Решение по делу № 2-7933/2024 от 04.07.2024

Дело № 2-7933/2024

УИД 23RS0047-01-2023-007540-36

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    г. Краснодар    01 августа 2024 г.

Советский районный суд г. Краснодара в составе

судьи                                                    Грекова Ф.А.

при ведении протокола помощником судьи        Спировой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и. о. прокурора Карасунского административного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ООО СЗ «Комплекс» о признании незаконным бездействия и обязании устранить выявленные нарушения,

установил:

Прокурор Карасунского административного округа г. Краснодара обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц к ООО СЗ «Комплекс» о признании незаконным бездействия и обязании устранить выявленные нарушения.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Карасунского административного округа г. Краснодара проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу обеспечения условий доступности для маломобильных групп граждан многоквартирного <адрес>, расположенного по ул. Краевой, г. Краснодар. В ходе проверки установлено, что многоквартирный <адрес>, расположенный по ул. Краевой, г. Краснодар, построен в 2020 году, то есть после принятия и вступления в силу Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно проектной документации, «16-этажный 3-секционный жилой дом со встроенными офисными помещениями по <адрес> в п. Пашковском г. Краснодара 4-й этап строительства», получившей положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «СТАЛТ» от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрены мероприятия по обеспечению доступа инвалидов, так для входа маломобильных групп граждан в жилой дом предусмотрен подъемник марки БКА-110, а для входа в офисные помещения, расположенные в цокольном этаже, предусмотрен пандус с уклоном 8%, ширина пандуса принята 1,0 м, площадка на горизонтальном участке пандуса на повороте выполнена глубиной 1,5 м, по продольным краям маршей пандусов предусмотрены бортики высотой 0,05 м, вдоль обеих сторон пандусов установлены ограждения с поручнями, поручни пандусов расположены на высоте 0,9 м. По результатам завершения строительства вышеуказанного объекта на основании обращения ООО СЗ «Комплекс» и документов, предусмотренных ч.3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.09.2020 -RU по проекту «16-этажный 3-секционный жилой дом со встроенными офисными помещениями по <адрес> в п. Пашковском г. Краснодара 4-й этап строительства». В соответствии с информацией департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар, по данным технического плана на здание, представленного застройщиком по результатам ввода в эксплуатацию построенного объекта, поэтажный план (части здания) цокольный этаж предусматривает организацию пандуса, поэтажный план (части здания) 1 этаж предусматривает организацию входа в здание по лестнице и для маломобильных групп населения - подъемник Установлено, что ООО «Триумф» осуществляет управление многоквартирным домом по <адрес> с момента сдачи его в эксплуатацию (протокол общего собрания собственников жилья от 07.10.2020). Управляющая компания ООО «Триумф» представила копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.09.2020 -RU, выданного департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар. Вместе с тем проверкой установлено, что согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 30.09.2020 инвалидные подъемники (платформы) отсутствуют. Таким образом, застройщиком в нарушение установленных норм не обеспечен доступ в жилой многоквартирный дом для маломобильных групп граждан, инвалидов, а департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, несмотря на имеющиеся нарушения законодательства. По результатам визуального обследования входа в подъезд № 1 и прилегающей к нему территории указанного в обращении многоквартирного дома специалистами Управления социальной защиты населения в Карасунском округе города Краснодара установлено, что входная группа не соответствует нормам СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» и не доступна для инвалида-колясочника (даже посредством оказания ему помощи): высота лестницы на входе составляет около 1,6 м (11 нормативных ступеней), при этом в нарушение п. 5.1.14 СП 59.13330.2020 у внешней лестницы не предусмотрен пандус (при перепаде высот от 0, 4 м до 6,0 м), либо подъемник (подъемная платформа) по ГОСТ Р 55555 (при перепаде высот до 3,0 м); вместо пандуса на внешней лестнице обустроены аппарели. В соответствии с абз. 3 п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что во владении ООО «Триумф» имеется гусеничный подъемник (ступенькоход Sherpa 902), расположенный в одном из нежилых помещений в цокольном этаже. Согласно информации Управления социальной защиты населения в Карасунском округе города Краснодара, на момент обследования указанный подъемник не функционировал, находился в неработоспособном состоянии. Согласно информации ООО «Триумф» указанный гусеничный подъемник (ступенькоход Sherpa 902), какие-либо иные подъемные устройства застройщиком обществу по акту приема-передачи не передавались, акт приема-передачи отсутствует, оставленное застройщиком устройство ни разу управляющей компанией не использовалось. Кроме того, в ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов» в муниципальном образовании город Краснодар создана и осуществляет деятельность комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее - Комиссия). Комиссия осуществляет обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах в целях вынесения заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов или заключения об отсутствии такой возможности. При обследовании Комиссией 15.03.2023 общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид II группы ФИО2, установлено, что МКД, построен застройщиком и ведён в эксплуатацию в 2020 году без соблюдения правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, установленных действующим законодательством, входная группа МКД не оборудована для маломобильных групп населения. Согласно информации ООО «Триумф», документация, касающаяся подъемника для маломобильных групп граждан, руководство по эксплуатации, сертификаты соответствия, уведомления о вводе данного объекта в эксплуатацию застройщиком в адрес управляющей организации не передавались. При передаче указанного многоквартирного дома гусеничный подъемник Sherpa 902 отсутствовал, детали от него находятся в цокольном помещении указанного МКД до настоящего времени. Вместе с тем, установка гусеничного подъемника не обеспечивает доступность помещений МКД для маломобильных групп граждан. В адрес ООО СЗ «Комплекс» прокуратурой округа 17.01.2023 внесено представление, которое рассмотрено, однако надлежащих мер к устранению выявленных нарушений застройщиком не принято. На момент проведения настоящей проверки пандус либо подъемник для маломобильных групп граждан отсутствует. В соответствии с п.3 ст. 7 Федерального закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям Гарантийный срок для объекта долевого строительства устанавливается договором и не может составлять менее чем пять лет. В нарушение вышеуказанных норм многоквартирный дом, который расположен по адресу: <адрес>, не оборудован пандусом или иным устройством, обеспечивающим передвижение маломобильным группам гражданам. Указанные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами организации при строительстве и вводе в эксплуатацию указанного многоквартирного дома. Отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов нарушает права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и иным законодательством. В связи с тем, что данные правоотношения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц инвалидов ООО СЗ «Комплекс» нарушены права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных ст. 17 Конституции РФ. Просит суд обязать ООО СЗ «Комплекс» обеспечить условия для инвалидов, а именно: установить пандус, либо подъемное устройство, дублирующее лестницу при входе в многоквартирный <адрес>, расположенный по <адрес>.

Заочным решением Советского районного суда г. Краснодара от 29.11.2023 исковые требования удовлетворены.

Определением Советского районного суда г. Краснодара от 04.07.2024 заочное решение Советского районного суда г. Краснодара от 29.11.2023 отменено, производство по делу возобновлено.

В судебное заседание истец прокурор Карасунского административного округа г. Краснодара Дулова К. В. после перерыва не явилась, ранее в ходе судебного разбирательства на заявленных требованиях настаивала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО СЗ «Комплекс» Небосов М. В. в судебное заседание после перерыва не явился. В судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку до них был другой застройщик, у которого был проект, в проекте был предусмотрен подъемник гусеничный для маломобильных граждан, департамент по надзору в сфере строительства утвердил данный проект.

Представитель третьего лица департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар Княжеский Р. В. в судебное заседание после перерыва не явился, в судебном заседании исковые требования поддерживал, полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица ООО «Триумф» Староверов А. Н. после перерыва в судебное заседание не явился. В судебном заседании пояснял, что есть подъемник, но по акту приема-передачи его не передали. Для колясок и велосипедов установлены рельсы, но прокуратуру это не устаивает. Управляющая компания использует то, что было построено. При вынесении решения полагался на усмотрение суда.

Представитель третьего лица ГКУ – управление социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Карасунском округе г. Краснодара Сафенкова Т. В. в судебное заседание после перерыва не явилась. В судебном заседании просила суд удовлетворить исковые требования. Поясняла, что тот подъемник, который установлен, инвалид без посторонней помощи не сможет использовать.

Представители третьих лиц Управления по жилищным вопросам АМО г. Краснодара, департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

От департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края поступили пояснения по делу, которых указано, что в соответствии с пп. 1.1 и 1.2 Положения о департаменте по надзору в строительной сфере Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2015 № 1245 «О департаменте по надзору в строительной сфере Краснодарского края» в редакции от 09.12.2019, которая действовала на момент проведения проверки, департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов. Объект «16-этажный 3-секционный жилой дом со встроенными офисными помещениями по <адрес> в <адрес> в <адрес>. 4 этап строительства. Корректировка. Жилой дом в осях 11-12», расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, являлся предметом государственного строительного надзора, осуществляемого департаментом. Разрешение на строительство данного объекта выдано департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар от 30.06.2018 № р. Согласно откорректированному в соответствии с подтверждением соответствия изменений, внесённых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, требованиям ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ от 24.04.2020 № 1 (далее - Подтверждение № 1), разделу проектной документации «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», стационарный подъёмник марки БКА-110, предназначенный для подъёма маломобильных групп населения на первый этаж жилого дома, заменён на мобильное гусеничное устройство для МГН марки Sherpa , которое размещается в цокольном этаже жилого дома в секции в осях 7- 8 (помещение № 8). Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 06.06.2020 № 170 о внесении изменений в разрешение на строительство от 30.06.2018 -р-2018 Подтверждение № 1 совместно с соответствующей проектной документацией приобщено к материалам градостроительного дела по выдаче разрешения на строительство от 30.06.2018 -р-2018. На основании извещения застройщика ООО «Комплекс» об окончании строительства объекта капитального строительства: «16-этажный 3-секционный жилой дом со встроенными офисными помещениями по <адрес> в п. Пашковском в г. Краснодаре. 4 этап строительства. Корректировка» департаментом в июле 2020 года проведена итоговая проверка указанного объекта. По результатам проверки составлен акт. На основании обращения ООО «Комплекс» департаментом 03.07.2020 выдано заключение о соответствии данного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов

Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно проектной документации, «16-этажный 3-секционный жилой дом со встроенными офисными помещениями по <адрес> в п. Пашковском г. Краснодара 4-й этап строительства», получившей положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «СТАЛТ» от 21.09.2012 , предусмотрены мероприятия по обеспечению доступа инвалидов, так для входа маломобильных групп граждан в жилой дом предусмотрен подъемник марки БКА-110, а для входа в офисные помещения, расположенные в цокольном этаже, предусмотрен пандус с уклоном 8%, ширина пандуса принята 1,0 м, площадка на горизонтальном участке пандуса на повороте выполнена глубиной 1,5 м, по продольным краям маршей пандусов предусмотрены бортики высотой 0,05 м, вдоль обеих сторон пандусов установлены ограждения с поручнями, поручни пандусов расположены на высоте 0,9 м.

Разрешение на строительство данного объекта выдано департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар от 30.06.2018 № RU 23-43-5224-р.

Согласно откорректированному в соответствии с подтверждением соответствия изменений, внесённых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, требованиям ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ от 24.04.2020 № 1 (далее - Подтверждение № 1), разделу проектной документации «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», стационарный подъёмник марки БКА-110, предназначенный для подъёма маломобильных групп населения на первый этаж жилого дома, заменён на мобильное гусеничное устройство для МГН марки Sherpa № 902, которое размещается в цокольном этаже жилого дома в секции в осях 7- 8 (помещение № 8).

Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 06.06.2020 о внесении изменений в разрешение на строительство от 30.06.2018 -р-2018 Подтверждение № 1 совместно с соответствующей проектной документацией приобщено к материалам градостроительного дела по выдаче разрешения на строительство от 30.06.2018 -р-2018.

На основании извещения застройщика ООО «Комплекс» об окончании строительства объекта капитального строительства: «16-этажный 3-секционный жилой дом со встроенными офисными помещениями по <адрес> в п. Пашковском в г. Краснодаре. 4 этап строительства. Корректировка» департаментом в июле 2020 года проведена итоговая проверка указанного объекта.

По результатам проверки составлен акт.

На основании обращения ООО «Комплекс» департаментом 03.07.2020 выдано заключение о соответствии данного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с информацией департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар, по данным технического плана на здание, представленного застройщиком по результатам ввода в эксплуатацию построенного объекта, поэтажный план (части здания) цокольный этаж предусматривает организацию пандуса, поэтажный план (части здания) 1 этаж предусматривает организацию входа в здание по лестнице и для маломобильных групп населения – подъемник.

Установлено, что ООО «Триумф» осуществляет управление многоквартирным домом по <адрес> с момента сдачи его в эксплуатацию (протокол общего собрания собственников жилья от 07.10.2020).

Управляющая компания ООО «Триумф» представила копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.09.2020 -RU, выданного департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.

Вместе с тем проверкой установлено, что согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 30.09.2020 инвалидные подъемники (платформы) отсутствуют.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В силу статьи 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, жилые здания.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 года №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.

В соответствии с ч. 1. ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии со ст. 24 Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», на участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, оборудуются металлические пандусы, жестко закрепленные на неровных покрытиях или на ступенях лестницы.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В соответствии с п. 1.1 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73), при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

В ходе проверки установлено, что многоквартирный <адрес>, расположенный по <адрес>, построен в 2020 году, то есть после принятия и вступления в силу Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Таким образом, застройщиком в нарушение установленных норм не обеспечен доступ в жилой многоквартирный дом для маломобильных групп граждан, инвалидов, а департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, несмотря на имеющиеся нарушения законодательства.

По результатам визуального обследования входа в подъезд № 1 и прилегающей к нему территории указанного в обращении многоквартирного дома специалистами Управления социальной защиты населения в Карасунском округе города Краснодара установлено, что входная группа не соответствует нормам СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» и не доступна для инвалида-колясочника (даже посредством оказания ему помощи): высота лестницы на входе составляет около 1,6 м (11 нормативных ступеней), при этом в нарушение п. 5.1.14 СП 59.13330.2020 у внешней лестницы не предусмотрен пандус (при перепаде высот от 0, 4 м до 6,0 м), либо подъемник (подъемная платформа) по ГОСТ Р 55555 (при перепаде высот до 3,0 м); вместо пандуса на внешней лестнице обустроены аппарели. В соответствии с абз. 3 п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что во владении ООО «Триумф» имеется гусеничный подъемник (ступенькоход Sherpa 902), расположенный в одном из нежилых помещений в цокольном этаже.

Согласно информации Управления социальной защиты населения в Карасунском округе города Краснодара, на момент обследования указанный подъемник не функционировал, находился в неработоспособном состоянии.

Согласно информации ООО «Триумф» указанный гусеничный подъемник (ступенькоход Sherpa 902), какие-либо иные подъемные устройства застройщиком обществу по акту приема-передачи не передавались, акт приема-передачи отсутствует, оставленное застройщиком устройство ни разу управляющей компанией не использовалось.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов» в муниципальном образовании город Краснодар создана и осуществляет деятельность комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее - Комиссия).

Комиссия осуществляет обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах в целях вынесения заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов или заключения об отсутствии такой возможности.

При обследовании Комиссией 15.03.2023 общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид II группы ФИО2, установлено, что МКД, построен застройщиком и ведён в эксплуатацию в 2020 году без соблюдения правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, установленных действующим законодательством, входная группа МКД не оборудована для маломобильных групп населения.

Согласно информации ООО «Триумф», документация, касающаяся подъемника для маломобильных групп граждан, руководство по эксплуатации, сертификаты соответствия, уведомления о вводе данного объекта в эксплуатацию застройщиком в адрес управляющей организации не передавались.

При передаче указанного многоквартирного дома гусеничный подъемник Sherpa 902 отсутствовал, детали от него находятся в цокольном помещении указанного МКД до настоящего времени.

Вместе с тем, установка гусеничного подъемника не обеспечивает доступность помещений МКД для маломобильных групп граждан.

Установлено, что в адрес ООО СЗ «Комплекс» прокуратурой округа 17.01.2023 внесено представление, которое рассмотрено, однако надлежащих мер к устранению выявленных нарушений застройщиком не принято.

На момент проведения настоящей проверки пандус либо подъемник для маломобильных групп граждан отсутствует.

В соответствии с п.3 ст. 7 Федерального закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям Гарантийный срок для объекта долевого строительства устанавливается договором и не может составлять менее чем пять лет.

В нарушение вышеуказанных норм многоквартирный дом, который расположен по адресу: <адрес>, не оборудован пандусом или иным устройством, обеспечивающим передвижение маломобильным группам гражданам.

Указанные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами организации при строительстве и вводе в эксплуатацию указанного многоквартирного дома.

Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, устанавливающие порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

Настоящие Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Согласно п.6 указанных правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Согласно п.12 указанных правил по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования)

В разделе III указанных правил установлены III требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

С 01.01.2013 введен в действие Свод правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605.

Отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов нарушает права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и иным законодательством.

В связи с тем, что данные правоотношения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц инвалидов, ООО СЗ «Комплекс» нарушены права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных ст. 17 Конституции РФ.

В соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем иск надлежит удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования и. о. прокурора Карасунского административного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ООО СЗ «Комплекс» о признании незаконным бездействия и обязании устранить выявленные нарушения - удовлетворить.

Обязать ООО СЗ «Комплекс» обеспечить условия для инвалидов, а именно: установить пандус, либо подъемное устройство, дублирующее лестницу при входе в многоквартирный <адрес>, расположенный по <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара.

Судья Советского районного суда

г. Краснодара                                                        Ф.А. Греков

2-7933/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора КАО г.Краснодара
Ответчики
ООО СЗ "Комплекс"
Другие
Департамен по надзору в строительной сфере КК
ГКУ-УСЗН в КВО
ООО "Триумф"
УЖВ АМО г.Краснодар
ДАиГ АМО г.Краснодар
Суд
Советский районный суд г. Краснодара
Дело на сайте суда
krasnodar-sovetsky.krd.sudrf.ru
04.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.07.2024Передача материалов судье
04.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Судебное заседание
01.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее