Дело № 2-332/2024
УИД 04RS0020-01-2024-000294-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2024 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дроздовой Ю.А., при секретаре Щербак Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЖЕ» о возложении обязательств,
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд в интересах в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, просил обязать устранить нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что ООО «ТЕПЛОЖЕ» осуществляет деятельность по эксплуатации котельной, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание (здание котельной)), имеющем адресные ориентиры: Российская Федерация, <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок на праве собственности принадлежит муниципальному образованию «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия. В границах указанного земельного участка располагается котельная (кадастровый номер объекта недвижимости №). Территория котельной ограждена единым деревянным забором, въезд на территорию ограничен, имеются ворота.
На основании концессионного соглашения № 29 от 01.10.2023 ООО «ТЕПЛОЖЕ» осуществляет деятельность по оказанию услуг теплоснабжения потребителям с использованием объектов теплоснабжения, принадлежащих муниципальному образованию «Северо-Байкальский район» (здание котельной, сети теплоснабжения в с. Байкальское Северобайкальского района) с 01.10.2023 по настоящее время.
Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории котельная поставлена на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Объекту присвоена IV категория негативного воздействия на окружающую среду.
В нарушение требований закона ООО «ТЕПЛОЖЕ» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не актуализированы, информация о замене юридического лица, эксплуатирующего котельную в с. Байкальское Северобайкальского района, в уполномоченный орган не направлена.
Основными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в ООО «ТЕПЛОЖЕ» являются дымовые трубы отопительных котельных, склады угля, склады шлака и золы и т.д. В нарушение требований закона, у ООО «ТЕПЛОЖЕ» данные об инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствуют, поскольку инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проводилась.
ООО «ТЕПЛОЖЕ» место временного накопления отходов производства и потребления (твердых коммунальных отходов) не организовано, металлические контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов отсутствуют.
В нарушение требований ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 22.08.2016 № 393 документы, подтверждающие передачу отходов (твердых коммунальных отходов), специализированной организации за 2023 г. и истекший период 2024 г. не представлены.
При эксплуатации котельной образуются золошлаковые отходы (золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная), отходы в виде мусора от офисных и бытовых помещений, относящиеся к IV классу опасности. На территории земельных участков, прилегающих к котельной с. Байкальское Северо-Байкальского района, выявлено захламление золошлаковыми отходами (золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная), что является нарушением ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
В нарушение требований п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» паспорта на отходы IV класса опасности не разработаны
Учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не осуществляется, в нарушение требований ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В нарушение требований ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2023 г.» в уполномоченный орган не предоставлена.
Статистическая отчетность по форме 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2023 г. в нарушение требований абз. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в уполномоченный орган не предоставлена.
В нарушение ч. 1 ст. 15 Закона № 89-ФЗ, отсутствуют документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Кроме того, согласно заключению специалиста пожарного надзора в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в котельной выявлены следующие нарушения требований о пожарной безопасности:
- не произведено категорирование помещения котельной по взрывопожарной и пожарной опасности, а также не определен класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Основание: п. 12 Правил № 1479;
- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией. Основание: п. 35 «в» Правил № 1479;
- допускается прокладка электропроводов по горючему основанию (в помещении бытовки). Основание: п. 35 «з» Правил № 1479;
- огнетушители, установленные на котельной, не имеют порядковые номера. Основание: п. 407 Правил № 1479;
- не представлен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Основание: п. 171, 30, 42, 43, 48, 52, 54, 60, 124, 412 Правил № 1479;
- не представлены акты ежемесячного освидетельствования огнетушителей в котельной с. Байкальское. Основание: п. 60 Правил № 1479;
- не представлены документы, подтверждающие прохождение специального обучения и соответствующие квалификационные удостоверения. Основание: п. 79 «а» Правил № 1479;
- не укомплектованы пожарные щиты в соответствии с приложением № 7 вышеуказанных Правил в соответствии с требованиями, предъявляемым к пожарным щитам типа ЩП-А. Основание: п. 410 Правил № 1479;
- распорядительным документом, не определено специально отведённое место, предназначенное для удаления золы и шлака, выгребаемых из топок печей. Основание: п. 81 Правил № 1479;
- не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения. Основание: п. 36 Правил № 1479;
- не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности. Основание: п. 392, 393, 394 Правил № 1479;
- к работе допущены лица, не прошедшие обучения мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам. Основание: п. 3 Правил № 1479;
- отсутствует распорядительный документ (приказ), подтверждающий назначение ответственного лица за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты. Основание: п. 4 Правил № 1479;
- с работниками котельной не проведены противопожарные инструктажи (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой); Основание: Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»;
- на объекте не оборудованы места для курения. Основание: п. 11 Правил № 1479;
- в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты. Основание: п. 10 Правил № 1479;
- не обеспечивается очистка объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов. Основание: п. 73 Правил № 1479.
Указанные нарушения создают непосредственную угрозу причинения вреда, жизни и здоровью граждан, а также влекут угрозу возникновение пожаров и чрезвычайных ситуаций.
Просит суд обязать ООО «ТЕПЛОЖЕ» при осуществлении деятельности по эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить вышеуказанные нарушения закона.
В судебном заседании помощник Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Кокорин Я.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, суду показал, что в настоящее время выявленные нарушения не устранены.
Ответчик ООО «ТЕПЛОЖЕ» в лице представителя по доверенности Смирнова Д.С. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, представил суду письменное заявление о признании исковых требований, пояснил, что в настоящее время выявленных прокурорской проверкой нарушения не устранены. Полагал, что срок, указанный прокурором в исковом заявлении, является разумным для устранения нарушений закона, изложенных в исковом заявлении.
Третье лицо представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в суд направил отзыв на исковое заявление, согласно которому заявленные прокурором требования поддерживает. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица Администрация МО «Северо-Байкальский район» в судебном заседании отсутствовал, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
С учетом надлежащего извещения участников процесса, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9), закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42).
Из положений статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Из материалов дела следует, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в деятельности общества с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЖЕ» выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и пожарной безопасности, выразившиеся в следующем.
ООО «ТЕПЛОЖЕ» осуществляет деятельность по эксплуатации котельной, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание (здание котельной), имеющем адресные ориентиры: Российская Федерация, <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок на праве собственности принадлежит муниципальному образованию «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия. В границах указанного земельного участка располагается котельная (кадастровый номер объекта недвижимости №). Территория котельной ограждена единым деревянным забором, въезд на территорию ограничен, имеются ворота.
На основании концессионного соглашения № 29 от 01.10.2023 ООО «ТЕПЛОЖЕ» осуществляет деятельность по оказанию услуг теплоснабжения потребителям с использованием объектов теплоснабжения, принадлежащих муниципальному образованию «Северо-Байкальский район» (здание котельной, сети теплоснабжения в с. Байкальское Северобайкальского района) с 01.10.2023 по настоящее время.
Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории котельная поставлена на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Объекту присвоена IV категория негативного воздействия на окружающую среду.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных ст. 3 Федерального закона № 7 «Об охране окружающей среды», а также ст. 5 Федерального закона № 94 «Об охране озера Байкал».
В статье 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Согласно преамбуле, озеро Байкал является уникальной экологической системой Российской Федерации и объектом всемирного наследия.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, в том числе химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления.
Частями 6, 7 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами сведений, в том числе: о замене юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения).
Сведения, указанные абз. 2 и 3 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды, представляются юридическими лицами в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.
В нарушение вышеуказанных требований закона ООО «ТЕПЛОЖЕ» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не актуализированы, информация о замене юридического лица, эксплуатирующего котельную в с. Байкальское Северобайкальского района в уполномоченный орган, не направлена.
В силу ч. 1, 2 ст. 22 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
Частями 1, 2 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха установлено, что в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Основными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в ООО «ТЕПЛОЖЕ» являются дымовые трубы отопительных котельных, склады угля, склады шлака и золы и т.д.
В нарушение вышеуказанных требований, у ООО «ТЕПЛОЖЕ» данные об инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствуют, поскольку инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проводилась.
В силу ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются строительство, эксплуатация объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Вопреки требованиям вышеуказанного закона котельная не имеет предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организации при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, ст. 22 Федерального закона от 30.03.1990 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
ООО «ТЕПЛОЖЕ» место временного накопления отходов производства и потребления (твердых коммунальных отходов) не организовано, металлические контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов отсутствуют, вопреки требованиям статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Во исполнение указанных положений постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила по организации мест накопления отходов (СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (пункт 4 Санитарных правил).
В нарушение требований ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 22.08.2016 № 393 документы, подтверждающие передачу отходов (твердых коммунальных отходов) специализированной организации за 2023 г. и истекший период 2024 г. не представлены.
При эксплуатации котельной образуются золошлаковые отходы (золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная), отходы в виде мусора от офисных и бытовых помещений, относящиеся к IV классу опасности. На территории земельных участков, прилегающих к котельной с. Байкальское Северо-Байкальского района, выявлено захламление золошлаковыми отходами (золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная), что является нарушением ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Паспорта на отходы IV класса опасности не разработаны, в нарушение требований п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не осуществляется, в нарушение требований ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2023 г.» в нарушение требований ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в уполномоченный орган не предоставлена.
Статистическая отчетность по форме 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2023 г. в нарушение требований абз. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в уполномоченный орган не предоставлена.
В нарушение ч. 1 ст. 15 Закона № 89-ФЗ, отсутствуют документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила № 1479), содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона №69 от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно заключению специалиста пожарного надзора в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в котельной выявлены следующие нарушения требований о пожарной безопасности:
- не произведено категорирование помещения котельной по взрывопожарной и пожарной опасности, а также не определен класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Основание: п. 12 Правил № 1479;
- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией. Основание: п. 35 «в» Правил № 1479;
- допускается прокладка электропроводов по горючему основанию (в помещении бытовки). Основание: п. 35 «з» Правил № 1479;
- огнетушители, установленные на котельной, не имеют порядковые номера. Основание: п. 407 Правил № 1479;
- не представлен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Основание: п. 171, 30, 42, 43, 48, 52, 54, 60, 124, 412 Правил № 1479;
- не представлены акты ежемесячного освидетельствования огнетушителей в котельной с. Байкальское. Основание: п. 60 Правил № 1479;
- не представлены документы, подтверждающие прохождение специального обучения и соответствующие квалификационные удостоверения. Основание: п. 79 «а» Правил № 1479;
- не укомплектованы пожарные щиты в соответствии с приложением № 7 вышеуказанных Правил в соответствии с требованиями, предъявляемым к пожарным щитам типа ЩП-А. Основание: п. 410 Правил № 1479;
- распорядительным документом, не определено специально отведённое место, предназначенное для удаления золы и шлака, выгребаемых из топок печей. Основание: п. 81 Правил № 1479;
- не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения. Основание: п. 36 Правил № 1479;
- не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности. Основание: п. 392, 393, 394 Правил № 1479;
- к работе допущены лица, не прошедшие обучения мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам. Основание: п. 3 Правил № 1479;
- отсутствует распорядительный документ (приказ), подтверждающий назначение ответственного лица за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты. Основание: п. 4 Правил № 1479;
- с работниками котельной не проведены противопожарные инструктажи (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой); Основание: Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»;
- на объекте не оборудованы места для курения. Основание: п. 11 Правил № 1479;
- в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты. Основание: п. 10 Правил № 1479;
- не обеспечивается очистка объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов. Основание: п.73 Правил № 1479.
Перечисленные нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и пожарной безопасности нашли подтверждение в судебном заседании, подтверждаются заключениями специалистов и другими материалами дела.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанностей в натуре.
С учетом установленных обстоятельств, в целях восстановления прав граждан на благоприятную окружающую среду и интересов государства в сфере охраны атмосферного воздуха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и сохранения озера Байкал, суд считает обоснованными требования прокурора обоснованными.
В соответствии со статьями 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в т. ч. посредством обращения с заявлением в суды.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц и муниципальных образований.
Суд считает, что прокурор вправе в интересах неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации обратиться в суд с настоящим иском, поскольку выявленные факты нарушают право на благоприятные окружающую среду и атмосферный воздух как жизненно важный компонент окружающей среды, а также противоречит интересам Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и сохранения озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Разрешая вопрос о предоставлении срока для исполнения решения суда, суд в соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным установить срок в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, указанный срок является разумным, позволяющим провести необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений закона.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход МО «город Северобайкальск» в размере 6 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЖЕ» о возложении обязательств удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЖЕ» (ИНН 0300015752) при осуществлении деятельности по эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <адрес> в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» места накопления следующих видов отходов: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная;
обеспечить направление в уполномоченный орган государственной власти документы, обеспечивающие актуализацию сведений об организации, осуществляющей эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
обеспечить проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
организовать места временного накопления отходов производства и потребления;
организовать передачу отходов в виде мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), хозяйствующему субъекту, осуществляющему на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению указанных видов отходов;
очистить территорию земельных участков, прилегающих к котельной, от золошлаковых отходов (золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная);
составить паспорта на золошлаковую смесь от сжигания углей малоопасную, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный));
обеспечить учет в области обращения с отходами в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;
представить в уполномоченный орган государственной власти отчет по форме № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2023 г.;
представить в уполномоченный орган государственной власти отчет по форме № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2023 г.;
обеспечить подготовку руководителя организации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
оборудовать котельную установкой по очистки газов.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЖЕ» (ИНН 0300015752) при осуществлении деятельности по эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности путем:
обеспечения категорирования помещений котельной по взрывопожарной и пожарной безопасности;
прекращения эксплуатации светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией;
демонтажа электропроводов с горючего основания (в помещении бытовки);
установки на котельной огнетушителей с порядковыми номерами;
разработки журнала эксплуатации систем противопожарной защиты;
ежемесячного освидетельствования огнетушителей в котельной;
организации прохождения работниками котельной специального обучения и получения соответствующего квалификационного удостоверения;
укомплектования пожарных щитов котельной в соответствии с приложением № 7 Правил № 1479 в соответствии с требованиями, предъявляемым к пожарным щитам типа ЩП-А;
определения распорядительным документом специально отведенного места, предназначенного для удаления золы и шлака, выгребаемых из топок печей;
определения и оборудования мест для курения;
оснащения котельной знаками пожарной безопасности, обозначающих, в том числе, пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения;
разработки инструкции о мерах пожарной безопасности;
запрета допуска к работе лиц, не прошедших обучение мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам;
издания распорядительного документа (приказа), подтверждающего назначение ответственного лица за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте;
проведения противопожарных инструктажей;
оборудования мест для курения;
размещения информации с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных;
очистки объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЖЕ» (ИНН 0300015752) государственную пошлину в доход МО «город Северобайкальск» в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.А. Дроздова
Решение принято в мотивированной форме 3 мая 2024 г.