Председательствующий Ячменев Ю.А
Дело № 33-2208 / 2019 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Пархомович Г.П., Хлыстак Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Гузик И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 сентября 2019 года
гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя ответчика Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико – санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Хакасия» Старцевой Е.М. на решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 6 июня 2019 года, которым частично удовлетворены исковые требования Бауса Василия Александровича к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико – санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республики Хакасия», Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ширинскому району Республики Хакасия о признании недействительным заключения военно – врачебной комиссии.
Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., пояснения представителя ответчика ФКУЗ «Медико – санитарная часть МВД РФ по РХ», Старцевой Е.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ОМВД России по Ширинскому району Гартвих Л.В., выразившей согласие с решением суда в части отказа в удовлетворении требований к ОМВД России по Ширинскому району, представителя истца Майнагашева Р.А., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баус В.А. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико – санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республики Хакасия» (далее - ФКУЗ «МСЧ РФ по РХ»), Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ширинскому району Республики Хакасия (далее - ОМВД РФ по Ширинскому району) о признании недействительным заключения военно – врачебной комиссии, требования мотивировал тем, что он проходит службу в органах внутренних дел в качестве участкового уполномоченного ОУУПиПДН ОМВД России по Ширинскому району. Заключением ВВК ФКУЗ «МСЧ РФ по РХ» от 15.11.2018 он признан ограниченно годным к службе в органах внутренних дел РФ со степенью ограничения – <данные изъяты>, годен к службе в должности <данные изъяты>. С указанным заключением он (истец) не согласен, просил признать его незаконным.
В судебном заседании истец Баус В.А. и его представитель Майнагашев Р.А. исковые требования уточнили, просили признать оспариваемое заключение недействительным.
Представитель ответчика ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по РХ» Старцева Е.М. исковые требования не признала, выразила несогласие с заключением проведенной по делу экспертизы, т.к. оно основано не на объективных показателях, не соответствует необходимым экспертно – диагностическим критериям. Кроме того, заключение о годности сотрудника по состоянию здоровья осуществлять службу в органах внутренних дел вправе выносить только ведомственное медицинское учреждение. Нормативными документами не определено приоритетное значение заключения, вынесенного независимой военно – врачебной экспертизой. Суд, в свою очередь, не вправе самостоятельно установить категорию годности граждан по состоянию здоровья в органах внутренних дел. В настоящее время ответчиком принимаются меры для проведения контрольного обследования и повторного освидетельствования истца.
Представитель ответчика ОМВД России по Ширинскому району Гартвих Л.В. исковые требования не признала.
Суд постановил решение, которым исковые требования к ФКУЗ «Медико – санитарная часть МВД РФ по РХ» удовлетворил.
Признал недействительным заключение военно – врачебной комиссии № 848 от 15 ноября 2018 года в части годности Бауса В.А. к службе в органах внутренних дел РФ со степенью ограничения – 3 в должности участкового уполномоченного полиции отделения участковых уполномоченных полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по Ширинскому району.
В удовлетворении исковых требований к ОМВД России по Ширинскому району отказал.
С данным решением не согласен представитель ответчика Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико – санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Хакасия» Старцева Е.М.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней она просит его отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Считает, что требования истца о признании незаконным заключения ВВК должны были рассматриваться в порядке КАС РФ, т.к. требования об оспаривании заключения ВВК не носят гражданско-правовой характер, начальник ВВК ФКУЗ «МЧС МВД РФ по РХ» является должностным лицом, оспаривание действий и решений которого осуществляется в порядке главы 22 КАС РФ.
Полагает неправомерным назначение судебной комиссионной военно-врачебной экспертизы, поскольку в ст. 58 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определен исчерпывающий перечень видов медицинских экспертиз, куда назначенная судом экспертиза не входит.
Считает, что суд неправомерно назначил комиссионную судебно-медицинскую экспертизу ООО «Медицинская практика», поскольку проведение военно-врачебной экспертизы для определения годности Бауса В.А. к прохождению службы в органах внутренних дел могло быть назначено только в вышестоящую по отношению к ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по РХ» военно-врачебную комиссию либо независимой военно-врачебной экспертизе.
Поскольку оспариваемое заключение ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по РХ» не совпадает с выводами заключения независимой военно-врачебной экспертизы ООО «Медицинская практика» от 14.05.2019 о категории годности истца к военной службе, считает, что Баус В.А. подлежит контрольному обследованию и повторному освидетельствованию с учетом заключения независимой экспертизы от 14.05.2019 по месту прохождения службы в ФКУЗ «МЧС МВД РФ по РХ».
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика Старцева Е.М. выражает несогласие с выводами независимой экспертизы ООО «Медицинская практика» от 14.05.2019 в части установления истцу диагноза «<данные изъяты>», поскольку данные выводы основаны на клинических косвенных признаках, проявляющихся и при других болезненных состояниях.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что с 26 июля 2013 года истец Баус В.А. проходит службу в должности <данные изъяты>.
28 сентября 2018 года Баус В.А. был направлен на медицинское освидетельствование в военно – врачебную комиссию ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Хакасия».
В соответствии с вынесенным ВВК заключением от 15 ноября 2018 года (Акт медицинского освидетельствования № 848), Баус А.В. признан ограниченно годным к службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Степень ограничения <данные изъяты> Годен к службе в должности <данные изъяты>.
Не согласившись с указанным заключением, истец Баус В.А. обратился с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что данное заключение не соответствует его фактическому состоянию здоровья.
Удовлетворяя исковые требования Бауса В.А. о признании недействительным заключения военно-врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Хакасия» от 15 ноября 2018 года. № 848, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 55, 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», исходил из того, что оспариваемое заключение военно – врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Хакасия» от 15 ноября 2018 года не соответствует выводам заключения независимой военно – врачебной экспертизы ООО «Медицинская практика».
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации 04.07.2013 № 565 при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы ВВК, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 N 574.
Из Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574, следует, что независимая экспертиза основывается на принципах законности, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности, полноты исследований и предусматривает проведение медицинского обследования и медицинского освидетельствования. Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе, выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (далее - экспертное учреждение). Независимая экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Независимая экспертиза производится врачами-специалистами, входящими в состав комиссии по производству независимой экспертизы. Гражданин при производстве независимой экспертизы имеет право выбора экспертного учреждения и экспертов.
В пункте 1 Положения о военно-врачебной экспертизе поименованы органы, организации и учреждения, на которые распространяется данное Положение, при этом установлено, что военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время, в том числе в органах внутренних дел Российской Федерации, в целях определения годности к службе.
Таким образом, в отношении сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, проводится военно-врачебная экспертиза на условиях и в порядке, определенных Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе от 4 июля 2013 г. N 565 для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии.
Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, этим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (абзацы первый, третий ░░░░░░ 4 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2017 ░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» № 07 ░░ 26 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ № 848 ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ 11 ░░░░░░░ 2013 ░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>. <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> (░░░░░░ ░░ 11.12.2013 ░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░. <░░░░░░ ░░░░░░>);
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ №1 ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░░ 2018 ░. №190) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - <░░░░░░ ░░░░░░>. ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» № 07 ░░ 26 ░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 84, 85 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░» ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░.8 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 04.07.2013 № 565 (░░░. ░░ 16.03.2019) "░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░ 2008 ░. N 574.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░». ░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 327.1, 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░ 2019 ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░