Решение по делу № 2-22/2017 от 25.01.2017

Дело № 2-22/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мышкин 26 мая 2017 года

Мотивированное решение

изготовлено 31.05.2017 г.

Мышкинский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Уховой Т.С.,

при секретаре Москалевой М.Н.

рассмотрев гражданское дело по иску Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры, предъявленному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к акционерному обществу «Водоканал ЯГК», открытому акционерному обществу «ЯГК», администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области, администрации городского поселения Мышкин о возложении на ответчиков обязанность обеспечить надлежащую очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Волга в г. Мышкин, д. Коптюшка и в с. Поводнево Мышкинского района Ярославской области,

у с т а н о в и л:

Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура в интересах Российской Федерации обратилась в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Водоканал ЯГК» о возложении на ответчиков обязанность обеспечить надлежащую очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Волга в г. Мышкин и д. Коптюшка Мышкинского района Ярославской области (т. 1 л.д. 3-7).

В ходе судебного разбирательства Истец в соответствии со ст. 39 ГПК РФ уточнил (дополнил) исковые требования, просит суд обязать ОАО «Водоканал ЯГК», АО «ЯГК» в срок до 24.08.2017 года обеспечить надлежащую очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Волгу с очистных сооружений расположенных в г. Мышкин, в д. Коптюшка и с. Поводнево Мышкинского района Ярославской области в соответствии с СанПин 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (Приложение 1), Нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения, утв. Приказом Росрыболовства от 18.01.2010г. № 20, п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Обязать Администрацию Мышкинского муниципального района Ярославской области в срок до 01.01.2018 года организовать надлежащую очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Волгу с очистных сооружений канализации, расположенных в с. Поводнево Мышкинского района Ярославской области в соответствии с СанПин 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (Приложение 1), Нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения, утв. Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 г. № 20.

Обязать администрацию городского поселения Мышкин в срок до 01.01.2018 года обеспечить надлежащую очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Волгу с очистных сооружений расположенных в г. Мышкин, в д. Коптюшка Мышкинского района Ярославской области в соответствии с СанПин 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (Приложение 1), Нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения, утв. Приказом Росрыболовства от 18.01.2010г. № 20, п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование (т. 1 л.д. 243-247, т. 2 л.д. 74-78, 97-100).

В исковых заявлениях указывается, что Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства ОАО «Водоканал» (филиал «Мышкинский») установлено, что основное направление деятельности ОАО «Водоканал ЯГК» - оказание услуг населению, промышленным и другим предприятиям и организациям Ярославской области по подаче питьевой и технической воды, приему и отведению сточных вод. Сброс сточных вод осуществляется в поверхностный водный объект - р. Волга. Общий объем сброшенных сточных вод в 2015 году составил 631,19 тыс. куб. м, за 2016 год составил – 422,3 тыс. куб. м, без очистки 261,0 тыс. куб. м. сточных вод. Перед поступлением в водный объект стоки проходят через биологические очистные сооружения.

Очистные сооружения в г. Мышкин и д. Коптюшка Мышкинского района являются собственностью администрации городского поселения Мышкин, которая в свою очередь передало указанное имущество по договору аренды АО «ЯГК», которое в последствие передало спорное имущество по договору субаренды ОАО «Водоканал ЯГК», которое фактически эксплуатирует очистные сооружения.

Очистные сооружения в с. Поводнево Мышкинского муниципального района являются муниципальной собственностью администрации Мышкинского муниципального района, которая по договору аренды передала имущество АО «ЯГК», которое в свою очередь передало его по договору субаренды ОАО «Водоканал ЯГК», которое фактически эксплуатирует очистные сооружения. В соответствии с условиями договоров субаренды и аренды арендатор (субарендатор) обязан поддерживать переданное ему имущество в исправном состоянии, производить текущий ремонт, аварийный ремонт. Арендатор вправе проводить капитальный ремонт имущества при условии согласия собственника. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивают выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Осуществление ОАО «Водоканал ЯГК» (филиал «Мышкинский») сброса в водный объект р. Волга сточных вод, содержащих превышения веществ и соединений, опасных для здоровья человека, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и создает угрозу санитарно-эпидимиологического благополучия населения.

Согласно протоколам лабораторных исследований воды № 5540 от 31.03.2015 года, № 5539 от 31.03.2015 года, № 5538 от 31.03.2015 года, № 5582 от 14.05.2015 года, № 5588 от 14.05.2015 года, № 5587 от 14.05.2015 года, № 637/1 от 26.11.2015 года в пробах воды, поступающей в Рыбинское водохранилище (р. Волга) после очистных сооружений, отобранных 31.03.2015 года, 14.05.2015 года, 11.11.2015 года зафиксировано превышение концентраций по взвешенным веществам БПК5, ХПК, нитратам, фосфатам, нефтепродуктам, железу,

Помощник природоохранного прокурора Громова О.М. в судебном заседании уточненное исковое заявление поддержала в полном объеме, по существу привела доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно пояснила согласно предоставленным данным сброс воды в природные поверхностные водные объекты за 2016 года по филиалу «Мышкинский» ОАО «Водоканал ЯГК» составил 0,69 млн. куб. м, из них загрязненной – 0,69 млн. куб. м, что свидетельствует о нарушении ответчиками действующего законодательства. Считает, что настоящие исковые требования не тождественны исковым требованиям, которые были удовлетворены решением суда от 02.06.2010 года, так как они заявлены к новым лицам к администрации городского поселения Мышкин и АО «ЯГК» и ОАО «Водоканал ЯГК» и по новым обстоятельствам. Администрация городского поселения Мышкин, являющаяся собственником КОС в г. Мышкин и д. Коптюшка в силу закона, а АО «ЯГК» И ОАО «Водоканал ЯГК» на основании договоров аренды и субаренды. Администрация Мышкинского муниципального района также не может быть освобождена от этой обязанности, так как эта обязанность возложена на неё решением суда от 02.06.2010 года, которое до настоящего времени не исполнено.

Представитель ответчиков АО «ЯГК» и ОАО «Водоканал ЯГК» Шитова А.Е. действующая по доверенности и представитель ответчика ОАО «Водоканал ЯГК» Соловьев М.Б. действующий на основании приказа исковые требования не признали. Пояснили, что АО «ЯГК» не может являться надлежащим ответчиком, поскольку не осуществляет фактической эксплуатации оборудования, а значит, не может влиять на сам процесс очистки сточных вод. Без производства капитальных работ, переустройства помещений, без постройки нового оборудования или реконструкции старого, невозможно обеспечить выполнение требований прокуратуры по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в р. Волгу в соответствии с требованиями действующего законодательства. Приведение оборудования в надлежащее состояние, обязанность не арендатора, а арендодателя - собственника имущества, а также соответствующего органа местного самоуправления. Собственником имущества - очистных сооружений в с. Поводнево - является Мышкинский муниципальный район. Из служебной записки сотрудника филиала «Мышкинский» ОАО «Водоканал ЯГК», непосредственно обслуживающего указанные очистные сооружения, следует, что в работе очистных сооружений имеется ряд существенных недостатков, которые влияют на процесс очистки сточных вод и могут быть устранены только в рамках капитального ремонта, который не займет много времени. Указанные недостатки образовались до того, как данные сооружения были переданы как АО ЯГК (24.08.2012 г.), так и ОАО «Водоканал ЯГК» (27.12.2013 г.). Считают, что отсутствует прямая причино-следственная связь между обслуживанием ОАО «Водоканал ЯГК» сооружений в с. Поводнево и ненадлежащей очисткой сточных вод на данных сооружениях. Считают, что именно действия (бездействие) администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области привело к тому, что очистные сооружения в с. Поводнево не функционируют должным образом. Полагают, что в удовлетворении требований прокуратуры в отношении АО «ЯГК» и ОАО «Водоканал ЯГК» в части обеспечения надлежащей очистки сточных вод на очистных сооружениях в с. Поводнево должно быть отказано. Данная обязанность должна быть возложена на собственника - Администрацию Мышкинского муниципального района. Если иск будет удовлетворен, то решение суда будет неисполнимо, так как ЯГК и Водоканал ЯГК не намерены возобновлять договорные отношения после 24.08.2017 года.

Представители ответчика администрации городского поселения Мышкин Шаронова А.А. и Колпаков С.В., действующие по доверенности исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, так как имеется вступившее в законную силу решение Мышкинского районного суда Ярославской области от 02.06.2010 года, которым обязанность по обеспечению нормативной очистки сточных вод с очистных сооружений в г. Мышкин и д. Коптюшка была возложена на администрацию Мышкинского муниципального района Ярославской области. Решение в настоящее время не исполнено. Считают, что передача спорного имущества из собственности Мышкинского муниципального района в собственность городскому поселению Мышкин не снимает с Администрации Мышкинского муниципального района возложенную на нее судом обязанность по обеспечению нормативной очистки сбрасываемых с канализационных очистных сооружений в р. Волга сточных вод, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о реальной утрате возможности исполнения в полном объеме судебного решения.

Представители ответчика администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области Корсакова И.В. и Тагиев Р.И.о исковые требования не признали, пояснили, что очистные сооружения в с. Поводнево в соответствии с договором аренды имущества от 24.08.2012 г. № 168 переданы арендатору - ОАО «Ярославская генерирующая компания» для предоставления услуг водоотведения физическим и юридическим лицам в целях извлечения прибыли, а затем на основании договора субаренды передано ОАО «Водоканал ЯГК». Из договоров следует, что арендатор (субарендатор) обязаны производить за свой счет профилактическое техническое обслуживание, текущий ремонт арендованного имущества, планируемые арендатором, в объемах и сроки, установленные нормами и правилами, действующими в Российской Федерации для данного вида имущества, с отметкой об их проведении в эксплуатационных журналах (пп. 2.3.4); если в процессе эксплуатации и технического обслуживания арендуемого имущества будет выявлена необходимость проведения его капитального ремонта (реконструкции, модернизации), письменно уведомить об этом арендодателя (пп. 2.3.5). Письменных уведомлений о необходимости проведения капитального ремонта спорного имущества, являющегося предметом договора и собственностью Мышкинского муниципального района от АО «Водоканал ЯГК» не поступало. Установка очистки бытовых сточных вод «Тверь-30» введена в эксплуатацию в 2008 году. Срок службы в соответствии с технической документацией рассчитан на 25 лет без проведения капитального ремонта. ОАО «Водоканал ЯГК» до настоящего времени не производится своевременное техническое обслуживание указанной установки, что подтверждается Актом осмотра очистных сооружений канализации в с. Поводнево Мышкинского района Ярославской области от 28.04.2017 г., что свидетельствует о недобросовестности и надлежащем исполнении ОАО «Водоканал ЯГК» возложенных на них договором обязательств. Считают, что причиной ненормативной очистки сточных вод является ненадлежащая эксплуатация ОАО «Водоканал ЯГК» установки бытовых сточных вод «Тверь-30». Капитальный и текущий ремонт в данном случае проводить не требуется, необходимо осуществлять надлежащую эксплуатацию и производить своевременное техническое обслуживание установки бытовых сточных вод «Тверь-30» в соответствии с предписаниями технического паспорта. Данная обязанность возложена на ОАО «Водоканал ЯГК».

Третье лицо Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) своего представителя в суд не направило, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Согласно абз. 3 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.

Из положений абз. 3 ст. 220 ГПК РФ следует недопустимость повторного рассмотрения и разрешения тождественного спора, то есть спора, в котором совпадают стороны, предмет и основание.

При этом предметом иска является конкретное материально-правовое требование истца к ответчику, возникающее из спорного правоотношения, и по поводу которого суд должен вынести решение; основание иска составляют юридические факты, на которых истец основывает свои материально-правовые требования к ответчику.

Из материалов дела видно, что вступившим в законную силу решением Мышкинского районного суда Ярославской области от 02.06.2010 года были удовлетворены исковые требования Ярославского межрайонного природоохранного прокурора предъявленные в интересах Российской Федерации в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области и ООО «ЖКХ», в том числе и требование о возложении на ответчиков обязанности обеспечить нормативную очистку сбрасываемых через выпуск № 1 и выпуск № 2 с канализационных очистных сооружений в р. Волга сточных вод. Решение вступило в законную силу (т. 2 л.д. 34-38).

Суд не может согласиться с доводом истца о том, что исковые требования по гражданскому делу N 2-91/2010 были предъявлены им по другим основаниям.

Настоящее исковое заявление истец также обосновывает тем, что ответчики администрация городского поселения Мышкин, АО «ЯГК» и ОАО «Водоканал ЯГК» в нарушение требований действующего природоохранного законодательства осуществляют сброс сточных вод в р. Волга с очистных сооружений расположенных в г. Мышкин (выпуск 1) и д. Коптюшка (выпуск 2) Мышкинского района Ярославской области с загрязняющими веществами с превышением максимальных допустимых концентраций, чем нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду и создают угрозу санитарно-эпидимиологического благополучия населения.

Суд считает, что указание в настоящем исковом заявлении на то обстоятельство, что в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 29.02.2016 № 198-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 09.09.2008 № 479-п» очистные сооружения переданы в собственность городского поселения Мышкин, а также на обстоятельство, что сменился арендатор спорного имущества, не свидетельствуют о том, что были приведены другие основания, нежели те, которые были предметом рассмотрения в рамках гражданского дела N 2-91/2010. Суд считает, что Истцом фактически ставится вопрос о порядке исполнения решения суда и процессуальном правопреемстве. Вместе с тем, данные требования уже были предметом судебного разбирательства.

Так, из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 09.06.2016 года, которым было отменено определение Мышкинского районного суда от 28.04.2016 года о прекращении исполнительного производства, следует, что «передача муниципального имущества из собственности Мышкинского муниципального района в собственность городского поселения Мышкин не снимает с Администрации возложенных на нее судом обязанностей, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о реальной утрате возможности исполнения судебного решения» (т. 2 л.д. 41-42).

Согласно апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 24.11.2016 года, которым отказано в удовлетворении частной жалобы администрации Мышкинского муниципального района на определение Мышкинского районного суда Ярославской области от 13.10.2016 года, «сама по себе передача указанного имущественного комплекса по акту городскому поселению Мышкин не привела к утрате возможности исполнения исполнительного документа; изменение балансовой принадлежности имущества не влечет автоматической перемены лиц в данном конкретном обязательстве. Выбытие из возникших правоотношений администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области не произошло. Смена балансодержателя имущества не породила для администрации городского поселения Мышкин обязательства по исполнению обязанностей, ранее возложенных решением суда на администрацию Мышкинского муниципального района, а, следовательно, и не могла породить оснований для процессуального правопреемства» (т. 2 л.д. 48-49).

Таким образом, учитывая, что требования к ответчикам ОАО «Водоканал ЯГК», АО «ЯГК» и администрации городского поселения Мышкин, изложенные в настоящем исковом заявлении, тождественны по своему предмету и основанию требованиям, разрешенным вступившим в законную силу решением Мышкинского районного суда Ярославской области от 02.06.2010 года по гражданскому делу 2-91/2010, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу в части исковых требований, предъявленных к ОАО «Водоканал ЯГК», АО «ЯГК» и администрации городского поселения Мышкин Ярославской области о возложении на ответчиков обязанность обеспечить надлежащую очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Волгу с очистных сооружений, расположенных в г. Мышкин и д. Коптюшка Мышкинского района Ярославской области.

Требования истца о возложении на ОАО «Водоканал ЯГК», АО «ЯГК» и администрацию Мышкинского муниципального района Ярославской области обязанность обеспечить надлежащую очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Волга в с. Поводнево Мышкинского района Ярославской области, суд считает подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу ст. 1 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10,01.2002 г. № 7-ФЗ, охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии со ст. 3 Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Частью 1 ст. 44 Водного кодекса РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Судом установлено, что очистные сооружения канализации, расположенные с. Поводнево Мышкинского района Ярославской области являются муниципальной собственностью администрации Мышкинского муниципального района. Согласно договору аренды № 169 от 24.08.2012 года администрация Мышкинского муниципального района Ярославской области передала имущество, в том числе и указанные очистные сооружения АО «ЯГК».

АО «ЯГК» в свою очередь по договору субаренды № ВХ-2/2014-ВДХ от 27.12.2013 года передало очистные сооружения в с. Поводнево ОАО «Водоканал ЯГК». Указанные обстоятельства подтверждены документально (т. 1 л.д. 194-236).

Из материалов дела следует, что ОАО «Водоканал ЯГК» получено решение о предоставлении водного объекта в пользование от 27.06.2016 года, рег. № 76-08.01.01.009-Х-РСБХ-Т-2016-01783/00, в котором установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах (п. 2.3.) (т. 1 л.д. 42-48).

Согласно протоколам лабораторных исследований воды № 5540 от 31.03.2015 года, № 5588 от 14.05.2015 года, № 637/1 от 26.11.2015 года, в пробах волы, поступающей в р. Волгу после очистных сооружений, отобранных 31.03.2015 года, 14.05.2015 года, 26.11.2015 года зафиксировано превышение концентраций по химическим показателям – ХПК, БПК5. иону железу, взвешенным веществам, нитратам, фосфатам, натрию, алюминию (т. 1 л.д. 89, 93, 95).

Согласно сведениям о сбросе воды в природные поверхностные объекты за 2016 год Филиалом «Мышкинский ОФО «Водоканал ЯГК» всего было сброшено 0,69 млн. куб.м, из них загрязненной – 0,69 млн. куб.м (т. 3 л.д. 91). Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались.

Таким образом, превышение загрязняющих веществ в сточных водах очистных сооружений с. Поводнево Ярославской области, эксплуатируемых ОАО «Водоканал ЯГК» зафиксировано как относительно Нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения, утв. Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 г. № 20, СанПин 2.1,5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (Приложение 1), так и относительно п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Довод ответчика администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области, что Администрация не является надлежащим ответчиком по делу, суд отвергает как несостоятельный.

Согласно ст. 43.1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 15 указанного закона органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросом местного значения муниципального района является владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью муниципального района.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, администрация Мышкинского муниципального района является надлежащим ответчиком по исковым требованиям о возложении обязанности организовать отведение сточных вод с очистных сооружений канализации с. Поводнево в соответствии с нормативными требованиями.

Тот факт, что в настоящее время отсутствуют необходимые денежные средства на решение данного вопроса, не освобождает администрацию муниципального района от решения вопросов местного значения.

Решение муниципальными образованиями вопросов местного значения, связанных с обеспечением экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может зависеть от финансовых возможностей этих образований, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязанности по решению данных вопросов местного значения лишь из-за отсутствия собственных финансовых средств создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Суд отвергает довод представителя АО «ЯГК» о том, что АО «ЯГК» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не осуществляет фактической эксплуатации оборудования, а значит, не может влиять на сам процесс очистки сточных вод.

В соответствии с пунктом 2.3.1 договора аренды имущества № 168 от 28.08.2012 г. арендатор (АО «ЯГК») обязан обеспечивать сохранность полученного в аренду имущества, в том числе его технических свойств, не допускать его гибели, порчи, повреждений. Использовать арендованное имущество по его целевому назначению с соблюдением правил технической эксплуатации и содержать в технически исправном состоянии (т. 1 л.д. 196).

В пункте 3.4.10 указанного договора аренды имущества указано, что арендатор обязан производить за свой счет профилактическое техническое обслуживание, текущий ремонт арендованного имущества, планируемого арендатором, в объемы и сроки, установленные нормами и правилам, действующими в РФ для данного вида имущества, с отметкой об их проведении в эксплуатационных журналах.

Согласно п. 2.3.5 указанного договора, если в процессе эксплуатации и технического обслуживания арендуемого имущества выявлена необходимость проведения его капитального ремонта (реконструкции, модернизации) переданного имущества, письменно уведомить об этом Арендодателя.

В соответствии с договором субаренды имущества № ВХ-2/2014-ВДК от 27.12.2013 года Арендатор (ОАО ЯГК») в праве осуществлять осмотр и проверку сохранности, технического состояния переданного имущества и использования его в соответствии с договором и действующим законодательством (п. 3.1.1), устанавливать сроки проведения текущего и капитального ремонта переданного имущества в соответствии с установленными нормативами (п. 3.1.4) (т. 1 л.д. 215).

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что АО «ЯГК» являясь единственным учредителем ОАО «Водоканал ЯГК» и арендатором очистных сооружений в с. Поводнево, на ровне с субарендатором ОАО «Водоканал ЯГК» должно было обеспечивать надлежащее техническое состояние спорного имущества и его бесперебойное функционирование, однако ответчик уклонился от возложенных на него договором обязанностей.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что АО «ЯГК» также является надлежащим ответчиком по рассматриваемым исковым требованиям.

Довод ответчиков АО «ЯГК» и ОАО «Водоканал ЯГК» о том, что неудовлетворительная очистка сточных вод на КОС в с. Поводнево является не следствием неудовлетворительной работы ОАО «Водоканал ЯГК» в процессе эксплуатации эти сооружений, а необходимостью проведения капитального ремонта сооружений, который должен производить собственник имущества Администрация района, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения.

В соответствии с пунктом 7.2 СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водных объектов обеспечивается организациями и предприятиями, иными хозяйствующими субъектами, являющимися водопользователями, независимо от подчиненности и форм собственности, в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.

Согласно указанного выше договора субаренды ОАО «Водоканал ЯГК» (субарендатор) был обязан обеспечить бесперебойное функционирование, комплексное обслуживание арендованного имущества в целях предоставления качественных услуг потребителям (п. 3.4.1, поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить текущий ремонт, а также нести расходы по содержанию имущества (п. 3.4.8), принимать меры для обеспечения функционирования всех инженерных систем арендованного имущества (п. 3.4.9).

Из материалов дела, следует, что установка по очистке бытовых сточных вод «Тверь-30» (введена в эксплуатацию в 2008 году) работает неудовлетворительно, так как: отсутствует водоотливная машина; не своевременно производится зарядка поплавкового дозатора таблетками дезинфектанта; не удаляется осадок, содержащий песок из денитрификатора; отсутствует погружной насос; не заменяется доломитовый щебень в аэробном биореакторе; не меняется ершовая загрузка аэробного биореактора.

Каких-либо документов, что указанные работы относятся к капитальным работам ответчиками не представлено.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что за время пользования КОС АО «ЯГК» с 2012 года, ОАО «Водоканал ЯГК» с 2014 года и по дату подачи иска в суд, в адрес собственника КОС администрации Мышкинского муниципального района от ответчиков не поступали уведомления о ненадлежащем техническом состоянии КОС.

Из пояснений представителя ОАО «Водоканал ЯГК» Соловьева М.Б. следует, что для того, чтобы привести очистные сооружения в надлежащее состояние, не требуется много времени, необходимы лишь финансовые затраты, но на сегодняшний день они не выясняли сколько на эти работы потребуется денежных средств.

Довод ответчиков о том, что КОС изначально были переданы в пользование в неисправном состоянии, опровергается материалами дела.

В приложении № 2 к договору аренды указан перечень передаваемого в аренду имущества, в том числе и очистные сооружения в с. Поводнево (т. 1 л.д. 206). Каких-либо замечаний к техническому состоянию КОС при подписании акта приема-передачи имущества со стороны АО «ЯГК» не поступало.

В приложении № 2 к договору субаренды указано, что претензий по состоянию переданного имущества со стороны ОАО «Водоканал ЯГК» нет (т.1 л.д. 236).

Таким образом, суд приходит к выводу, что в нарушение водного законодательства ОАО «Водоканал ЯГК» как водопользователь использует очистные сооружения, расположенные в с. Поводнево Мышкинского района Ярославской области в состоянии не обеспечивающим нормативную очистку сбрасываемых сточных вод в соответствии с требованиями СанПин.

Учитывая, что бездействие ответчиков АО «ЯГК», ОАО «Водоканал ЯГК» и администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области по приведению очистных сооружений в состояние, обеспечивающее нормативную очистку сбрасываемых сточных вод, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией РФ, а также права Российской Федерации как собственника водного объекта, исковые требования прокурора в указанной части подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить частично.

Обязать ОАО «Водоканал ЯГК», АО «ЯГК» в срок до 24.08.2017 года обеспечить надлежащую очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Волгу с очистных сооружений расположенных в с. Поводнево Мышкинского района Ярославской области в соответствии с СанПин 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (Приложение 1), Нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения, утв. Приказом Росрыболовства от 18.01.2010г. № 20, п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Обязать Администрацию Мышкинского муниципального района Ярославской области в срок до 01.01.2018 годаорганизовать надлежащую очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Волгу с очистных сооружений канализации, расположенных в с. Поводнево Мышкинского района Ярославской области в соответствии с СанПин 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (Приложение 1), Нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения, утв. Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 г. № 20.

Производство по делу в части исковых требований, предъявленных к ОАО «Водоканал ЯГК», АО «ЯГК» и администрации городского поселения Мышкин Ярославской области о возложении на ответчиков обязанность обеспечить надлежащую очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Волгу с очистных сооружений, расположенных в г. Мышкин и д. Коптюшка Мышкинского района Ярославской области прекратить.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Мышкинский районный суд в течение 1 месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья Т.С. Ухова

2-22/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ОАО "Водоканал ЯГК"
Другие
Росприроднадзор
Суд
Мышкинский районный суд Ярославской области
Дело на сайте суда
myshkinsky.jrs.sudrf.ru
25.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2017Передача материалов судье
26.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2017Судебное заседание
22.02.2017Судебное заседание
01.03.2017Судебное заседание
14.03.2017Судебное заседание
27.03.2017Судебное заседание
05.04.2017Судебное заседание
19.04.2017Судебное заседание
11.05.2017Судебное заседание
17.05.2017Судебное заседание
26.05.2017Судебное заседание
31.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее