Решение по делу № 2-426/2024 от 11.01.2024

Дело № 2-426/2024

УИД: 29RS0024-01-2024-000051-17

06 марта 2024 г.                                                                                г. Архангельск

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Соломбальский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Карамышевой Т.А.

при секретаре ФИО1,

с участием представителя истца ФИО2,

представителя третьего лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Архангельского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью группа компаний «Гольфстрим» о возложении обязанности,

установил:

Архангельский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью группа компаний «Гольфстрим» (далее – ООО                                 ГК «Гольфстрим») о возложении обязанности направить заявку о постановке производственной площадки на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО                          ГК «Гольфстрим», в ходе которой установлено, что ответчик осуществляет деятельность на территории земельного участка с кадастровым номером , который входит в границы территории морского порта Архангельск. В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осмотра земельного участка/производственной площадки и прилегающей акватории установлено, что производственная площадка по адресу: <адрес>, не поставлена на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. За допущенные нарушения генеральный директор                        ООО ГК «Гольфстрим» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.46 КоАП РФ. В связи с выявленными нарушениями Архангельским транспортным прокурором ДД.ММ.ГГГГ внесено представление генеральному директору ООО ГК «Гольфстрим». Поскольку нарушения не устранены, просит обязать ответчика в течение 12 месяцев направить в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования заявку о постановке на государственный учет производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель третьего лица Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования              ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ от ответчика заявка о постановке на государственный учет производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не поступала.

Третьи лица ООО «Север-Гарант», Администрация городского округа «Город Архангельск» о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд представителей не направили.

Заслушав пояснения представителя истца ФИО2, третьего лица ФИО4, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную экологическую среду.

В силу требований ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

На основании п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ                   «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В соответствии со ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее – Критерии).

В силу п. 3 раздела II Критериев к объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, относятся объекты инфраструктуры морского порта, не соответствующим критериям, установленным в разделе IV Критериев.

Согласно п. 4 ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ответчик осуществляется хозяйственную деятельность по разделке/утилизации судов на территории земельного участка с кадастровым номером 29:22:021701:2, расположенного по адресу: <адрес>, а также примыкающей к нему акватории реки Северная Двина. Земельный участок расположен в водоохранной зоне реки Северная Двина (водоохранная зона составляет 200 м), входит в границы территории морского порта Архангельск.

Производственные помещения, находящиеся на данном земельном участке, находятся в пользовании у ответчика на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Север Гарант». Помещения предоставлены в целях возможности использования в производственной деятельности.

Архангельской транспортной прокуратурой и Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведены проверки соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

В период проверки в декабре 2022 года ответчик осуществлял деятельность по разделке (утилизации) судна «Генрих Гасанов» с использованием газорезательного оборудования, судно частично находилось в эллинге.

В период проверки в августе 2023 года ответчик осуществлял деятельность по разделке (утилизации) судна «Котлас» с использованием газорезательного оборудования. Корпус судна частично находился в акватории реки Северная Двина, большей частью был поднят на земельный участок в районе предполагаемого слипа (эллинга). Земельный участок был захламлен отходами от разделки корпуса судна (металлический лом, куски обшивки корпуса судна, части конструкций, мебели, механизмов судна, обрезки труб и др.), отходы размещались навалом в водоохранной зоне реки на земельном участке, не имеющем твердого покрытия. На земельном участке без твердого покрытия в различных местах рядом с разделываемым судном были размещены открытые емкости (бочки) с отработанными нефтепродуктами. Емкости не были оборудованы поддонами для исключения пролива нефтепродуктов на почву. На земельном участке в местах размещения бочек с нефтепродуктами наблюдались проливы нефтепродуктов на почву и растительность.

Таким образом, представленными истцом доказательствами подтверждается, что ответчик осуществляет хозяйственную деятельность на производственной площадке, расположенной на территории земельного участка, находящегося в водоохраной зоне реки Северная Двина и входящего в границы территории морского порта Архангельск, в связи с чем с учетом вышеприведенных положений Закона об охране окружающей среды ответчик в течение шести месяцев со дня начала осуществления хозяйственной деятельности обязан был направить заявку о постановке на государственной учет указанной производственной площадки как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлениями государственных инспекторов Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО                                 ГК «Гольфстрим» привлечен к административной ответственности по ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с назначением административного штрафа в размере

До настоящего времени указанная предусмотренная Законом об охране окружающей среды обязанность ответчиком не исполнена. Иного судом не установлено, ответчиком суду не представлено.

    Неисполнение ООО ГК «Гольфстрим» требований законодательства в области охраны окружающей среды нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту ее от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, при этом несоблюдение указанных требований может повлечь причинение вреда окружающей среде.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Архангельского транспортного прокурора и находит их подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    решил:

исковые требования Архангельского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью группа компаний «Гольфстрим» о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью группа компаний «Гольфстрим» в течение со дня вступления в законную силу решения суда направить заявку в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о постановке на государственный учет производственной площадки, расположенной по адресу:             <адрес>, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Карамышева

Мотивированное решение составлено 07.03.2024.

2-426/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Архангельский транспортный прокурор
Ответчики
ООО ГК "Гольфстрим"
Другие
Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
ООО "Север Гарант"
Жукова Ирина Венеровна
Администрация городского округа "Город Архангельск"
Суд
Соломбальский районный суд г. Архангельск
Судья
Карамышева Татьяна Андреевна
Дело на сайте суда
solombsud.arh.sudrf.ru
11.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2024Передача материалов судье
12.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.02.2024Предварительное судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
07.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее