Судья Некрасова О.С. Дело №33-401/2015 г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего судьи Харманюк Н.В.,

судей Костенко Е.Л., Сироткиной Е.М.,

при секретаре Михеевой Л.П.,

рассмотрела в судебном заседании 29 января 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 ноября 2014 года, по которому

на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить Потолицыной М.С. благоустроенное жилое помещение в городе Сыктывкаре Республики Коми на условиях специализированного найма на состав семьи ... человек общей площадью не менее ... кв.м.

Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Потолицына М.С. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения в порядке пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебное заседание истец поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика полагал исковое заявление подлежащим оставлению без удовлетворения.

Судом принято указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МОГО «Сыктывкар» просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что Потолицына М.С., <Дата обезличена> года рождения, осталась без попечения родителей, что подтверждено решением Сыктывкарского городского суда от <Дата обезличена> о лишении ее матери, Потолицыной Ж.И., родительских прав, свидетельством о смерти отца истца Потолицына С.А..

Сведений об обеспечении государством Потолицыной М.С. жилым помещением в порядке реализации ее льготы в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ) не представлено.

Потолицына М.С. постоянно проживает в г.Сыктывкаре, проходила обучение в МОУ «СОШ № ...», в настоящее время имеет постоянное место работы в г.Сыктывкаре.

Суд, удовлетворяя требования, исходил из наличия у истца права на получение жилого помещения по заявленной льготе, которое подлежит реализации в порядке пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

В Список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пп. 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).

Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 07.12.2012 №104-РЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 года, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.

Статьей 1 указанного Закона Республики Коми от 07.12.2012 №104-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.

Таким образом, абзацем первым п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам вышеуказанной категории. К их числу относятся, в частности, достижение лицом возраста 18 лет, включение в Список и окончание срока пребывания в образовательной организации.

При этом ни ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

Целью формирования такого Списка является не только констатация уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, но и определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что истица относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судебная коллегия соглашается с выводом суда о праве Потолицыной М.С. на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку она до настоящего времени в установленном законом порядке жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не обеспечена, а другого жилья не имеет, при том, что постановка данной категории лиц на учет является обязанностью администрации МО ГО «Сыктывкар».

Таким образом, ссылки в жалобе Администрации МО ГО «Сыктывкар» на нарушение прав иных лиц, состоящих в списке нуждающихся в жилье по договорам найма специализированного жилого помещения, безосновательны.

При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Потолицыной М.С., суд обоснованно применил норму, установленную статьей 10 Закона Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» от 4.07.2006 № 54-РЗ, так как истец как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающийся в получении жилого помещения, имел право на получение жилья по норме, установленной указанным Законом Республики Коми с учетом позиции Конституционного суда Республики Коми, высказанной им в постановлении от 11.07.2011. В связи с этим доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда в части размера жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, не влекут отмены решения суда.

Кроме того, как следует из содержания пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 № 1534), размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере ... кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади в таком размере.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судом представленных в материалы дела доказательств, что основанием к отмене решения не является.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 27 ░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░»– ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-401/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Потолицына М.С.
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Сироткина Е М
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
29.01.2015Судебное заседание
02.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2015Передано в экспедицию
29.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее