КОПИЯ
Дело № 2-1227/2023
03RS0015-01-2022-000865-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2023 года г. Салават
Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Халиловой Л.М.,
при секретаре судебного заседания Гузаировой Ю.В.,
с участием представителя истца Акчулпановой С.М. - Новожениной О.Г., представителей ответчика Администрации ГО г. Салават – Мельниковой В.В., Посадской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акчулпановой ФИО10, Гараевой ФИО11, Хадарцевой ФИО12 к Администрации ГО г. Салават о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Акчулпанова С.М., Гараева Ю.Ф. и Хадарцева Е.О. обратились в суд с исковыми требованиями к Администрации городского округа г.Салават РБ о признании за истцами права общей долевой собственности по 1/3 доли за каждым на жилое помещение по адресу: (адрес) в порядке приватизации в соответствии Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». В обоснование иска указано, что в период времени с 00.00.0000 года по 00.00.0000 Акчулпанова С.М. работала в МУП Салаватский ПЖРЭТ – ГУП ЖЭУ №6 в качестве дворника и состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 00.00.0000 года. В дальнейшем была уволена в связи с утратой трудоспособности. 00.00.0000 года на основании Постановления администрации г. Салават ... Акчулпановой С.М. было предоставлено служебное жилое помещение – однокомнатная квартира, расположенная по адресу: (адрес). 00.00.0000 года на основании Постановления администрации г. Салават ... семье истца Акчулпановой С.М. взамен была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: (адрес). 00.00.0000 года истцу как многодетной матери, имеющей 4-х детей предоставлена трехкомнатная квартира (адрес). Начиная с 00.00.0000 года и до настоящего времени истец Акчулпанова С.М. о члены ее семьи проживают в квартире по адресу: (адрес) на основании договора найма жилого помещения, который ежегодно продлялся.
В судебном заседании представитель истца Акчулпановой С.М. - Новоженина О.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители Администрации городского округа г. Салават Мельникова В.В. Посадская Е.В. исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать, суду пояснили, что в настоящее время договор найма жилого помещения маневренного фонда продлен по 00.00.0000 года.
В судебное заседание истцы и представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, ООО «Домоуправление №9» не явились, были извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом. От истцов Акчулпановой С.М., Гараевой Ю.Ф., Хадарцевой Е.О. поступило письменное заявление, в котором они просили рассмотреть дело без их участия.
Суд на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов и представителей третьих лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав участника процесса, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских право осуществляется путем признания права.
Статьей 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции РФ).
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании постановления Администрации г. Салават от 00.00.0000 №... в связи с отсутствием жилья у дворника ЖРЭУ-6 Акчулпановой С.М. было предоставлено жилое помещение маневренного фонда – однокомнатная квартира, расположенная по адресу: (адрес), для временного проживания сроком на один год. В 00.00.0000 годах срок проживания семьи Акчулпановой С.М. в указанном жилом помещении продлевался до 00.00.0000 года.
В 00.00.0000 году в соответствии с постановлением Администрации г. Салават от 00.00.0000 №... семье Акчулпановой С.М. взамен однокомнатной предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: (адрес), также для временного проживания сроком на один год.
В 2004 году согласно распоряжению Администрации г. Салават от 00.00.0000 ... Акчулпановой С.М. взамен двухкомнатной предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: (адрес) для временного проживания сроком на 1 год.
В 00.00.0000 году, не дождавшись получения жилого помещения (очередь на 00.00.0000 г. №4), Акчулпанова С.М. уволилась из ГУП "ЖЭУ 6".
По состоянию на 00.00.0000 год в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрации не состояла.
Ранее Акчулпанова С.М. состояла на учете в "Домоуправление 9", так как работала там дворником с 00.00.0000 года, но была снята с учета в "Домоуправление 9" в связи с увольнением, что сторонами не оспаривается.
В дальнейшем договор найма жилого помещения маневренного фонда, заключенного между Администрацией г. Салават и Акчулпановой С.М. ежегодно продлялся на основании распоряжений главы Администрации г. Салават.
Администрацией городского округа г. Салават 00.00.0000 с Акчулпановой С.М. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда по адресу: г(адрес) сроком на 11 месяцев.
В связи с истечением 00.00.0000 срока действия договора найма жилого помещения маневренного фонда по адресу: (адрес) с Акчулпановой С.М. заключено дополнительное соглашение к договору найма жилого помещения маневренного фонда от 00.00.0000 сроком по 00.00.0000.
В соответствии с Решением Салаватского городского Совета народных депутатов исполнительного комитета от 00.00.0000 года (адрес) включена в состав маневренного фонда.
На основании постановления администрации городского округа г. Салават ... от 00.00.0000 года квартира по адресу: (адрес), была включена в состав жилых помещений маневренного фонда.
Постановлением Правительства РБ от 00.00.0000 № ... (ред. от 00.00.0000) «Об утверждении перечней государственного имущества Республики Башкортостан, передаваемого в муниципальную собственность городских округов, муниципальных районов и поселений Республики Башкортостан» утвержден список государственного имущества, передаваемого в муниципальную собственность городского округа город Салават РБ (Приложение №6). ГУП ДЕЗ («Домоуправление № 9») передан жилищный фонд - 2466 тыс. кв. м, балансовой стоимостью - 1298167,5 руб.
После ликвидации МУП УК «ЖКЗ» всё имущество предприятия передано в муниципальную казну городского округа город Салават РБ, и квартира ... числится в реестре муниципальной собственности городского округа город Салават РБ, в том числе и муниципальные жилые помещения (адрес), согласно представленным документам.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности городского округа г. Салават Республики Башкортостан от 00.00.0000 жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), включено в реестр муниципальной собственности городского округа г. Салават РБ.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, и утратившего силу с 00.00.0000) жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.
Согласно статье 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов РСФСР в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда:
1) руководят подведомственным жилищным хозяйством;
2) обеспечивают сохранность, правильную эксплуатацию, проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда, находящегося в их ведении;
3) осуществляют государственный учет жилищного фонда на территории района, города, поселка, сельсовета, а также государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
4) распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилищного фонда, находящегося в их ведении;
5) решают другие вопросы в области использования и сохранности жилищного фонда в соответствии с законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и иным законодательством РСФСР (статья 15 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии с пунктом 3 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие эти объекты, отнесены к муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Оценивая приведенные выше доказательства, суд исходит из того что на момент предоставления спорной квартиры она находилась в государственной собственности и находилось в ведении муниципального предприятия и была предоставлена истцу в качестве служебного помещения, в связи с чем к спорным правоотношениям применимы положения статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления Акчулпановой С.М. спорного помещения в 00.00.0000 году, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РСФСР жилищный фонд включает в себя, в том числе, жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям.
С 00.00.0000 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
В соответствии со ст.7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Аналогичной нормы, касающейся жилых помещений, находящихся в собственности юридических лиц и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений для работников, переданных впоследствии в ведение органов местного самоуправления, ни ЖК РФ, ни Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не содержат.
Тем не менее, исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию такими жилыми помещениями, переданными в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, при переходе квартиры из собственности юридического лица в муниципальную собственность, применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, при этом жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Данная позиция соответствует разъяснениям, изложенным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 00.00.0000 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.
Соответственно, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, к возникшим правоотношениям применению не подлежат.
В связи с этим с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма независимо от того, состоят они на учете нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Акчулпанова С.М. вселена с членами своей семьи в жилое помещение по адресу: (адрес), в связи с трудовыми отношениями с ЖРЭУ-6 МУП ПЖРЭТ.
Спорное жилое помещение находилось в государственной собственности и находилось в ведении юридического лица МУП Салаватский производственный жилищно-ремонтный эксплуатационный трест (МУП ПЖРЭТ), в котором работала истица на момент предоставления квартиры.
Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных законом.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 07 июня 2006 года "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 00.00.0000 года" следует, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
В отличие от общего порядка исключения жилых помещений и специализированного жилищного фонда, закрепленного в ст. 92 ЖК РФ изменение особого правового режима жилых помещений при передаче в ведение органов местного самоуправления не связывается с принятием органами местного самоуправления решений об исключении указанных жилых помещений из специализированного фонда.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес) является муниципальной собственностью, включено в реестр муниципального имущества, жилая площадь предоставлена в связи с трудовыми отношениями МУП ПЖРЭТ.
Истцы являются гражданами Российской Федерации, спорное жилое помещение является их постоянным и единственным местом жительства, право вселения и пользования истцами жилым помещением не оспорено, незаконным не признано.
Кроме того, право собственности на спорное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, решение о его предоставлении иным лицам отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Акчулпанова С.М. с членами семьи вселились в спорное жилое помещение на законных основаниях, зарегистрированы и проживают по настоящее время.
Таким образом, истцы по существу занимают спорную квартиру по договору социального найма. И заключение с ними договоров найма жилого помещения маневренного фонда не имеет правового значения, поскольку заключение после 00.00.0000. имело место в период проживания истцов в спорном жилом помещении по существу по договору социального найма.
Истцы ранее не использовали свое право на однократную бесплатную приватизацию жилья.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
При таких обстоятельствах, исходя из требований закона, регулирующего правоотношения сторон, учитывая, что ухудшение жилищных прав граждан недопустимо, суд приходит к в выводу об удовлетворении требований истцов в полном объеме, признании за истцами права собственности по 1/3 доли в праве общей долевой собственности за каждым на жилое помещение по адресу: (адрес) на основании Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Акчулпановой ФИО15, Гараевой ФИО13, Хадарцевой ФИО14 удовлетворить.
Признать за Акчулпановой ФИО16, Гараевой ФИО17, Хадарцевой ФИО18 право общей долевой собственности по 1/3 доли за каждым на жилое помещение по адресу: (адрес), в порядке приватизации согласно Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан через Салаватский городской суд РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 00.00.0000.
Судья п/п Л.М.Халилова
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)