22RS0041-01-2021-000196-69
Дело № 2-172/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ребриха, ул. Ленина, 136/1 01 июня 2021 года
Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Мазур Е.В.,
при секретаре Бондаренко Е.М.,
с участием помощника прокурора Ребрихинского района Алтайского края Долженко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> ФИО3 края к ООО ПКФ «Мария –Ра», К. и ООО «Вега» о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> ФИО3 края обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц и просил признать незаконным акт обследования торгового объекта по адресу: <адрес>, обязать ООО ПКФ «Мария-Ра», ООО «Вега» и К. провести комиссионное обследование торгового объекта по адресу: <адрес>, по результатам категорирования разработать паспорт безопасности объекта, расположенного по адресу: <адрес>, и согласовать его с руководителем территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в течение 30 дней со дня его составления.
В обоснование исковых требований прокурор, ссылаясь на статью 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пункты 28, 29 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 05.10.2009, пункты 10, 21, 22 постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований к антитеррористической защищённости торговых объектов (территорий). Установлено, что торговый объект, расположенный по указанному выше адресу, правообладателями которого являются ООО ПКФ «Мария-Ра», ООО «Вега» и К. включён в перечень торговых объектов, расположенных в пределах территории ФИО3 края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.
В адрес правообладателей управлением ФИО3 края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры были направлены письма о включении торгового объекта по адресу <адрес> и необходимости проведения его обследования и категорирования (в адрес ООО ПКФ «Мария-Ра» письма от <дата>, <дата>; в адрес ООО «Вега» письма от <дата>, <дата>; в адрес К. письма от <дата>,<дата>).
по результатам комиссионного обследования объекта магазина «Мария-Ра» площадью 605,3 кв. м., расположенного на первом этаже здания по адресу <адрес>, ООО ПКФ «Мария-Ра» оформлен акт обследования и категорирования торгового объекта, в котором сделаны выводы о необходимости исключить объект из перечня объектов, подлежащих антитеррористической защищенности, ввиду отсутствия признаков, позволяющих его отнести к определенной категории. Согласно акту обследование проведено только в отношении первого этажа, принадлежащего ООО ПКФ «Мария-Ра». В акте отражено особое мнение начальника ОВО по <адрес>, в котором указана позиция о необходимости проведения обследования всего объекта, расположенного по адресу <адрес>, а не только той его части, которая принадлежит ООО ПКФ «Мария-Ра». Кроме того, в особом мнении указано, что обследование необходимо проводить с привлечением всех правообладателей торгового объекта и что торговый объект относится к третьей категории.
Кроме того, к акту приложено особое мнение консультанта отдела государственного регулирования и развития потребительского рынка управления ФИО3 края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры П., датированное <дата>, в котором зафиксирована позиция о необходимости проведения обследования объекта в целом с составлением общего акта категорирования объекта по указанному адресу. С учетом того, что в момент обследования объекта на площади всего здания находилось 75 человек, объекту необходимо присвоить третью категорию.
по результатам комиссионного обследования торгового центра «КВАНТ», расположенного на втором этаже здания по адресу <адрес>, К. оформлен акт обследования и категорирования торгового объекта, в котором сделаны выводы о необходимости исключить объект из перечня объектов, подлежащих антитеррористической защищенности, ввиду отсутствия признаков, позволяющих его отнести к определенной категории. Согласно акту, обследование проведено только в отношении второго этажа, принадлежащего К.
по результатам комиссионного обследования торгового дома «Вега», расположенного частично на первом и частично на втором этаже здания по адресу <адрес>, ИП Г. оформлен акт обследования и категорирования торгового объекта, в котором сделаны выводы о необходимости исключить объект из перечня объектов, подлежащих антитеррористической защищенности, ввиду отсутствия признаков, позволяющих его отнести к определенной категории. Согласно акту, обследование проведено только в отношении части первого и части второго этажей здания, принадлежащего ООО «Вега».
Проведение обследования и категорирования в отношении частей торгового объекта, включенного в перечень, не соответствует п. 5 Требований антитеррористической защищенности, из которого следует, что обследование и категорирование производится правообладателями в отношении торговых объектов, включенных в перечень.
Установлено, что в перечень включено все здание, расположенное по адресу <адрес>, которое имеет площадь 2169,30 кв. м. Данное здание принадлежит на праве собственности трем собственникам - ООО ПКФ «Мария-Ра», ООО «Вега» и К. Выводы, сделанные в вышеназванных актах о прогнозируемом количестве пострадавших (одновременно находящихся на торговом объекте людей) и прогнозируемом максимальном ущербе относятся только к частям объекта торговли, принадлежащим ООО «Вега», К. и ООО ПКФ «Мария-Ра». Обследование и категорирование отдельных частей торгового объекта, включенного в перечень объектов, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, влекут занижение прогнозируемого количества пострадавших и прогнозируемый максимальный материальный ущерб, что не позволяет сделать объективный вывод о наличии либо отсутствии признаков категорий торгового объекта, предусмотренных п. 12 Требований антитеррористической защищенности.
Следовательно, вышеуказанные акты обследования и категорирования от <дата>, <дата>, <дата> являются незаконными, не могут являться основанием для исключения торгового объекта (территории) из перечня, предусмотренного пунктом 5 Требований антитеррористической защищенности.
Указанное явилось основанием для возврата управлением ФИО3 края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры актов обследования и категорирования собственникам помещений торгового объекта - ООО ПКФ «Мария-Ра», ООО «Вега» и К. - для устранения замечаний, обследования всего здания, определения его общих показателей и принятия решения о категорировании всего торгового объекта (письма от <дата>).
управлением ФИО3 края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры вновь были направлены уведомления собственникам помещений торгового объекта - ООО ПКФ «Мария-Ра», ООО «Вега» и К. с указанием обследования всего здания целиком, определения его общих показателей и принятия решения о категорировании всего торгового объекта.
Вместе с тем, до настоящего времени ООО «Вега», К. и ООО ПКФ «Мария-Ра» не приняты меры по обследованию и категорированию торгового объекта площадью 2169,30 кв. м, по адресу <адрес>, паспорт безопасности не разработан, с уполномоченными лицами не согласован.
Ответчиками не приняты предусмотренные законом меры по антитеррористической защищенности объекта правообладателями торгового объекта, что создает угрозу безопасности и защищенности граждан. Непринятие ответчиками мер в области антитеррористической защищенности функционирующего торгового объекта нарушает права неопределенного круга лиц и представляет собой угрозу для граждан и общества.
В соответствии с действующим законодательством необходимо произвести обследование всего здания целиком, определить показатели прогнозируемого количества пострадавших и максимальный ущерб для всего здания, принять решение о категорировании всего торгового объекта.
В судебном заседании прокурор настаивал на исковых требованиях по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представители ответчиков ООО ПКФ «Мария-Ра», ООО «Вега» Б., ответчик К., извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» выполнение требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Требования к антитеррористической защищённости торговых объектов (территорий) (далее – Требования от <дата> №), утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», разработаны на основе требований к антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», так как места массового пребывания людей, в том числе торговые объекты, являются потенциально опасными с точки зрения террористических посягательств.
Действие постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 распространяется на предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 3 Требований от 19.10.2017 № 1273 ответственность за обеспечение антитеррористической защищённости торговых объектов (территорий) возлагается на правообладателей торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).
Согласно пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищённости торговых объектов (территорий) с учётом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 13 указанного Постановления всем торговым объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований, согласно которому устанавливаются следующие категории торговых объектов (территорий):
а) торговые объекты (территории) первой категории, к которой относятся:
торговые объекты (территории), если на них или на аналогичных торговых объектах (территориях) на территории субъекта Российской Федерации в течение последних 3 лет совершено или предотвращено 4 и более террористических акта и (или) в течение последних 12 месяцев совершено или предотвращено 2 и более террористических акта;
торговые объекты (территории), в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился критический («красный») уровень террористической опасности более 4 раз и (или) высокий («жёлтый») уровень террористической опасности более 8 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический («красный») уровень террористической опасности более 2 раз и (или) высокий («жёлтый») уровень террористической опасности более 4 раз;
торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - более 50 млн. рублей;
б) торговые объекты (территории) второй категории, к которой относятся:
торговые объекты (территории), если на них или на аналогичных торговых объектах (территориях) на территории субъекта Российской Федерации в течение последних 3 лет совершено или предотвращено от 1 до 4 террористических акта и (или) в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершение (попытка к совершению) террористических актов;
торговые объекты (территории), в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился критический («красный») уровень террористической опасности от 2 до 4 раз и (или) высокий («жёлтый») уровень террористической опасности от 2 до 8 раз или повышенный («синий») уровень террористической опасности более 6 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический («красный») уровень террористической опасности от 1 до 2 раз и (или) высокий («жёлтый») уровень террористической опасности от 1 до 4 раз или повышенный («синий») уровень террористической опасности от 2 до 4 раз;
торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 200 до 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - от 15 до 50 млн. рублей;
в) торговые объекты (территории) третьей категории, к которой относятся:
торговые объекты (территории), если на них или на аналогичных торговых объектах (территориях) на территории субъекта Российской Федерации в течение последних 3 лет не зафиксировано совершение (попытка к совершению) террористических актов;
торговые объекты (территории), в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился высокий («жёлтый») уровень террористической опасности не более 1 раза или повышенный («синий») уровень террористической опасности менее 4 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический («красный») уровень террористической опасности от 1 до 2 раз и (или) высокий («жёлтый») уровень террористической опасности от 2 до 4 раз или повышенный («синий») уровень террористической опасности менее 2 раз;
торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 200 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости от 5 до 15 млн. рублей.
В силу подпункта «д» пункта 17 Требований от <дата> № определение категории торгового объекта (территории) либо дача рекомендации об исключении торгового объекта (территории) из перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований (то есть определённого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты), при отсутствии у торгового объекта (территории) признаков, позволяющих его отнести к определённой категории, относится к компетенции комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта (территории), которая создаётся на основании пунктов 14-16 Требований решением правообладателя торгового объекта (территории) с включением в её состав представителей торгового объекта (территории), отвечающих за безопасность и инженерно-технические средства охраны, а также иных специалистов по решению правообладателя объекта (территории), в том числе представителей организации, осуществляющих техническую эксплуатацию торгового объекта (территории), представителей территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории) (по согласованию), представителей уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию). К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования и эксплуатации технологических систем и специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности торговых объектов (территорий). Комиссию возглавляет руководитель объекта или уполномоченное им лицо.
Согласно пункту 17 Требований в ходе своей работы комиссия осуществляет сбор и анализ исходных данных о торговом объекте (территории); изучает конструктивные и технические характеристики торгового объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования торгового объекта (территории); определяет степень угрозы совершения террористического акта на торговом объекте (территории) и возможные последствия его совершения; выявляет потенциально опасные участки торгового объекта (территории) и (или) его критические элементы; определяет категорию торгового объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию либо рекомендует исключить торговый объект (территорию) из перечня, предусмотренного пунктом настоящих требований, при отсутствии у торгового объекта (территории) признаков, позволяющих его отнести к определенной категории; проводит обследование торгового объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищённости; определяет с учётом категории торгового объекта (территории) и оценки состояния его антитеррористической защищённости необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости торгового объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учётом объёма планируемых работ, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (территории), который составляется в произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении торговому объекту (территории) соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищённости торгового объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями (пункт 18).
Как установлено судом, следует из материалов дела, в <адрес>, имеется нежилое здание магазина, двухэтажное, общей площадью 2169,30 кв. м. Собственниками помещений в данном магазине общей площадью 1214 кв. м является К., помещений общей площадью 605,3 кв.м – ООО ПКФ «Мария-Ра», площадью 350 кв.м. – ООО «Вега».
Данный торговый объект включен в Перечень торговых объектов, расположенных в пределах территории ФИО3 края, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, о чём его собственники были уведомлены информацией Управления ФИО3 края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от <дата> (л.д.29, 64, 74).
<дата> комиссия, созданная приказом ООО «Мария-Ра» от <дата> № б/н, в составе председателя комиссии Д., членов комиссии: от Управления ФСБ России по АК – о/у отделения в <адрес> К., от Управления Росгвардии по ФИО3 краю – начальника ОВО по <адрес> А., от ГУ МЧС России по ФИО3 краю – заместителя начальника ТОНД и ПР № ГУ МЧС России по АК С., от администрации <адрес> К.К., от Управления АК по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры – главного специалиста отдела государственного регулирования и развития потребительского рынка П., составила акт обследования и категорирования торгового объекта (территории), согласно которому проведено обследование и категорирование по антитеррористической защищённости торгового объекта ООО «Мария-Ра», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что магазин розничной торговли, представляет собой здание общей площадью 605,3 кв. м, площадь пользования ООО «Мария-Ра», количество одновременно находящихся в помещении людей – 46 чел. (сотрудников 6, посетителей – 30, арендаторов 10). Террористические акты на объекте не регистрировались, уровни террористической опасности не вводились. В рабочее время вход в здание свободный, режим работы 8.00-21.00. Потенциально опасных участков, критических элементов нет. Прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта – до 30 человек в случае подрыва входной группы, до 50 человек в случае захвата заложников, взрыва поджога. Прогнозируемый материальный ущерб – 3 800 000 руб. В итоге комиссия пришла к выводу, что объект не подпадает ни под одну из категорий в соответствии с Постановлением от <дата> № и его необходимо исключить из Перечня объектов, подлежащих антитеррористической защищённости.
Акт членами комиссии подписан, однако А. и П. выразили своё особое мнение, согласно которому объекту должна быть присвоена третья категория. При этом А. полагает, что необходимо провести обследование объекта в целом. П. – что не только прогнозируемое количество пострадавших может превысить 75 человек и что необходимо провести обследование объекта в целом и составить общий акт категорирования объекта по указанному адресу.
<дата> межведомственная комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта, в составе председателя комиссии Г., членов комиссии: генерального директора ООО «Вега» Б., от Управления ФСБ России по АК – начальника отделения в <адрес> М., от Управления Росгвардии по ФИО3 краю – начальника ОВО по <адрес> А., начальника 81 ПСЧ ФПС ГПС ФГКУ 18 отряда ФПС по ФИО3 краю Д.В., начальника отдела по делам гражданской обороны чрезвычайной ситуации и мобилизационной работе администрации <адрес> Б., заместителя начальника полиции по охране общественного порядка – А.П., составила акт обследования и категорирования торгового объекта (территории), согласно которому проведено обследование и категорирование по антитеррористической защищённости торгового объекта ТД «Вега», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что магазин розничной торговли, представляет собой здание общей площадью 349,5 кв. м, режим работы с 09-00 час. до 18 час., прогнозируемое количество пострадавших 20-30 человек, прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости 4 890 760 руб. В итоге комиссия пришла к выводу, что объект не подпадает ни под одну из категорий в соответствии с Постановлением от <дата> № и его необходимо исключить из Перечня объектов, подлежащих антитеррористической защищённости.
Акт членами комиссии подписан, однако А. выразил своё особое мнение, согласно которому в соответствии с п.24 Постановления Правительства РФ от <дата> № для категорирования необходимо привлечение всех сособственников объектов, находящихся в здании.
<дата> межведомственная комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта, в составе председателя комиссии: К., членов комиссии: начальника отделения в <адрес> М., от Управления Росгвардии по ФИО3 краю – начальника ОВО по <адрес> А., начальника 81 ПСЧ ФПС ГПС ФГКУ 18 отряда ФПС по ФИО3 краю Д.В., начальника отдела по делам гражданской обороны чрезвычайной ситуации и мобилизационной работе администрации <адрес> Б., заместителя начальника полиции по охране общественного порядка – А.П., составила акт обследования и категорирования торгового объекта (территории), согласно которому проведено обследование и категорирование по антитеррористической защищённости торгового объекта ТЦ «КВАНТ», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что магазин розничной торговли, представляет собой здание общей площадью 1214 кв. м, режим работы с 09-00 час. до 19 час., торговый объект в один момент не собирает до 50 человек покупателей, прогнозируемое количество пострадавших 4 человека, прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости 1 450 000 руб. В итоге комиссия пришла к выводу, что объект не подпадает ни под одну из категорий в соответствии с Постановлением от <дата> № и его необходимо исключить из Перечня объектов, подлежащих антитеррористической защищённости.
Акт членами комиссии подписан, однако А. выразил своё особое мнение, согласно которому в соответствии с п.24 Постановления Правительства РФ от <дата> № для категорирования необходимо привлечение всех сособственников объектов, находящихся в здании.
В связи с этим Управление ФИО3 края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры <дата> вернула Акт директору ООО ПКФ «Мария-Ра» Р., генеральному директору ООО «Вега» Б., К. для устранения замечаний как составленный в нарушение Требований, поскольку фактическое обследование проводилось только в отношении части здания, принадлежащей каждому из собственников. Было указано на необходимость обследования здания целиком, определения общих показателей и категорирования всего здания (л.д.39, 65, 75).
Несмотря на это, повторное обследование здания магазина не проведено до настоящего времени, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском, так как предусмотренные законом меры по антитеррористической защищённости объекта правообладателями торгового объекта не принимаются.
С учётом того, что, как указано выше, мнение созданной правообладателем торгового объекта комиссии об исключении торгового объекта (территории) из Перечня торговых объектов, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, носит рекомендательный характер, суд приходит к выводу, что Управление ФИО3 края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, являющееся в соответствии с пунктом <дата> Положения, утверждённого ФИО1 края от <дата> № (в редакции от <дата>) уполномоченным органом исполнительной власти ФИО3 края по определению указанного Перечня, вправе при наличии обоснованных сомнений в достоверности данного акта не согласиться с ним и потребовать его доработки, поскольку в силу 8 Требований антитеррористическая защищённость торговых объектов (территорий) должна соответствовать характеру террористических угроз и оперативной обстановке в районе расположения торговых объектов (территорий), а также обеспечивать наиболее эффективное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности торговых объектов (территорий).
Между тем, исходя из того, что общим нормативным актом к специальным Требованиям к антитеррористической защищённости торговых объектов (территорий) от <дата> №, являются Требования к антитеррористической защищённости мест массового пребывания, утверждённые постановлением Правительства РФ от <дата> №, расчёт количества людей для определения возможных последствий совершения террористического акта проводится путём проведения мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории места массового пребывания людей в течение 3 дней, включая рабочие и выходные (праздничные) дни (абзац первый пункта 11). При этом изложенный в пункте 13 Требований от <дата> № принцип определения категории по наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, соответствует принципу выбора наихудших последствий, при определении числа людей, которые могут попасть в зону поражения, изложенному в Методических рекомендациях по определению количества пострадавших при чрезвычайных ситуациях, утверждённых МЧС России <дата> №.
Таким образом, указание в акте обследования от <дата> числа людей, находящихся в одном здании в конкретный момент времени, не соответствует принципам, на основании которых разработаны Требования от <дата> №, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищённость объекта (территории) – это состояние защищённости здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведённая территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определённых условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Доказательств того, что в торговом объекте по <адрес>, в <адрес> ни при каких условиях не может одновременно находиться более пятидесяти человек, ответчики суду не представили, следовательно, составленный ими акт с предложением исключить торговый объект из Перечня объектов, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, не соответствует требованиям Федерального закона «О противодействии терроризму», основными принципами которого являются, в том числе: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности (пункты 1, 3, 7, 12, 13 статьи 3 указанного Закона), а также задачам противодействия терроризму, изложенным в пункте 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации <дата>. То есть указанный акт является незаконным и подлежит составлению после комиссионного обследования всего торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, с отражением всех необходимых и достоверных показателей, необходимых для определения категории или исключения объекта из Перечня объектов, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчики вопреки требованиям закона на момент обращения прокурора в суд исковыми требованиями не выполняли установленные законом мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости торгового объекта, что создавало угрозу безопасности и защищённости граждан. Непринятие ответчиками мер в области антитеррористической защищённости функционирующего торгового объекта нарушало права неопределённого круга лиц и представляло собой угрозу для граждан и общества до поступления искового заявления прокурора в суд (<дата>). Акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) составлен <дата>. Следовательно, исковые требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности провести комиссионное обследование всего торгового объекта по <адрес>, в <адрес>, были заявлены обосновано.
В соответствии с пунктом 21 Требований от <дата> № на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищённости торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).
Паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учётом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом.
При этом в судебное заседание стороной ответчиков представлен акт обследования и категорирования торгового объекта от <дата>, согласно которого магазин - двухэтажное здание, общей площадью 2169,30кв.м., расположенное по <адрес> в <адрес> ФИО3 края исключен из перечня торговых объектов, расположенных в пределах территории ФИО3 края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.
Указанный акт представлен после предъявления прокурором иска в суд.
Данные обстоятельства – добровольное выполнение исковых требований прокурора, свидетельствуют о фактическом признании иска ответчиками исковых требований прокурора.
Ввиду вышеизложенного, бездействие ответчиков, на момент предъявления прокурором искового заявления является незаконным, в связи с чем суд считает возможным исковые требования прокурора <адрес> ФИО3 края в части обязания создать комиссию и провести обследование и категорирование всего выше обозначенного объекта удовлетворить, однако принудительному исполнению требования прокурора не подлежат.
Поскольку актом обследования и категорирования торгового объекта от <дата> магазин - двухэтажное здание, общей площадью 2169,30кв.м., расположенное по <адрес> в <адрес> ФИО3 края исключен из перечня торговых объектов, расположенных в пределах территории ФИО3 края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, исковые требования направленные к ответчика о разработке в случае необходимости паспорта безопасности объекта и его согласовании, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере, установленном абзацем вторым подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты которой прокурор, обращающийся в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц, освобождён, взыскивается судом с ответчиков в доход районного бюджета. При этом суд распределяет в равных долях между ними государственную пошлину.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования <адрес> ФИО3 края к ООО ПКФ «Мария –Ра», К. и ООО «Вега» о возложении обязанностей удовлетворить частично.
Признать незаконным акт обследования и категорирования объекта магазина «Мария-Ра» площадью 605,3 кв.м., расположенного на первом этаже здания по адресу <адрес>, от <дата>.
Признать незаконным акт обследования и категорирования объекта торгового центра «КВАНТ», расположенного на втором этаже здания по адресу <адрес>, от <дата>.
Признать незаконным акт обследования и категорирования объекта торгового дома «Вега», расположенного частично на первом и на втором этаже здания по адресу <адрес>, от <дата>.
Обязать ООО ПКФ «Мария-Ра», ООО «Вега», К. провести комиссионное обследование всего торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, и при необходимости (по результатам категорирования) разработать паспорт безопасности объекта и согласовать его с руководителями территориальных органов безопасности, Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в течение 30 дней со дня его составления. Ввиду добровольного исполнения требований прокурора решение принудительному исполнению в этой части не подлежит.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО ПКФ «Мария-Ра» в доход районного бюджета <адрес> государственную пошлину в размере 100 рублей.
Взыскать с ООО «Вега» в доход районного бюджета <адрес> государственную пошлину в размере 100 рублей.
Взыскать с К. в доход районного бюджета <адрес> государственную пошлину в размере 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам ФИО3 краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е. В. Мазур