Решение по делу № 2-560/2024 от 07.06.2024

Дело № 2-560/2024

УИД13RS0011-01-2024-001526-76

Решение

именем Российской Федерации

р.п. Зубова Поляна                                                                                 2 июля 2024 г.

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Заренковой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Шичкиной Е.И.,

с участием:

представителя истца - помощника Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Паткина А.М.,

ответчика - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», его представителя Борцовой Татьяны Владимировны,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Федеральной службы исполнения наказаний, его представителя Борцовой Татьяны Владимировны,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Дубравный прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее также - прокурор), выступая в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее - ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия, ИК-, Учреждение) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Требования мотивированы тем, что Дубравной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с привлечением специалиста - инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы Зубово-Полянского, Торбеевского и Атюрьевского муниципальных районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Мордовия по пожарному надзору проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения охраны здоровья осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Установлено, что в нарушение статей 4, 5, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, пунктов 3, 11 постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» помещение цеха по производству синтепона ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия не оснащено системой пожарной сигнализации. На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), статей 27, 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просил обязать ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия оборудовать помещение цеха по производству синтепона системой пожарной сигнализации оповещения людей о пожаре и управления эвакуации согласно приложению № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».

В отзыве на исковое заявление представитель ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия просила отказать истцу в иске, ссылаясь на то, что объект недвижимого имущества «Фанерный цех», общей площадью 1771, 1 кв. м., находящийся на балансе Учреждения, в котором установлены оборудования для изготовления металлопрофиля и производства синтепона, не оборудован системой пожарной сигнализации оповещения людей о пожаре и управления эвакуации согласно приложению № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», ввиду отсутствия денежных средств в ИК-. Мероприятия, направленные на приобретение и установку системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре запланированы до конца 2024 г.

В судебном заседании помощник Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Паткин А.М. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия Борцова Т.В., представляющая также интересы Федеральной службы исполнения наказаний, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, в пояснениях сослалась на доводы отзыва.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, УФСИН России по Республике Мордовия, в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился.

Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Статьей 13 Федерального закона от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" установлено, что учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ), под требованиями пожарной безопасности понимаются - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно статье 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требованиями статьи 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ предусмотрено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ установлено, что соблюдение требований пожарной безопасности является обязанностью руководителя организации.

На основании пункту 1.5 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 30 марта 2005 г. № 214 (далее - Правила), начальник учреждения и органа ФСИН России или лицо, исполняющее его обязанности, отвечает за создание пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждения (далее - подразделения ВПО) и за обеспечение противопожарной защиты объектов учреждения.

Пунктом 3.1.5. Правил предусмотрено, что противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Пунктом 4 Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" предусмотрено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади.

Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении к НПБ 110-03.

Согласно пункту 15 Таблицы № 2 Приказа МЧС РФ от 20 июня 2003 г. N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" к таким зданиям относятся учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания.

Требованиями пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

Согласно пункту 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464 (далее - Требования к системам пожарной сигнализации и оповещения) объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению № 1.

Судом установлено, что ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия, являющееся юридическим лицом, осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным, по организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением, что подтверждается сведениями официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (сайт bus.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1.3 Устава ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия (далее – Устав), Учреждение находится в ведении ФСИН России.

Пунктом 2.1 Устава определены предмет и цели деятельности ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия, среди которых обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение правопорядка и законности в Учреждении, обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, а также сотрудников и гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории Учреждения, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, международного права.

Также установлено, что на балансе ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия находится объект недвижимого имущества «Фанерный цех», общей площадью 1771, 1 кв. м., закрепленный за ним праве оперативного управления, в котором установлено оборудование для производства синтепона.

В апреле 2024 г. Дубравной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия.

В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в том, что помещение цеха по производству синтепона не оборудовано системой пожарной сигнализации оповещения людей о пожаре и управления эвакуации согласно приложению. № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».

2 мая 2024 г. начальнику ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия внесено прокурорское представление об устранении установленных нарушений.

На день рассмотрения настоящего иска, выявленные нарушения пожарной безопасности не устранены.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Пунктом 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ предусмотрено, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности, начальнику ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия Рябову М.В. вносилось предписание по устранению приведенных выше нарушений пожарной безопасности от 2 мая 2024 г. № 17-3-2024, которое не было выполнено.

Из изложенного следует, что заявление прокурора о возложении обязанности устранить данные нарушения направлено на защиту и восстановление прав этих лиц, подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом прокурор не подменяет органы, осуществляющие функции государственного пожарного надзора, уполномоченные производить соответствующие проверки и ставить вопрос о привлечении нарушителей к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя Борцовой Т.В. о том, что помещение цеха по производству синтепона не оборудовано системой пожарной сигнализации оповещения людей о пожаре и управления эвакуации согласно приложению № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» ввиду отсутствия у Учреждения денежных средств, не могут являться основанием для оставления исковых требований без удовлетворения, поскольку какие-либо документы, подтверждающие то, что ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия отказано в выделении бюджетных средств для выполнения указанных мероприятий, суду не представлены.

Статья 206 ГПК РФ предусматривает, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая характер действий, необходимых для проведения возложенной на ответчика обязанности, с учетом соблюдения баланса интересов сторон, суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено в течение девяти месяцев со дня его вступления суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При подаче искового заявления Дубравный прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях был освобождён от уплаты государственной пошлины, а потому расходы по уплате государственной пошлине не понёс.

Поскольку ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия выполняет отдельные функции государственного органа, его участие в процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, то в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьи 89 ГПК РФ государственная пошлина с исправительного учреждения взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

исковые требования Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» в течение девяти месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать помещение цеха по производству синтепона системой пожарной сигнализации оповещения людей о пожаре и управления эвакуации согласно приложению № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий                                                             Л.Н. Заренкова

Решение в окончательной форме изготовлено 9 июля 2024 г.

Председательствующий                                                             Л.Н. Заренкова

2-560/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дубравный прокурор
Ответчики
ФКУ ИК-11 УФСИН России по РМ
Другие
ФСИН России
УФСИН России по Республике Мордовия
Суд
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия
Судья
Заренкова Людмила Николаевна
Дело на сайте суда
zubovo-polyansky.mor.sudrf.ru
07.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2024Передача материалов судье
10.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2024Судебное заседание
09.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2024Дело оформлено
02.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее