Дело №
РЕШЕНИЕ Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Козловой Л.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя Волго-Донской транспортной прокуратуры <адрес> к ООО «Донской порт», третье лицо: Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Волго-Донской транспортной прокуратуры <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском о понуждении совершить действия. В обоснование указав, что в ходе надзорных мероприятий дана оценка хозяйственной деятельности ООО «Донской порт» в морском порту Ростов-на-Дону с использованием гидротехнических сооружений.
В соответствии с распоряжением Росморречфлота от ДД.ММ.ГГГГ № №-р (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении сведений о морском порте Ростов- на-Дону в Реестр морских портов Российской Федерации» ООО «Донской порт» является оператором морского терминала, расположенного по адресу: г. <адрес>, оказывает услуги согласно уставу организации, в том числе по осуществлению погрузо-разгрузочной деятельности.
Так, в соответствии с ч. 2,3 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее I- Федеральный закон № 155-ФЗ) государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза):
- является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря;
- организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
Установлено, что ООО «Донской порт» осуществляет хозяйственную деятельность в том числе в границах акватории морского порта Ростов-на-Дону, водное пространство которой в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» определено как внутренние морские воды Российской Федерации.
Вместе с тем указанная хозяйственная деятельность осуществляется ООО «Донской порт» без положительного заключения государственной экологической экспертизы, документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах, что свидетельствует о нарушении ст. 33 Федерального закона, ст. 34 Федерального закона № 155-ФЗ.
Выявленные в ходе проверки нарушения указывают на ненадлежащее выполнение ООО «Донской порт» комплекса мер, направленных на обеспечение безопасной хозяйственной деятельности предприятия.
С учетом изложенного Волго-Донской транспортной прокуратурой в адрес руководителя Общества внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений природоохранного законодательства, которое исполнено не было.
В транспортную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ поступило письмо Общества (исходящий №), в котором указано о заключении договора № от ДД.ММ.ГГГГ, проведении работ по разработке и получению природоохранной и экологической документации.
До настоящего положительное заключение государственной экологической экспертизы Обществом не получено (письма ООО «Донской порт» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №).
Таким образом, ООО «Донской порт» продолжает ведение хозяйственной деятельности с нарушением требований действующего законодательства.
Учитывая изложенное, в нарушение вышеперечисленных требований природоохранного законодательства, на протяжении длительного периода времени хозяйственная деятельность Общества осуществляется без оценки ее воздействия на окружающую среду, что в свою очередь может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду
С учетом изложенного, просит суд обязать ООО «Донской порт» получить положительное заключение государственной экспертизы документов, обосновывающих ведение хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации в течение 12 месяцев после вступления в законную силу решения суда.
Истец, представитель третьего лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем в их отсутствие дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на иск, исковые требования признал, просил принять во внимание данные о том, что ООО «Донской порт» предпринимает необходимые меры для выполнения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе получения положительного заключения государственной экспертизы. В его отсутствие дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Федеральный закон N 174-ФЗ от 23.11.1995 "Об экологической экспертизе" регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Статьей 3 Закона N 174-ФЗ установлены принципы экологической экспертизы, к которым в числе прочих относятся: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня определены статьей 11 Федерального закона N 174-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Закона N 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. В силу пункта 7 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Статьей 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" установлено, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза): является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе (пункт 1).
Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря (пункт 2).
Как установлено в судебном заседании, основным видом деятельности ООО «Донской порт» является Транспортная обработка грузов (52.24). У Общества имеется лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (№ МР-4 001810 от 30.07.2015).
В соответствии с распоряжением Росморречфлота от 15.11.2010 № АД-323-р (ред. от 24.10.2023) «О внесении сведений о морском порте Ростов-на-Дону в Реестр морских портов Российской Федерации» ООО «Донской порт» является оператором морского терминала, расположенного по адресу: <адрес>, оказывает услуги согласно уставу организации, в том числе по осуществлению погрузо-разгрузочной деятельности.
Вместе с тем указанная хозяйственная деятельность осуществляется ООО «Донской порт» без положительного заключения государственной экологической экспертизы, документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах, что свидетельствует о нарушении ст. 33 Федерального закона, ст. 34 Федерального закона № 155-ФЗ.
Выявленные в ходе проверки нарушения указывают на ненадлежащее выполнение ООО «Донской порт» комплекса мер, направленных на обеспечение безопасной хозяйственной деятельности предприятия.
С учетом изложенного Волго-Донской транспортной прокуратурой в адрес руководителя Общества внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений природоохранного законодательства, которое исполнено не было.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования генеральный директор ООО «Донской порт» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
В рассматриваемом случае осуществляемая обществом во внутренних морских водах деятельность по перевозке морским транспортом опасных грузов (нефтепродуктов) относится к объектам государственной экологической экспертизы.
При этом как установлено судом, положительное заключение государственной экспертизы на вид деятельности, осуществляемой во внутренних морских водах, у общества на момент проведения прокуратурой проверки отсутствовало.
Согласно отзыву на иск, указанные обстоятельства обществом не оспаривались, напротив исковые требования признаются им.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с ранее заключенным договором № от ДД.ММ.ГГГГ с ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» проводится разработка природоохранной и экологической документации, проектом и мероприятий в соответствии с Техническим заданием, а именно: комплекс работ «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ООО «Донской порт» по перевалке насыпных, навалочных и генеральных грузов в границах акватории морского порта Ростов-на-Дону.Также получено заключение Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании планируемой деятельности в рамках документации «Программа хозяйственной деятельности ООО «Донской порт», расположенного по адресам: <адрес>.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что осуществление юридическим лицом хозяйственной деятельности во внутренних морских водах (реализация объекта экологической экспертизы), без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением, как положений Закона N 174-ФЗ, так и Закона N 155-ФЗ.В связи с этим исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений законодательства при осуществлении указанной выше деятельности, подлежат удовлетворению.
В силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Учитывая установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства, с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание отсутствие длительность проведения указанных мероприятий, суд считает возможным предоставить отсрочку исполнения решения со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования иску Заместителя Волго-Донской транспортной прокуратуры <адрес> – удовлетворить.
Обязать ООО «Донской порт» (ИНН №)получить положительное заключение государственной экспертизы документов, обосновывающих ведение хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, в срок не позднее 12 месяцев после вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья