Дело № 12-318/2023
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г.Челябинск 17 апреля 2023 года
Судья Центрального районного суда г. Челябинска Карпинская Ю.А.,
при секретаре Прецер К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») на постановление заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.32 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 540000 руб. за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
ОАО «РЖД», не согласившись данным постановлением, обратилось в суд с жалобой и дополнениями к жалобе, в обоснование доводов которых указывает на вынесение постановления неуполномоченным должностным лицом, отсутствие состава административного правонарушения, неверное определения субъекта административного правонарушения, несоответствие места составления протокола об административном правонарушении действующему законодательству, отсутствие указания на место очага возгорания, недоказанность площади пожара, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие выводов, изложенных в постановлении, обстоятельствам дела.
Защитник ОАО «РЖД» - Челогузов И.Е. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил жалобу удовлетворить.
Выслушав позицию защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений с ч.4 ст.8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из ст.ст.53, 53.1 Лесного кодекса РФ, Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 года № 1614. Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
На основании п.37 «Правил пожарной безопасности в лесах», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614, полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, перевозчики, а также юридические лица, использующие земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта, обязаны:
а) не допускать эксплуатации тепловозов, не оборудованных искрогасительными и (или) искроулавливающими устройствами, на участках железнодорожных путей общего и необщего пользования, проходящих через лесные массивы;
б) организовывать в период пожароопасного сезона при высокой и чрезвычайной пожарной опасности в лесу патрулирование на проходящих через лесные массивы участках железнодорожных путей общего и необщего пользования в целях своевременного обнаружения и ликвидации очагов огня;
в) в случае возникновения пожаров в полосе отвода железной дороги млн вблизи нее немедленно организовать их тушение и сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил.
Должностным лицом при вынесении постановления было установлено, что ОАО «РЖД» не выполнило условия, необходимые для недопущения и распространения пожаров, согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № по земельному участку. примыкающему к лесному фонду Маукского участкового лесничества Уфалейское лесничество, а именно: на территории, граничащей с лесным участком с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, полоса отвода железной дороги <адрес>, площадью <данные изъяты> квадратных метра, прилегающему к лесу. Полоса отвода железной дороги не была очищена от валежника, порубочных остатков и других материалов, а также границы полосы отвода железной дороги не были отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной 3-5 метров или противопожарной минерализованной полосой не менее 3 метров, согласно п. 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В связи с выявленными нарушениями в отношении ОАО «РЖД» уполномоченным должностным лицом – лесничим Маукского участкового лесничества ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, на основании которого вынесено оспариваемое постановление.
Факт допущенных нарушений требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, виновность юридического лица в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, достоверно подтверждены представленными в дело доказательствами, оценив которые всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о доказанности виновности ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства, зафиксированы в акте о лесном пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями лесничего Маукского участкового лесничества ФИО5, заключением специалиста лесного хозяйства ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, иными материалами дела.
В предоставленных материалах дела об административном правонарушении имеются сведения о месте возникновения и распространения пожара, правообладателем которого является ОАО «РЖД» согласно выписке ЕГРН.
Вопреки доводам, изложенным в жалобе, в оспариваемом постановлении ОАО «РЖД» вменяется нарушение п.37 «Правил пожарной безопасности в лесах», при этом действия ОАО «РЖД» правильно квалифицированы по ч.4 ст.8.32 КоАП РФ, как нарушение правил пожарной безопасности (п.27), повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека. Факт возникновения лесного пожара в результате ненадлежащего содержания полосы отвода подтверждается материалами дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия всех зависящих от него мер для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, а также сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ОАО «РЖД» выполнению установленных законом обязанностей, не представлено, с учетом изложенного, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в бездействии общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ. Все доказательства оценены в совокупности.
Вопреки позиции ОАО «РЖД» о необходимости установления очага возгорания, данное обстоятельство в рассматриваемой ситуации не является квалифицирующим признаком состава административного правонарушения.
Обязанность ОАО «РЖД» по соблюдению установленных требований и правил, направленных на предупреждение лесных пожаров, а также на выполнение противопожарных мероприятий в отношении земельного участка, принадлежащего ему на праве аренды, установлена императивными требованиями закона.
Квалификация действий ОАО «РЖД» соответствует выявленным нарушениям и разъяснениям, данным в абзаце 5 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», согласно которому если нарушение правил пожарной безопасности в лесах повлекло возникновение лесного пожара, но при этом последствия в виде уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений не наступили, содеянное не образует состав преступления, предусмотренный статьей 261 УК РФ, и подлежит квалификации по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ (при условии, что совершенные действия (бездействие) не повлекли причинение тяжкого вреда здоровью человека).
В настоящем случае всех возможных мер для соблюдения правил пожарной безопасности ОАО «РЖД» не предпринято, поскольку у общества имелась возможность соблюдать установленные правила пожарной безопасности в лесах, но, допустив бездействие, общество не приняло всех зависящих мер по их соблюдению.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года № 611, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица по делу не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, с участием представителя ОАО «РЖД», в протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Копия протокола вручена в установленном законом порядке.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности ОАО «РЖД» не нарушены. Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, и требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.4 КоАП РФ.
Административное наказание ОАО «РЖД» назначено в размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 8.32 КоАП РФ, и отвечает принципам справедливости и соразмерности.
Данное наказание соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности и согласуется с его предупредительными целями.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела также не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Доводы ОАО «РЖД», изложенные в жалобе, не обоснованы, поскольку при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, правильно установлены и учтены все значимые обстоятельства и в необходимом объеме, собранные доказательства получили оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, правильно применены нормы закона, процессуальных нарушений при возбуждении и рассмотрении дела, влекущих отмену постановления, не допущено.
При изложенных обстоятельствах постановление заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области Золотухина Ю.В. № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с учетом конкретных обстоятельств дела, подтвержденных исследованными доказательствами, являются законным, оснований для его отмены, изменения и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области Золотухина Юрия Валентиновна № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда в течение десяти суток с момента получения его копии через Центральный районный суд г.Челябинска.
Судья п/п Карпинская Ю.А.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья Карпинская Ю.А.
Секретарь Прецер К.В.