Решение по делу № 33а-6109/2023 от 19.09.2023

77RS0003-02-2022-015820-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

адрес                                                                                                            24 марта 2023 года                       

 

Бутырский районный суд адрес в составе судьи Островского А.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 
 2а-171/2023 по административному исковому заявлению Грачева Владислава Юрьевича к Призывной комиссии адрес, Военному комиссариату адрес, Призывной комиссии адрес, Объединенному военному комиссариату адрес  о признании незаконным решения призывной комиссии,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Грачев Владислав Юрьевич обратился в суд с иском к Призывной комиссии адрес, Военному комиссариату адрес, Призывной комиссии адрес, Объединенному военному комиссариату адрес  о признании незаконным решения призывной комиссии.

Административный истец Грачев В.Ю. в судебное заседание не  явился, направил представителя по довренности фио, который административные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика  Военного комиссариата адрес по довренности фио в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административного искового заявления, пояснила, что после вынесения решения от 01 декабря 2022 года Грачев В.Ю. был направлен на контрольное медицинское освидетельствование. Призывной комиссией адрес Грачев В.Ю. был направлен на арбитражное медицинское освидетельствование, после чего категория годности «В» была отменена, он был признан годным к воинской службе.

Представитель административного ответчика Призывной комиссии адрес в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело при данной явке.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 КАС РФ,  Задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений;

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В соответствии с положениями ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).

Согласно абзацам первому и третьему пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, этим положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Исходя из пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной экспертизы гражданин может обжаловать это заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд, а также имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.

В соответствии с п. п. 15, 16, 17, 19 по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.

Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе.

Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.

Пункт 1 приложения N 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663", предусматривает, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.

Согласно пункту 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе": А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.

Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Решение призывной комиссии согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.

В соответствии со статьей 62 КАС Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен этим же Кодексом.

Таким образом, административный истец, оспаривая в суде решение призывной комиссии, обязан подтвердить обоснованность своих доводов о наличии у него заболевания в период медицинского освидетельствования, которое не было учтено или было неправильно диагностировано врачами призывной комиссии.

По запросу суда было предоставлено личное дело призывника.

Административный истец Грачев В.Ю.  состоит на воинском учете  и является призывником ОВК адрес.

По результатам медицинского освидетельствования от 22 января 2015 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «Г» (л.д. 57).

По результатам медицинского освидетельствования от 22 января 2015 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «Б(л.д. 58).

По результатам медицинского освидетельствования от 22 января 2015 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «Г» (л.д. 59).

По результатам медицинского освидетельствования от 05 апреля 2016 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «Б(л.д. 62).

Согласно медицинскому заключению  225 административному истцу был установлен диагноз (л.д. 64-65).

По результатам медицинского освидетельствования от 05 августа 2016 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «Г» (л.д. 71-72).

По результатам медицинского освидетельствования от 29 ноября 2016 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «Б(л.д. 73).

По результатам медицинского освидетельствования от 02 мая 2017 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «Б» (л.д. 74-75).

По результатам медицинского освидетельствования от 06 декабря 2019 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «Б(л.д. 77).

По результатам медицинского освидетельствования от 06 декабря 2019 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «Б(л.д. 125).

По результатам медицинского освидетельствования административный истец был направлен на обследование  к ГКБ (л.д. 78-79).

Согласно медицинскому заключению  37 административному истцу был установлен диагноз (л.д. 80-81).

По результатам медицинского освидетельствования от 16 июня 2020 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «Г» (л.д. 88-89).

По результатам медицинского освидетельствования административный истец был направлен на обследование  к ГКБ  20 им. фио ДЗМ (л.д. 90-91).

Согласно медицинскому заключению  45 административному истцу был установлен диагноз (л.д. 92-93).

По результатам медицинского освидетельствования от 2021 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «Б(л.д. 100-101).

По результатам медицинского освидетельствования от 21 апреля 2021 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «Б(л.д. 102-103).

По результатам медицинского освидетельствования от 21 апреля 2021 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «Б(л.д. 106-107).

Согласно медицинскому заключению  711 административному истцу был установлен диагноз (л.д. 112-113).

По результатам медицинского освидетельствования от 19 апреля 2022 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «В» (л.д. 119).

По результатам медицинского освидетельствования административный истец был направлен на обследование  в ГКБ  13 ДЗМ (л.д. 127-128).

По результатам медицинского освидетельствования от 12 июля 2022 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «Б(л.д. 129-130).

По результатам медицинского освидетельствования от 12 июля 2022 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «Б(л.д. 138-139).

По результатам медицинского освидетельствования административный истец был направлен на обследование  в ГКБ  13 ДЗМ (л.д. 140-141).

По результатам медицинского освидетельствования от 12 июля 2022 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «А(л.д. 142-143).

Согласно медицинскому заключению  1107 административному истцу был установлен диагноз (л.д. 144-145).

По результатам медицинского освидетельствования от 01 декабря 2022 г. административному истцу был определен диагноз, установлена категория «Б(л.д. 56; 161-162).

Согласно п. 2-3 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ  "О воинской обязанности и военной службе" Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности; осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья; контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.

Административный истец указывает, что ему был установлен следующий диагноз: диспластический синдром, остеохондроз грудного и поясничного отделов позвоночника. Грудной кифиз 1 степени. Сколиоз грудного отдела позвоночника 1 степени, поясничного отдела позвоночника 2 степени. Ретролистез L3на 2 мм., L4 на 2, 5 мм. Воронкообразная дефрмация грудины 2 степени. Индекс Гижицкой  0,7 . Умеренно выраженное нарушение функции позвоночника.

Из листа медицинского освидетельствования от 01 декабря 2022 г. (л.д. 161-162) видно, что административный истец жаловался на перебои в работе сердца и недостаточный  вес, иных жалоб им не заявлялось.

В соответствии со статьей 13 раздела II Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе":

При наличии недостаточности питания граждане подлежат обследованию и (или) лечению в стационарных условиях. При этом граждане при призыве на военную службу (военные сборы) признаются временно не годными к военной службе на 6 месяцев. Если по результатам обследования у граждан не выявлено вызывающих снижение массы тела заболеваний, то они подлежат освидетельствованию по пункту "д". При выявлении заболеваний, обуславливающих пониженное питание или недостаточность питания, граждане подлежат освидетельствованию по соответствующим статьям расписания болезней.

В соответствии со статьей 66 раздела II Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе":

Степень сколиоза определяется рентгенологом по рентгенограммам на основании измерения углов сколиоза: I степень - 1 - 10 градусов, II степень - 11 - 25 градусов, III степень - 26 - 50 градусов, IV степень - более 50 градусов (по фио).

Только совокупность перечисленных клинических и рентгенологических признаков ограниченного деформирующего спондилеза и межпозвонкового остеохондроза дает основание для применения пункта "в".

Суд отмечает, что ранее решений по ограничению к воинской службе по ст. 66 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", в отношении административного истца не выносилось.

На момент освидетельствования у врачей-специалистов медицинской комиссии не возникло сомнений относительно состояния здоровья  призывника, оснований для его направления на амбулаторное или стационарное обследования для уточнения диагноза установлено не было, поскольку в личном деле призывника имелись сведения о его состоянии здоровья, медицинская карта. Перед принятием обжалуемого решения призывной комиссией призывник указывал на наличие у него конкретного заболевания, препятствующего прохождению военной службы или влияющего на изменение определенной ему ранее категории годности к военной службе, не представил дополнительные медицинские документы.

Таким образом, Призывной комиссией адрес был верно определен диагноз в соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565. Оснований для применения п. в ст. 66 не имелось, так как ранее наличие искривления позвонков с нарушением функций выявлено не было, наоборот, исследованные в судебном заседании листы медицинского освидетельствования говорят об отсутствии нарушений функций.

Учитывая изложенное доводы административного истца об обратном, со ссылкой на то, что решение комиссии вынесено без учета объективных данных о его состоянии здоровья и основано лишь на внешнем осмотре призывника врачами-специалистами, суд находит несостоятельными.

Административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято обоснованно, заключение дано в рамках предоставленной ответчику компетенции с соблюдением установленного порядка, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, с учетом того, что  достоверных доказательств наличия у административного истца заболевания, дающего право на освобождение от призыва на военную службу, не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое призывником Грачевым В.Ю.  решение о призыве на военную службу было принято призывной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о призыве на военную службу после определения категории годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии и в соответствии с заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а потому настоящее административное исковое заявление подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд 

 

РЕШИЛ:

 

Административное исковое заявление Грачева Владислава Юрьевича к Призывной комиссии адрес, Военному комиссариату адрес, Призывной комиссии адрес, Объединенному военному комиссариату адрес  о признании незаконным решения призывной комиссии,, - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд через Бутырский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Судья:  Островский А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивированное решение составлено 03 апреля 2023 года.

 

33а-6109/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения
Истцы
Грачев В.Ю.
Ответчики
Военный комиссариат города Москвы, Призывная комиссия города Москвы
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
19.09.2023Зарегистрировано
19.09.2023Рассмотрение
17.10.2023Завершено
19.09.2023У судьи
17.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее