Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Приморско-Ахтарск 17 июня 2015 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Кучуковой Н.В.,
при секретаре Качановой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Тимашевском районе о признании незаконным бездействия отдела судебных приставов-исполнителей по Приморско-Ахтарскому району,
УСТАНОВИЛ:
Управление социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Тимашевском районе обратилось в Приморско-Ахтарский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия отдела судебных приставов-исполнителей по Приморско-Ахтарскому району, мотивируя его тем, что Приморско-Ахтарским районным отделом судебных приставов 8 июля 2014 года было возбуждено исполнительное производство № в отношении Чередниченко Л.Г. на основании исполнительных документов по делу № от 01.04.2014 года о взыскании денежных средств излишне выплаченного пособия на ФИО2 по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 82027,26 рублей и единовременного пособия при рождении ребенка в размере 11703,13 рублей и взыскании излишне выплаченного пособия на ФИО3 по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 69558,6 рублей и единовременного пособия при рождении ребенка в размере 8840,58 рублей с гражданки Чередниченко Л.Г., проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в пользу управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Тимашевском районе для возмещения средств в фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 36 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи.
Учитывая то, что исполнительное производство было возбуждено судебным приставом-исполнителем 8 июля 2014 года, то срок, в течение которого исполнительное производство должно быть завершено, истек 08.09.2014 года. Однако, по состоянию на текущую дату - 24 марта 2015 года, исполнительное производство не окончено, вышеуказанные денежные средства не возвращены.
На основании изложенного Приморско-Ахтарским РО СП нарушаются нормы п. 2 ст. 4, ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно: не соблюдаются сроки исполнения исполнительных документов, установленные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно п. 2 ст. 4 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель при осуществлении деятельности по исполнению исполнительного документа обязан соблюдать принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Таким образом, в двухмесячный срок, предусмотренный п. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обязан осуществить (выполнить) все необходимые и достаточные действия для исполнения исполнительного документа, к таким действиям относятся: привлечение должника к административно и (или) уголовной ответственности (в случае неисполнения требований пристава-исполнителя); наложение ограничения на выезд должника за пределы РФ; иные меры принудительного исполнения, предусмотренные законодательством РФ.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, однако, требования судебного пристава-исполнителя и норм закона должником исполнено не было.
В то же время Приморско-Ахтарским РО ССП было известно о том, что в период исполнения исполнительного документа должник не предпринимал никаких действий по исполнению требований решения суда.
Статьёй 113 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлена обязанность судебного пристава исполнителя о привлечении должника к установленной законом ответственности в случае неисполнения исполнительного документа и (или) иных требований судебного пристава-исполнителя.
Сведениями о привлечении к ответственности взыскатель не располагает, из чего можно сделать вывод, что судебным приставом-исполнителем не выполняются нормы, предусмотренные ст.ст. 69,98,113 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». До сегодняшнего дня денежных средств на счет управления не поступало.
Согласно ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 1 ст. 121 постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. Согласно п.п. 1,2 ст. 128 постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
Согласно статье 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов, поэтому Управление социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Тимашевском районе обратилось в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании представители заявителя - Управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Тимашевском районе – Рябова О.В. и Яковенко Г.А., действующие на основании доверенностей, заявленные требования поддержали и просили суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Приморско-Ахтарского районного отдела судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю в части неисполнения исполнительного документа № года от 01.04.2014 года Приморско-Ахтарского районного суда и возбужденного на его основании исполнительного производства № и обязать отдел судебных приставов-исполнителей исполнить требования исполнительного документа № года от 01.04.2014 года по исполнительному производству №№, ссылаясь на то, что судебным приставом – исполнителем Процко С.С. не были сделаны запросы в Управление социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Приморско-Ахтарском районе о характере получаемых должником Чередниченко Л.Г. выплат для решения вопроса о возможности взысканий в целях исполнения решения суда. Ответчица Чередниченко Л.Г. получила в 2014 году субсидию на ЖКУ и субсидию на твердое топливо, из чего возможно было произвести удержание. Денежные средства )субсидии) поступали на счет ответчицы, однако удержания из них не производились.
Заинтересованное лицо – судебный пристав-исполнитель Приморско-Ахтарского районного отдела судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю – Процко С.С. заявленные требования не признал и суду пояснил, что Приморско-Ахтарским районном отделе судебных приставов возбуждено исполнительное производство № о взыскании с Чередниченко Л.Г. в пользу Управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Тимашевском районе 172129 рублей 57 копеек. В целях исполнения требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем были направлены запросы в регистрирующие органы, для установления имущества, принадлежащего должнику на праве собственности (ФНС, пенсионный фонд, Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ, ГИБДД, МВД, ГИМС МЧС), а также были направлены запросы в банки и иные кредитные организации на предмет наличия счетов и находящихся денежных средств на них. Из поступивших ответов установлено, что недвижимого, движимого имущества. А также земельных участков, принадлежащих Чередниченко Л.Г. на праве собственности, на которые можно было бы обратить взыскание, нет. Должнику принадлежит 1/7 доля жилого дома, а также земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>. Требование судебного пристава-исполнителя об исполнении требований исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения должником не были исполнены, на основании этого, было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Так же на основании положительного ответа из банка о наличии счетов на имя Чередниченко Л.Г., судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся в банке, однако при списании денежных средств со счета, Чередниченко Л.Г. обратилась в Приморско-Ахтарский РО УФССП с заявлением, прилагая справку о том, что счет открыт для получения детского пособия, на которое судебный пристав – исполнитель не имеет право обращать взыскание. В ходе проведенных работ было установлено, что Чередниченко Л.Г. числится сотрудником ООО Племзавод «Бейсуг», но в силу того, что она находится в декретном отпуске, судебный пристав-исполнитель не имеет право обратить взыскание на пособие, выплачиваемое на предприятии по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет. Имущества, принадлежащего Чередниченко Л.Г, подлежащее описи (ареста) нет, что подтверждается соответствующим актом. Чередниченко Л.Г. пояснила, что она является матерью-одиночкой и у нее нет возможности исполнять решение суда. 16.10.2014 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ. Запросы в Управление социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Приморско-Ахтарском районе о характере получаемых должником Чередниченко Л.Г. выплат. Запрос им был сделан в отделение Сбербанка и получен ответ, что Чередниченко Л.Г. получает социальное пособие. Таким образом, в соответствии с п.1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем были своевременно осуществлены исполнительные действия в полном объеме и в установленный законом срок. Привлечение должника к административной ответственности возможно только в том случае, если должник не исполняет законные требования судебного пристава-исполнителя. Такое общее требование, как неисполнение решения суда административной ответственности не подлежит, а требования судебного пристава-исполнителя о предоставлении документов или сведений должником исполнялись в полном объеме. Оснований для привлечения должника Чередниченко Л.Г. к административной ответственности у него не было.
Поэтому судебный пристав-исполнитель Приморско-Ахтарского РОСП Процко С.С. просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованное лицо Чередниченко Л.Г. в суд не явилась, о дне рассмотрения дела надлежащим образом уведомлена, о причинах своей неявки суду не сообщила, поэтому суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Чередниченко Л.Г.
Выслушав представителей заявителя, заинтересованное лицо, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования Управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Тимашевском районе о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов-исполнителей по Приморско-Ахтарскому району, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 36 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных ч.ч. 2-6 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 4 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» пристав-исполнитель при осуществлении деятельности по исполнению исполнительного документа обязан соблюдать принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Таким образом, в двухмесячный срок, предусмотренный п. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» пристав-исполнитель обязан осуществить (выполнить) все необходимые и достаточные действия для исполнения исполнительного документа, к таким действиям относятся: привлечение должника к административно и (или) уголовной ответственности (в случае неисполнения требований пристава-исполнителя); наложение ограничения на выезд должника за пределы РФ; иные меры принудительного исполнения, предусмотренные законодательством РФ.
Как установлено в судебном заседании, 08.07.2014 года Приморско-Ахтарским районным отделом судебных приставов было возбуждено исполнительное производство № в отношении Чередниченко Л.Г. на основании исполнительных документов по делу № от 01.04.2014 года о взыскании денежных средств излишне выплаченного пособия на ФИО2 по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 82027,26 рублей и единовременного пособия при рождении ребенка в размере 11703,13 рублей и взыскании излишне выплаченного пособия на ФИО3 по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 69558,6 рублей и единовременного пособия при рождении ребенка в размере 8840,58 рублей с гражданки Чередниченко Л.Г., проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в пользу управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Тимашевском районе для возмещения средств в фонд социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, срок, в течение которого исполнительное производство должно быть окончено истек 08.09.2014 года. Однако, по состоянию на 24.03.2015 года исполнительное производство не окончено, взысканные денежные средства взыскателю не выплачены.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, однако, требования пристава-исполнителя и норм закона должником исполнено не было.
Статьёй 113 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлена обязанность судебного пристава исполнителя о привлечении должника к установленной законом ответственности в случае неисполнения исполнительного документа и (или) иных требований пристава-исполнителя.
Сведениями о привлечении к ответственности взыскатель не располагает, из чего можно сделать вывод, что судебным приставом-исполнителем не выполняются нормы, предусмотренные ст.ст. 69,98,113 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». До сегодняшнего дня денежных средств на счет управления не поступало.
Судебный пристав-исполнитель Процко С.С. не отрицает, что им не был сделан запрос в Управление социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Приморско-Ахтарском районе – по месту жительства должника Чередниченко Л.Г. о характере получаемых ею выплат.
Судом установлено, что Чередниченко Л.Г. предоставлялись субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержден порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации, а именно: субсидии на ЖКУ и субсидия на твердое топливо предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. На эти денежные средства судебный пристав-исполнитель имел право и был обязан обратить взыскание. Независимо от того, что данные субсидии поступали на счет, открытый для получения детского пособия, так как данные денежные средства не являются детским пособием, на которое не может быть обращено взыскание.
Данные субсидии не относятся к доходам, на которые в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не может быть обращено взыскание.
Согласно ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 1 ст. 121 постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. Согласно п.п. 1,2 ст. 128 постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
Поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Приморско-Ахтарского районного отдела судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю Процко С.С. в части неисполнения исполнительного документа № года от 01.04.2014 года Приморско-Ахтарского районного суда, возбужденного на его основании исполнительного производства № и обязать судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов-исполнителей Приморско-Ахтарского районного отдела судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю Процко С.С. исполнить требования исполнительного документа № года от 01.04.2014 года по исполнительному производству №№.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.В.Кучукова