Решение по делу № 33-3547/2022 от 08.09.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0021-01-2022-002588-45

судья Помишина Л.Н.

дело поступило 08.09.2022 г.                                                                                 № 33-3547/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

2 ноября 2022 г.                                                  г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Хаыковой И.К., Васильевой С.Д. при секретаре Масловой А.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колосовой Ю.М. к ФКУ «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия» о возложении обязанности по уплате дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

по апелляционной жалобе ФКУ «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия» на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от                                        22 июля 2022 г., которым постановлено:

исковые требования Колосовой Ю.М. удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия» (ИНН ...) оплатить дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении Колосовой Ю.М. (СНИЛС ...) за период работы в должности <...> с ... по ....

Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., объяснения представителей              ФКУ «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия» Пантелеевой Н.В. и Лизуновой К.Е., представляющей также интересы УФСИН России по Республике Бурятия, УФСИН России, Колосовой Ю.М., ее представителя Курдюкова И.А., представителя ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия Цырендоржиевой А.А., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

обращаясь в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований), Колосова Ю.М. просила возложить на ФКУ «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия» (далее – ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия) обязанность по уплате дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период ее работы в должности <...> с ... по ...

Исковые требования мотивированы тем, что при подготовке заявления в ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия о досрочном назначении страховой пенсии в связи с особыми условиями труда истец обратилась к ответчику по вопросу о предоставлении информации о назначении льготной пенсии по ее должности – <...> ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия в части отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях», и ей было разъяснено, что занимаемая истцом должность на основании постановления Правительства РФ от 03.02.1994 г.      № 85 в списке работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, не значится. Однако в спорный период Колосова Ю.М. осуществляла непосредственную работу с осужденными с занятостью 80 % рабочего времени и согласно карте аттестации рабочего места <...> в строке «041» указано о праве на досрочное назначение трудовой пенсии согласно гл.6 п.1 п.п.17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г., соответственно, работодатель обязан был оплачивать взносы по дополнительному тарифу. Работая в должности <...>, истец полагала, что имеет право на назначение пенсии в льготном порядке.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УФНС России по Республике Бурятия, ФСИН России.

В заседании суда первой инстанции Колосова Ю.М. и ее представитель Курдюков И.А. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия Ласточкина А.А. иск не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск.

Представитель УФСИН России по Республике Бурятия и ФСИН России Попова С.Г. возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель ГУ-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия Цырендоржиева А.А. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению при доказанности работы истца в должности специалиста непосредственно с осужденными.

Представитель УФНС России по Республике Бурятия в суд не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Районным судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласилось ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия, поставив в апелляционной жалобе вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения суда об отказе в удовлетворении иска.

В заседании суда апелляционной инстанции представители                             ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия Пантелеева Н.В. и Лизунова К.Е., представляющая также интересы УФСИН России по Республике Бурятия, УФСИН России, поддержали доводы апелляционной жалобы и просили отменить решение суда первой инстанции.

Колосова Ю.М. и ее представитель Курдюков И.А. просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель ГУ-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия Цырендоржиева А.А. полагала возможным возложение на ответчика обязанности уплатить дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Представитель УФНС России по Республике Бурятия в суд не явился, были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность решения суда в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины)             (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г.          № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г.         № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Аналогичные положения содержались и в подпункте 19 пункта 1     статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с пунктом 17     части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ имеют женщины по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20, то есть лица, не являющиеся сотрудниками уголовно-исполнительной системы и не имеющие специальных званий.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «к» пункта 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

В пункте 2 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 г. № 85, (далее – Список) указаны руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными: бухгалтеры, заведующие складами, заведующие столовыми, заведующие производством (шеф-повар), заведующие (баней, прачечной), инженеры, инспектора, старшие инспектора, коменданты, мастера, старшие мастера, помощники мастеров, мастера контрольные, старшие мастера контрольные, механики, нарядчики, начальники гаражей и т.д.

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20.05.1994 г. № 39 утверждены Разъяснения «О порядке применения списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 г. № 85», в соответствии с пунктом 2 которых правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 17.12.2009 г. № 1580-О-О, установление для лиц, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшуюся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, с учетом также и различий в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г., периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01.01.2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные        пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Из указанных норм следует, что в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, с 01.01.2013 г. применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части пенсии, установленные частями 1 и 2 статьи 58.3 вышеуказанного Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ до 01.01.2017 г. и пунктами 1 и 2 статьи 428 Налогового кодекса РФ после 01.01.2017 г.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В силу подпункта 17 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 г. № 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28.12.2013 г.               № 400-ФЗ. К таким документам подпунктом «а» пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ), подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила).

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 г. № 258 н.

Из статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 г.    № 27-ФЗ).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ)

Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г.            № 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г.         № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 г.         № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что между Колосовой Ю.М. и                        ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия заключен трудовой договор от ... ... и она принята на работу в качестве <...> ... категории в <...> лабораторию.

На основании приказа ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия от ... ... в связи с организационно-штатными мероприятиями истец назначена на должность <...> с ... и на основании приказа от ... ... уволена с работы ... по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса РФ в связи с переводом работника по его просьбе на другую работу.

Согласно трудовому договору от ... работа по договору в должности <...> являлась для истца основной, при оплате труда была предусмотрена выплата надбавки за особые условия труда в размере 50 %, работнику была установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями по графику работы с 9 час до 18 час.

В связи с переводом Колосовой Ю.М. на должность <...> с ... между сторонами заключено дополнительное соглашение ... от ..., которое является неотъемлемой частью трудового договора от ... и также предусматривает выплату надбавки за особые условия труда в размере 50 %.

... председателем аттестационной комиссии – заместителем начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия подписана карта аттестации рабочего места по условиям труда ... по должности «<...>», наименование структурного подразделения – группа <...>, согласно которой общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса составляет 3.2 и указано право на досрочное назначение трудовой пенсии (строка 041) на основании подпункта 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Колосова Ю.М. ознакомлена с данной картой аттестации рабочего места ....

Дополнительным соглашением ... от ... к трудовому договору сторонами оговорен режим работы, определяемый правилами внутреннего трудового распорядка, действующего у работодателя, а также пункт 7 договора «<...>» изложен в новой редакции «7.2 Условия труда на рабочем месте: на основании карты аттестации рабочего места по условиям труда ... устанавливается компенсация работнику, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда: общая оценка условий труда – 3.2, размер повышения оплаты труда работников в % (факторы, его обуславливающие), необходимость и размер компенсаций от 4 до 12 %, дополнительный отпуск – 7 рабочих дней, продолжительность рабочей недели – 36 часов.

Согласно справке ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия от ... ... Колосова Ю.М. работала в должности <...> ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия с ... по       ... Должностными инструкциями занятость <...> предусмотрена в течение полного рабочего дня 80 %. За период работы в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия истец в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и отпуске без сохранения заработной платы не находилась.

Разрешая заявленные Колосовой Ю.М. исковые требования о возложении обязанности по уплате дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований со ссылкой на то, что факт непосредственной работы Колосовой Ю.М. с осужденными в                                    ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия подтвержден.

При этом судом первой инстанции не приняты во внимание разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которым в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается (пункт 16).

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.

Между тем, из приказа ФСИН РФ от 17.03.2008 г. N 154 "Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний" (в последующей редакции) следует, что в группе социальной защиты осужденных предусмотрены такие отдельные должности как старший специалист по социальной работе, старший инспектор и инспектор.

Согласно материалам дела, в системе обязательного пенсионного страхования Колосова Ю.М. зарегистрирована ...

Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица подтверждается, что спорный период работы истца с ... по ... в качестве <...> указан без кода льготных условий.

Из письменных материалов дела также следует, что истцом была представлена суду справка ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия от ... ... о том, что Колосова Ю.М. работала в должности <...> ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия с ... по ... и должностными инструкциями предусматривалась занятость <...> в течение полного рабочего дня 80 %.

Также в данной справке указано, что согласно должностным инструкциям должности инспектора (старшего инспектора) группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных и <...> являются равнозначными по своим функциональным обязанностям.

Между тем, в связи с имеющимися возражениями ответчика против иска ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия была проведена служебная проверка, по заключению которой от ... принято решение выданную Колосовой Ю.М. справку от ... ... считать недействительной.

Таким образом, справка, представленная в подтверждение характера работы и занятости в течение полного рабочего дня, работодателем отозвана.

Кроме того, суду апелляционной инстанции представлен приказ УФСИН России по Республике Бурятия от ... ... «Об утверждении штатных расписаний учреждений Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия, федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 3 Федеральной службы исполнения наказаний» и признании утратившими силу приказов Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия» и штатное расписание ФКУ «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия», согласно которому в группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных предусмотрены такие должности как старший инспектор, инспектор и специалист по социальной работе.

В штатном расписании ФКУ «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия» в группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных также предусмотрены должности старшего инспектора и <...>.

Таким образом, должности инспектора и <...> являются различными должностями.

Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, не предусмотрена должность <...>, а имеется указание на должность инспектора.

При обращении в суд с иском о возложении на работодателя обязанности уплатить дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Колосова Ю.М. указала в его обоснование на идентичность должностных обязанностей, выполнявшихся ею в качестве <...>, должностным обязанностям инспектора, представив должностные инструкции <...> и старшего инспектора, что свидетельствует о направленности доводов истца на установление тождественности наименования должности «<...>» должности «инспектор», однако должности инспектора и <...> являются самостоятельными должностями, а в силу приведенных требований закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей.

Судебная коллегия полагает, что содержащиеся в решении суда первой инстанции выводы о нарушении прав истца на своевременное пенсионное обеспечение и об удовлетворении по этому основанию заявленного иска сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права, поэтому решение суда подлежит отмене с принятием нового решения суда об отказе в удовлетворении заявленного иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 22 июля 2022 г. отменить и принять по делу новое решение суда, которым исковые требования Колосовой Ю.М. к ФКУ «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия» о возложении обязанности по уплате дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г.Кемерово, в течение трех месяцев со дня принятия апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд, рассмотревший дело в качестве суда первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-3547/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Колосова Юлия Марковна
Ответчики
ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ
Другие
УФНС России по Республике Бурятия
Курдюков Игорь Александрович
ФСИН России
ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Хаыкова Инна Кирилловна
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
08.09.2022Передача дела судье
05.10.2022Судебное заседание
19.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Судебное заседание
02.11.2022Судебное заседание
25.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2022Передано в экспедицию
02.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее