги лет для назначения пенсии, архивной справки Государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по чрезвычайным ситуациям <адрес> Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан (л.д.80-90,93-94,л.д.95-96).

Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан» от 22.04.1997 г. № 3465 Главное Управление Государственной противопожарной службы Республики Казахстан и его подразделения переданы из Министерства внутренних дел в Комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям (Комитет РК по ЧС).

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27.04.1999 г. № 481 Комитет по чрезвычайным ситуациям переименован в Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям (АЧС РК);

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28.10.2004 г. № 1112 АЧС РК преобразовано в Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан (МЧС РК).

Таким образом, на момент поступления Сизых С.В. на службу ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом Республики Казахстан от 22.11.1996 г. № 48-1 «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба Республики Казахстан входила в состав МВД Республики Казахстан, а подразделения пожарной охраны наряду с органами внутренних дел подчинялись Министерству внутренних дел Республики Казахстан, образуя единую систему органов внутренних дел, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией органов государственной власти Республики Казахстан Сизых С.В. продолжил проходить службу Государственной противопожарной службе Республики Казахстан (Государственном комитете по чрезвычайным ситуациям, Комитете по чрезвычайным ситуациям, Агентстве по чрезвычайным ситуациям, Министерстве по чрезвычайным ситуациям), не входящих в систему органов внутренних дел.

Как следует из сведений трудовой книжки, Сизых С.В. работал на основании трудового договора в органах Государственной противопожарной службы МЧС России (далее - ГПС МЧС России) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 лет 4 месяца 23 дня) проходил службу в ГПС МЧС России (л.д.17-22).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, установив указанные обстоятельства, пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из того, что период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ведомствах, не входящих в систему органов внутренних дел Республики Казахстан, не подлежит включению в выслугу лет; до настоящего времени отсутствует соглашение с Республикой Казахстан по вопросу зачета в выслугу лет для назначения пенсий периодов службы в подразделениях Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, Государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов в выслугу лет, а также о необходимости наличия специального соглашения, предусматривающего зачет в выслугу лет службы в органах противопожарной службы, направлены исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств и доказательств, которые исследованы судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и которым дана надлежащая правовая оценка в постановленном решении, в связи с чем данные доводы подлежат отклонению судебной коллегией в полном объёме.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.

В соответствии с абз. 5 п. "а" ст. 1 данного Закона Российской Федерации действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в ст. 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 4 Закона, проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.

Во исполнение положений Закона РФ № 4468-1 Советом министров - Правительством Российской Федерации принято постановление от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

    Абзацем 6 пункта 1 названного постановления предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются: военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных аварийно-спасательных формирований), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом данного пункта).

    Кроме того, в пп. «б» п. 2 Положения об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 № 43, закреплено, что в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы включается время службы в органах внутренних дел (полиции), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях) государств - участников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми Российской Федерацией заключены соответствующие договоры (соглашения).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение Экономического суда СНГ от 13.05.2004 № 01-1/7-03 не свидетельствует об обратном. Данным решением было рекомендовано лишь государствам-участникам определить, какие органы осуществляют пенсионное обеспечение прибывших на их территорию пенсионеров, либо с целью избежания коллизий национальных законодательств использовать механизм, предусмотренный статьей 6 Соглашения от 24.12.1993, - путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений.

Однако соответствующее соглашение с Республикой Казахстан не принято.

Учитывая изложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, судом первой инстанции, на основании совокупности всех представленных доказательств, сделан обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.

На момент поступления Сизых С.В. на службу ДД.ММ.ГГГГ государственная противопожарная служба Республики Казахстан (далее - РК) входила в соответствии с Законом Республики Казахстан № 48 -1 «О пожарной безопасности» в состав МВД РК, а подразделения пожарной охраны наряду с органами внутренних дел подчинялись МВД РК, образовывая Единую систему органов внутренних дел.

В соответствии с Законом РК от 09.12.1998 №307 подразделения пожарной охраны исключены из числа подразделений, входящих в МВД РК и образующих единую систему органов внутренних дел.

В связи с чем, ответчиком засчитан срок службы в МВД РК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании абзаца 5 пункта «а» статьи 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.

Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в ведомстве РК, не входящем в систему органов внутренних дел (государственный комитет по чрезвычайным ситуациям, Комитет по чрезвычайным ситуациям, Агентство по чрезвычайным ситуациям, Министерство по чрезвычайным ситуациям - 5 лет 4 месяца 12 дней), то есть истец сотрудником органов внутренних дел на территории Республики Казахстан не являлся, постольку, учитывая указанные нормативно-правовые акты, не имеется оснований для включения данного периода службы в выслугу лет, дающей право на пенсию.

Следовательно, Соглашение от 24.12.1993 не может быть применено к рассматриваемому спору, учитывая также, что на министерство внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения других лиц, проходивших службу в иных подразделениях других министерств и ведомств, не входящих в систему органов внутренних дел государств – участников СНГ.

В целом, все доводы апелляционной жалобы истца повторяют его правовую позицию, изложенную в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции, и по существу сводятся к несогласию с выводами суда, однако не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Само по себе несогласие с решением суда первой инстанции не может служить основанием для удовлетворения требований, содержащихся в жалобе.

Вопреки доводам апеллянта, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены и применены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом правильно применены нормы материального и процессуального права, а потому решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 02 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сизых Сергея Владимировича – без удовлетворения.

Председательствующий                     И.В. Хомутова

Судьи                                Т.Ю. Полуэктова

                                    И.А. Сучкова

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 16.07.2021.

33-6201/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
СИЗЫХ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ответчики
Отдел пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения ГУ МВД России по КО
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Полуэктова Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
17.06.2021Передача дела судье
15.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2021Передано в экспедицию
15.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее