Докладчик Орлова И.Н. Дело №33а-3019/2020 Судья Гусев Е.В. УИД 21RS0025-01-2020-001285-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 сентября 2020 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Савелькиной Г.О., судей Орловой И.Н., Евлогиевой Т.Н., при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары к Стешенко Дмитрию Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, поступившее по апелляционной жалобе представителя Стешенко Д.А. Семеновой Е.О. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 июня 2020 года,
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары (далее Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Стешенко Д.А. задолженности в общем размере 9512,03 руб., в том числе: по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 9 375 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц за период с 4 по 29 января 2019 года в размере 137,03 руб.
Требования мотивированы тем, что Стешенко Д.А., являясь плательщиком транспортного налога, на основании ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии ст.36 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации», в установленный срок не позднее 3 декабря 2018 года не уплатил транспортный налог по легковому автомобилю ..., исчисленный за 2017 год, предъявленный к оплате уведомлением от 4 июля 2018 года № 28842620. В связи с несвоевременной уплатой (неуплатой) налога, налогоплательщику начислены пени за неуплату транспортного налога за период с 4 по 29 января 2019 года в размере 137,03 руб., В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес налогоплательщика-должника направлено требование от 30 января 2019 года № 24499 с предложением в срок до 26 марта 2019 года погасить сумму задолженности. Указанные требования оставлены Стешенко Д.А. без исполнения, в связи с чем, Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 4 Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о вынесении судебного приказа. 12 августа 2019 года мировым судьей был вынесен судебный приказ, на который от должника поступили возражения относительно его исполнения. Определением от 25 октября 2019 года судебный приказ отменен. Между тем, сумма задолженности по транспортному налогу административным ответчиком не погашена.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Михайлов С.Ю. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Административный ответчик Стешенко Д.А. в судебном заседании не присутствовал.
Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 июня 2020 года с Стешенко Д.А. взыскана задолженность в общем размере 9512,03 руб., в том числе: по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 9 375 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц за период с 4 по 29 января 2019 года в размере 137,03 руб., а также госпошлина в размере 400 руб.
Не согласившись с данным решением, представитель Стешенко Д.А. Семенова Е.О. подала апелляционную жалобу, в которой ставить вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Налоговый орган представил в материалы дела возражения на апелляционную жалобу.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Михайлов С.Ю. возражал относительно доводов апелляционной жалобы, административный ответчик Стешенко Д.А. в судебное заседание не явился.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит применению в совокупности со специальными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (статья 48).
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 30 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» налогоплательщиками транспортного налога признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено самой ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Аналогичное положение содержится в ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из дела следует, что Стешенко Д.А. в период с 10 февраля 2017 года по 12 июля 2017 года являлся владельцем транспортного средства ..., а потому он обязан платить транспортный налог.
17 июля 2018 года налоговый орган направил административному ответчику налоговое уведомление от 4 июля 2018 года № 28842620 об уплате транспортного налога за 2017 год (6/12 месяцев владения в году) в размере 9375,00 руб. с указанием на срок исполнения обязанности уплаты налогов не позднее 3 декабря 2018 года.
В связи с несвоевременной уплатой Стешенко Д.А. транспортного налога налоговым органом начислены пени по транспортному налогу с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 137,03 руб. за неуплату транспортного налога за 2017 год (9 375,00*13 дней просрочки (с 4 декабря по 16 декабря 2018 года)*1/300*7,50% ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации + 9375,00*44 дня просрочки (с 17 декабря 2018 года по 29 января 2019 года)* 1/300*7,75% ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации).
21 февраля 2019 года налоговый орган направил административному ответчику требование от 30 января 2019 года № 24499 о необходимости оплатить образовавшуюся задолженность в срок до 26 марта 2019 года.
Данное требование Стешенко Д.А. не исполнено.
12 августа 2019 года мировым судьей судебного участка № 4 Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики вынесен судебный приказ о взыскании с Стешенко Д.А. вышеуказанной задолженности.
Однако в последующем, определением мирового судьи судебного участка № 4 Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 октября 2019 года данный судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений от Стешенко Д.А.
Разрешая настоящий публично-правовой спор, районный суд, проверив соблюдение налоговым органом срока и порядка взыскания налогов, правильность исчисления размера транспортного налога и пени, пришел к верному выводу о наличии у Стешенко Д.А. обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год и пени по нему, в заявленном к взысканию размере, и как следствие, обоснованно удовлетворил заявленное налоговым органом требование.
Доводы апелляционной жалобы об обратном, со ссылкой на то, что транспортный налог исчислен за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года, в то время как автомобиль ... выбыл из владения Стешенко Д.А. 12 июля 2017 года, судебная коллегия находит несостоятельными, ввиду не соответствия их материалам дела, из которых следует, что задолженность по уплате транспортного средства на данный объект налогообложения определена с учетом времени фактического владения (с 10 февраля 2017 года по 12 июля 2017 года). За период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года налоговым органом начислены пени в связи с несвоевременной уплатой Стешенко Д.А. транспортного налога, оснований для перерасчета суммы которых, не имеется.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Стешенко Д.А. Семеновой Е.О. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий Г.О. Савелькина
Судьи И.Н. Орлова
Т.Н. Евлогиева