Дело № 2-1074/2021
УИД: 66RS0036-01-2021-001715-12
Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2021 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2021 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Туркиной Н.Ф.,
при секретаре судебного заседания Лапшовой Н.В.,
с участием старшего помощника прокурора г. Кушва Певцовой Т.Х.,
представителя МАУ КГО «Спортивная школа» Бурич Л.А.,
представителя Управления физической культуры и спорта КГО Радаевой Т.В.,
представителя администрации КГО Божко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кушва, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному учреждению Кушвинского городского округа «Спортивная школа», Управлению физической культуры и спорта Кушвинского городского округа о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Кушва, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кушвинский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к муниципальному автономному учреждению Кушвинского городского округа «Спортивная школа» (далее – МАУ КГО «Спортивная школа»), Управлению физической культуры и спорта Кушвинского городского округа о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указано, что муниципальное автономное учреждение Кушвинского городского округа «Спортивная школа» (далее – МАУ КГО «Спортивная школа»), осуществляющее деятельность в сфере физической культуры и спорта, является учреждением, осуществляющим физическую подготовку. В соответствии с Уставом Учреждения предметом деятельности последнего является оказание услуг (выполнение работ) по реализации полномочий Кушвинского городского округа в сфере физической культуры и спорта, предусмотренных федеральными законами, законами Свердловской области, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области и Кушвинского городского округа. Учреждение обеспечивает осуществление процесса спортивной подготовки по видам спорта, культивируемым в Учреждении.
Целями деятельности Учреждения являются: осуществление спортивной подготовки по видам спорта, в том числе, лыжные гонки; создание условий охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц; реализация программ спортивной подготовки по всем видам спорта, в том числе, лыжные гонки, и популяризация видов спорта, культивируемых в Учреждении; функционирования системы отбора спортивного резерва и отбор наиболее одаренных детей и подростков; развитие патриотического воспитания молодежи.
Предметом деятельности Учреждения является реализация программ спортивной подготовки на этапе начальной подготовки, тренировочном этапе, этапе совершенствования спортивного мастерства. Учреждение осуществляет процесс спортивной подготовки в соответствии с программами спортивной подготовки по вилам спорта, в том числе, лыжные гонки.
Задачами Учреждения, направленными на обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Свердловской области и Российской Федерации являются: обеспечение целенаправленной подготовки спортивного резерва по видам спорта, в том числе, лыжные гонки; организация и проведение тренировочных мероприятий на основе и в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки программ спортивной подготовки; организация и проведение официальных спортивных мероприятий и физкультурных мероприятий; финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе, обеспечение питания и проживания, обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе, тренировочных сборов), спортивных мероприятий и обратно, проживания и питания в период проведения тренировочных мероприятий (в том числе, тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно; медицинское обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе, организация систематического медицинского контроля. В Учреждении установлены следующие этапы спортивной подготовки: этап начальной подготовки, тренировочный этап, этап совершенствования спортивного мастерства.
В соответствии с Уставом Учреждения лицо, проходящее спортивную подготовку, имеет право на: освоение программ спортивной подготовки, в том числе, по видам спорта лыжные гонки, установленных Учреждением в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки; пользование объектами спорта Учреждения, необходимое медицинское обеспечение, материально-техническое обеспечение, в том числе, обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения спортивных мероприятий; осуществление иных прав в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте, учредительными документами и локальными нормативными актами Учреждения, договором оказания услуг по спортивной подготовке.
Прокуратурой города ранее было установлено, что Учреждением в нарушение положений Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки» требования к условиям реализации программ спортивной подготовки не соблюдаются. В целях устранения нарушений федерального законодательства в сфере физической культуры и спорта прокурором города 16.06.2021 внесены представления в адрес главы Кушвинского городского округа и директора МАУ КГО «Спортивная школа», однако нарушения так и не устранены. Учреждение неоднократно обращалось к руководителю Управления физической культуры и спорта Кушвинского городского округа о дополнительном выделении денежных средств для приобретения дополнительного необходимого спортивного инвентаря, спортивной экипировки для обучающихся, для оплаты проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно и т.д., однако обращения Учреждения оставлены без удовлетворения.
Согласно предоставленной Учреждением информации для каждого занимающегося имеется спортивный инвентарь для индивидуального пользования (лыжи, ботинки лыжные, лыжные палки, лыжероллеры для занимающихся на тренировочном этапе, крепления лыжные), однако срок эксплуатации инвентаря истек. Для старших учебно-тренировочных групп необходим более новый, современный инвентарь для улучшения результатов на региональном и всероссийском уровнях. В связи с отсутствием финансирования на приобретение инвентаря родители покупают спортивный инвентарь самостоятельно.
Учреждение не в полной мере обеспечено оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для осуществления спортивной подготовки. Спортивной экипировкой в соответствии с приложением № 12 к федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки» занимающиеся не обеспечены. Проезд к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, питание и проживание в период проведения спортивных мероприятий в основном обеспечивается за счет средств родителей. За счет средств родителей осуществляется и медицинское обеспечение детей, обучающихся в Учреждении.
В соответствии с ч. 5 ст. 33 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» организации, осуществляющие спортивную подготовку, обеспечивают соблюдение федеральных стандартов спортивной подготовки, разрабатывают и реализуют на основе данных стандартов программы спортивной подготовки.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов местного значения городского округа относится обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают, в том числе, полномочиями осуществления финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Управление физической культуры и спорта в соответствии с Положением является отраслевым органом администрации Кушвинского городского округа, основной целью деятельности Управления является осуществление полномочий администрации Кушвинского городского округа в сфере физической культуры и спорта, образования в сфере физической культуры и спорта на территории Кушвинского городского округа. К полномочиям Управления относятся, в том числе, создание условий для развития материальной базы подведомственных муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта, муниципальных учреждений физической культуры и спорта. Одними из функций Управления являются, в том числе, осуществление функций главного распорядителя средств бюджета городского округа; осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств в отношении муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта, муниципальных учреждений физической культуры и спорта, находящихся в ведении Управления, в рамках полномочий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Уставом МАУ КГО «Спортивная школа» находится в ведении администрации Кушвинского городского округа в лице ее отраслевого органа – Управления физической культуры и спорта Кушвинского городского округа, осуществляющей бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет администрация Кушвинского городского округа в лице ее отраслевого органа Управления физической культуры и спора Кушвинского городского округа.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению соблюдения требований к условиям реализации программ спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки» является обязанностью не только МАУ КГО «Спортивная школа», но и органа местного самоуправления – Управления физической культуры и спорта округа, обеспечивающего финансирование Учреждения.
Действующее законодательство нее связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению соблюдения требований к условиям реализации программ спортивной подготовки с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Поскольку круг лиц, чьи интересы могут быть нарушены, не представляется возможным установить, прокурор города обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц.
С учетом уточнения исковых требований прокурор г. Кушва просит: 1. возложить на МАУ КГО «Спортивная школа» обязанность обеспечить в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств соблюдение требований к условиям реализации программ спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки», а именно: обеспечить обучающихся оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для осуществления спортивной подготовки, в соответствии с приложением № 11 к федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки»; обеспечить обучающихся, проходящих спортивную подготовку, спортивной экипировкой согласно приложению № 12 к федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки», обеспечить проезд обучающихся к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, обеспечить обучающихся питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий, осуществить медицинское обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе организацию медицинского контроля, за счет средств, выделяемых Учреждению; 2) возложить на Управление физической культуры и спорта Кушвинского городского округа обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для обеспечения соблюдения требований к условиям реализации программ спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки» подведомственным Учреждением Кушвинского городского округа «Спортивная школа», а именно: обеспечение обучающихся оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для осуществления спортивной подготовки, в соответствии с приложением № 11 к федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки»; обеспечить обучающихся, проходящих спортивную подготовку, спортивной экипировкой согласно приложению № 12 к федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки», обеспечить проезд обучающихся к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, обеспечение проезда обучающихся к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий, осуществление медицинского обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе организацию медицинского контроля, за счет выделяемых средств.
Определением от 08.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчиков, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Кушвинского городского округа (далее – администрация КГО) (л. д. 184).
Определением от 16.12.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Унгуряну Н.В. и Коротких Д.В. (л. д. 232 – 233).
До судебного заседания от МАУ КГО «Спортивная школа» поступили возражения, в которых указано, что требование истца в части обязания Спортивной школы обеспечить соблюдение требований к условиям реализации программ спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки» являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Требования, предъявленные к Спортивной школе, являются производными от требований, предъявленных прокурором к Управлению. Без надлежащего исполнения Управлением своих обязательств по обеспечению финансирования и предоставления необходимых лимитов бюджетных средств Спортивная школа лишена объективной возможности обеспечить соблюдение требований к условиям реализации программ спортивной подготовки. В 2021 году на выполнение муниципального задания МАУ КГО «Спортивная школа» выделено 15 729,25 тыс.руб., на отделение «лыжные гонки» выделено 6 036,83 тыс.руб., что составляет 43 % от расчетных по Федеральным стандартам (13 659,9 тыс.руб.). МАУ КГО «Спортивная школа» имеет собственную лыжную базу в районе <адрес>, веденную в строй в 2000 году, две лыжные трассы, две уличные гимнастические площадки (<адрес>; <адрес> – лыжная база). ДД.ММ.ГГГГ завершено строительство электроосвещения лыжероллерной трассы протяженностью 2,0 км. Спортивного инвентаря достаточно для каждого занимающегося. Срок эксплуатации инвентаря истек, но он находится в удовлетворительном состоянии. Согласно Федеральному стандарту по виду спорта «лыжные гонки» должен предоставляться и мягкий инвентарь, но из-за отсутствия финансирования на приобретение спортивного инвентаря на 2021 год учреждение не может обеспечить спортсменов, занимающихся на спортивной подготовке. Для старших учебно-тренировочных групп необходим более новый, современный инвентарь для улучшения результатов на региональном и всероссийском уровнях. В связи с отсутствием финансирования на приобретение качественного, более современного инвентаря некоторые родители покупают спортивный инвентарь самостоятельно.
Медицинское обследование обучающихся в Спортивной школе обеспечивается медицинской сестрой. Углубленное обследование не проводится, так как в Кушвинском городском округе нет оборудованного физкультурного медицинского кабинета. Согласно приказу Минздрава Свердловской области от 28.11.2018 № 2110-п в г. Кушва должен быть такой кабинет, где должны обслуживаться спортсмены городов Кушва, Красноуральск, Верхняя Тура. В других городах области в физкультурных диспансерах воспитанников Спортивной школы не принимают.
Администрация МАУ КГО «Спортивная школа» неоднократно обращалась к начальнику УФКиС КГО /-/ о разъяснении сложившейся ситуации по финансированию спортивной подготовки, а также с просьбой выйти на дополнительное выделение средств на спортивный инвентарь и поездки на соревнования согласно федеральным стандартам вида спорта «лыжные гонки», однако до настоящего времени обращения не удовлетворены.
Спортивная школа предпринимала и предпринимает все возможные меры для предоставления обучающимся возможности в полном объеме пользоваться правами, предусмотренными программами спортивной подготовки по всем видам спорта, в том числе «лыжные гонки», однако ввиду обстоятельств, от нее не зависящих, а именно, ввиду отсутствия выделяемых Управлением лимитов бюджетных средств, лишена такой возможности.
Таким образом, требования истца к Спортивной школе являются преждевременными, поскольку отсутствуют доказательства виновных действий Спортивной школы в неисполнении обязанностей по обеспечению соблюдения требований к условиям реализации программ спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки». Указанная обязанность может быть исполнена только после надлежащего исполнения Управлением обязанности в виде предоставления лимита бюджетных средств, необходимого для реализации программ спортивной подготовки.
Просит отказать в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Спортивной школе (л. д. 99 – 103).
Управление физической культуры и спорта Кушвинского городского округа в возражениях указало, что предъявленные к Управлению исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. Доказательная база истца основывается преимущественно на Приложениях № 11 и № 12 к Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки», утвержденному Приказом Минспорта России от 20.03.2019 № 250. В данных Приложениях указан минимальный перечень спортивного инвентаря, оборудования и экипировки и рекомендован для реализации программ спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки». В указанных Приложениях не сказано, какого качества, уровня, класса или определенного бренда должен находиться спортивный инвентарь в наличии для реализации программ спортивной подготовки. Имеющаяся материально-техническая база полностью обеспечивает спортивным инвентарем и оборудованием занимающихся по мере необходимости и в соответствии с поставленными задачами в подготовке и участию в соревнованиях. В соответствии с п.п. 4.2 п. 4 Приказа Госкомспорта Российской Федерации от 03.03.2004 № 190/л «Об утверждении табеля обеспечения спортивной обувью, одеждой и инвентарем» срок эксплуатации спортивного инвентаря и оборудования, включая третью группу амортизации, составляет от 3 до 5 лет. При бережной эксплуатации и сохранности инвентаря в удовлетворительном состоянии, в котором большая часть находится в наличии спортивной школы, позволяет продлить срок эксплуатации в среднем от 7 до 10 лет. Речь идет об основном инвентаре (лыжи, крепления лыжные, ботинки лыжные и палки лыжные, лыжероллеры).
Перечень отсутствующего инвентаря, указанный прокурором в иске, считается не основным и не несет основной физической нагрузки для непосредственной подготовки спортсмена и участия его в соревновании. В наличии Спортивной школы имеются достаточно альтернативные условия и средства подготовки юных спортсменов в рамках реализации программ спортивной подготовки (тренажерный зал с сопутствующими спортивными снарядами, тренажерный ряд. Имеется два уличных гимнастических комплекса, лыжная база, снегоходы «Буран» в количестве 4 единиц, строится лыжероллерная трасса.
Также указывает, что ежегодно в рамках выполнения муниципального задания Спортивной школой предусматривается финансирование на официальные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, которые включены в Календарный план мероприятий Минспорта Свердловской области и Минспорта Российской Федерации (Чемпионаты, Первенства, Кубки Свердловской области, Уральского федерального округа и другие Всероссийские соревнования). Членам сборной команды Спортивной школы оплачиваются затраты на транспортные расходы, проживание, питание. Также дополнительно Спортивная школа несет расходы на оплату организационных взносов за спортсменов для участия в официальных соревнованиях. Участие юных спортсменов в неофициальных соревнованиях, не входящих в Календарный план Минспорта Свердловской области и Минспорта Российской Федерации, также возможно за счет иных источников дохода учреждения, в том числе за счет благотворительных и привлеченных средств. Выезд спортсменов возможен только по согласованию с администрацией Спортивной школы при наличии соответствующего нормативно-правового акта учреждения. С целью снижения финансовой нагрузки на внебюджетные источники дохода Спортивной школы Управление неоднократно обращалось с заявкой на дополнительное финансирование в части обеспечения финансированием лиц, проходящих спортивную подготовку для участия в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.
По поводу медицинского обеспечения поясняет, что на базе административного здания Спортивной школы по адресу: <адрес>, имеется отдельное помещение оборудованного медицинского кабинета. Согласно утвержденному штатному расписанию имеется одна штатная единица медицинского работника. Данный медицинский персонал обучен, имеет соответствующее профильное образование и курсы спортивной медицины, что позволяет осуществлять текущий медицинский контроль и оказывать соответствующую доврачебную медицинскую помощь занимающимся. В соответствии с Приказом Минздрава Российской Федерации в целях медицинского обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе для организации систематического медицинского контроля за занимающимися Спортивной школы соответствующими полномочиями наделен участковый медицинский персонал учреждений здравоохранения по месту жительства. В целях проведения углубленного обследования юные спортсмены направляются в физкультурные диспансеры Свердловской области или центр лечебной физкультуры и спортивной медицины ГАУЗ СО «Многопрофильный медицинский центр «БОНУМ», где узкие специалисты спортивной медицины окажут соответствующую консультационную, клиническую и реабилитационную помощь. В настоящее время завершается капитальный ремонт детской поликлиники, на базе которой планируется работа кабинета спортивной медицины, что в свою очередь позволит улучшить качество обслуживания и оказания квалифицированной помощи любителям активного образа жизни.
Также указывает, что показатели оценки расходных полномочий расходной части местных бюджетов и используются только для расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). В связи с этим расходная часть бюджета формируется исходя из решений органов местного самоуправления, в том числе на реализацию программ спортивной подготовки и формирование муниципального задания подведомственных учреждений спорта Управлению (л. д. 203 – 206).
В судебном заседании старший помощник г. Кушва Певцова Т.Х. уточненные исковые требования поддержала. Привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Просит удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель МАУ КГО «Спортивная школа» - директор Бурич Л.А. исковые требования признала. Доводы, изложенные в отзыве, поддержала. Суду дополнительно пояснила, что все дети спортивной школы обеспечены инвентарем. На следующий год предполагается увеличение финансирования. В то же время выделяемых Управлением недостаточно. В лыжном отделении есть необходимый инвентарь. Если будут удовлетворен исковые требования, муниципальное задание снизится, снизится и нагрузка на тренеров. Дети, которые не попадут в муниципальное задание, будут заниматься платно. Неоднократно писали в Управление письма на дополнительное финансирование, но у города много проблем, поэтому дополнительные средства не выделяют. В 2021 году удалось сэкономить 199 тыс.руб., эти денежные средства были направлены на участие обучающихся в соревнованиях. Все четыре отделения школы приняли участие в соревнованиях. Заявки на финансирование школой подаются регулярно, но в требуемом объеме никогда не финансируют. Из требуемых 54 млн.руб. выделяется 18 млн.руб., и это на все четыре отделения. В 2020 году Управлением спортивной школе к ранее существовавшим двум отделениям было передано еще два отделения, при этом Управление выделяет денежные средства только на оплату коммунальных услуг и заработную плату тренеров. Спортивной экипировкой дети не обеспечиваются, хотя расчеты школой производились, на это денежных средств не было выделено. Медицинская сестра в школе есть. Перед каждой поездкой дети проходят осмотр у терапевта (педиатра).
Представитель Управления физической культуры и спорта Кушвинского городского округа Радаева Т.В., действующая на основании доверенности от 01.12.2021 (л. д. 196), просила отказать в удовлетворении исковых требований. Суду пояснила, что того минимума оборудования, который имеется в спортивной школе, достаточно для выполнения поставленных задач. Ежегодно в рамках муниципального задания предусматривается участие в соревнованиях, оплачивается проезд участников, медицинское обслуживание. Участие юных спортсменов в мероприятиях, которые не входят в календарный план, необязательно. Экипировкой обучающиеся действительно не обеспечены, так как на это денежные средства не выделяются. Руководитель спортивной школы действительно обращался в Управление, Управление обращалось за дополнительным финансированием, но их не выделили.
Представитель третьего лица – администрации КГО Божко А.В., действующий на основании доверенности № 2 от 17.08.2021 (л. д. 200), суду пояснил, что иск верный, но прокурор не полномочен обращаться с таким иском, поскольку предмет иска не входит в число исключений в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Также пояснил, что спортивная школа – это автономное учреждение. Ей выделяются субсидии на оплату коммунальных услуг, заработную плату.
Третье лицо Коротких Д.В. суду пояснил, что он является председателем попечительского совета, куда входят четыре отделения спортивной школы. Спортивная школа делала все возможное, чтобы не допустить этого иска. Были разговоры с тренером, затем с руководителем школы, а потом и с Управлением. Управление присоединило к школе еще два отделения, не обеспечив при этом финансирование, даже не предоставив зал для тренировок. По договоренности с СК «Горняк» тренировки проводятся в спорткомплексе, пока бесплатно. Дочь Коротких Д.ВС. занимается на отделении «лыжные гонки» уже семь лет. Только последние два года, как ей выдали лыжи. До этого лыжные ботинки, палки – все было свое. Инвентарь в школе обновили в 2018 году. При поездках на соревнования участники транспортом не обеспечиваются, поэтому родители возят детей сами. Медицинского контроля нет. Спортивный кабинет создан, но врача нет (он находится в декрете).
Третье лицо Унгурян Н.В. пояснила, что поездки на соревнования проводятся за свой счет. Нет медицинского контроля.
Выслушав доводы помощника прокурора, принимая во внимание доводы представителей ответчиков, пояснения третьих лиц, изучив письменные материалы дела, дав в совокупности им оценку с соблюдением положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 2 и п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).
Представитель администрации КГО указал, что прокурор не имел полномочий на обращение в суд с настоящим иском в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга.
Понятие неопределенного круга лиц наиболее активно используется в правоприменительной и судебной практике в рамках Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Анализ данной практики показывает, что основным квалифицирующим признаком неопределенного круга лиц является невозможность индивидуализировать (определить) лиц, чьи права и интересы затронуты или могут быть затронуты рассматриваемыми действиями в определенный момент. При этом невозможность индивидуализации лиц характеризуется отсутствием общих для данных лиц критериев, позволяющих ограничить (определить) закрытость круга лиц, и вероятностью изменения состава данных лиц во времени и пространстве.
С учетом обстоятельств спора суд отклоняет указанный доводы представителя администрации КГО.
Согласно пункту 19 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа.
Отраслевой Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в пункте 6.2 части 1 статьи 9 раскрывает конкретные полномочия органов местного самоуправления, которые они осуществляют в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий, в части развития детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд муниципальных образований и участия в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.
Приоритет отраслевого законодательства в сфере физической культуры и спорта над другими федеральными законами, регулирующими отношения в сфере физической культуры и спорта, установлен статьей 4 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», где указано, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не могут противоречить указанному Федеральному закону.
Таким образом, правовые нормы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта во взаимосвязи с правовыми нормами в сфере местного самоуправления раскрывают и конкретизируют вопросы местного значения муниципальных образований, указанные в статьях 14, 15, 16, 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и определяют, что участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации является вопросом местного значения и осуществляется муниципальными образованиями в Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта. При этом понятие «обеспечение» подразумевает принятие всех необходимых и возможных мер для получения гражданами соответствующих благ, ресурсов, услуг.
В силу ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом. Образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя: 1) проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ; 2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся; 3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом; 4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий; 5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания; 6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию; 7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся; 8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся; 9) содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта; (10) участие обучающихся в международных спортивных мероприятиях, в том числе во Всемирных универсиадах и официальных спортивных соревнованиях.
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусмотрено, что в Российской Федерации по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта, а также национальных видов спорта, развитие которых не осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки.
Пунктом 7 статьи 33 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» федеральные стандарты спортивной подготовки являются обязательными при реализации программ спортивной подготовки организациями, осуществляющими спортивную подготовку.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и подпунктом 4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 607 утвержден федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки», который определяет совокупность минимальных требований к спортивной подготовке в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В Приложении № 11 к федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки» содержится перечень оборудования и спортивного инвентаря, необходимого для осуществления спортивной подготовки, в Приложении № 12 содержится перечень спортивной экипировки.
Как установлено судом, решением Думы Кушвинского городского округа от 20.06.2013 № 183 с последующими изменениями учрежден отраслевой орган администрации КГО – Управление физической культуры и спорта Кушвинского городского округа (л. д. 59 – 69), которое в силу п. 1 Положения об Управлении осуществляет полномочия администрации КГО в области физической культуры и спорта, предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «Об образовании», иными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, Уставом Кушвинского городского округа. Управление финансируется из бюджета Кушвинского городского округа на основании бюджетной сферы (п. 4 Положения). Основной целью деятельности Управления является осуществление полномочий администрации КГО в сфере физической культуры и спорта на территории Кушвинского городского округа (п. 6 Положения).
К полномочиям Управления относится, в том числе, реализация федеральной, областной и муниципальной политики в области физической культуры и спора на территории Кушвинского городского округа; создание условий для реализации программ спортивной подготовки в учреждениях физической культуры и спорта; организация развития физической культуры и спорта в целом на территории Кушвинского городского округа, оказание содействия муниципальным учреждениям дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спора решении вопросов содержания и развития материально-технической базы (п. 7).
В соответствии с возложенными на него полномочиями Управление организует обеспечение обслуживания населения Кушвинского городского округа в сфере физической культуры и спорта; осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта, муниципальных учреждений физической культуры и спорта, находящихся в ведении Управления, в рамках полномочий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации; осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью муниципальных учреждений физической культуры и спорта, находящихся в ведении Управления; в соответствии с решением администрации КГО осуществляет от имени администрации КГО функции и полномочий учредителя в отношении подведомственных ему муниципальных учреждений физической культуры и спорта (п. 8).
Постановлением администрации КГО от 04.09.2018 № 1155 создано муниципальное автономное учреждение Кушвинского городского округа «Спортивная школа», осуществляющее деятельность в сфере физической культуры и спорта, является учреждением, осуществляющим спортивную подготовку. Учреждение находится в ведении администрации Кушвинского городского округа в лице ее отраслевого органа Управления физической культуры и спорта Кушвинского городского округа, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителю бюджетных средств (п. п. 1.1, 1.5 Устава, л. д. 70 – 77). Учреждение обеспечивает осуществление процесса спортивной подготовки, направленного на освоение занимающимися программ спортивной подготовки по видам спорта, культивируемым в Учреждении (п. 2.1). Целями деятельности Учреждения являются: осуществление спортивной подготовки по вилам спорта, в том числе, лыжные гонки; обеспечение целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд Свердловской области, сборных команд Российской Федерации по видам спорта, в том числе, лыжные гонки; реализация программ спортивной подготовки по видам спорта, в том числе, лыжные гонки. Предметом деятельности Учреждения является реализация программ спортивной подготовки на этапе начальной подготовки, тренировочном этапе, этапе совершенствования спортивного мастерства (п. 2.2 Устава в редакции изменений от 12.10.2020). Для обеспечения круглогодичной спортивной подготовки активного отдыха (восстановления), для комплексного медицинского обследования, для повышения спортивного мастерства Учреждением проводятся тренировочные сборы (п. 3.12). Участие в спортивных соревнованиях, физкультурных мероприятиях лиц, проводящих спортивную подготовку в Учреждении, осуществляется в соответствии с планом физкультурных и спортивных мероприятий Учреждения, формируемым на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских, и международных физкультурных и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий Свердловской области, календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий Кушвинского городского округа (п. 3.13). Медицинская деятельность ведется в соответствии с законодательством в области здравоохранения. Медицинское обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, осуществляется штатным медицинским работником (п. 3.15). Источниками формирования имущества Учреждения являются: движимое и недвижимое имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления; имущество, приобретенное за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, а также за счет средств, получаемых от приносящей доход деятельности; иное имущество, приобретенное в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 9.5). Источниками финансового обеспечения деятельности Учреждения являются: субсидии из бюджета Кушвинского городского округа на выполнение муниципального задания и иные цели; средства, полученные Учреждением, от приносящей доход деятельности; безвозмездные поступления, пожертвования, дары; доходы, поступающие от сдачи в аренду муниципального имущества; иные источники (п. 9.6). Расходование бюджетных ассигнований местного бюджета осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (п. 9.7).
В судебном заседании установлено, что для реализации программы «Лыжные гонки» согласно Приложению № 1 к Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки» требуется следующее оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для осуществления спортивной подготовки:
- велосипед спортивный 12 штук,
- весы медицинские 2 штуки,
- гантели массивные (от 0,5 до 5 кг) 2 комплекта,
- гантели переменной массы (от 3 до 12 кг) 5 пар,
- держатель для утюга 3 штуки,
- доска информационная 2 штуки,
- зеркало настенное (0,6 х 2 м) 4 штуки,
- измеритель скорости ветра 2 штуки,
- крепления лыжные 14 пар,
- лыжероллеры 14 пар,
- лыжи гоночные 14 пар,
- мази лыжные (для различной температуры) 14 комплектов,
- мат гимнастический 6 штук,
- мяч баскетбольный 1 штука,
- мяч волейбольный 1 штука,
- мяч футбольный 1 штука,
- набивные мячи (от 1 до 5 кг) 2 комплекта,
- накаточный инструмент с 3 роликами 2 штуки,
- палка гимнастическая 12 штук,
- палки для лыжных гонок 14 пар,
- парафины лыжные (для различной температуры) 14 комплектов,
- полотно нетканое для полировки лыж типа «фибертекс» 30 штук,
- пробка синтетическая 40 штук,
- рулетка металлическая (50 м) 1 штука,
- секундомер 4 штуки,
- скакалка гимнастическая 12 штук,
- скамейка гимнастическая 2 штуки,
- скребок для обработки лыж (3 мм) 50 штук,
- скребок стальной для обработки лыж 10 штук,
- снегоход 1 штука,
- снегоход, укомплектованный приспособлением для прокладки лыжных трасс, либо ратрак (снегоуплотнительная машина для прокладки лыжных трасс) 1 штука,
- станок для подготовки лыж 2 комплекта,
- стенка гимнастическая 4 штуки,
- стол опорный для подготовки лыж 4 штуки,
- термометр для измерения температуры снега 6 штук,
- термометр наружный 4 штуки,
- ускорители лыжные (для различной температуры) 4 комплекта,
- утюг для смазки 4 штуки,
- флажки для разметки лыжных трасс 1 комплект,
- шкурка шлифовальная (наждачная бумага) 20 упаковок,
- щетки для обработки лыж 35 штук,
- электромегафон 2 штуки,
- электронный откатчик для установления скоростных характеристик лыж 1 комплект,
- эспандер лыжника 12 штук.
Кроме того, для индивидуального пользования обучающимся подлежит передаче следующий инвентарь:
Наименование | Единица измерения | Расчетная единица | Этапы спортивной подготовки | |||
этап начальной подготовки | тренировочный этап (этап спортивной специализации) | |||||
Коли-чество | срок эксплуатации (лет) | Коли-чество | срок эксплуатации (лет) | |||
Лыжи гоночные | пар | на занимающегося | 2 | 1 | 2 | 1 |
Крепления лыжные | пар | на занимающегося | 2 | 1 | 2 | 1 |
Палки для лыжных гонок | пар | на занимающегося | 2 | 1 | 2 | 1 |
Лыжероллеры | пар | на занимающегося | 2 | 1 | 2 | 1 |
Крепления лыжные для лыжероллеров | пар | на занимающегося | 2 | 1 | 2 | 1 |
Мази лыжные(для различной температуры) | банка | на группу | 15 | 1 | 30 | 1 |
Парафин лыжный CH (180 гр.) (для различной температуры) | комплект | на группу | - | - | 15 | 1 |
Согласно Приложению № 12 к федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки» спортивная школа должна быть обеспечена соответствующей спортивной экипировкой:
- ботинки лыжные для классического стиля 16 пар,
- ботинки лыжные для свободного стиля 16 пар,
- ботинки лыжные универсальные 16 пар,
- чехол для лыж 16 штук,
- очки солнцезащитные 16 штук,
- нагрудные номера 200 штук.
При этом передаваемая в индивидуальное пользование подлежит следующая экипировка:
Наименование | Единица измере-ния | Расчетная единица | Этапы спортивной подготовки | |||
этап начальной подготовки | тренировочный этап (этап спортивной специализации) | |||||
количество | срок эксплуатации (лет) | количество | срок эксплуатации (лет) | |||
Очки солнцезащитные | штук | на занимающегося | 1 | 1 | 1 | 1 |
Перчатки лыжные | пар | на занимающегося | - | - | 1 | 2 |
Чехол для лыж | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 3 |
Ботинки лыжные | пар | на занимающегося | - | - | 3 | 1 |
Кроссовки для зала | пар | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
Кроссовки легкоатлетические | пар | на занимающегося | - | - | 2 | 1 |
Комбинезон для лыжных гонок | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 2 |
Костюм ветрозащитный | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 2 |
Костюм тренировочный | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
Костюм утепленный | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
Костюм разминочный | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
Футболка (короткий рукав) | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
Футболка (длинный рукав) | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
Шорты | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
Термобелье | комплект | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
Жилет утепленный | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
Шапка | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
Носки | пар | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
Сланцы | пар | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
Кепка | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
Рюкзак | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиками, МАУ КГО «Спортивная школа» не обеспечена в полном объеме необходимым инвентарем и спортивной экипировкой. Из вышеперечисленного в МАУ КГО «Спортивная школа» на 113 обучающихся имеется инвентарь, полученный школой за период 2006 – 2020 годы и находящийся до настоящего времени в удовлетворительном состоянии, однако его срок эксплуатации истек. Для старших учебно-тренировочных групп требуется более новый современный инвентарь. Мягкий инвентарь обучающимся не предоставляется в связи с отсутствием финансирования (л. д. 112 – 115, 126 – 162).
Никакой инвентарь в индивидуальное пользование обучающимся не передается. Спортивной экипировкой обучающиеся не обеспечиваются.
Как установлено судом, обучающиеся выезжают на спортивные соревнования за счет финансового обеспечения спортивной школы крайне редко и то только потому, что иначе как на спортивных соревнованиях обучающиеся не могут подтвердить полученные ими разряды и получить новые. Участие детей в спортивных соревнованиях с целью совершенствования мастерства последних производится исключительно за счет родителей детей.
Кроме того, судом установлено отсутствие полноценного медицинского обслуживания обучающихся, проходящих спортивную подготовку по виду спорта «лыжные гонки».
Таким образом, отсутствие необходимого спортивного оборудования для занятий по виду спорта «лыжные гонки», полноценной возможности принимать участие в проводимых спортивных соревнованиях, постоянного медицинского обслуживания существенно нарушает права детей, посещающих МАУ КГО «Спортивная школа», на развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей, занятия физической культурой и спортом, в связи с чем заявленные прокурором иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В то же время, принимая во внимание, что в спортивной школе проходит обучение по четырем направлениям, суд считает возможным установить срок для обеспечения обучающихся необходимым инвентарем и спортивной экипировкой – шесть месяцев с момента выделения денежных средств.
Как установлено в судебном заседании, МАУ КГО «Спортивная школа» постоянно обращается в Управление физической культуры и спорта КГО за выделением денежных средств на инвентарь, экипировку и осуществление поездок обучающихся на спортивные соревнования (л. д. 104, 107 – 110, 169 – 175), однако денежные средства не выделяются. В судебном заседании представитель Управления, возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил каких-либо допустимых и относимых доказательств своих возражений.
Таким образом, обязанность по выделению денежных средств должна быть возложена на Управление физической культуры и спорта КГО, в ведении которого находится МАУ КГО «Спортивная школа» им которое осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителю бюджетных средств. Срок, заявленный прокурором для выделения денежных средств – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, является обоснованным. Ни в ходе подготовки дела к судебном разбирательству, ни в ходе его рассмотрения ответчик Управление физической культуры и спорта КГО в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду доказательства того, что отсутствует реальная возможность выделить подведомственному ему учреждению необходимые денежные средства как на спортивный инвентарь и спортивную экипировку, так и на обеспечение проезда обучающихся к местам проведения спортивных соревнований, их проживание и питание во время проведения таких мероприятий, соответствующее и постоянное медицинское обслуживание.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае освобождения истца от уплаты госпошлины, она подлежит взысканию с ответчика.
На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту неопределенного круга лиц.
Поскольку иск, заявленный прокурором в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворен, с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 12 000 рублей (по 6 000 рублей с каждого), поскольку заявлены два требования неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ № 11 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░»; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 12 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ № 11 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░»; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 12 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.