Решение по делу № 66а-1176/2021 от 03.09.2021

№66а-1176/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                                         21 октября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Вдовиченко С.В.,

судей Морозковой Е.Е., Стаховой Т.М.,

при секретаре Карасевой Е.Д.,

с участием прокурора Парфеновой Е.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-185/2021 по административному исковому заявлению ООО «Соколиная гора» о признании недействующим в части решения Челябинской городской Думы №10/17 от 30 июня 2020 года «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 25 декабря 2018 года №48/23 «Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения города Челябинска до 2028 года», по апелляционным жалобам Челябинской городской Думы, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Челябинска на решение Челябинского областного суда от 17 июня 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В., выслушав объяснения представителя административного истца ООО «Соколиная гора» ФИО1, заключение прокурора Парфеновой Е.Г., судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

25 декабря 2018 года Челябинская городская Дума приняла решение №48/23 «Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения города Челябинска до 2028 года» (далее - решение №48/23).

Пунктом 4 решения №48/23 предусмотрено внести настоящее решение в раздел 7 «Управление городским хозяйством» нормативной правовой базы местного самоуправления города Челябинска.

30 июня 2020 года Челябинская городская дума приняла решение №10/17 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 25 декабря 2020 года №48/23 «Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения города Челябинска до 2028 года» (далее - решение №10/17).

Согласно подпункту 1 пункта 2 решения №10/17 подраздел 1.1 раздела 1 «Существующее положение в сфере водоотведения городского округа» приложения 2 к решению Челябинской городской Думы №48/23 изложено в следующей редакции.

«1.1. Описание структуры системы сбора, очистки и отведения сточных вод на территории городского округа и деление территории города Челябинска на эксплуатационные зоны.

Территориально в городе Челябинске сложилось две основные централизованные системы водоотведения:

1. ЦСВО города Челябинска (основные сооружения канализации города Челябинска, ОСК);

2. ЦСВО пос.Новосинеглазово (очистные сооружения канализации ОСК-2).

Отдельно можно выделить централизованную систему водоотведения пос. Каштак Металлургического района города Челябинска. Стоки от абонентов данной зоны отводятся на очистные сооружения общества с ограниченной ответственностью «Соколиная гора», находящиеся в Сосновском муниципальном районе Челябинской области.

Описание структуры ЦСВО города Челябинска.

Канализование стоков осуществляется по общему направлению на север города Челябинска. Стоки от абонентов города Челябинска и части абонентов Сосновского муниципального района Челябинской области (расположенных за пределами города Челябинска) поступают по самотечным внутриквартальным сетям в уличные сети канализации.

Далее стоки от различных районов города Челябинска посредством КНС отводятся в главные самотечные коллекторы и далее к главным насосным станциям. От главных насосных станций стоки по напорным коллекторам поступают на очистные сооружения ОСК.

Очистные сооружения канализации предназначены для полной биологической очистки бытовых сточных вод города Челябинска. Очистка производится по двухступенчатой схеме - механическая и биологическая очистки с обеззараживанием и сушкой осадка.

После биологической очистки на городских очистных сооружениях очищенные сточные воды сбрасываются в реку Миасс.

Описание структуры ЦСВО пос.Новосинеглазово.

Пос.Новосинеглазово и пос.Смолино имеют отдельную централизованную систему водоотведения. Стоки от абонентов пос.Новосинеглазово, пос.Смолино и производственные сточные воды предприятия АО «Трубодеталь» по напорным и самотечным коллекторам поступают в приемный резервуар канализационной насосной станции очистных сооружений ОСК-2.

Очистные сооружения канализации предназначены для очистки хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. Очистка производится по двухступенчатой схеме - механическая и биологическая очистки. Очищенные сточные воды сбрасываются воз.Синеглазово.

Описание структуры ЦСВО пос.Каштак.

Пос.Каштак имеет отдельную централизованную систему водоотведения. Стоки от абонентов пос.Каштак (жилой фонд и объекты социального, культурного и бытового назначения) по самотечному коллектору поступают на ОСК ООО «Соколиная гора», находящиеся в Сосновском муниципальном районе Челябинской области. В дальнейшем по Схеме данная система отдельно не рассматривается».

Подпунктом 3 пункта 2 решения № 10/17 таблица 9.1 подраздела 9.2 раздела 9 «Обоснование предложения по определению единой гарантирующей организации в сфере водоотведения» приложения 2 к решению №48/23 дополнено строками следующего содержания:

ООО «Соколиная гора» ОСК в Сосновском муниципальном районе Челябинской области Сосновский муниципальный район Челябинской области
ООО «ЧТЗ-Уралтрак» КНС, ОСК, самотечные и напорные коллекторы Тракторозаводский район

Согласно подпункту 4 пункта 2 решения №10/17 подраздел 9.3 раздела 9 «Обоснование предложения по определению единой гарантирующей организации в сфере водоотведения» приложения 2 к решению №48/23 изложено в следующей редакции:

«9.3 Обоснование предложения по определению единой гарантирующей организации в сфере водоотведения города Челябинска:

На основании критериев определения гарантирующей организации на момент составления схемы водоотведения города Челябинская предлагается:

1.Определить муниципальное унитарное предприятие «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» города Челябинска гарантирующей организацией для централизованной системы хозяйственно-бытовой канализации пос. Новосинеглазово, установить зону ее деятельности в границах балансовой принадлежности сетей и объектов водоотведения МУП «ПОВВ».

2. Определить ООО «Соколиная гора» гарантирующей организацией для централизованной системы хозяйственно-бытовой канализации пос.Каштак города Челябинска».

ООО «Соколиная гора» обратилось в Челябинский областной суд с административным иском, в котором просило признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу:

подпункт 1 пункта 2 решения N 10/17 в части абзацев:

-«Отдельно можно выделить централизованную систему водоотведения пос.Каштак Металлургического района города Челябинска. Стоки от абонентов данной зоны отводятся на очистные сооружения ООО «Соколиная гора», находящиеся в Сосновском муниципальном районе Челябинской области»;

-«Пос.Каштак имеет отдельную централизованную систему водоотведения. Стоки от абонентов пос. Каштак (жилой фонд и объекты социального, культурного и бытового назначения) по самотечному коллектору поступают на ОСК ООО «Соколиная гора», находящиеся в Сосновском муниципальном районе Челябинской области. В дальнейшем по Схеме данная система отдельно не рассматривается»;

2) подпункт 3 пункта 2 решения №10/17 в части абзаца:

ООО «Соколиная гора» ОСК в Сосновском муниципальном районе Челябинской области Сосновский муниципальный район Челябинской области.

Подпункт 4 пункта 2 решения №10/17 в части абзаца:

«2. Определить ООО «Соколиная гора» гарантирующей организацией для централизованной системы хозяйственно-бытовой канализации пос.Каштак города Челябинска».

В обоснование указано, что ни Уставом г.Челябинска, ни Законом Челябинской области от 10 июня 2014 года №703-ЗО «Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе», ни иными актами не предусмотрено наличие такой территориальной единицы в составе г.Челябинска как пос.Каштак. Ни одним актом не определены границы пос.Каштак. ООО «Соколиная гора» является собственником отдельного объекта централизованной системы водоотведения, находящейся в Сосновском муниципальном районе Челябинской области. Централизованная система водоотведения, включающая очистные сооружения ООО «Соколиная гора», на территории г.Челябинска отсутствует. Так как Общество не соответствует требованиям части 2 статьи 12 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», то ему не может быть присвоен статус гарантирующей организации, что следует также из абзаца 3 подраздела 9.2 Схемы. ООО «Соколиная гора» осуществляет водоотведение на территории Сосновского муниципального района Челябинской области. Решение №10/17 не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы Общества, поскольку признание Общества гарантирующей организацией для территории «пос.Каштак», на которой не расположены объекты Общества, влечет для него возникновение спорных ситуаций с третьими лицами относительно водоотведения в г.Челябинске. Решение №10/17 является неопределенным, что согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», является основанием для признания его недействующим. Решение №10/17 обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, так как издано в установленном порядке органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование отношений в сфере водоотведения. Указанное решение нарушает права и законные интересы общества, поскольку возлагает на него дополнительные обязанности, в частности обеспечить водоотведение, а также ограничения на отказ от договора водоотведения, обязанность эксплуатировать бесхозные сети в отношении объектов, расположенных на неустановленной территории, не относящейся к территориальной деятельности общества - Сосновскому муниципальному району Челябинской области.

Определением судьи Челябинского областного суда от 30 декабря 2020 года, административное исковое заявление возвращалось на том основании, что заявленные исковые требования не подлежат рассмотрению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Определением судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2021 года определение судьи Челябинского областного суда от 30 декабря 2020 года отменено, административное исковое заявление направлено для рассмотрения по существу.

Решением Челябинского областного суда от 17 июня 2021 года, административные исковые требования удовлетворены. Признано недействующим решение Челябинской городской Думы от 30 июня 2020 года №10/17 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 25 декабря 2018 №48/23 «Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения города Челябинска до 2028 года» полностью с момента его принятия. Возложена на Челябинскую городскую Думу обязанность опубликовать в официальном печатном издании, определенном решением Челябинской городской Думы, настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

В апелляционной жалобе Челябинская городская Дума (административный ответчик) просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Ссылаясь на нормы ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения №782, указывает о том, что схема водоснабжения и водоотведения разрабатывается с целью определения мероприятий, направленных на развитие систем водоснабжения и водоотведения, находящихся на определенной территории на основе имеющегося технико-экономического состояния и не обладает признаками нормативного правого акта, порождающим какие-либо права и обязанности. Решение №48/23, ни решения, которым внесены в него изменения, не могут быть отнесены к нормативным правовым актам, поскольку не обладают признаками нормативности, на основании чего, процедура принятия оспариваемого решения была соблюдена, а требования истца не подлежали рассмотрению в порядке главы 21 КАС РФ. Кроме этого, считают, что в решении суда отсутствуют выводы о нарушении прав административного истца либо о возложении на него каких-либо обязанностей принятием оспариваемым решением.

В апелляционной жалобе (заинтересованное лицо) Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Челябинска просит решение суда первой инстанции отменить, прекратить производство по делу. Со ссылкой на нормы законодательства, по мнению апеллянта, в рассматриваемом случае истец обратился в суд с требованиями об отмене оспариваемой схемы в части описания структуры централизованной системы водоотведения, в также информации об очистных сооружениях, на которые поступают сточные воды, отводимые через указанные централизованные системы водоотведения (канализации) определенной территории, т.е. документа, который несет в себе информационную нагрузку существующего положения в части водоотведения на территории города Челябинска. В данном случае истец оспаривает акт, который информирует население о наличии систем водоотведения на территории города, а не нормативный правовой акт. Решение №10/17 не относится к нормативным правовым актам, так как принято в рамках реализации органа местного самоуправления организационно-распорядительных полномочий по организации водоснабжения и водоотведения; правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, не содержит, распространяется на ограниченный круг лиц, соответственно не подлежит рассмотрению в порядке главы 21 КАС РФ.

На апелляционные жалобы ООО «Соколиная гора», прокурором, участвующим в деле поданы возражения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Челябинской городской Думы, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Челябинска, Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, администрации г.Челябинска, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Челябинская городская Дума в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства РФ с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства     РФ судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на них, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшей, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия приходит к следующему.

Рассматривая требования, суд первой инстанции проанализировав нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу, что поскольку утвержденная схема водоснабжения и водоотведения в соответствии с Уставом г.Челябинска утверждена Челябинской городской Думой, как полномочным органом, который в силу статьи 43 Устава по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Челябинска, в том числе, решения нормативного характера, то решение №48/23 «Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения города Челябинска до 2028 года» с приложениями 1 и 2 к нему в виде схемы водоснабжения города Челябинска до 2028 года и схемы водоотведения города Челябинска до 2028 года является нормативным правовым актом. Поскольку внести изменения в нормативный правовой акт возможно только путем принятия другого нормативного правового акта, оспариваемое решение №10/17 также является нормативным правовым актом.

С такими выводами судебная коллегия соглашается.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства РФ Верховный Суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами определен главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (статьи 208 - 217.1).

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее по тексту - постановление Пленума от 25 декабря 2018 года №50) разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона №131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Федеральный закон №131-ФЗ в пункте 4 части 1 статьи 16 к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №416-ФЗ) предусмотрено, что утверждение схем водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.

В части 5 статьи 38 Федерального закона №416-ФЗ указано, что схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать: основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов; зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения; карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.

Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), а также Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее - Требования) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2013 года №782.

В пункте 2 Правил дано определение понятию «схемы водоснабжения и водоотведения», под которыми понимается совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.

Согласно пункту 15 Требований схема водоотведения включает в себя следующие разделы: существующее положение в сфере водоотведения поселения, городского округа; балансы сточных вод в системе водоотведения; прогноз объема сточных вод; предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения; экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения; оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения; плановые значения показателей развития централизованной системы водоотведения; перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.

Содержание разделов Схемы водоотведения установлено пунктами 16 - 24 Требований.

Таким образом, содержание схемы водоотведения установлено действующим федеральным законодательством.

Из анализа приведенных законоположений следует, что схема водоотведения содержит не только описание системы водоотведения, плановые и прогнозные показатели, но и определенные нормы и требования, рассчитанные на неоднократное применение, и обязательные для неопределенного круга лиц.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что актуализированная схема водоснабжения и водоотведения г.Челябинска утверждена решением Челябинской городской Думы от 25 декабря 2018 года №48/23.

Согласно части 1 статьи 23 Устава города Челябинска (утверждено решением Челябинской городской Думы от 26 мая 2015 года №9/2) Челябинская городская Дума является представительным органом города Челябинска.

Частью 2 статьи 43 Устава города Челябинска определено, что Челябинская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Челябинска, решение об удалении главы города Челябинска в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Челябинской городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Челябинской области. Уставом.

Подпунктом 18 пункта 2 статьи 25 Устава г.Челябинска предусмотрено, что в полномочия Челябинской городской Думы входит утверждение схемы водоснабжения и водоотведения города Челябинска обладает

Приведенные выше правовые нормы, устанавливающие требования к порядку принятия и содержанию схем водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которыми осуществляется развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и которые предусматривают мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, содержат основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения, карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.

С учетом анализа содержания утвержденных решением Челябинской городской Думы от 25 декабря 2018 года №48/23 схем водоснабжения и водоотведения города Челябинска до 2028 года, суд обоснованно пришел к выводу, что данные схемы содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное (многократное) их применение до 2028 года, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Челябинского городского округа.

Поскольку указанные схемы водоснабжения и водоотведения в соответствии с Уставом г.Челябинска утверждены Челябинской городской Думой, как полномочным органом, который в силу статьи 43 Устава по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Челябинска, в том числе решения нормативного характера, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, правильно пришел к выводу, что решение Челябинской городской Думы от 25 декабря 2018 года № 48/23 «Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения города Челябинска до 2028 года» с приложениями 1 и 2 к нему в виде схемы водоснабжения города Челябинска до 2028 года и схемы водоотведения города Челябинска до 2028 года является нормативным правовым актом.

Более того, решение Челябинской городской Думы от 25 декабря 2018 года №48/23 на дату принятия и в редакции до 29 марта 2021 года содержало пункт 4, согласно которому решение №48/23 внесено в раздел 7 «Управление городским хозяйством» нормативной правовой базы местного самоуправления города Челябинска.

В соответствии с пунктом 9 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем.

Какого-либо иного порядка, отличного от указанного выше, для внесения изменений в схему водоотведения законодательством не предусмотрено.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что поскольку внести изменения в нормативный правовой акт возможно только путем принятия другого нормативного правового акта, соответственно, оспариваемое решение о внесении изменений в актуализированную схему также является нормативным правовым актом, обоснованы и сделаны с учетом установленных обстоятельств по делу.

Само по себе исключение с 30 марта 2021 года решением Челябинской городской Думы от 30 марта 2021 года №17/44 пункта 4 решения №48/23, в соответствии с которым данное решение №48/23 внесено в раздел 7 нормативной правовой базы местного самоуправления города Челябинска, не свидетельствует, безусловно, о том, что оспариваемое решение утратило признаки нормативного правового акта.

Доводы апелляционных жалоб о том, что заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке главы 21 КАС РФ и производство по делу подлежит прекращению, подлежат отклонению.

Частью 13 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен порядок подписания и обнародования нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования. Такой акт направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Аналогичные положения применительно к порядку подписания и обнародования решения нормативного характера, принятого Челябинской городской Думой и подписанного председателем Челябинской городской Думы, также приведены в частях 4, 5 статьи 43 Устава г.Челябинска.

В силу пункта 2 части 4 статьи 36 указанного выше Федерального закона глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 данной статьи, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

Такие же полномочия главы г Челябинска закреплены в пункте 2 части 1 статьи 34 Устава г.Челябинска.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 02 ноября 2011 года №1464-О-О, такое регулирование направлено на обеспечение баланса полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования, не ограничивает их самостоятельность в решении вопросов местного значения.

С учетом изложенного, окончательное юридическое оформление принятый представительным органом местного самоуправления нормативный правовой акт получает только после фактического подписания и обнародования его главой муниципального образования. До подписания главой муниципального образования этот акт не может быть обнародован и обрести юридическую силу.

В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №50 разъяснено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод, о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

Судом установлено и не опровергалось административным ответчиком, что оспариваемое решение №10/17 подписано только председателем Челябинской городской Думы, не подписано главой города Челябинска, опубликовано 03 июля 2020 года, то есть ранее срока предоставляемого для его подписания или отклонения главой города.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о противоречии приведенным положениям Федерального закона №131-ФЗ.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №50, при оспаривании истцом отдельных положений решения №10/17, правомерно признал его недействующим полностью со дня его принятия.

Обстоятельства внесения изменений в актуализированную схему, где административный истец, вопреки его интересам, был предложен в качестве гарантирующей организации для централизованной системы хозяйственно-бытовой канализации пос.Каштак г.Челябинска, свидетельствует о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом его прав и законных интересов, выводы о чем, вопреки доводам жалобы заинтересованного лица, даны судом в решении.

Приведенные доводы в апелляционных жалобах выражают несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам настоящего спора и основаны на ином толковании применительно к ним положений законодательства, которые не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены или изменения судебного решения.

Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Челябинского областного суда от 17 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Челябинской городской Думы, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Челябинска - без удовлетворения.

Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

    Судьи

66а-1176/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Челябинской области
ООО "Соколиная гора"
Ответчики
Челябинская городская Дума
Другие
Администрация г.Челябинска
Раткевич Т.А.
Управление ЖКХ Администрациии г.Челябинска
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
Суд
Второй апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Вдовиченко Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
2ap.sudrf.ru
03.09.2021Передача дела судье
21.10.2021Судебное заседание
11.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2021Передано в экспедицию
21.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее