Решение по делу № 2-192/2015 (2-6313/2014;) от 10.09.2014

Дело № 2 -192/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 февраля 2015 года                                                                                   город Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Борцовой Е.П.

при секретаре Петровских А.Н.

с участием заявителя Сидоровой А.Н.

представителя заявителя Худорожкова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой А. Н. к Департаменту Земельных отношений Администрации г. Перми о признании незаконными решения, возложении обязанности,

установил:

Сидорова А.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее ДЗО Администрации г. Перми) в предоставлении ей земельных участков в аренду, а также обязании ДЗО Администрации г. Перми передать участки в аренду на срок 4 года 11 месяцев. В обоснование своих требований указала, что она обратилась в ДЗО Администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ей в аренду на 4 года 11 месяцев земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством, с приложением всех необходимых документов. Департаментом земельных отношений были приняты решения об отказе в предоставлении земельного участка, что отражено в письмах , от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ мотивирован тем, что по информации Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми, согласно техническому паспорту <адрес>, испрашиваемые земельные участки расположены на территории улично-дорожной сети. Считает данный отказ не законным и не обоснованным, поскольку, во-первых, ранее Департаментом земельных отношений были приняты решения о возможности предоставления данных земельных участков в аренду сроком на 11 месяцев, с чем Сидорова не согласилась и обжаловала данные решения в Ленинском районном суде г. Перми, решением которого решения ДЗО администрации г. Перми были признаны недействительными в части установления срока аренды. Во-вторых, доводы ответчика о расположении испрашиваемых земельных участков на территории улично-дорожной сети ничем не подтверждены, в частности, не представлен технический паспорт, не отражена ни улично-дорожная сеть, ни испрашиваемые земельные участки. Информация от Управления внешнего благоустройства администрации <адрес> поступила в Департамент земельных отношений не в форме заключения о возможности (невозможности) предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Кроме того, Департаментом земельных отношений нарушены сроки рассмотрения подобных заявлений.

Просит признать незаконными решения Департамента земельных отношений администрации города Перми, оформленные письмами , от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ДЗО Администрации г. Перми предоставить Сидоровой А.Н. в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> площадь по 30 кв.м., путем заключения договоров аренды.

Сидорова А.Н., её представитель в суде заявленные требования поддерржали в полном объеме.

Представитель Департамента земельных отношений Администрации горда Перми в судебное заседание не явился, извещен, об отложении слушания дела не просил, в предыдущем судебном заседании с требованиями, заявленными Сидоровой А.Н. не согласился.

Представитель Управления внешнего благоустройства Администрации гор.Перми, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица в судебное заседание не явился, извещен, об отложении слушания дела не просил; в представленном суду письменном отзыве на иск с требованиями, заявленными Сидоровой А.Н. не согласился.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив документы, суд считает, что заяленные требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные или единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданина его прав и свобод.

Ст. 606 ГК РФ предусмотрено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

В соответствии со ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

В соответствии со статьей 22 Земельного кодекса РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Статьей 11 ЗК РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам в аренду.

В силу ст. 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Худорожков А.А., действующий в интересах Сидоровой А.Н., обратился в Департамент земельных отношений с заявлениями о предоставлении ей в аренду земельных участков площадью по 30 кв.м., расположенных соответственно по адресу <адрес> на 4 года 11 месяцев, под многофункциональный пункт по оказанию услуг населению, предоставив копию паспорта, доверенности, схемы расположения земельных участков (л.д. 37, 38).

Письмами Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ. и было принято решение о возможности предоставления земельных участков в аренду на 11 месяцев (л.д. 21-24).

Сидорова А.Н. не согласившись с принятыми решениями Департамента земельных отношений администрации г. Перми, обратилась в Ленинский районный суд г. Перми с заявлением о признании решений недействительными, возложении обязанности предоставить в аренду на 4 года 11 месяцев земельные участки путем заключения договоров аренды. Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ были признаны недействительными решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ. , в части установления срока аренды земельных участков, расположенных по адресам: <адрес> В удовлетворении остальной части исковых требований Сидоровой А.Н. отказано (л.д. 11-12).

ДД.ММ.ГГГГ. было опубликовано информационное сообщение в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» за , согласно которому были внесены изменения в информацию Департамента земельных отношений о предстоящем предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, опубликованную в «Официальном бюллетене» органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь от ДД.ММ.ГГГГ. в пункте 4 заменить «11 месяцев» на «4 года 11 месяцев» и в пункте 5 заменить «11 месяцев» на «4 года 11 месяцев». Пункты 4 и 5 «Официального бюллетеня» от ДД.ММ.ГГГГ. содержат информацию о предоставлении земельных участков Сидоровой А.Н. (л.д. 27-28).

ДД.ММ.ГГГГ Худорожков А.А., действующий в интересах Сидоровой А.Н., обратился в Департамент земельных отношений с заявлениями о предоставлении ей в аренду земельных участков площадью по 30 кв.м., расположенных по адресу <адрес> - на 4 года 11 месяцев, под многофункциональный пункт по оказанию услуг населению не капитального типа, предоставив копию паспорта, доверенности, кадастрового паспорта, решения Ленинского районного суда (л.д. 25, 26).

В связи с отсутствием ответов на заявления Сидорова А.Н. ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в Департамент земельных отношений с заявлением об указании законных оснований, в связи с чем распоряжения и договора аренды по истечению месячного срока, предусмотренного требованиями законодательства, не были подготовлены (л.д. 19).

В ответ на заявление ДД.ММ.ГГГГ. Департамент земельных отношений сообщил о намерении провести проверку с целью выявления причин нарушения сроков и принятия решения о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности (л.д. 18).

Письмами Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ , были приняты решения об отказе в предоставлении земельных участков Сидоровой А.Н. по причине того, что имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей. По информации управления внешнего благоустройства согласно техническому паспорту <адрес> испрашиваемые земельные участки расположены на территории улично-дорожной сети (л.д. 13-16).

ДД.ММ.ГГГГ. Сидорова А.Н. обратилась в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении заключения управления внешнего благоустройства, технического паспорта <адрес>, обоснований причин нарушения срока рассмотрения обращений (л.д. 20).

Департамент земельных отношений в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ. сообщил, что решения о невозможности предоставления земельных участков по <адрес> приняты на основании информации управления внешнего благоустройства о расположении испрашиваемых земельных участков на территории улично-дорожной сети. Данная информация поступила в департамент земельных отношений по системе электронного документооборота не в форме заключения о возможности (невозможности) предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Технический паспорт <адрес> в департаменте земельных отношений отсутствует. С целью выявления причин нарушения сроков и принятия решения о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности по указанным в обращении заявлениям будет проведена проверка (л.д. 17).

Отказ Департамента земельных отношений в предоставлении Сидоровой А.Н. земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> суд считает обоснованным по следующим основаниям.

Положениями п.1 ст. 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения уполномоченных исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в силу положений ст. 29 ЗК РФ.

Статья 34 ЗК РФ регламентирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Кодекса:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Во исполнение законодательства решением Пермской городской Думы от 23.10.2007г. был утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством на территории города Перми.

Критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются: соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Перми, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, наличие (отсутствие) преимущественного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6. Порядка).

В соответствии с п. 2.7. Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются случаи, предусмотренные действующим законодательством.

П. 1.6.1.11 Порядка установлено, что предоставление земельного участка невозможно, если имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать земельный участок для заявленных целей.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общественного пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В соответствии с абзацем 1 п. 11 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Доводы истца о том, что решения об отказе в предоставлении земельных участков основаны только на информации управления внешнего благоустройства оформленной не в виде заключений, опровергаются имеющимися в материалах дела заключениями (л.д. 53-54), оформленные по типовой форме.

Согласно схемы расположения испрашиваемых земельных участков по <адрес> относительно красных линий, утвержденных постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ. , спорные земельные участки находятся за границами красных линий на территории общего пользования, в пределах улично-дорожной сети.

В подтверждение доводов о том, что земельные участке находятся вне пределов улично-дорожной сети заявителем представлено суду Заключение кадастрового инженера ФИО, которой делается вывод о том, что испрашиваемая под участки территория не является обустроенной. Однако, обустроенность не является единственным критерием отнесения земельного участка в территории улично-дорожной сети.

При этом в своем дополнительном заключении кадастровый инженер ФИО указывает, что конфигурация объекта недвижимости с кадастровым номером (согласно технического паспорта – <адрес>) по техническому паспорту не соответствует конфигурации содержащейся в сведениях государственного кадастра. На основании чего кадастровый инженер делает вывод, что в сведениях государственного кадастра недвижимости допущена техническая ошибка в виде показа конфигурации сооружения, а так же включения в объект мест озеленения, так как техническим паспортом данный раздел не предусмотрен. По мнению суда, при наличии таких разногласий в указанных документах доводы о том, что кадастровым инженером установлен факт нахождения исспрашиваемых участков вне пределов улично-дорожной сети – несостоятелен.

Учитывая заявленную цель предоставления испрашиваемых земельных участков, наличия доказательств их нахождения на территории улично-дорожной сети и установленных законом ограничений, решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в предоставлении Сидоровой А.Н. земельных участков являются правомерными.

Доводы истца о том, что после принятия Департаментом земельных отношений решения о возможности предоставления земельных участков, утверждения схемы и постановки земельных участков на кадастровый учет, ответчик не вправе отказать в его предоставлении, не основаны на законе.

Нормы ст. 34 ЗК РФ не содержат положений, запрещающих уполномоченному органу в принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка при наличии предусмотренных законом оснований.

Кроме того, изначально Департаментом было принято предварительное решение о предоставлении земельных участков, что само по себе не может возлагать на него безусловную обязанность по предоставлению земельных участков.

Суд соглашается с доводами истца о нарушении Департаментом земельных отношений администрации г. Перми сроков принятия решений, но нарушение сроков принятия решений не может повлиять на суть принятого решения.

Поскольку оспариваемые решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе Сидоровой А.Н. в предоставлении земельных участков закону не противоречат, являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Сидоровой А. Н. в удовлетворении требований о признании незаконными решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми , от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельных участков, возложении обязанности предоставить Сидоровой А. Н. в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> площадью по 30 кв.м., путем заключения договоров аренды, отказать в полном объеме.

Решение подлежит обжалованию в апелляционном порядке в Пермском краевом суде через Свердловский районный суд г. Перми в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:           Е.П. Борцова

Мотивированное решение по делу изготовлено 25.02.2015г.

2-192/2015 (2-6313/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сидорова А.Н.
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г.Перми
Другие
Управление внешнего благоустройства Администрации г.Перми
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
sverdlov.perm.sudrf.ru
10.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2014Передача материалов судье
12.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.10.2014Предварительное судебное заседание
06.11.2014Судебное заседание
03.12.2014Судебное заседание
14.01.2015Судебное заседание
20.01.2015Судебное заседание
10.02.2015Судебное заседание
11.02.2015Судебное заседание
13.02.2015Судебное заседание
16.02.2015Судебное заседание
25.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2015Дело оформлено
23.11.2015Дело передано в архив
16.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее