2а-969/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 мая 2021 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Ступниковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Советского районного суда города Орла административное дело по административному иску военного прокурора Брянского гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к военному комиссариату Орловской области, призывной комиссии Орловской области о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Брянского гарнизона обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с административным иском к военному комиссариату Орловской области, призывной комиссии Орловской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии.
В обоснование иска, с учетом представленных уточнений военный прокурор Брянского гарнизона указал, что 17 января 2014 г. на воинский учет в военном комиссариате по г. Малоархангельску, Малоархангельскому и Глазуновскому районам поставлен Беззубиков А.А., ДД.ММ.ГГ года рождения.
В период весеннего призыва 2014 года Беззубиков А.А. представил в военный комиссариат по г. Малоархангельску, Малоархангельскому и Глазуновскому районам акт исследования состояния его здоровья №*** от ДД.ММ.ГГ, выданный бюджетным учреждением здравоохранения Орловской области «Малоархангельская центральная районная больница» (далее- БУЗ Орловской области «Малоархангельская ЦРБ»), согласно которому он имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы <данные изъяты>
На основании указанного медицинского документа Беззубиков А.А. решением призывной комиссии военного комиссариата по г. Малоархангельску, Малоархангельскому и Глазуновскому районам признан ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
При этом прокурорской проверкой установлено, что фактически диагностическое обследование в БУЗ Орловской области «Малоархангельская ЦРБ» Беззубиков А.А. не проходил, указанный акт исследования состояния здоровья был оформлен на основании акта исследования состояния здоровья №*** от ДД.ММ.ГГ, ранее выданный Беззубикову А.А. бюджетным учреждением здравоохранения Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко» (далее- БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко»). При этом Беззубиков А.А. в 2013 г. за медицинской помощью не обращался, акт исследования состояния здоровья №*** от ДД.ММ.ГГ ему не оформлялся.
Согласно справки об исследовании №***/и от ДД.ММ.ГГ, подготовленной <данные изъяты>, оттиск прямоугольного штампа БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», расположенный в акте исследования состояния здоровья на имя Беззубикова А.А. и оттиск прямоугольного штампа БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», представленный в качестве образца, нанесены разными штампами.
Полагает, что Беззубиковым А.А. был представлен акт исследования состояния здоровья №*** от ДД.ММ.ГГ, оформленный на основании подложного (Фиктивного) акта исследования состояния здоровья №*** от ДД.ММ.ГГ, чем введены в заблуждение члены призывной комиссии относительно состояния здоровья призывника.
В связи с чем считает, что решение призывной комиссии военного комиссариата по г. Малоархангельску, Малоархангельскому и Глазуновскому районам о признании Беззубикова А.А. ограниченно годным к военной службе и освобождении его от призыва на военную службу, принято незаконно.
На основании изложенного, просит суд признать решение призывной комиссии военного комиссариата по г. Малоархангельску, Малоархангельскому и Глазуновскому районам №*** от ДД.ММ.ГГ незаконным, признать решение призывной комиссии Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ в части утверждения решения призывной комиссии военного комиссариата по г. Малоархангельску, Малоархангельскому и Глазуновскому районам №*** от ДД.ММ.ГГ незаконным.
В судебном заседании старший помощник военного прокурора Брянского гарнизона ФИО6 поддержал административные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика военного комиссариата Орловской области ФИО7 возражала против удовлетворения административных исковых требований, поскольку на момент освобождения от призыва на военную службу призывная комиссия района располагала сведениями об имеющемся у Беззубикова А.А. заболевании, указанном в акте исследования состояния здоровья. Данный акт имеет юридическое значение для призывной комиссии. Призывная комиссия не осуществляет лечение и диагностику заболеваний, проводит только осмотр граждан и исследование информации о состоянии здоровья на основании данных, представленных в призывную комиссию.
В связи с чем просит суд отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика призывной комиссии г. Орла Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще.
Заинтересованное лицо Беззубиков А.А. в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Беззубикова А.А. ФИО8 возражал против удовлетворения административного иска военного прокурора. Согласно представленных письменных возражений считает заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению поскольку срок на обращение в суд прокурором пропущен, поскольку, убежден, что прокурор имеет право на обращение в суд в трехмесячный срок с момента принятия решения призывной комиссией, при этом заявление о восстановлении срока на обращение в суд административным истцом не подавалось.
Акт исследования состояния здоровья №*** от ДД.ММ.ГГ, имеющийся в личном деле призывника, Беззубиковым А.А. не представлялся, доказательств его предоставления материал дела не содержат. Действующим в рассматриваемый период времени законодательством, обязанность предоставления медицинских документов лично на призывников не возлагалась.
Также указывает, что Беззубикову А.А. на срок до ДД.ММ.ГГ предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с получением им высшего образования, оснований для его уклонения от призыва не имелось.
Акт исследования состояния здоровья, выданный БУЗ Орловской области «Малоархангельская ЦРБ» выдан в соответствии с действующим законодательством, не является поддельным.
Считает, что врачи БУЗ Орловской области «Малоархангельская ЦРБ» только после ознакомления с личным делом призывника и опасаясь привлечения к ответственности, стали утверждать о предоставлении Беззубиковым А.А. акта исследования состояния здоровья, выданного БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», на основании которого они сделали свое заключение.
В связи с изложенным просит отказать в удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» ФИО9 в судебном заседании считала административные исковые требования, подлежащие удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица БУЗ Орловской области «Малоархангельская ЦРБ» ФИО10 в судебном заседании поддержал доводы представителя административного ответчика и заинтересованного лица Беззубикова А.А. представил письменные пояснения.
Заинтересованные лица врачи БУЗ Орловской области «Малоархангельская ЦРБ» ФИО11, ФИО12, ФИО13 в судебном заседании пояснили, что акт исследования состояния здоровья призывника Беззубикова А.А. составлен ими на основании акта исследования состояния здоровья, выданного БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», оснований для сомнения в подлинности которого у них не возникло.
Суд, выслушав присутствующих лиц, заключение эксперта, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований военного прокурора Брянского гарнизона по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 39 КАС РФ).
На основании пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно пункту 1 статьи 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Пункт 1 Приложения № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 г. № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663», предусмотрено, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 (далее- Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации), здесь и далее в редакции от 11 ноября 2006 г., призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно пункту 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В соответствии с пунктом 18 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат и соответствующие медицинские организации.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 (далее- Положение о военно-врачебной экспертизе). (пункт 3 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»)
Пунктом 22 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан.
Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина могут проводиться, в том числе, для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия, принявшая решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяет ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии.
Из совокупности приведенных норм следует, что на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, при этом в обязанности призывной комиссии включены вопросы оценки достоверности и обоснованности сведений о состоянии здоровья призывника, содержащихся в соответствующих медицинских документах, поскольку именно они служат основанием при принятия призывной комиссией определенного решения.
В судебном заседании установлено, что Указом Губернатора Орловской области от 25 марта 2014 г. № 78 «О создании призывной комиссии Орловской области и призывных комиссий муниципальных районов и городских округов Орловской области для проведения призыва граждан на военную службу в апреле - июле 2014 года» создана призывная комиссия Орловской области.
Беззубиков А.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, являлся призывников на военную службу.
Согласно акту исследования состояния здоровья №*** от ДД.ММ.ГГ призывник Беззубиков А.А. в связи с направлением призывной комиссии военного комиссариата Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***, в период времени с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ находился на стационарном обследовании в пульмонологическом отделении БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» по поводу жалоб на редкий кашель. Согласно анамнеза данного акта призывник страдает бронхиальной астмой с детства.
По результатам обследования призывнику выставлен диагноз <данные изъяты> Данный акт подписан, в том числе, от имени главного врача медицинского учреждения, начальника военно- медицинского учреждения ФИО14
В дальнейшем указанный акт исследования состояния здоровья, выданный от имени БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» был представлен в БУЗ Орловской области «Малоархангельская ЦРБ».
Согласно доводам сотрудников БУЗ Орловской области «Малоархангельская ЦРБ»- врача, проводившего обследование ФИО13, заведующего (начальника) отделения ФИО11, главного врача учреждения здравоохранения, начальника военно- медицинского учреждения ФИО12, ими только на основании акта исследования состояния здоровья БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» от ДД.ММ.ГГ был составлен акт исследования состояния здоровья №*** от ДД.ММ.ГГ в соответствии с которым призывнику Беззубикову А.А. также установлен диагноз <данные изъяты>
При этом, заинтересованное лицо врач Тимохин В.Н. пояснил, что фактически Беззубиков А.А. обследование в БУЗ Орловской области «Малоархангельская ЦРБ» в апреле 2014 г. не проходил, в графе акта «результаты специальных исследований (лабораторных, рентгенологических, инструментальных и др.)» занесены сведения из соответствующего раздела акта БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко». По его мнению, в проведении обследования призывника не было необходимости, поскольку представлен акт учреждения здравоохранения вышестоящего уровня.
ДД.ММ.ГГ врачом- специалистом военно- врачебной комиссии ФИО12, на основании акта исследования состояния здоровья №*** от ДД.ММ.ГГ, составлен лист медицинского освидетельствования, в соответствии с которым Беззубикову А.А. выставлена категория годности «В» на основании статьи 49 «б» (болезни полости носа, околоносовых пазух, горла: полинозные синуситы, сопровождающиеся стойким затруднением носового дыхания, гнойные синуситы с частыми обострениями) графы I Расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ №***).
Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (в редакции, действующей на момент возникновения рассматриваемых отношений).
Решением призывной комиссии военного комиссариата по г. Малоархангельску, Малоархангельскому и Глазуновскому районам №*** от ДД.ММ.ГГ Беззубиков А.А. освобожден от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Данное решение призывной комиссии военного комиссариата по г. Малоархангельску, Малоархангельскому и Глазуновскому районам утверждено призывной комиссий Орловской области ДД.ММ.ГГ (протокол №***).
Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются личным делом призывника Беззубикова А.А.
Вместе с тем, в ходе проверки военным прокурором Брянского гарнизона ДД.ММ.ГГ были запрошены сведения в БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» о нахождении на стационарном лечении Беззубикова А.А. в период 2013 г.
Из ответа главного врача БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» ФИО15 следует, что Беззубиков А.А. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ за медицинской помощью в больницу не обращался и на стационарном лечении не находился.
Данное обстоятельство подтверждается и обозренными в судебном заседании журналами учета приема пациентов и отказов в госпитализации БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» №***, начатом ДД.ММ.ГГ и оконченном ДД.ММ.ГГ, №***, начатом ДД.ММ.ГГ, оконченном ДД.ММ.ГГ
Экспертно- криминалистическим центром <данные изъяты> по обращению военного прокурора Брянского гарнизона проведено исследование акта состояния здоровья №*** от ДД.ММ.ГГ на имя Беззубикова А.А.
Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве эксперта <данные изъяты> ФИО16 пояснила, что оттиск прямоугольного штампа БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» и оттиск гербовой печати БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», расположенные в акте исследования состояния здоровья №*** от ДД.ММ.ГГ на имя Беззубикова А.А. нанесены формами высокой печати. Оттиск прямоугольного штампа и оттиск гербовой печати БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», расположенные на акте исследования состояния здоровья призывника и оттиск прямоугольного штампа и гербовой печати БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», представленные в качестве образцов, нанесены разными штампами и печатями. Установлено различие по содержанию.
Также пояснила, что ею проводилось сравнение оттисков печати и штампа в исследованном акте со всеми похожими образцами оттисков печатей и штампов, представленными в журнале образцов.
Выводы эксперта <данные изъяты> ФИО16 суд принимает во внимание в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку проведенное ею исследование выполнено с учетом полного анализа представленной документации. Суд не находит оснований не доверять выводам эксперта, так как экспертиза проведена лицом, обладающими специальными познаниями. Перед дачей показания в судебном заседании эксперт предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы эксперта мотивированы, согласуются с иными материалами административного дела, не допускают двойного толкования.
Кроме того, в судебное заседание представителем заинтересованного лица БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» представлен приказ (распоряжение) №*** от ДД.ММ.ГГ, в соответствии с которым заместителю главного врача учреждения ФИО14 предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
Также суду представлена копия акта исследования состояния здоровья под номером, соответствующим номеру акта исследования состояния здоровья, выданного на имя Беззубикова А.А. (№***), при этом данный акт датирован ДД.ММ.ГГ и выдан на иное лицо, сведения о котором подтверждаются и имеющейся в учреждении медицинской картой №*** стационарного больного.
Таким образом, представленные медицинские документы иного лица, нахождение в отпуске заместителя учреждения ФИО14 в дату выдачи акта исследования состояния здоровья на имя Беззубикова А.А., ответ главного врача учреждения и оригиналы журналов приема пациентов и отказов в госпитализации БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», из которых следует, что он не обращался в учреждение в спорный период времени за медицинской помощью, а также выводы допрошенного в судебном заседании эксперта, по убеждению суда, достоверно свидетельствуют о подложности акта исследования состояния здоровья Беззубикова А.А., не соответствию действительности указанных в нем сведений.
Кроме того, для проверки наличия или отсутствия у призывника Беззубикова А.А. с детства диагноза, указанного в акте исследования состояния здоровья, выданного от имени БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», судом сделан запрос в детские лечебные учреждения г. Орла на территории которого, проживал Беззубиков А.А.
Из представленных ответов БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» от ДД.ММ.ГГ, следует, что медицинская карта Беззубикова А.А. отсутствует, последнее обращение за медицинской помощью в приемное отделение имело место ДД.ММ.ГГ с диагнозом «Острый тонзиллит неуточненный». В соответствии с ответа БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГ Беззубиков А.А. один раз обращался к врачу – аллергологу консультативной поликлиники ДД.ММ.ГГ
Согласно ответов БУЗ Орловской области «Поликлиника №2», БУЗ Орловской области «Детская поликлиника №1», БУЗ Орловской области «Детская поликлиника №3» медицинская документация также отсутствует, в списках прикрепленных лиц, он не значится.
Самим заинтересованным лицом медицинская документация не представлена, соответственно сведений, подтверждающих наличие у Беззубикова А.А. диагноза, указанного в акте исследования состояния здоровья от имени БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница», также не имеется.
Также судом установлено, что Беззубиков А.А. в установленном порядке не обращался и в БУЗ Орловской области «Малоархангельская ЦРБ», поскольку как следует из ответа учреждения он стационарное лечение в 2014 г. не проходил. Из ответов Орловского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ- Мед», Орловского филиала ООО «СМК РЕСО-Мед», реестров счетов учреждения за 2014 г. на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами субъекта РФ, на территории которого выдан страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования, также следует, что Беззубиков А.А. для амбулаторной помощи в учреждение не обращался.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, подтвержденные указанными доказательствами, суд приходит к выводу о необоснованности выставления Беззубикову А.А. диагноза <данные изъяты> и как следствие, незаконности составления акта исследования состояния здоровья в БУЗ Орловской области «Малоархангельская ЦРБ» и дальнейшее принятия решений призывной комиссии военного комиссариата по г. Малоархангельску, Малоархангельскому и Глазуновскому районам и призывной комиссии Орловской области, утвердившей решение районной призывной комиссии о выставлении категория годности «В» и освобождении призывника Беззубикова А.А. от призыва на военную службу, на основании диагноза, подтвержденного фиктивным актом исследования состояния здоровья, поскольку данные решения, безусловно, нарушают интересы Российской Федерации, как государства, на территории которого Конституцией РФ предусмотрена защита основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства, а также интересы неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований военного прокурора Брянского гарнизона и признании незаконным указанных решений призывных комиссий в отношении ФИО2
Утверждение представителя заинтересованного лица ФИО2 ФИО8 о том, что призывник лично никаких подложных документов в призывную комиссию не представлял, суд при разрешении спора во внимание не принимает, поскольку то обстоятельство кем конкретно был представлен фиктивный акт исследования состояния здоровья, правового значения для дела не имеет. Вместе с тем данные доводы представителя заинтересованного лица суд оценивает критически, так как в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, именно на граждане, вызываемом на заседание призывной комиссии возложены обязанность лично прибыть в военный комиссариат и иметь при себе медицинские документы о состоянии здоровья.
При этом, суд считает не обоснованным и утверждение представителя заинтересованного лица о пропуске военным прокурором Брянского гарнизона трехмесячного срока на обращение в суд с требованием о признании решения призывной комиссии незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с материалами рассматриваемого административного дела, материалы личного дела призывника Беззубикова А.А. представлены отделом ФСБ России военному прокурору Орловского района Орловской области ДД.ММ.ГГ
С рассматриваемым административным иском в суд военный прокурор Брянского гарнизона обратился ДД.ММ.ГГ
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что в силу части 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее- Федеральный закон «О прокуратуре РФ») проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Срок проведения проверки, согласно части 4 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено (пункт 6 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).
Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи (пункт 8 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).
В срок проведения проверки, согласно пункту 9 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» не включается срок на который указанная проверка была приостановлена; между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абзацем первым пункта 2 и пункта 2.1 статьи 6 Закона о прокуратуре, и датой их представления.
ДД.ММ.ГГ старшим помощником военного прокурора Брянского гарнизона в адрес заместителя военного прокурора подана докладная записка с просьбой приостановить проведение проверки по поступившей ДД.ММ.ГГ информации отдела ФСБ России- №***. Вышестоящим прокурором дано согласие на приостановление проведения проверки, что подтверждается соответствующей резолюцией.
ДД.ММ.ГГ заместителем военного прокурора Брянского гарнизона предписано завершить проведение проверочных мероприятий, проверку возобновить.
ДД.ММ.ГГ по ходатайству должностного лица военной прокуратуры Брянского гарнизона проведение проверки по указанным фактам вновь приостановлено заместителем прокурора.
ДД.ММ.ГГ в связи с поступлением запрашиваемой информации должностному лицу, осуществляющему проведение проверки, на основании поданной им докладной записки, продлен срок проведения надзорных мероприятий на 30 дней.
Сведения, подтверждающие факт отсутствия обращения Беззубикова А.А. за медицинской помощью в БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» в период времени, указанный в представленном акте исследования состояния здоровья, справка по результатам технико- криминалистического исследования акта исследования состояния здоровья Беззубикова А.А. получены военным прокурором Брянского гарнизона также в феврале 2021 г.
ДД.ММ.ГГ проверка прокурором была завершена. По результатам проведенной проверки прокурором подготовлен и своевременно подан рассматриваемый административный иск.
Следовательно, установленный статьей 219 КАС РФ срок на обращение в суд, административным истцом не пропущен.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на решение суда, сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования военного прокурора Брянского гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к военному комиссариату Орловской области, призывной комиссии Орловской области о признании незаконным решения призывной комиссии, удовлетворить.
Признать незаконными решение призывной комиссии военного комиссариата по г. Малоархангельску, Малоархангельского и Глазуновского районов Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ об освобождении Беззубикова А.А. ДД.ММ.ГГ года рождения от призыва на военную службу, а также решение призывной комиссии Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ, в части утверждения решения призывной комиссии военного комиссариата по г. Малоархангельску, Малоархангельского и Глазуновского районов Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ об освобождении Беззубикова А.А. от призыва на военную службу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в Орловский областной суд.
В окончательной форме решение суда изготовлено 01 июня 2021 г.
Председательствующий Т.Н. Горбачева