Решение по делу № 2-1536/2024 от 22.12.2023

УИД: 59RS0004-01-2023-007743-30

Дело № 2-1536/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2024 года                                    г.Пермь         

                            

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Шпигарь Ю.Н.,

при секретаре судебного заседания Томиловой Е.Д.,

с участием представителя Евсеевой А.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Седова Антона Александровича к ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» о признании права, возложении обязанности, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Седов А.А. обратился в суд с иском к ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» с требованиями с учетом уточнений (л.д. 181) о признании права на получение субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <Адрес> с ноября 2022 года, обязании ответчика рассчитать размер субсидии и произвести ее выплату, начиная с ноября 2022 года, установить срок исполнения решения в течение 10 календарных дней с момента вступления решения в законную силу; признании права на получение ДЕДК на оплату коммунальных услуг по месту жительства по адресу: <Адрес> с ноября 2022 года, взыскании с ответчика задолженности по ДЕДК на оплату коммунальных услуг по адресу: <Адрес> в размере 11 985,70 руб. за произведенные расходы, которые понесены истцом ДД.ММ.ГГГГ в размере 33 459,23 руб. с учетом произведенных выплат; компенсации морального вреда в размере 500 000 руб. с установлением срока исполнения решения в течение 10 календарных дней с момента вступления решения в законную силу; признании права по получение 50% компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Требования обоснованы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена 3 группа инвалидности, в связи с чем, за истцом признано право на выплату ЕДК. Размер пенсии истца ниже прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в <Адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ истец стал проживать по адресу: <Адрес>. В ноябре 2022 истец обратился по прежнему месту жительства в Соликамский отдел ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций <Адрес>», а также через МФЦ с заявлением о выплате 50 % компенсации расходов по оплате услуг ЖКУ, выплата с ноября 2022 года не назначена. Кроме того, на основании постановления правительства <Адрес> п истец с ноября 2022 года имеет право на получение ДЕДК на оплату коммунальных услуг по месту жительства по адресу: <Адрес> С учетом произведенных ДД.ММ.ГГГГ расходов по оплате коммунальных услуг в размере 33 459,23 руб. и произведенных выплат ДЕДК по прежнему месту жительства по адресу: <Адрес>, размер задолженности составил 11 985,70 руб. В соответствии со ст.17 Федерального закона №181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ истец имеет также право на получение 50 % компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему установлена 2 группа инвалидности.

Истец в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, в предыдущем судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам письменных возражений.

Суд, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Частью первой статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть третья статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч.1).

Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (ч.2).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч.3).

В соответствии со ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (ч.1).

Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" утверждает единый стандарт предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, предусмотренных настоящей статьей, подлежащий соблюдению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, иными организациями при оказании таких услуг (ч.1.1).

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса (ч.2).

Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием следующих сведений в заявлении: а) сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения; б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги; в) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в случае невозможности их получения в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия; д) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии (п.8).

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009 N 166-п утвержден порядок предоставления ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Порядок).

Согласно п.2 Порядка категории граждан, указанные в приложении 1 к настоящему Порядку, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - граждане), установлены, в том числе, Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Ежемесячная денежная компенсация устанавливается в размерах согласно приложению 1 к настоящему Порядку (п.3 Порядка).

Согласно приложению 1 к настоящему Порядку размер ежемесячной денежной компенсации для инвалидов составляет 208,50 руб.

Согласно п.4 Порядка в случае, если 50% от расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определенных исходя из фактически предъявленных расходов, с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, превышают размер ежемесячной денежной компенсации, гражданину устанавливается дополнительная ежемесячная денежная компенсация.

Для определения размера ежемесячных денежных компенсаций, дополнительных ежемесячных денежных компенсаций и перерасчета выплаченных сумм ежемесячных денежных компенсаций, дополнительных ежемесячных денежных компенсаций используется информация, содержащаяся в платежных документах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предъявленных к оплате гражданину по видам услуг, от информационных расчетных центров, ресурсоснабжающих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих компаний и иных организаций, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы, а также некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае", регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края (далее - поставщики услуг).

Поставщики услуг осуществляют информационное взаимодействие с Министерством, Учреждением и отделами Учреждения на основании соглашений об информационном взаимодействии, заключаемых между Учреждением и поставщиками услуг (далее - соглашение об информационном взаимодействии). В рамках информационного взаимодействия поставщики услуг и отделы Учреждения производят ежемесячный обмен списками (реестрами) граждан, являющихся получателями ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации, на бумажном и (или) электронном носителях в едином формате, определенном Министерством, а также поставщики услуг по запросам отделов Учреждения предоставляют сведения, указанные в пункте 6(4).3 настоящего Порядка.

Размер дополнительной ежемесячной денежной компенсации рассчитывается как разность между среднемесячными расходами гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за последние шесть месяцев с учетом объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, и ежемесячной денежной компенсацией (п.7).

Ежемесячная денежная компенсация, дополнительная ежемесячная денежная компенсация назначаются с первого числа месяца, в котором подано заявление, но не ранее месяца возникновения права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п.8).

Ежемесячная денежная компенсация, дополнительная ежемесячная денежная компенсация выплачиваются отделом Учреждения по месту жительства (месту пребывания) гражданина. Место жительства (место пребывания) гражданина определяется в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713.

Ежемесячная денежная компенсация, дополнительная ежемесячная денежная компенсация предоставляются гражданину не более чем за одно жилое помещение, являющееся местом жительства (местом пребывания) гражданина (п.9).

Граждане обязаны в течение 14 дней с момента наступления соответствующих обстоятельств информировать отдел Учреждения об изменении обстоятельств, влияющих на получение ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации (о перемене места жительства (места пребывания), возникновении права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другому основанию, изменении состава семьи, погашении задолженности и др.) (п.14).

В судебном заседании установлено, что на основании решения ФКУ «ГБ МСЭ по <Адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлена <данные изъяты> (л.д.4). Инвалидность второй группы установлена истцу на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

С ДД.ММ.ГГГГ по 16.12 2023 истец был зарегистрирован по адресу: <Адрес> (л.д.33, оборот), с ДД.ММ.ГГГГ – по адресу: <Адрес>23 (л.д.66).

С ДД.ММ.ГГГГ истец состоял на учете в территориальном отделе ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций <Адрес>» по Соликамскому городскому округу, с ДД.ММ.ГГГГ – по Очерскому городскому округу.

По льготной категории «инвалид» ФИО1 является получателем мер социальной поддержки: ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК) в размере 208,50 руб.; дополнительной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ДЕДК).

С заявлением о компенсации жилищно-коммунальных услуг истец впервые обратился ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства по адресу: <Адрес> (л.д.32). С заявлением о назначении компенсации по адресу проживания: <Адрес>23, в территориальный отдел по Очерскому городскому округу истец обратился ДД.ММ.ГГГГ. С июля 2022 года по декабрь 2023 года истцу производились выплаты ЕДК и ДЕДК по Соликамскому адресу, компенсация по адресу: <Адрес>23, назначена ФИО1 с января 2024.

Учитывая, что с заявлением в территориальный отдел по Очерскому городскому округу истец обратился ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20, 21), в соответствии с положениями п.8 Порядка, утвержденного Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 166-п, ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должна быть назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ - первого числа месяца, в котором подано заявление, вместе с тем компенсация по указанному адресу назначена ФИО1 с января 2023 года. Выплата за декабрь 2022 по адресу: <Адрес>, произведена в размере 827,34 руб., включая ЕДК в размере 208,50 руб. и ДЕДК в сумме 618,84 руб. (л.д.198, 193).

Установлено согласно представленным в порядке информационного взаимодействия сведениям поставщиков коммунальных услуг по адресу: <Адрес> а также представленному истцом чеку об оплате услуг ПАО «Пермэнергосбыт», что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ произведен платеж в счет оплаты коммунальных услуг в размере 1600 руб. (л.д.86), за услуги по оплате твердых коммунальных расходов истцом оплачено 108,30 руб. (л.д.189). Доказательств внесения иных платежей в счет оплаты коммунальных услуг за декабрь 2023 года материалы дела не содержат.

Учитывая, что 50% от указанных расходов, превышают размер ежемесячной денежной компенсации, истцу должна быть установлена дополнительная ежемесячная денежная компенсация в декабре.

Таким образом, размер дополнительной ежемесячной компенсации за декабрь 2023 года по адресу: <Адрес> составит 854,15 руб. ((1600+108,30)/1*50%).

При этом факт выплаты суммы ДЕДК по Соликамскому адресу истца не освобождает ответчика от обязанности произвести выплату по адресу: <Адрес>, при этом сумма переплаты может быть удержана в установленном законом порядке.

На основании изложенного, на ответчика следует возложить обязанность по выплате истцу компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2023 года в размере 845,14 руб.

Оснований для удовлетворения требований о признании за истцом права на получение ДЕДК на оплату коммунальных услуг по месту жительства по адресу: <Адрес>, с ноября 2022 года, а также взыскании денежных средств в размере 11 985,70 руб. за произведенные расходы, которые понесены истцом ДД.ММ.ГГГГ в размере 33 459,23 руб.

Установлено, что истец зарегистрирован по адресу: <Адрес> с декабря 2023 года, в Очерский территориальный отдел обратился также в декабре 2023 года, следовательно, право на получение компенсации по данному адресу возникло у него с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ноября 2023 года.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу произведены начисления и осуществлены выплаты ЕДК в размере 208,50 руб. за каждый месяц (с января по апрель 2024 года), а также ДЕДК: за февраль и апрель 2024 года в размере 3304,47 руб. и 538,59 руб. соответственно (л.д.197).

На основании сведений, представленных ресурсоснабжающими организациями, в феврале 2024 года в счет оплаты услуг по отоплению с учетом ранее образовавшейся задолженности учтена внесенная истцом сумма в размере 29 442,43 руб., 1708,94 руб. – в счет оплаты услуги по поставке газа, 2036,65 руб. – по электроснабжению на освещение, 108,30 руб. – по оплате услуг по вывозу ТКО (л.д.94, 189).

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в соответствии с Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N СЭД-24-02-46-149 для Очерского городского округа (10 климатический район) составляет 0,0463 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц. Сумма компенсации по услуге отопление с учетом указанного норматива не может превышать 2220,46 руб. (4440,92/1*50%) (л.д.190). Сверхнормативное потребление коммунальных услуг, включая отопление, льготированию не подлежит. Общий размер компенсации за февраль 2024 года составил 3512,97 руб.

    Разрешая требования истца о признании за ним права на получение субсидии по оплате коммунальных услуг по жилому помещению по адресу: <Адрес> в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", суд учитывает, что с заявлением с предоставлении субсидии истец обратился ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59-61).

    Согласно п.42 Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761 уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.

Решение о назначении ФИО1 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг принято в установленный срок ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55), выплата субсидии производится истцу с февраля 2024 года (л.д.197). Оснований для назначения субсидии с ноября 2022 года не имеется, поскольку выплата носит заявительный характер, а до февраля 2024 года истец с заявлением о назначении субсидии не обращался.

    Разрешая заявленные требования истца о признании за ним права на получение 50% компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, суд учитывает, что инвалидность 2 группы установлена истцу с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, истец вправе в соответствии со ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" получать компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Ссылка ответчика на неисполнение истцом обязанности по информированию о наступлении соответствующих обстоятельств, а именно установлении 2 группы инвалидности, в данном случае несостоятельна, поскольку справка об инвалидности представлена в материалы настоящего дела (л.д.11). Вместе с тем согласно представленным сведениям о состоянии расчетов по взносу на капитальный ремонт общего имущества дома от ДД.ММ.ГГГГ истцом в декабре 2023 года, а также в период с января по май 2024 года платежи в счет оплаты взносов на капремонт не вносились, единственный платеж осуществлен в ноябре 2023 года в размере 29 054,04 руб., до возникновения права на получение указанной компенсации. При этом при предоставлении истцом сведений о внесении платежей с момента возникновения права на компенсацию – с декабря 2023 года, такая компенсация должна будет ему предоставлена в установленном порядке.

На основании изложенного за истцом следует признать право на получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с декабря 2023 года.

Разрешая требования истца о взыскании с ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» компенсации морального вреда, суд учитывает следующее.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

С учетом того, что в судебном заседании установлено нарушение ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» права истца на получение мер социальной поддержки, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Выплата компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг пенсионерам, ветеранам труда направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций <Адрес>» в пользу ФИО1, суд учитывает период нарушения права, значимость защищаемого права (в сфере социальных отношений), индивидуальные особенности истца, требования разумности и справедливости и определяет ко взысканию 2 000 руб.

На основании изложенного, на ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций <Адрес>» следует обязанность выплатить ФИО1 компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2023 года в размере 854,15 руб. За ФИО1 необходимо признать право на получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с декабря 2023 года. С ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций <Адрес>» в пользу ФИО1 следует взыскать компенсацию морального вреда в размере 2000 руб. В удовлетворении требований в оставшейся части следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Возложить на ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» обязанность выплатить Седову Антону Александровичу компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2023 года в размере 854,15 руб.

Признать за Седовым Антоном Александровичем право на получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с декабря 2023 года.

Взыскать с ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» в пользу Седова Антона Александровичу компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

В удовлетворении требований в оставшейся части отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

    Копия верна

Председательствующий                          Ю.Н.Шпигарь

Мотивированное решение изготовлено 03.06.2024

2-1536/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Седов Антон Александрович
Ответчики
ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края»
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Шпигарь Ю.Н.
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2023Передача материалов судье
09.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2024Дело оформлено
27.09.2024Дело передано в архив
27.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее