Дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2023 года г. Ярославль
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Лисютиной О.В.
при секретаре Губань Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля к Смирновой Наталье Алексеевне о сносе самовольных построек, и по встречному иску Смирновой Натальи Алексеевны к Департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля о признании права собственности на постройки,
у с т а н о в и л:
Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля обратился в суд с иском к Смирновой Н.А., и уточнив требования просит обязать Смирнову Н.А. снести самовольные постройки, обозначенные на схематическом чертеже от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН земельного участка под номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположенные по адресу: АДРЕС за свой счет в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В иске указано, что в рамках осуществления муниципального земельного контроля в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС выявлен факт самовольного размещения объектов капитального строительства (деревянные строения) и части объектов капитального строительства (деревянные строения) на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена в отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию), предусмотренного ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно акту проверки НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА земельный площадью 760 кв.м, расположенный по адресу: АДРЕС сформирован для индивидуального жилищного строительства, поставлен на государственный кадастровый учет ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с кадастровым номером 76:23:042001:240. Согласно выписки из ЕГРН право собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН зарегистрировано ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Смирновой Н.А. В результате размещения строений, обозначенных на схематическом чертеже под НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН части строений, обозначенных на схематическом чертеже под НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а также забора и ворот, обозначенных на схематическом чертеже по точкам НОПР, дополнительно запользован земельный участок общей площадью 68 кв.м. Дополнительно запользованный земельный участок не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учет, правоустанавливающие документы, оформленные в установленном законом порядке, на данный участок отсутствуют. Площадь земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, составляет 760 кв.м. Площадь фактически используемого земельного участка составляет 828 кв.м. Согласно аэрофотосъемке строения и заборы установлены за границами земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. При этом, для строительства указанных строений необходимо было получить разрешения на строительство (реконструкцию) в порядке, предусмотренном ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Однако, с заявлением о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) вышеуказанных объектов на рассматриваемом земельном участке Смирнова Н.А. ни в департамент градостроительства мэрии г. Ярославля, ни в департамент строительства Ярославской области не обращалась.
Смирнова Н.А. в свою очередь обратилась в суд со встречным иском к Департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля, о признании за ней права собственности на объект НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (помывочная), который полностью располагается на земельном участке, а также объекты НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (веранда) с частичным демонтажем на 1,5 кв.м, и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (сарай) с частичным демонтажем на 1,7 кв.м, располагающиеся на земельном участке по адресу: АДРЕС.
Представитель истца - Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля в судебном заседании требования поддержала. Уточнила, что просят снести постройки НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по постройкам НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не возражают демонтировать в границах земельного участка принадлежащего Смирновой и объект НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН тоже не возражают, если суд признает право на данный объект. При наличии уведомления от КУМИ об обнаружении самовольных построек, Департамент обязан выйти с иском в суд.
Ответчик Смирнова Н.А. в судебном заседании подержала требования по встречному иску, и просила увеличить срок на проведение работ по демонтажу.
Представитель третьего лица КУМИ мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее представлял ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по представленным доказательствам.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд считает исковые требования Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля, встречные исковые требования Смирновой Н.А. подлежат удовлетворению частично.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положений ст. 71 Земельного кодекса РФ государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями (далее также - органы государственного земельного надзора). Предметом государственного земельного надзора являются: 1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 2) соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
В случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом, уполномоченным на осуществление федерального государственного земельного надзора, выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием, целевым назначением земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, должностное лицо, уполномоченное на осуществление федерального государственного земельного надзора, не позднее пяти рабочих дней со дня окончания такого контрольного (надзорного) мероприятия направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты такого контрольного (надзорного) мероприятия могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.
Актом выездного обследования КУМИ мэрии г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА установлено, что Смирновой Н.А. в результате размещения строений, обозначенных на схематическом чертеже НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, части строений, обозначенных на схематическом чертеже НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а также забора и ворот, обозначенных на схематическом чертеже по точкам НОПР, дополнительно запользован земельный участок общей площадью 68 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. При этом указано, что деревянное строение, обозначенное на схематическом чертеже НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, располагается на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Деревянное строение площадью 10 кв.м (4,0 * 2,5), обозначенное на схематическом чертеже НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, располагается на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Часть строения, обозначенного на схематическом чертеже НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по точкам ММ*Н*Н (площадью 9,0 кв.м), располагается на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Деревянный забор с воротами, обозначенный на схематическом чертеже точками НОПР, располагается на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Часть строения, обозначенного на схематическом чертеже НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по точкам РР*С (площадью 4,0 кв.м), располагается на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Часть строения, обозначенного на схематическом чертеже НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по точкам ЖЖ*М*Т (площадью 3,0 кв.м), располагается на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Часть строения, обозначенного на схематическом чертеже № 6, располагается в границах земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Выписками из ЕГРН подтверждается, что собственником земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 760 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС является ответчика Смирнова Н.А., собственником земельного участка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 230 кв.м кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, по указанному адресу также является Смирнова А.Н.
В заключении проектно-строительной экспертизы, подготовленном НАИМЕНОВАНИЕ ОБЕЗЛИЧЕНО, указано, что НАИМЕНОВАНИЕ ОБЕЗЛИЧЕНО произвел визуальный осмотр территории и заключает, что все строения являются временными (вспомогательными), в связи отсутствия фундаментной частью построек: строение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН подлежат демонтажу, в связи с полным расположением на чужом участке не принадлежащим Смирновой Н.А.; строение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН частично располагается на чужом участке, рекомендуем произвести демонтаж (в связи с возможностью демонтажа, так как строение не капитальное) части постройки в габаритах (1,5м2); строение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН частично располагается на чужом участке, рекомендуем произвести демонтаж (в связи с возможностью демонтажа, так как строение не капитальное) части постройки в габаритах (1.75м2); НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН полностью располагается на участке принадлежащем Смирновой Н.А. и сносу не подлежит. В связи с тем, что территория принадлежащая Смирновой Н.А., находится в собственности и по функциональному назначению подпадает под ИЖС, что допускает строительство на данных участках временных, вспомогательных, не капитальных построек, данные строения можно частично демонтировать, без несоразмеримого ущерба, для обоих собственников. Данные строения являются временными и не требую получения разрешения на строительство, реконструкцию согласно (п.п.2 п.17, ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
Статьей 268 ГК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Согласно разъяснениям в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014, понятие реконструкции дано в пункте 14 ст. 1 ГсК РФ, согласно указанной норме под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капстроительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном ГсК РФ, тогда как возможность перепланировки и переустройства жилого помещения предусмотрена Жилищным кодексом РФ. Положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»), однако не применяются в случае перепланировки, переустройства (переоборудования) жилого помещения.
В соответствии с п.п. 2 п. 17 ст. 51 выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения может обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Исходя из вышесказанного, с учетом того, что строение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположено в границах земельного участка, принадлежащего Смирновой Н.А., суд приходит к выводу об удовлетворении требований Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля об обязании Смирновой Н.А. снести самовольные постройки, обозначенные на схематическом чертеже от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН земельного участка под номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенные по адресу: АДРЕС, а также обязать Смирнову Н.А. произвести демонтаж самовольных построек, обозначенных на схематическом чертеже от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН земельного участка под номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенных по адресу: АДРЕС до границы земельного участка, за свой счет в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, и удовлетворении встречного требования Смирновой Н.А. о признании права собственности на строение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), встречные исковые требования Смирновой Натальи Алексеевны (СНИЛС НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), удовлетворить частично.
Обязать Смирнову Наталью Алексеевну (СНИЛС НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) снести самовольные постройки, обозначенные на схематическом чертеже от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН земельного участка под номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположенные по адресу: АДРЕС, произвести демонтаж самовольных построек, обозначенных на схематическом чертеже от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН земельного участка под номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенных по адресу: АДРЕС до границы земельного участка, за свой счет в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Признать за Смирновой Натальей Алексеевной (СНИЛС НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) право собственности на строение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС.
В удовлетворении остальной части исков, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца, с момента составления мотивированного решения, через районный суд.
Судья О.В. Лисютина