Решение по делу № 2-368/2023 от 09.10.2023

УИД 11RS0012-01-2023-001014-41                                                                                 Дело № 2-368/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Можеговой Т.В.

при секретаре Кныш Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

28 ноября 2023 года гражданское дело по иску Грачёвой В.Г. к администрации муниципального района «Прилузский» об установлении границ земельного участка

установил:

Грачёва В.Г. обратилась в суд к АСП «Объячево» с иском об установлении границ земельного участка. В обоснование иска указано, что является собственником земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, <адрес>, право собственности на который зарегистрировано 18.08.2015. При проведении кадастровых работ стало известно, что фактическая площадь земельного участка составляет 2700 кв.м., в сведениях же ЕГРН площадь земельного участка составляет 2 200 кв.м. Обращалась с заявлением в            АСП «Объячево» об исправлении реестровой ошибки, однако было отказано, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с настоящим иском, которым просит установить границы земельного участка с кадастровым номером в координатах характерных точек, определенных межевым планом кадастрового инженера ФИО4, установив площадь земельного участка в размере 2700 кв.м.

Определением суда от 02.11.2023 произведена замена ненадлежащего ответчика АСП «Объячево» на надлежащего АМР «Прилузский», администрация СП «Объячево» привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Истец Грачёва В.Г. в суде на удовлетворении требований настаивала, указав, что земельный участок с кадастровым получила в наследство от матери, при этом земельным участком фактически владеет с самого рождения, так как всегда проживала в доме, который располагается на спорном земельном участке. Ранее участок принадлежал матери ФИО5 на основании свидетельства о ПНВ, при этом площадь земельного участка в свидетельстве указана 2700 кв.м. При вступлении в наследство предоставляла нотариусу документы о принадлежности земельного участка площадью 2700 кв.м матери. При получении свидетельства о праве собственности на наследство последнее не проверила, понадеялась на компетентность нотариуса, при этом добровольно зарегистрировала право собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью 2200 кв.м.

Представитель ответчика АМР «Прилузский» в суде не присутствует, извещен надлежаще о дате и месте рассмотрения дела, направил в суд отзыв, в котором указал, что с иском Грачёвой В.Г. не согласен, поскольку истец владеет земельным участок с         2015 года, в связи с чем на владение не распространяется 15-летний срок приобретательной давности, в то время как Грачёва В.Г. в 2015 году самостоятельно зарегистрировала право собственности на земельный участок с кадастровым номером 11:01:6101001:61 площадью 2200 кв.м, в связи с чем свидетельство о ПНВ утратило свою силу.

Представители третьих лиц - администрация СП «Объячево», Филиала ППК «Роскадастр по Республике Коми» в суде не присутствуют, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, при этом из отзыва АСП «Объячево» следует, что правовых оснований к удовлетворению исковых требований не усматриваю.

Третье лицо - нотариус Прилузского нотариального округа в суде не присутствует, извещена надлежаще о дате и месте рассмотрения дела, направила заявление о рассмотрении дела без её участия.

Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав правовую позицию истца, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Выпиской из ЕГРН от 20.10.2023 установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу Республика Коми, Прилузский район, <адрес>, площадью 2200 кв.м категория земель - для ведения личного подсобного хозяйства принадлежит Грачёвой В.Г. на праве собственности с 18.08.2015 Указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.

В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с ч ч. 1, 2 ст. 8 указанного закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ч. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации).

По смыслу приведенных норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

На основании ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в т.ч. вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Согласно ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (ст. 64 ЗК РФ).

Установлено, что 29 сентября 2023 года кадастровым инженером ФИО4 были проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка, их результаты оформлены межевым планом.

При этом, уточняемая площадь принадлежащего истцу земельного участка составила 2700 кв.м, что значительно превышает площадь данного участка по первоначальным правоудостоверяющим документам (государственному акту на право пожизненного наследуемого владения землей).

В этой связи, поскольку площадь земельного участка, определенная с учетом установленных Законом о кадастре требований, значительно превышают площадь, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН, поставить его на государственный кадастровый учет в границах, определенных межевым планом, истец лишен возможности.

При изложенных обстоятельствах, в рамках настоящего спора, Грачёва В.Г. обратилась в суд с иском, в котором просит установить границы земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, д. <адрес>, в координатах характерных точек его границ, определенных межевым планом, составленным кадастровым инженером ФИО4 от 29.09.2023, и указать площадь земельного участка - 2700 кв.м.

В целях выявления всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых земельных участков; выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель и принятия по ним решения; установления границ землепользований (землевладений), в 2002 году была проведена инвентаризация земель населенного пункта с. Объячево Прилузского района.

По результатам проведенной инвентаризации земель был составлен Перечень ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала             д. Остаповская Прилузского района по состоянию на 2002 год, в котором имеются сведения о владельцах земельных участков.

Так, владельцем земельного участка с инвентарным номером 53 общей площадью 2200 кв.м., расположенного в <адрес>, д. на основании свидетельства от 30.12.1992, являлась ФИО5

Согласно свидетельству на право пожизненного наследуемого и постоянного владения от 25.05.1992, ФИО5 предоставлен земельный участок на ведение личного подсобного хозяйства площадью 0,27 га.

В то же время, выпиской из похозяйственной книги о наличии у граждан права на земельный участок от 10.04.2015 ФИО5 на праве ПНВ предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером площадью 2200 кв.м.

Аналогичные сведения о площади спорного земельного участка содержатся в первичных списках землепользователей за 2000, 2001, 2003-2004, 2005 годы.

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11.08.2015 Грачёва В.Г. зарегистрировала право собственности за земельный участок с кадастровым номером , площадью 2200 кв.м, расположенный по адресу: Республика Коми, Прилузский район, <адрес>, д. , что подтверждается выпиской из ЕГРП от 20.10.2023 .

Из межевого плана следует, что владельцами смежных земельных участков с кадастровыми , , согласованы смежные границы, установленные межевым планом, без каких-либо разногласий.

Одновременно судом учитывается, что в соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Пунктом 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (п. 2 ст. 3.3 вышеуказанного ФЗ).

Пункт 1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, действующий до 1 марта 2015 г., предусматривал, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, в том числе для ведения садоводства устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Названная статья признана утратившей силу с 1 марта 2015 г. Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон     № 171-ФЗ), который одновременно в части 20 статьи 34 определил, что до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу названного закона в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

Из анализа приведенных предписаний федерального законодательства следует, что, в случае, когда правилами землепользования и застройки не урегулированы вопросы определения предельных размеров земельных участков для целей их образования и предоставления, применяются размеры, установленные законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.

Постановлением администрации МР «Прилузский» от 02.09.2021 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения «Объячево» муниципального района «Прилузский» Республики Коми в части населенных пунктов села Объячево, д. Оброчная, д. Загарская, д. Беляевская, д. Лукинчи, п. Ожындор,              д. Тупеговская, д. Паневская, д. Калининская, д. Пожмадор, д. Остаповская, с. Читаево,    д. Векшор, д. Березники, д. Маловыльгорт, д. Тарачево» (в ред. от 04.05.2023).

Земельный участок, расположенный по адресу Республика Коми, д. Остаповская,     <адрес>, относится к территориальной зоне Ж1, что подтверждается письмом администрации МР «Прилузский» от 22.06.2023 .

В соответствии с п. 2, 3 ч. 3 ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 №N 221-ФЗ, при уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требований, не должна быть:

- больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством;

- больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.

Следовательно, истец не лишена возможности уточнить межевой план в части установления границ земельного участка на 2420 кв.м (10% от 2 220 = 220; 2200 + 220 = 2420 кв.м.), а оставшаяся часть земельного участка подлежит перераспределению и может быть приобретена истцом посредством выкупа.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу действия в гражданском процессе принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, бремя доказывания которого лежит исключительно на заявителе обращения.

В данном случае, бесспорных доказательств, подтверждающих правомерность заявленных требований, истцом суду не представлено.

Учитывая вышеизложенное, суд исходит из того, что доказательств определения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , закрепленных на местности с использованием объектов природного или искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, существующих на местности пятнадцать и более лет именно в тех границах, в которых он определен межевым планом от 29 сентября 2023 года, истцом не представлено. Более того, площадь земельного участка, указанная в межевом плане, превышает площадь участка, право собственности на которое зарегистрировано за истцом.

По изложенным основаниям не имеется оснований для удовлетворения требований Грачёвой В.Г., в связи с чем, в удовлетворении иска надлежит отказать.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Грачёвой В.Г. (<данные изъяты>) к администрации муниципального района «Прилузский» (ИНН 1112003570) об установлении границ земельного участка - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий                                                          Т.В. Можегова

2-368/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Грачева Валентина Гендриховна
Ответчики
АМР "Прилузский"
Другие
АСП "Объячево"
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по РК"
Терентьева Нина Михайловна
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Можегова Т.В.
Дело на странице суда
priluz.komi.sudrf.ru
09.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2023Передача материалов судье
09.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее