Дело № 2-165/2022
УИД090005-01-2022-000050-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2022 года с.Учкекен
Малокарачаевский районный суд, Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи - Лепшокова Р.А., при секретаре судебного заседания - Гогуевой Т.А., с участием представителя истца в лице старшего помощника прокурора Малокарачаевского района - Глушкова М.Н., представителя третьего лица – старшего государственного инспектора дорожного надзора УГИБДД МВД по Карачаево-Черкесской Республике - Пушкарской И.Г., представившей удостоверение №№ от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Малокарачаевского района к администрации Малокарачаевского муниципального района в порядке ст. 45 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - прокурор Малокарачаевского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к административному ответчику – администрации Малокарачаевского муниципального района и просит обязать устранить допущенные нарушения, при этом ссылается на то обстоятельство, что во исполнение задания прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики «Об организации проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения» была проведена проверка транспортно-эксплуатационного состояния дорожного полотна проезжей части участка автомобильной дороги <адрес>, выявлены следующие нарушения законодательства, а именно, выявлены дефекты проезжей части в виде колейности, напротив <адрес> в <адрес> муниципального района (спуск к <адрес>) в нарушение требований п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, и по <адрес> в <адрес> муниципального района (в сторону кладбища) в нарушение требований п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017г.
Обязанность по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования муниципального значения и искусственных сооружений на них, включая разработку документации по планировке территории в целях размещения автомобильных дорог, инженерные изыскания, разработку проектной документации, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования муниципального значения и искусственных сооружений на них, относится к полномочиям муниципального района.
Бездействие администрации Малокарачаевского муниципального района выразившееся в ненадлежащем финансировании необходимых работ по приведению в соответствие с государственными стандартами, указанных муниципальных дорог, нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни и здоровья в сфере дорожной безопасности, напрямую влияя на безопасность дорожного движения.
В судебном заседании представитель административного истца –старший помощник прокурора Глушков М.Н., действующий на основании служебного удостоверения, административные исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, просил административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель административного ответчика-администрации Малокарачаевского муниципального района Джатдоева Б.А. не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, при этом своего мнения по существа иска не выразила.
В судебном заседании представитель третьего лица - администрации Терезинского сельского поселения Байрамкулов М.Б. не явился, от него поступило письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело без участия его представителя, своего мнения по - существу иска не выразил.
В судебном заседании представитель третьего лица - старший государственный инспектор дорожного надзора УГИБДД МВД по Карачаево-Черкесской Республике - Пушкарская И.Г. исковые требования административного истца признала и просила удовлетворить в полном объеме.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 1 и 3 ст. 1 КАС РФ).
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ и ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также признании незаконными решений, действий (бездействия)органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов административного дела, прокуратурой Малокарачаевского района, во исполнение задания прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики «Об организации проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения» была проведена проверка транспортно-эксплуатационного состояния дорожного полотна проезжей части участка автомобильной дороги <адрес> и <адрес> выявлены следующие нарушения законодательства, а именно, выявлены дефекты проезжей части в виде колейности, напротив <адрес> в <адрес> муниципального района (спуск к <адрес>) в нарушение требований п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, и по <адрес> в <адрес> муниципального района (в сторону кладбища) в нарушение требований п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017г.
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако данная норма закона администрацией Малокарачаевского района не исполняется.
Более того, в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем неисполнения вышеуказанных требований закона не соблюдается правовая основа органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Невыполнение администрацией Малокарачаевского муниципального района КЧР, нормативных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, нарушает часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно которому путем неисполнения вышеуказанных требований закона не соблюдается правовая основа органов местного самоуправления, тем самым, недостатки в содержании дороги угрожают безопасности дорожного движения и создают предпосылки к совершению дорожно-транспортных происшествий, причинению вреда здоровью водителям и пассажирам транспортных средств, пешеходам.
Между тем, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются в том, числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела письменными документами, а именно, информационным письмом об организации проверки исполнения заклнодательства в сфере безопасности дорожного движения (л.д.12-19); справкой о результатах проведенной исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального межмуниципального и местного назначения на территории Малокарачаевского муниципального района от 28 сентября 2021г. (л.д.22-24), фототаблицы №3, 4 (15-28).
Суду представлено объяснение заместителя главы администрации Терезинского СП Эркенова С.Б., согласно которому он подтвердил выявленные нарушения в ходе проверки транспортно-эксплуатационного состояния дорожного полотна проезжей части участка автомобильной дороги <адрес> и <адрес> выявлены следующие нарушения законодательства, а именно, выявлены дефекты проезжей части в виде колейности, напротив <адрес> в <адрес> муниципального района (спуск к <адрес>) в нарушение требований п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, и по <адрес> в <адрес> муниципального района (в сторону кладбища) в нарушение требований п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017г. (л.д.2930).
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако данная норма закона администрацией Малокарачаевского района не исполняется.
Более того, в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем неисполнения вышеуказанных требований закона не соблюдается правовая основа органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что к вопросам местного значения Малокарачаевского муниципального района, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако, вышеуказанные требования федерального законодательства администрацией Малокарачаевского муниципального района не соблюдаются.
Невыполнение администрацией Малокарачаевского муниципального района КЧР, нормативных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, нарушает часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно которому путем неисполнения вышеуказанных требований закона не соблюдается правовая основа органов местного самоуправления, тем самым, недостатки в содержании дороги угрожают безопасности дорожного движения и создают предпосылки к совершению дорожно-транспортных происшествий, причинению вреда здоровью водителям и пассажирам транспортных средств, пешеходам.
Между тем, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются в том, числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Таким образом, суд считает, что доводы административного истца подтверждены в судебном заседании объяснениями как представителя административного истца, так и представителя третьего лица и представленными суд письменными доказательствами.
При таких установленных судом обстоятельствах, административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 178 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Малокарачаевского района удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Малокарачаевского муниципального района привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы». Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» муниципальный участок автомобильной дороги в <адрес>, напротив <адрес> (спуск к <адрес>) дефект проезжей части в виде колейности в нарушение требований п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017г.; муниципальный участок автомобильной дороги в <адрес> (в сторону кладбища) дефект проезжей части в виде колейности в нарушение требований п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: