Дело № 12 - 146/2021
Р Е Ш Е Н И Е
город Липецк 4 октября 2021 года
Октябрьский районный суд города Липецка в составе председательствующего судьи Хуторной А.А., рассмотрев жалобу ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» в лице внешнего управляющего Строганова С.А. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Трубицына Михаила Николаевича от 17 августа 2021 года в отношении ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» по части 11 статьи 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Трубицына Михаила Николаевича от 17 августа 2021 года ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» было привлечено к административной ответственности по части 11 статьи 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» в лице внешнего управляющего Строганова С.А. обратилось в суд с жалобой на него. Не оспаривая факта совершения предприятием административного правонарушения, указывает на то, что в настоящее время ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» находится в стадии банкротства, что свидетельствует о его сложном финансовом положении, а потому в порядке статьи 4.1 КоАП РФ просит снизить размер административного штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного по ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ для юридических лиц.
В судебном заседании представитель внешнего управляющего ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» по доверенности Ельчанинова Ю.С. жалобу поддержала по тем же доводам, просила её удовлетворить.
Заслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений части 11 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
На основании пункта 3 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденный приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1030 (далее Порядок № 1030), мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, а в случае передачи этих объектов в-пользование - пользователями объектов размещения отходов (далее - лица, ответственные за проведение мониторинга).
Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки изменений ее состояния лицами, ответственными за проведение мониторинга, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа мониторинга).
Для объектов размещения отходов, выведенных из эксплуатации, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется в рамках контроля за их состоянием и воздействием на окружающую среду. Прекращение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов допускается по истечении срока, предусмотренного проектной документацией на вывод объекта размещения отходов из эксплуатации, при условии, если по результатам данного мониторинга подтверждено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
В соответствии с п.4 Порядка № 1030 результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в свободной форме и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным.
В соответствии с Положением о Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 г. № 488 «Об утверждении Положения о Центральночерноземном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) на территории Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской областей.
Материалами дела бесспорно подтверждается то обстоятельство, что ОГУП «ЛОКК» (ОГРН 1034800563710, ИНН 4825036020), арендующее полигон ТКО Воловского района, не представило результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду за 2020 год в территориальный орган Росприроднадзора в срок до 15 января 2021 года.
Указанный полигон находится в хозяйственном ведении ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» на основании решения от 10 февраля 2017 г. № 88 Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области.
В нарушение указанных требований ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» в период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. не был проведен мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду за 2020 год на полигоне ТКО, расположенного по адресу: Липецкая область, Воловский район, с/п Большовский сельсовет и, как следствие, до 15 января 2021 года не был предоставлен отчет о результатах мониторинга в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора.
При таких обстоятельствах должностное лицо, вынесшее в отношении ОГУП «ЛОКК» постановление о привлечении к административной ответственности, пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения по части 11 статьи 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения представителем заявителя в судебном заседании не оспаривался, им было лишь заявлено ходатайство о снижении размера административного штрафа в порядке статьи 4.1 КоАП РФ.
Обсудив данное ходатайство, суд считает возможным его удовлетворить и снизить назначенное предприятию наказание в виде административного штрафа.
На основании ч.1, ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом; при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, законодатель, предусмотрев приведенные выше нормы КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, с учетом того, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Санкция ч.11 ст.8.2 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
При назначении наказания должностным лицом, вынесшим постановление, было учтено обстоятельство, смягчающее административную ответственность, которым признано раскаяние юридического лица и признание вины. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, должностным лицом установлено не было.
При этом материалами дела подтверждается то обстоятельство, что с 4 октября 2017 года в Арбитражном суде Липецкой области рассматривается дело о признании ОГУП «ЛОКК» несостоятельным (банкротом), в рамках указанного дела определением арбитражного суда была введена процедура банкротства - внешнее управление сроком на 18 месяцев.
Общая задолженность ОГУП «ЛОКК» перед кредиторами составляет более 117 миллионов рублей.
Дав оценку указанным обстоятельствам, учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, факт совершения правонарушения впервые, а также факт отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд полагает, что назначение административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб. не будет соответствовать характеру совершенного административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела и может повлечь избыточное ограничение имущественных прав и интересов ОГУП «ЛОКК», и приходит к выводу, что имеются основания для снижения наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, в данном случае - до 100 000 рублей, что соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Трубицына Михаила Николаевича от 17 августа 2021 года в отношении ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» по части 11 статьи 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, снизив размер административного штрафа до 100 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней с момента вручения или получения копии решения.
Судья /подпись/ Хуторная А.А.