. Дело № 2-544/2024 (№ 2-3368/2023)
УИД 55RS0006-01-2023-003603-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«20» февраля 2024 года г. Омск
Советский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ляшенко Ю.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповым Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского АО г. Омска, действующего в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц, к Администрации г. Омска, департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска об обязании ограничить свободный доступ в нежилое помещение и земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского административного округа г. Омска, действующий в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска об обязании ограничить свободный доступ в нежилое помещение и земельный участок.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Советского АО г. Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, о муниципальной собственности, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Установлено, что по адресу: адрес расположено здание БДОУ г. Омска «Детский сад №». По сведениям ЕГРН здание БДОУ г. Омска «Детский сад №» (кадастровый №) и земельный участок под ним (кадастровый №) на праве собственности принадлежат муниципальному образованию городской округ г. Омск.
02.09.2009 здание в порядке оперативного управления передано в БДОУ г. Омска «Детский сад №».
Согласно п.1.6. Устава БДОУ г. Омска «Детский сад №» учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ г. Омск Омской области. Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет Департамент образования Администрации г. Омска.
В соответствии с п.1.8. Устава БДОУ г. Омска «Детский сад №» собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городской округ г. Омск Омской области. Права собственника в отношении, закрепленного за учреждением имущества, осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений Администрации г. Омска.
Отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиком законодательства.
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п.1.3 Устава).
Деятельность БДОУ г. Омска «Детский сад №» на основании приказа руководителя учреждения от 10.08.2018 № приостановлена в связи с имеющимися нарушениями законодательства и признании здания дошкольного образовательного учреждения аварийным.
15.11.2018 прокурором Советского административного округа г. Омска в защиту интересов несовершеннолетних в суд направлено исковое заявление с требованиями обязать БДОУ г. Омска «Детский сад №» устранить нарушения законодательства об образовании, обеспечив условия безопасности пребывания в дошкольном образовательном учреждении: в срок до 01.04.2019 организовать и обеспечить подготовку и изготовление проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта здания, в срок до 01.09.2019 обеспечить проведение капитального ремонта здания БДОУ г. Омска «Детский сад №», расположенного по адресу: адрес. Возложить на департамент образования Администрации г. Омска обязанность осуществить финансирование изготовления проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта здания, а также финансирование капитального ремонта указанного здания.
Решением Советского районного суда г. Омска от 24.01.2019 требования прокурора округа удовлетворены в полном объеме. Вместе с тем решение суда не исполнено.
В настоящее время здание БДОУ г. Омска «Детский сад №» находится в неудовлетворительном (аварийном) состоянии: входные и межкомнатные двери отсутствуют, окна разбиты или отсутствуют. Происходит частичное разрушение стен и лестничных пролетов. В помещении и на прилегающей территории находится мусор, детские игрушки, доски, кирпичи, предметы мебели и санитарной техники, гвозди и осколки стекла.
При этом в здание детского сада и земельный участок под ним имеется свободный доступ, в том числе для несовершеннолетних, какое-либо ограждение отсутствует.
Прокурор просит обязать Администрацию г. Омска и Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска незамедлительно со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры по ограничению свободного доступа неопределённого круга лиц к нежилому зданию БДОУ г. Омска «Детский сад №» (кадастровый №) и земельный участок под ним (кадастровый №), расположенного по адресу: адрес.
.... судом по делу было принято заочное решение, которым исковые требования прокурора Советского АО адрес, действующего в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц, были удовлетворены в полном объеме.
На основании определения суда от 11.01.2024 заочное решение Советского районного суда г. Омска от 22.11.2023 было отменено, производство по делу возобновлено.
В порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор Советского АО г. Омска заявленные исковые требования уточнил, просил обязать Администрацию г. Омска и департамент имущественных отношений Администрации г. Омска незамедлительно со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры по ограничению свободного доступа неопределенного круга лиц к нежилому зданию БДОУ г. Омска «Детский сад №» (кадастровый №) и земельный участок под ним (кадастровый №), расположенного по адресу: адрес, путем основательного закрытия дверных, оконных и иных проемов и установления защитного ограждения по периметру здания /л.д.61-62 том2/.
Старший помощник прокурора Советского АО г. Омска Шатохина А.И. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации г. Омска - ЮЕС действующая на основании доверенности, поддержала высказанную ранее позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, просили в отношении Администрации г. Омска в удовлетворении исковых требований отказать. Суду пояснила, что они занимаются организационно-распорядительными вопросами. Считают, что Администрация г. Омска по данному делу является ненадлежащим ответчиком. На 1 января 2024 года бюджетных средств на снос здания не выделено, мероприятия по сносу пока не проводятся.
Представитель ответчика Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска - ГВГ действующий на основании доверенности, возражал против заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица БДОУ г. Омска "Детский сад №" – исполняющий обязанности директора РНС действующая на основании приказа, не оспаривала заявленные исковые требования.
Представители третьих лиц департамента образования Администрации г. Омска, Департамент строительства Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, заслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ч. 1 ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей, дети имеют приоритетные права в сфере охраны здоровья.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Под бременем содержания имущества понимается необходимость исполнять обязанности, в том числе, по поддержанию пригодности имущества для эксплуатации, а также по содержанию имущества в безопасном состоянии, которое исключает возможность причинения вреда третьим лицам.
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания собственник здания должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Материалами дела установлено, что по адресу: адресА, расположено здание БДОУ г. Омска «Детский сад №».
По сведениям ЕГРН здание БДОУ г. Омска «Детский сад №» (кадастровый №) и земельный участок под ним (кадастровый №) на праве собственности принадлежат муниципальному образованию городской округ г. Омск. 02.09.2009 здание в порядке оперативного управления передано БДОУ г. Омска «Детский сад №».
Согласно п. 1.6 Устава БДОУ г. Омска «Детский сад №» учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет департамент образования Администрации г. Омска.
В соответствии с п. 1.8 Устава БДОУ г. Омска «Детский сад №» собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имущества осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п. 1.3 Устава).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Деятельность БДОУ г. Омска «Детский сад №» на основании приказа руководителя учреждения от 10.08.2018 № приостановлена в связи с имеющимися нарушениями законодательства и признании здания дошкольного образовательного учреждения аварийным.
15.11.2018 прокурором Советского административного округа г. Омска в защиту интересов несовершеннолетних в суд направлено исковое заявление с требованиями обязать БДОУ г. Омска «Детский сад №» устранить нарушения законодательства об образовании, обеспечив условия безопасности пребывания в дошкольном образовательном учреждении: в срок до 01.04.2019 организовать и обеспечить подготовку и изготовление проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта здания, в срок до 01.09.2019 обеспечить проведение капитального ремонта здания БДОУ г. Омска «Детский сад №», расположенного по адресу: адрес. Возложить на департамент образования Администрации г. Омска обязанность осуществить финансирование изготовления проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта здания, а также финансирование капитального ремонта указанного здания.
Решением Советского районного суда г. Омска от 24.01.2019 требования прокурора округа удовлетворены в полном объеме. Вместе с тем решение суда не исполнено.
В настоящее время здание БДОУ г. Омска «Детский сад №» находится в неудовлетворительном (аварийном) состоянии: входные и межкомнатные двери отсутствуют, окна разбиты или отсутствуют. Происходит частичное разрушение стен и лестничных пролетов. В помещении и на прилегающей территории находится мусор, детские игрушки, доски, кирпичи, предметы мебели и санитарной техники, гвозди и осколки стекла.
При этом в здание детского сада имеется свободный доступ, в том числе для несовершеннолетних, какое либо ограждение отсутствует.
Суд учитывает, что, распоряжением директора департамента недвижимости от 05.02.2003 № за БДОУ г. Омска «Детский сад №» закреплен на праве оперативного управления спорный объект/л.д.139 том 1/, при этом суд отмечает, что правообладателем земельного участка под зданием детского сада является муниципальное образование городской округ г. Омск Омской области/л.д.144 том 1/; постановлением администрации г. Омска о .... №-п «О сносе нежилого здания, расположенного по адресу: адрес» мэр г. Омска ШСН руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Омска, Решением Омского городского Совета от 13 июня 2007 года № 20 «Об управлении муниципальной собственностью города Омска», постановлением Администрации города Омска от 12 августа 2022 года № 651-п «Об утверждении Положения о сносе (демонтаже) и (или) списании недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Омска», на основании технического заключения от 10 августа 2018 года Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский Государственный Автомобильно-Дорожный Университет», заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, а также реорганизации или ликвидации муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, от 17 августа 2022 года постановил: 1. Департаменту строительства Администрации города Омска организовать снос нежилого здания детского сада № с кадастровым номером № площадью 910 кв. м, расположенного по адресу: город адрес (далее - Объект) на основании раздела 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» проектной документации «Строительство детского сада по адрес». 2. Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска: 1) внести соответствующие изменения в реестр муниципального; имущества города Омска; 2) зарегистрировать в установленном порядке прекращение права муниципальной собственности города Омска на Объект /л.д.154-155 том 1/.
16.08.2021 между Департаментом Строительства и ООО «ПИ «Горпроект» был заключен муниципальный контракт № В соответствии с условиями муниципального контракта предметом муниципального контракта является выполнение работ по разработке проектной документации и организации выполнения отдельных видов проектно-изыскательских работ на объекте «Строительство детского сада по адрес» (пункт 1.1 муниципального контракта).
30.05.2023 Департаментом получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по Объекту №.
Снос нежилого здания, расположенного по адресу: адрес, будет осуществлен после заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по Объекту.
В настоящее время источники софинансирования на строительство объекта не определены. Муниципальный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту не заключен. Департаментом направлена бюджетная заявка на включение в бюджет города Омска на 2024 год, плановый период 2025-2026 годов денежных средств в размере 4 620 000 руб. на снос здания /л.д.201-202 том1, л.д. 3 том 2/.
Из информационного письма департамента строительства Администрации г. Омска от 19.10.2023 следует, что по состоянию на 18.10.2023 муниципальный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по Объекту не заключен в связи с отсутствием в бюджете г. Омска на 2023 год финансирования на снос нежилого здания, расположенного по адресу: адрес. Департаментом направлена бюджетная заявка на включение в бюджет г. Омска на 2024 год, плановый период 2025-2026 годов денежных средств в размере 4 620 000 руб. на снос здания. Мероприятия по сносу нежилого здания, будут проведены по мере поступления бюджетных ассигнований /л.д.3/.
Согласно пп. 3, 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 17 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452, к основным задачам департамента относятся: осуществление от имени муниципального образования город Омск функции управления муниципальным имуществом, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием муниципального имущества города Омска, обеспечение соблюдения законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Омска, защита имущественных интересов муниципального образования город Омск.
В соответствии с п. 18 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452, департамент: в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества города Омска; осуществляет контроль за соблюдением требований действующего законодательства, муниципальных правовых актов города Омска в сфере учета, управления, распоряжения и использования муниципальной собственности города Омска в пределах своей компетенции, осуществляет иные функции по формированию муниципальной собственности города Омска в пределах своей компетенции.
Согласно части 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный, контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений, согласно части 8 указанной статьи Градостроительного кодекса РФ, понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 55.31 Градостроительного кодекса РФ в процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.
В пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент с безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса. При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (часть 1 статьи 37 Федерального закона).
На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию, охране и принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здания или сооружения в период, когда они не эксплуатируются, прямо предусмотрены в законе и возложены на администрацию городского поселения, а непринятие своевременных мер по установлению ограждения территории аварийных домов и их сносу создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, вправе ставить вопрос о принятии соответствующих мер в отношении аварийного жилья, учитывая, что такие дома представляют угрозу для жизни и здоровья, в том числе несовершеннолетних детей, имеющих беспрепятственный доступ к ним.
Разрешая спор, суд, руководствовался положениями статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 3, 7, 36, 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и исходит из того, что безопасность здания детского сада не обеспечивается при отсутствии уважительных причин (отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиками законодательства), хозяйственная деятельность не ведется, здание не эксплуатируется, находится в состоянии, которое способствует несанкционированному проникновению внутрь здания граждан, и представляет угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Кроме того, суд отмечает, что с 2018 года деятельность детского сада приостановлена в связи с имеющимися нарушениями законодательства и признании здания дошкольного образовательного учреждения аварийным, решение Советского районного суда г. Омска от 24.01.2019 в срок до 01.09.2019 об обеспечении проведения капитального ремонта здания БДОУ г. Омска «Детский сад №», расположенного по адресу: адрес не исполнено до настоящего времени. При этом, требования прокурора не связаны с образовательной деятельностью учреждения.
Суд критически относится к доводам представителей ответчиков, отклоняет их.
Уклонение от обязанностей по надлежащему содержанию объекта и территории создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Поскольку разрешение вопроса по организации сноса нежилого здания детского сада № не входит в компетенцию должностных лиц БДОУ г. Омска "Детский сад №" или Департамента образования Администрации г. Омска, принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, суд находит требования прокурора Советского АО г. Омска подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п.2 ст.206 ГПК РФ при установлении оснований для возложения на ответчиков обязанности совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд полагает возможным установить срок незамедлительно, со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, принять меры по ограничению свободного доступа неопределенного круга лиц к нежилому зданию БДОУ г. Омска «Детский сад №» (кадастровый №) и земельный участок под ним (кадастровый №), расположенных по адресу: адрес, путем основательного закрытия дверных, оконных и иных проемов и установления защитного ограждения по периметру здания.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ (░░░ №), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ (░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №» (░░░░░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░ (░░░░░░░░░░░ №), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «28» ░░░░░░░ 2024 ░░░░.