Дело № 2-426/2024
УИД: 29RS0024-01-2024-000051-17
06 марта 2024 г. г. Архангельск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Карамышевой Т.А.
при секретаре ФИО1,
с участием представителя истца ФИО2,
представителя третьего лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Архангельского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью группа компаний «Гольфстрим» о возложении обязанности,
установил:
Архангельский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью группа компаний «Гольфстрим» (далее – ООО ГК «Гольфстрим») о возложении обязанности направить заявку о постановке производственной площадки на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО ГК «Гольфстрим», в ходе которой установлено, что ответчик осуществляет деятельность на территории земельного участка с кадастровым номером №, который входит в границы территории морского порта Архангельск. В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осмотра земельного участка/производственной площадки и прилегающей акватории установлено, что производственная площадка по адресу: <адрес>, не поставлена на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. За допущенные нарушения генеральный директор ООО ГК «Гольфстрим» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.46 КоАП РФ. В связи с выявленными нарушениями Архангельским транспортным прокурором ДД.ММ.ГГГГ внесено представление генеральному директору ООО ГК «Гольфстрим». Поскольку нарушения не устранены, просит обязать ответчика в течение 12 месяцев направить в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования заявку о постановке на государственный учет производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель третьего лица Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ от ответчика заявка о постановке на государственный учет производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не поступала.
Третьи лица ООО «Север-Гарант», Администрация городского округа «Город Архангельск» о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд представителей не направили.
Заслушав пояснения представителя истца ФИО2, третьего лица ФИО4, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную экологическую среду.
В силу требований ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
На основании п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
В соответствии со ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее – Критерии).
В силу п. 3 раздела II Критериев к объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, относятся объекты инфраструктуры морского порта, не соответствующим критериям, установленным в разделе IV Критериев.
Согласно п. 4 ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ответчик осуществляется хозяйственную деятельность по разделке/утилизации судов на территории земельного участка с кадастровым номером 29:22:021701:2, расположенного по адресу: <адрес>, а также примыкающей к нему акватории реки Северная Двина. Земельный участок расположен в водоохранной зоне реки Северная Двина (водоохранная зона составляет 200 м), входит в границы территории морского порта Архангельск.
Производственные помещения, находящиеся на данном земельном участке, находятся в пользовании у ответчика на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Север Гарант». Помещения предоставлены в целях возможности использования в производственной деятельности.
Архангельской транспортной прокуратурой и Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведены проверки соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
В период проверки в декабре 2022 года ответчик осуществлял деятельность по разделке (утилизации) судна «Генрих Гасанов» с использованием газорезательного оборудования, судно частично находилось в эллинге.
В период проверки в августе 2023 года ответчик осуществлял деятельность по разделке (утилизации) судна «Котлас» с использованием газорезательного оборудования. Корпус судна частично находился в акватории реки Северная Двина, большей частью был поднят на земельный участок в районе предполагаемого слипа (эллинга). Земельный участок был захламлен отходами от разделки корпуса судна (металлический лом, куски обшивки корпуса судна, части конструкций, мебели, механизмов судна, обрезки труб и др.), отходы размещались навалом в водоохранной зоне реки на земельном участке, не имеющем твердого покрытия. На земельном участке без твердого покрытия в различных местах рядом с разделываемым судном были размещены открытые емкости (бочки) с отработанными нефтепродуктами. Емкости не были оборудованы поддонами для исключения пролива нефтепродуктов на почву. На земельном участке в местах размещения бочек с нефтепродуктами наблюдались проливы нефтепродуктов на почву и растительность.
Таким образом, представленными истцом доказательствами подтверждается, что ответчик осуществляет хозяйственную деятельность на производственной площадке, расположенной на территории земельного участка, находящегося в водоохраной зоне реки Северная Двина и входящего в границы территории морского порта Архангельск, в связи с чем с учетом вышеприведенных положений Закона об охране окружающей среды ответчик в течение шести месяцев со дня начала осуществления хозяйственной деятельности обязан был направить заявку о постановке на государственной учет указанной производственной площадки как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлениями государственных инспекторов Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО ГК «Гольфстрим» привлечен к административной ответственности по ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с назначением административного штрафа в размере №
До настоящего времени указанная предусмотренная Законом об охране окружающей среды обязанность ответчиком не исполнена. Иного судом не установлено, ответчиком суду не представлено.
Неисполнение ООО ГК «Гольфстрим» требований законодательства в области охраны окружающей среды нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту ее от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, при этом несоблюдение указанных требований может повлечь причинение вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Архангельского транспортного прокурора и находит их подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Архангельского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью группа компаний «Гольфстрим» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью группа компаний «Гольфстрим» в течение № со дня вступления в законную силу решения суда направить заявку в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о постановке на государственный учет производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий | Т.А. Карамышева |
Мотивированное решение составлено 07.03.2024.