Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04.12.2023 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., при секретаре Ильиной И.П.,
с участием истца Киселева В.А., представителя истца Пушкаревой Н.С., представителя ответчиков Литвиновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-947/2023 по исковому заявлению Киселева ФИО8 к Администрации Арамильского городского округа, МКУ "Управление зданиями и автомобильным транспортом Администрации Арамильского городского округа" о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием,
установил:
Киселев В.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь в обоснование требований, что 03.12.2022 в 14 час 10 мин по адресу: <адрес>, транспортное средство AUDI A8L, гос.рег.знак №40817810604900317040 принадлежащее истцу повреждено по причине выступающего из земли фрагмента металлического столба от ранее имевшегося дорожного знака.
Данный участок дороги обслуживает MКУ «Управление зданиями и автомобильным транспортом Администрации Арамильского городского округа». Нахождение на дорожном покрытии фрагмента металлического столба от ранее имевшегося дорожного знака без каких-либо ограждающих и предупреждающих конструкций является нарушением требований безопасности дорожного движения. Данное нарушение привело к причинению ущерба автомобилю истца.
Согласно заключению ООО «Элемент» №40817810604900317040 от 28.12.2022, стоимость восстановительного ремонта составляет 543400 руб., стоимость расходов на оплату независимой технической экспертизы составила 6000 руб.
Кроме того, автомобиль не мог эксплуатироваться из-за повреждений, указанных в акте осмотра экспертного заключения, в связи с чем, истец вынужден арендовать автомобиль. 10.01.2023 истец заключил договор субаренды транспортного средства с ООО «Урал ВизнесКар». Арендная плата по договору составляет 3 000 руб. в сутки. На 27.02.2023 арендная плата за период с 10.01.2023 по 27.02.2023 составила 144 000 руб.
В связи с чем, истец просит: Взыскать с надлежащего ответчика в пользу Киселева ФИО9 ущерб, причиненный автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия в размере 543400 руб.; расходы на оплату независимой технической экспертизы в размере 6000 руб.; расходы на оплату юридических услуг в размере 50000 руб.; убытки по аренде транспортного средства на день удовлетворения требования; расходы на оплату государственной пошлины 8700 руб.
В судебном заседании истец Киселев В.А. и его представитель Пушкарева Н.С. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчиков Администрации Арамильского городского округа, МКУ "Управление зданиями и автомобильным транспортом Администрации Арамильского городского округа" Литвинова С.С. в судебном заседании указала, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Согласно сведениям, представленным МКУ «УЗиАТ Администрации АГО» 02.12.2022 при объезде территории Арамильского городского округа нарушений не выявлено, 05.12.2022 было установлено, что сбит дорожный столб с расположенными на нем знаками «Искусственная неровность» и «Ограничение скорости 20». 05.12.2022 знак был убран, остаток трубы - демонтирован.
Согласно схеме улично-дорожной сети в <адрес>, земельный участок, прилегающий к дому №40817810604900317040 по <адрес> в <адрес>, не относится к объектам транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств, не является дорогой, приспособленной и используемой для движения транспортных средств, несмотря на частичное присутствие дорожного покрытия, а также не является парковкой. Киселев В.А. не имел права осуществлять движение на данном участке дороги, вне проезжей части, а также выезжать на проезжую часть по указанной траектории.
Доводы о том, что фрагмент трубы был покрыт снежным покровом, опровергаются фотоматериалом с места ДТП. Истец располагал возможностью видеть препятствие на пути следования транспортного средства, и имел возможность принять меры к маневрированию, снижению скорости и остановке транспортного средства. Экспертным заключением № 0085 от 21.06.2023 установлено, что повреждения транспортного средства не соответствует обстоятельствам ДТП и противоречит механизму ДТП.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 2 ФЗ "О безопасности дорожного движения" N 196 от 10.12.1995:
- безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
- дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
- обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
- организация дорожного движения - это комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" N 196 от 10.12.1995 ремонт и содержание дорог на адрес должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ "О безопасности дорожного движения" N 196 от 10.12.1995 мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Как следует из положений ст. 3 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257 от 08.11.2007: ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257 от 08.11.2007 содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно ст. 18 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257 от 08.11.2007 ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
В п. 2 ст. 28 ФЗ "Об автомобильных дорогах" N 257 от 08.11.2007 указано, что пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно п. 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
Посторонние предметы должны быть удалены:
- с проезжей части дорог и улиц, краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения;
- с разделительных полос и обочин в течение трех суток с момента обнаружения.
Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения.
Как следует из материалов дела, 03.12.2022 в 14 час 10 мин по адресу: <адрес>, произошло дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство AUDI A8L, гос.рег.знак №40817810604900317040 принадлежащее истцу Киселеву В.А., повреждено по причине выступающего из земли фрагмента металлического столба от ранее имевшегося дорожного знака.
В результате ДТП транспортное средство получило механические повреждения.
Согласно определению об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 03.12.2022, нарушений правил дорожного движения водителем AUDI A8L, гос.рег.знак А787УВ196, не установлено (л.д. 9).
Из материалов дела также усматривается, что в Арамильском городском округе создано муниципальное казенное учреждение «Управление зданиями и автомобильным транспортом Арамильского городского округа», в полномочия которого, в том числе входит выполнение работ, оказания услуг в целях выполнение комплекса работ по благоустройству территории Арамильского городского округа, работ по содержанию дорог местного значения в границах Арамильского городского округа.
В план работы данного учреждения входит ежедневный осмотр территории Арамильского городского округа, в случае необходимости правка, чистка дорожных знаков, чистка, подметание дорог и др.
Согласно плану работы МКУ «УЗиАТ Администрации АГО» 02.12.202?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????????????????????????????????????????????????????�?????????�??????????�??????????�???????�??????�??????�????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�
В силу общих положений ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещения вреда, обязано доказать факт наступления вреда, его размер, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступившими вредными последствиями и виновным противоправным деянием причинителя вреда.
Законом установлена презумпция вины причинителя вреда, который может быть освобожден от возмещения вреда лишь в том случае, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно заключению экспертов ФБУ «Уральский региональный центр судебной экспертизы № 3412, 3413/08-2-23 от 23.10.2023, с технической точки зрения стоимость восстановительного ремонта AUDI A8L, государственный регистрационный знак А787УВ196, на дату ДТП (03.12.2022), с учётом среднерыночных цен, без учёта износа, может составить 520 600 руб.
Водитель автомобиля AUDI A8L, государственный регистрационный знак А787УВ196. при движении по прилегающей территории должен был руководствоваться требованиями пункта 1.3 Правил, обязывающими водителя знать и соблюдать относящиеся к нему требования Правил. Несоответствий в действиях водителя автомобиля AUDI A8L, государственный регистрационный знак А787УВ196, указанному требованию Правил с технической точки зрения не усматривается (л.д. 235-256).