Решение по делу № 2-11/2024 (2-945/2023;) от 15.08.2023

Дело № 2-11/2024

УИД 37RS0020-01-2022-000492-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ивановская область, г.Тейково                                                      23 апреля 2024 года

    Тейковский районный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Димитриенко Т.А.,

при секретаре Ломоносовой Т.А.,

с участием представителя истца – заместителя прокурора Ильинского района Ивановской области Сапожникова М.В., представителя ответчиков Махмудовой Л.И., Миронова А.Е., третьего лица ООО «Колосс» по доверенностям Коротковой С.В., представителя третьего лица Комитета Ивановской области по лесному хозяйству по доверенности Вакиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ильинского района Ивановской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к Махмудовой Л.И., Миронову А.Е. об оспаривании прав на часть земельного участка, исключении сведений о границах земельного участка из единого государственного реестра недвижимости, признании договора купли-продажи земельного участка в части недействительным,

установил:

        Прокурор Ильинского района Ивановской областиобратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Махмудовой Л.И., в котором первоначально просил суд:

        признать отсутствующим право собственности Махмудовой Л.И.     на    земельный    участок    с кадастровым    номером в части его наложения на земельные участки лесного фонда с кадастровым номером в границах квартала <адрес>

        обязать ответчика устранить реестровую ошибку в сведениях о местеположения границ земельного участка с кадастровым вчасти его наложения на земельный участок лесного фонда с кадастровымномером в течение двух месяцев с момента вступлениярешения суда в законную силу.

        В обоснование иска прокурор указал, что согласно информации, предоставленной Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству, земельный участок с кадастровым номером , находящийся в собственности Махмудовой Л.И. имеет пересечение с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером в квартале Таким образом, действия по образованию земельного участка с кадастровым номером совершены с нарушением требований части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ, и нарушают интересы Российской Федерации.При этом, Российская Федерация не распоряжалась земельным участком с кадастровым номером , сформированным на находящихся в федеральной собственности землях лесного фонда, отчуждение лесного участка нарушает требования закона, посягает на публичные интересы, а также на права и охраняемые законом интересы неограниченного круга лиц, поскольку сохранение лесов важно для обеспечения сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечением многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах. С учетом изложенного, полагает, что образование земельного участка с кадастровым номером из категории земель лесного фонда, является незаконным, а потому спорный земельный участок в границах его пересечения с землями лесного фонда подлежит истребованию из чужого незаконного владения в пользу собственника - Российской Федерации.

        Протокольным определением суда от 06.12.2023 года в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к производству суда принято изменение предмета заявленных исковых требований, согласно которому прокурор просил суд:

        признать отсутствующим право собственности Махмудовой Л.И.    на    земельный    участок    с     кадастровым    номером в части его наложения на земельные участки лесного фонда с кадастровым номером в границах квартала <адрес> в координатах поворотных точек границ пересечения, указанных в заключении филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Мослеспроект» от 30.08.2023;

        признать недействительным Договор купли-продажи земельныхучастков от 09.06.2021 в части продажи земельного участка с кадастровымномером в части его пересечения с земельными участками лесного фонда с кадастровым номером в границах квартала <адрес> в координатах поворотных точек границы пересечения, указанных в заключении филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Мослеспроект» от 30.08.2023;

        признать образование и установление границ земельного участка с кадастровым номером недействительным;

        исключить из ЕГРН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером

        Протокольным определением суда от 17.01.2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Миронов А.Е..

    Протокольным определением суда от 06.04.2024 года в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к производству суда принято изменение предмета заявленных исковых требований, согласно которому прокурор, с учетом проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы,в окончательной форме просит суд:

    1.Признать отсутствующим право собственности Махмудовой Л.И. на земельный участок с кадастровым номером в части его наложения на земельные участки лесного фонда с кадастровым номером в границах:квартала <адрес> в координатах поворотных точекграницыпересечения,     указанных в заключенииземлеустроительной экспертизы, проведенной ООО НПП «Терра+».

    2. Признать недействительным Договор купли-продажи земельныхучастков от 09.06.2021 в части продажи земельного участка с кадастровымномером в части его пересечения с земельными участкамилесного фонда с кадастровым номером в границах:квартала <адрес> в координатах поворотных точек границы пересечения, указанных в заключении землеустроительной экспертизы, проведенной ООО НПП «Терра+».

    3.    Признать недействительным образование и установление границземельного участка с кадастровым номером в части егопересечения с земельными участками лесного фонда с кадастровым в границах:квартала <адрес> в координатах поворотных точек границы пересечения, указанных в заключении землеустроительной экспертизы, проведенной ООО НПП «Терра+».

    4.    Исключить из ЕГРН сведения о границах земельного участка скадастровым номером в части его пересечения с земельнымиучастками лесного фонда с кадастровым номером в границах:квартала <адрес> в координатах поворотных точек границы пересечения, указанных в заключении землеустроительной экспертизы, проведенной ООО НПП «Терра+» (т.4 л.д. 155-161).

        Представитель истца –заместитель прокурора Ильинского района Ивановской области Сапожников М.В.в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объемепо основаниям, изложенным в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований. Дополнительно пояснил, что на основании информации, предоставленной ОГКУ «Ильинское лесничество» о незаконной рубке лесных насаждений прокуратурой была проведена проверка. В ходе выезда непосредственно на спорный участок было установлено, что какая-либо сельскохозяйственная деятельность на нем не ведется, производится заготовка древесины, при этом был предоставлен договор аренды земельного участка, заключенный между ООО «Колосс» и Махмудовой Л.И. и заключение о проведении культуртехнических мероприятий. Однако поскольку указанные документы не являются договором аренды земель лесного фонда, проекта освоения лесов не имеется, полагает, что проведение рубки является незаконным. Впоследствии прокурором был направлен запрос в Комитет Ивановской области по лесному хозяйству и установлено, что формирование спорного земельного участка осуществлено незаконно из земель лесного фонда, представлено заключение о координатах пересечения участков. С результатами проведенной по делу землеустроительной экспертизы согласился, полагал возможным положить его в основу решения суда. Полагает, что договор купли-продажи земельных участков, заключенный между Махмудовой Л.И. и Мироновым А.Е. является недействительным (ничтожным) в части отчуждения спорного земельного участка в части его пересечения с землями лесного фонда на основании ст. 168 ГК РФ. Последствия недействительности части сделки в виде двусторонней реституции прокурор полагал возможным не применять.

    Ответчики Махмудова Л.И., Миронов А.Е., в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения данного дела извещены надлежащим образом, доверили представление своих интересов Коротковой С.В..

    Представитель ответчиков Махмудовой Л.И., Миронова А.Е., третьего лица ООО «Колосс» по доверенностям Короткова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных отзывах (т.2 л.д. 170, 210-213, т.3 л.д. 94, 265-269, т.4 188-190). Дополнительно пояснила, что ответчик Махмудова Л.И. является собственником спорного земельного участка, ее право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, границы участка определены и согласованы в установленном порядке в 2011 году, т.е. ранее определения границ лесного фонда. При проведении межевания границы были согласованы директором ОГУ «Тейковское лесничество», пересечений выявлено не было.Полагает, что представленные суду доказательства не подтверждают факт нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда. Указала, что выводы эксперта, содержащиеся в заключении судебной землеустроительной экспертизы носят вероятностный характер и не могут быть положены в основу решения суда. Также пояснила, что спорный земельный участок передан в аренду ООО «Колосс» около 2 лет назад, пока фактически какая-либо сельскохозяйственная деятельность на нем не ведется, поскольку участок в запущенном состоянии, ведутся работы на возвращению его в сельскохозяйственный оборот.

    Представитель третьего лица Комитета Ивановской области по лесному хозяйству по доверенности Вакина В.А., действующаяпо доверенности,в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.3 л.д.259-264), считает, что у ответчика не могло возникнуть право собственности на земельный участок, находящийся на землях лесного фонда. С заключением проведенной по делу судебной экспертизы согласилась, относительно отличия координат пересечения, установленных в заключении эксперта, от координат, указанных в заключении ФГБУ «Рослесинфорг» - «Мослеспроект», пояснила, что такое отличие могло произойти ввиду изменения нумерации кварталов при проведении лесоустройства, которое проводится каждые 10 лет, при этом в распоряжение эксперта были предоставлены самые последние материалы лесоустройства, тогда как ФГБУ «Рослесинфорг» использовал предыдущие сведения.

    Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ивановской области, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменные отзывы, в которых разрешение спора оставлено на усмотрение суда (т. 2 л.д. 179-181,183-184, т. 4л.д. 177).

    Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Федерального агентства лесного хозяйства, филиала ФГБУ «Рослесинфорг» - «Мослеспроект», ООО «Щенниковский», кадастровый инженер Власенко А.В. извещены о времени и месте рассмотрения данного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела в свое отсутствие, отложении судебного заседания не просили, свою позицию по существу иска в суд не направили.

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, опросив эксперта, приходит к следующему.

    В судебном заседании установлено, что за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: защитные леса, общая площадь <данные изъяты> адрес объекта: Ивановская <адрес>, кварталы часть что подтверждаетсясвидетельством о государственной регистрации права от 14.01.2010 года и выпиской из ЕГРН (т. 1 л.д. 45, 54-80).

    Границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

    В соответствии с выпиской из государственного лесного реестра лесной участокс кадастровым номером расположен по адресу <адрес>, квартал входит в земли лесного фонда. Указанные выделы относятся по виду целевого назначения к защитным лесам, а часть выделов имеют статус особо защитных участков лесов (т.1 л.д. 42-44, 48-49).

    В соответствии с таксационным описанием возраст деревьев, растущих на данном участке, составляет от 45 до 85 лет, высота –до 26 м. Суду представлены карты-схемы расположения участка лесного фонда (т. 1 л.д. 16-35).

    В соответствии с выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, находится в собственности Махмудовой Л.И., данное право возникло у нее 21.06.2021 года на основании договора купли-продажи земельного участка, ранее собственником земельного участка являлся Миронов А.Е. (т. 1 л.д. 81-84, т.3 л.д. 114, 298-311).

    Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что спорный земельный участок частично был сформирован из земельного участка, который ранее относился к лесному фонду.

    Так, согласно свидетельства № 20 от 01.02.1992 года на основании Постановления главы администрации Ильинского района № 143 от 17.11.1992 года АОЗТ «Щенниковское» Ильинского района было предоставлено в собственность 9216 га земель сельскохозяйственного назначения, а также 3429 га земель в бессрочное (постоянное) пользование, из которых: 22 га сельхозугодия, 3407 га – прочие угодия (т.3 л.д. 205).

    Согласно проекту землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого совхоза «Щенниковский» Ильинского района Ивановской области 1992 года в совхозе «Щенниковский» земельная доля работников по пашне составляла 5,4 га, по сельхозугодьям – 8,0 га. В хозяйстве предусматривается передача в коллективно-долевую собственность бесплатно земель площадью 9246,5 га, из них: сельхозугодий – 7544,4 га, в т.ч. пашни – 5039,8 га, дополнительная передача земель сельским Советам – 62,3 га, в пользование – 3429,0 га. Участки залегания полезных ископаемых переданы хозяйству в аренду. Приватизация лесного фонда и водных ресурсов запрещена. В связи с этим, земли под ручьями и реками, и основные лесные массивы, расположенные на территории совхоза «Щенниковский» переданы в пользование этому предприятию (т.3 л.д. 191-192).

    Из проекта перераспределения земель и упорядочения землепользования на различном праве АОЗТ «Щенниковское» следует, что по состоянию на 01.08.2000 года согласно Постановлению Главы администрации Ильинского района № 19 от 30.01.1992 года средняя земельная доля утверждена в размере 171 б/га или 9 га сельхозугодий на одного работающего в сельском хозяйстве. Площадь с/х угодий общей долевой собственности составила 7241 га, в том числе: пашни – 3812 га, залежи – 982 га, сенокосов – 1138 га, пастбищ – 1309 га. Общая площадь земель АОЗТ «Щенниковское» согласно проекту составила 12588 га (т.3 л.д. 197-198).

    В 2008 году ОАО «Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» подготовлены материалы по межеванию границ земельных участков выделяемых из постоянного (бессрочного) пользования» СПК «Щенниковский», согласно которому общая площадь выделяемых участков составила <данные изъяты>По результатам проведения указанных работ на кадастровый учет были поставлены земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, правообладатель – СПК «Щенниковский», вид права – постоянное бессрочное пользование (т.3 л.д. 134) и земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>., разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, сведения о правах – коллективно-долевая собственность, при этом, в особых отметках указано, что площадь участка ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании, сведения о регистрации прав отсутствуют (т.3 л.д. 210).

    Согласно выписок из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером образован из земельного участка с кадастровым номером (единое землепользование) (т.4 л.д. 31-39).

    Согласно служебной записке от 13.10.2014 года в 2005 году ООО «Тейковский землемер» проведены работы по установлению границ земельных участков лесного фонда на площади 31169 га на территории Ильинского района. В государственном фонде данных имеется землеустроительное дело № 1028 от 02.03.2006 года. В 2008 году по СПК «Щенниковское» была проведена работа по установлению границ земельных участков, переданных в бессрочное (постоянное) пользование. На ГКУ поставлены 27 участков общей площадью 435 га – лесные земли (сельские леса). На остальные земли ГЛФ, ранее находившиеся в землях сельскохозяйственного назначения, межевание отсутствует (т.3 л.д. 142).

    Решением Арбитражного суда Ивановской области от 19.02.2009 года отказано в удовлетворении исковых требований ООО «Щенниковский» к Администрации Ильинского муниципального района Ивановской области о признании незаконным отказа о предоставлении в собственность земельных участков, находящихся у СПК «Щенниковский» на праве постоянного (бессрочного) пользования. Основанием для отказа в удовлетворении иска явилось то обстоятельство, что часть земель, предоставленных СПК «Щенниковский» относилась к землям лесного фонда (т.3 л.д. 244-258).

    27.08.2009 года было проведено общее собрание участников общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: <адрес>, по результатам которого было принято решение о выделении в натуре из общей долевой собственности ряда земельных участков, общей площадью <данные изъяты> и последующей регистрации прав собственности выделившихся лиц в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ивановской области (т.3 л.д. 83-85, т.4 л.д. 20-25).

    На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 03.07.2008 года у Миронова А.Е. возникло право собственности на земельную долю в праве коллективно-долевой собственности на землю СПК «Щенниковский», с кадастровым номером , размером <данные изъяты> (т.4 л.д. 1).

    Кроме того, на основании договоров купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок от 11.03.2009 года, 01.04.2009 года, 21.04.2009 года, 20.04.2009 года, Миронов А.Е. приобрел в собственность ряд долей в праве общей долевой собственности на земельный участоксельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером (т.4 л.д. 2-20).

    02.04.2010 года на основании указанных выше документов зарегистрировано право собственности Миронова А.Е. на земельный участок категории земель –земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером (т.2л.д. 200).

    Согласно содержащегося в материалах дела акта согласования границ при проведении землеустроительных работ по формированию земельного участка с кадастровым номером его границы были согласованы, в том числе, директором ОГУ «Ильинское лесничество» Шайбановым А.Ш. (т.3 оборотл.д. 77).

    12.09.2011 года Мироновым А.Е. принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером на два земельных участка: земельный участок категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером и земельный участок категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером (т.3 л.д. 201). Впоследствии одному из указанных земельныхучастков был присвоен кадастровый .

    09.06.2021 года между Мироновым А.Е. и Махмудовой Л.И. заключен договор купли-продажи земельных участков, по которому последняя приобрела у Миронова А.Е. ряд земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе и земельный участок, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

    Согласно заключению филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Мослеспроект» от 30.08.2023 года выявлено пересечение границ земельного участка лесного фонда,расположенного по адресу: Ивановская область, Ильинский район, Ильинское участковое сельское лесничество, АОЗТ «Щенниковский», с границами земель иных категорий в границах квартала . (т.2 л.д. 154-157).

    В рамках рассмотрения данного гражданского дела судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено специалистам ООО НПП "Терра+". Согласно заключению эксперта в ходе проведения судебной экспертизы установлено, что имеется наложение границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности Махмудовой Л.И, и земельного участка лесного фонда с кадастровым номером адрес объекта: <адрес> кварталы часть

    Вместе с тем в квартале пересечений и наложений с земельным участком с кадастровым не выявлено.

    Площадь наложения земель сельскохозяйственного назначения на земли лесного фонда, состоящих из 29 контуров, составляет <данные изъяты>. Каталог координат поворотных точек границ контуров наложения земельного участка с кадастровым номером на земельный участок категории земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: защитные леса, с кадастровым номером представлены в приложении 8 (Контуры 1-29).

    Причины возникновения наложения земельных участков с участками лесного фонда кроются в разбалансировке учета и согласования смежных земель при уточнении границ и образовании земельных участков различных категорий управлениями ППК «Роскадастра» и Федерального агентства лесного хозяйства. При постановке на кадастровый учет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения специалистами ППК «Роскадастра» зачастую не проводилась проверка аналитическим, картометрическим и инструментальным методом накладок и пересечений земель разных категорий и иных видов разрешенного использования, что наглядно показало наложение земельного участка с К расположенного по адресу: <адрес> на земельные участки лесного фонда, а также земельные участки под автомобильными дорогами муниципального и местного значения, относящиеся к Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,... что отчетливо видно на выкопировке из генерального плана Щенниковского сельского поселения Ильинского района Ивановской области (приложение 5).

    Вместе с тем устранение наложения и двойного учета земель возможно при исправлении реестровой (кадастровой) ошибки земельного участка с путем изымания спорных земельных участков лесного фонда (контуры 1-29), с их последующей автоматической постановкой на кадастровый учет специалистами ППК «Роскадастр», что подтверждает письмо №18-1681-ЕГ/24 от 26.02.2024 Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.

    Допрошенный в ходе судебного заседания эксперт Петров А.С. подтвердил выводы, указанные в экспертном заключении. Дополнительно пояснил, что ему известно, что при постановке на учет земель сельскохозяйственного назначения в 2000-х годах зачастую земельные участки, относящиеся к «сельским лесам», дороги общего пользования местного значения автоматическиотносились к землям сельскохозяйственного назначения и закрашивались на картах в розовый цвет. На тот момент он сам работал землеустроителем и ему известно, что зачастую выход на местность не осуществлялся, постановка осуществлялась картометрическим способом. Таким образом, имеет место двойной учет земельных участков.

    Экспертное заключение выполнено экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности, является полным и обоснованным, содержит пояснения, расчеты, планы лесоустройства, чертежи (рисунки), таблицу контуров земельных участков лесного фонда, накладываемых на спорный земельный участок, необходимые для установления юридически значимых обстоятельств по делу. В связи с чем, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта.

    В связи с незначительным отличием площади наложения земельных участков, указанной в заключении землеустроительной экспертизы и в заключении филиала ФГБУ «Рослесинфорг» - «Мослеспроект», с учетом пояснений представителя Комитета Ивановской области по лесному хозяйству, суд приходит к выводу, что более точная площадь наложения земельных участков указана в заключении эксперта и составляет <данные изъяты>.. О проведении по делу повторной экспертизы стороны не ходатайствовали.

    Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

    В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ определяется состав земель в Российской Федерации по целевому назначению, которые подразделяются на категории, в том числе, самостоятельные категории составляют земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда. В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленными для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

    Согласно ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

    В силу п. 1 и п. 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

    Согласно п. 1 и п.б ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

    Основу лесного законодательства в Российской Федерации составляет Лесной кодекс РФ от 04.12.2004 года, пришедший на смену Основам лесного законодательства Союза ССР и союзных республик от 17.06.1977 года, Основам лесного законодательства РФ от 06.03.1993 года N 2 4613-1 и Лесному кодексу РФ от 29.01.1997 года.

    В соответствии со ст. 3 Основ лесного законодательства Союза СССР, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 года леса в СССР, ст. 2 Основ лесного законодательства РФ, ст. 19 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации, состоят в исключительной собственности государства.

    Согласно положениям ст. 4 Основ лесного законодательства СССР, ст. 10 Основ лесного законодательства РФ, ст. 130 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года допускалась возможность передачи лесов в пользование сельскохозяйственным предприятиям.

    В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

    Согласно распоряжению Правительства Ивановской области от 06.11.2009 года N 333-рп в целях приведения учета земель лесного фонда в соответствии с федеральным законодательством к землям лесного фонда отнесены лесоустроенные участки земель, входящие в состав земель категории "земли сельскохозяйственного назначения", ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций и включенные в границы лесничеств Ивановской области.

    Согласно ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

    В силу положений ч. 2 ст. 69 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

    Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 4.2 ФЗ "О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 года N 2 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра.

    На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

    Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Между тем по смыслу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

    Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст. ст. 7, 67 - 68.2 ЛК РФ).

    Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

    Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

    Таким образом, суд приходит к выводу, что формирование спорного земельного участка, постановка его на кадастровый учет и дальнейшая продажа указанного земельного участка (его частей/долей) в собственность Миронова А.Е., а затем Махмудовой Л.И. произведены в нарушение действующего законодательства, поскольку формирование земель сельскохозяйственного назначения из земель, относящихся к землям лесного фонда, в том числе, к сельским лесам, не допускается.

    Возражая против удовлетворения иска, представителем ответчиков заявлен довод о применении положений ч.3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесногофонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

    Суд находит данные доводы стороны ответчиков несостоятельными по следующим основаниям.

    В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

    По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулированиеотношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от15.01.2015 N-О).

    С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.

    Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от24.02.2022 N 423-О).

    Как было указано выше, пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.

    Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.

    Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.

    Из пояснений представителя ответчиков и третьего лица ООО «Колосс» следует, что с момента приобретения до настоящего времени сельскохозяйственные работы на спорном участке не велись, предпринимаются меры по введению его в оборот, проводятся культуртехнические мероприятия в соответствии с проектно-сметной документацией ФГБУ «Станции агрохимической службы «Ивановская».

    Из акта осмотра площади пересечения земельных участков с границами земель лесного фонда, составленного 04.08.2023 года сотрудниками Щениковского участкового лесничества, и прилагаемых к нему фотоматериалов следует, что земельный участок с кадастровым номером частично покрыт лесными насаждениями, на участке производится рубка деревьев и их заготовка (т.4 л.д. 191-197).

    Согласно пояснений прокурора после поступления в прокуратуру обращения о незаконной рубке лесных насаждений, осуществлялся выезд прокурора на спорный земельный участок. В ходе его осмотра установлено, что, действительно, земельный участок фактически представляет собой многолетние лесные насаждения, которые без разрешительной на то документации вырубаются.

    Из содержания материалов по результатам совместного патрулирования лесов с сотрудниками прокуратуры Ильинского района и ОГКУ «Ильинское лесничество» следует, что количество срубленной древесины в квартале 21 выдела 32 Ильинского сельского участкового лесничества составило <данные изъяты> (т.1 л.д. 9-15).

    Учитывая вышеизложенное, суд при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ в редакции Федерального закона N 280-ФЗ руководствуется не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории спорного земельного участка, право частной собственности на который возникло до 1 января 2016 года, но исследовав вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования этого земельного участка, установив наличие в его границах лесных насаждений, а также проверив законность возникновения права на данный участок и добросовестность приобретателя, для которого при приобретении и осмотре земельного участка до совершения сделки с ним должно было быть очевидным, что такой земельный участок в части наложения его на земли лесного фонда не может относиться к землям сельскохозяйственного назначения, свидетельствует о том, что Махмудова Л.И. не проявила должной и разумной осторожности и осмотрительности, в связи с чем, приходит к выводу, что в данном случае нормы "лесной амнистии" не применимы.

    Довод представителя ответчика о том, что в данном случае имеет место реестровая ошибка и требования о признания права собственности отсутствующим заявлены необоснованно, судом также отклоняется.

    Из п. 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

    Оценивая представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что в границах земельного участка с кадастровым номером фактически частично располагается лесной участок с кадастровым номером , собственником которого является Российская Федерация. Право собственности на данный лесной участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости) 14 января 2010 года, основанием для государственной регистрации права явился Лесной кодекс РФ, данное право собственности не оспорено.

    Факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером , собственником которого является Махмудова Л.И. на земли лесного фонда, является основанием для признания права собственности на указанный земельный участок отсутствующим в части наложения границ на указанные земельные участки лесного фонда. Также данный факт является основанием для исключения из ЕГРН сведений о его местоположении в части наложения границ на указанные земельные участки лесного фонда.

    В силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) сделка, нарушающая требование закона или иного правового акта при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

    Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, уставленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

    В соответствии с пунктом 2 статьи 166 ГК РФ оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла для него неблагоприятные последствия.

    В случае, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.

    Как разъяснено в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 25), ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. При этом в силу разъяснений п. 75 постановления N 25 применительно к ст. 166, 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы.

    В силу ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

    Судом установлено, что сделка купли-продажи земельного участка, сторонами которого явились Миронов А.Е. и Махмудова Л.И., не соответствовала закону в части распоряжения земельным участком с кадастровым номером в границах его пересечения с земельным участком лесного фонда, посягала на публичные интересы, в том числе на интересы неопределенного круга лиц, а потому является недействительной ничтожной сделкой всоответствии со статьями 166 и 168 Гражданского кодекса РФ в указанной части.

    С учетом существа заявленных исковых требований, позиции прокурора и представителя третьего лица, а также учитывая положения ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд полагает возможным последствия недействительности сделки не применять.

    Кроме того, по делу установлено, что межевание спорного земельного участка проходило с нарушением норм действующего законодательства.

    При постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, необходимым документом являлся межевой план.

    Как установлено в судебном заседании, при формировании земельного участка с кадастровым номером , из которого впоследствии сформирован спорный земельный участок, составлялся акт согласования границ (т. 3оборот л.д. 77), в котором содержатся сведения о согласовании границ директором ОГУ «Ильинское лесничество» Шайбановым А.Ш.. Вместе с тем, в списке лиц, согласовавших границы указанного участка, подпись представителя Росимущества, уполномоченного представлять интересы собственника – Российской Федерации, в данном акте не содержится.

    Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном названным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 названной статьи.

    В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности в том числе.

    В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

    П.2 ст. 9 Земельного кодекса установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

    Полномочия собственника в части согласования местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда ст. 83 Лесного кодекса РФ не переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Таким образом, согласование местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда должно осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, то есть Росимуществом.

    Таким образом, согласование местоположения границ спорного земельного участка в установленном законом порядке произведено не было.

    На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования стороны истца о признании образования и установления границ земельного участка с кадастровым номером в части его пересечения с земельными участками лесного фонда с кадастровым номером недействительными подлежат удовлетворению.

    Принятое судом решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером в части его пересечения с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером в координатах поворотных точек границы пересечения.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Ильинского района Ивановской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к Махмудовой Л.И., Миронову А.Е. об оспаривании прав на часть земельного участка, исключении сведений о границах земельного участка из единого государственного реестра недвижимости, признании договора купли-продажи земельного участка в части недействительным удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Махмудовой Л.И. на земельный участок с кадастровым номером в части его наложения на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером в границах: <адрес> в следующих координатах поворотных точек границы пересечения:

Обозначение характерных

Признать недействительным Договор купли-продажи земельных участков от 09.06.2021 в части продажи земельного участка с кадастровым номером в части его пересечения с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером в границах: квартала <адрес> в вышеуказанных координатах поворотных точек границы пересечения.

Последствия недействительности сделки не применять.

Признать недействительным образование и установление границ земельного участка с кадастровым номером в части его пересечения с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером в границах: квартала <адрес> в вышеуказанных координатах поворотных точек границы пересечения.

ИсключитьизЕГРН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером в части его пересечения с земельными участками лесного фонда с кадастровым номером в границах: квартала <адрес> в вышеуказанных координатах поворотных точек границы пересечения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                 Димитриенко Т.А.

В окончательной форме решение суда изготовлено «27» апреля 2024 года.

2-11/2024 (2-945/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Ильинского района Ивановской области
Ответчики
Махмудова Лариса Ивановна
Миронов Артур Евгеньевич
Другие
Вакина Виктория Александровна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области
Федеральное агентство лесного хозяйства
Филиал ППК "Роскадастр"
ФГБУ "Рослесинфорг" "Мослеспроект"
ООО Колосc
ООО "Щениковский"
Комитет Ивановской области по лесному хозяйству
Власенко Алексей Олегович кадастровый инженер
Короткова Светлана Венеровна
Суд
Тейковский районный суд Ивановской области
Судья
Димитриенко Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
teikovsky.iwn.sudrf.ru
15.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2023Передача материалов судье
15.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Судебное заседание
17.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Судебное заседание
15.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Судебное заседание
05.04.2024Производство по делу возобновлено
08.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
27.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее