Решение по делу № 2-685/2019 от 19.07.2018

№ 2-685/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Нижний Новгород                 

[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Маркиной О.Е., секретаре Королевой С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысяк В. Л., Лысяк А. В. к Администрации г. Н. Новгород, АО «Теплоэнерго» об обязании ликвидировать подземную свалку промышленных отходов, признании произведенной реконструкции участка теплотрассы незаконной,

Установил:

Истцы Лысяк В.Л. и Лысяк А.В. обратились в суд с иском к Администрации г. Н.Новгорода, ОАО «Теплоэнерго» с требованиями об обязании ликвидировать подземную свалку промышленных отходов, в обоснование требований указав следующее. Лысяк В. Л., Лысяк В. В., Лысяк А. В. являются долевыми собственниками (Далее - Собственники) земельного участка с к.н. [ № ] общей площадью 330 кв.м., расположенного по адресу: [ адрес ]. Данный факт подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Согласно правоустанавливающим документам, ограничений в пользовании или обременении земельного участка правами третьих лиц не зарегистрировано.

Земельный участок к.н. [ № ] разрешено использовать под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

Еще ранее, до приобретения Лысяк в собственность указанного земельного участка, земельный участок относился к категории площадей земельного участка и внутреннего состава угодий домовладения с двором, садом и придомовыми постройками общей площадью 420 кв.м.

После приобретения Лысяк в собственность указанного земельного участка, через него без разрешения Собственников в два этапа (с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] и с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ) проложили новую теплотрассу из современных строительных материалов к домам [ № ], №[ 00.00.0000 ] по [ адрес ] и №[ 00.00.0000 ] по [ адрес ].

На территории, прилегающей к домам [ № ] и [ № ] по [ адрес ] образовалась несанкционированная свалка промышленных отходов, образовавшаяся в ходе строительных работ с 14 августа по [ 00.00.0000 ] .

Данные обстоятельства истец подтверждает фотофиксацией, произведенной с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] и с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] свидетельскими показаниями, разрешением на строительство, проектом участка теплотрассы – [ 00.00.0000 ] , а также выдачей ордера на производство работ МКУ «Управление административно – технического и муниципального контроля администрации г. Н. Новгород».

Из снимков фотофиксации видно, что произведена прокладка новой теплотрассы по всей длине земельного участка к.н. [ № ]

ОАО «Теплоэнерго» произвел демонтаж части старой теплотрассы по земельному участку к.н. [ № ] и проложили новую теплотрассу с технологическим изменением из более современных материалов по новой схеме. При этом часть технологического оборудования (компенсатор) был демонтирован, но остался в земле.

В соответствии с Уставом МКУ «Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов города Нижнего Новгорода» от [ 00.00.0000 ] [ № ] «целями деятельности Учреждения являются:

-    сохранение и восстановление природной среды;

-рациональное использование и восприятие природных ресурсов;

-    предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидация ее последствий;

-    обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории города Нижнего Новгорода».

Письмом [ № ] от [ 00.00.0000 ] Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода сообщил, кто является собственником муниципального участка теплотрассы проходящего через земельный участок к.н. [ № ], между домами [ № ] по [ адрес ]. «Данная теплотрасса передана по договору аренды недвижимого имущества Муниципальной имущественной казны города Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ].017.А.Н. ОАО «Теплоэнерго».

В соответствии с ч.2, 3 чт.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002, а также п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ №131-Ф3 от 06.10.2003, к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора».

К вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления №89-ФЗ от 24.06.1998 территории муниципальных образований подлежат регулярной чистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии законодательством РФ.

В соответствии с ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды №7-ФЗ от 10.01.2002 отходы производства и потребления в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, принадлежащих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах и иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно п.1 ч.3 ст. 12 Закона Нижегородской области «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» на территории Нижегородской области запрещается складирование и (или) временное хранение мусора, складирование мусора, а также сброс и (или) складирование мусора, отходов спила деревьев, листвы, снега вне специально отведенных мест.

В соответствии с п.3.1.9. Правил благоустройства города Нижнего Новгорода, утвержденных городской Думой г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ], на всей территории города, включая частные домовладения и территории предприятий, организаций и учреждений, кроме специально отведенных мест, запрещаются сброс или складирование бытового мусора, крупногабаритного или специального мусора, производственных отходов, жидких отходов, отходов спила деревьев, листвы, пустой тары, снега.

Согласно п.п. 1, 11, 25, 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления РФ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа, контроль за исполнением данного бюджета.

Аналогичные по содержанию нормы содержатся и в ст. 8 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ].

Таким образом, доводы МКУ «Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов города Нижнего Новгорода», изложенные в письме [ № ]/ис от [ 00.00.0000 ] о том, «что в соответствии с законодательством РФ выполнение требований к охране окружающей среды, находящейся в собственности, является обязанностью собственника земельного участка», является необоснованными.

Обращаю ваше внимание, что собственником теплотрассы является КУГИиЗР администрации г. Нижнего Новгорода, следовательно, и оставленных промышленных отходов.

В связи с этим надлежащим ответчиками по данному делу являются КУГИиЗР администрации г. Нижнего Новгорода, в полномочия которого входит контроль, содержание участка теплотрассы между домами [ № ] по [ адрес ], а также все действия по указанному участку теплотрассы.

Как следует из содержания фотофиксации, исходя из характера промышленных отходов, размещенных (оставленных под землей) на участке между домами [ № ] по [ адрес ], их количества и локализации, можно сделать вывод, что на территории, прилегающей к домам [ № ] и [ № ] по [ адрес ] расположена (образовалась) несанкционированная подземная свалка промышленных отходов (труб).

Действия (бездействия) МКУ «Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода», а также ОАО «Теплоэнерго» привели наличие несанкционированной свалки промышленных отходов на территории, прилегающей к домам [ № ]-[ № ] по [ адрес ] мер МКУ по организации сбора и вывоза промышленных отходов в вышеуказанном месте, нарушают права граждан-собственников земельного участка на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, может привести к загрязнению земель, истощению водных ресурсов, являющихся государственной собственностью, и иным негативным изменениям окружающей среды.

Истцы просят обязать ответчика за своей счет ликвидировать подземную свалку промышленных отходов, расположенную на территории прилегающей к домам [ № ] по [ адрес ], в срок 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Впоследствии истцы в порядке ст. 39 ГПК РФ изменили исковые требования, просят обязать ответчика за своей счет ликвидировать подземную свалку промышленных отходов, расположенную на территории прилегающей к домам [ № ] по [ адрес ], в срок 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу; признать произведенную реконструкцию участка теплотрассы, проходящей через земельный участок к.н. [ № ], расположенный по адресу: г. Н. Новгород, [ адрес ] незаконной.

Протокольным определением от [ 00.00.0000 ] к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Н.Новгород, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области.

Протокольным определением от [ 00.00.0000 ] к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура.

Протокольным определением от [ 00.00.0000 ] к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области.

В судебном заседании истец Лысяк В.Л. исковые требования поддержал, дал пояснения по существу иска, просил исковые требования удовлетворить.

Истица Лысяк А.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела.

Представитель Администрации г. Н. Новгород Любавина А.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила суду, что на спорном участке теплотрассы производился аварийный ремонт, реконструкции не было, промышленные отходы отсутствуют.

Представитель АО «Теплоэнерго» Булдакова О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала отзыв на исковое заявление, пояснила суду, что на спорном участке теплотрассы производился аварийный ремонт, реконструкции не было, промышленные отходы отсутствуют.

Старший помощник прокурора Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры Обухова Т.В. в судебном заседании считала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представители Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области Липшиц Д.А., Кузнецова О.И., действующие на основании доверенностей, считали исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представители Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Н. Новгород, Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в судебное заседание не явились, извещены о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрена защита прав и интересов граждан любым способом, предусмотренным действующим законодательством.

Согласно ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

В судебном заседании установлено, что Лысяку В. Л., Лысяк А. В. принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, общая площадь 330 кв.м, адрес объекта: [ адрес ], кадастровый номер [ № ], доля в праве 26/48 и 13/48 соответственно.

В соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее по тексту - Постановление) объекты инженерной инфраструктуры городов независимо от того, на чьем балансе они находятся подлежат передачи в муниципальную собственность того города или района, на территории которого они расположены (пункт 1 приложения № 3 к Постановлению).

Таким образом, в силу действующего законодательства Российской Федерации, все объекты инженерной инфраструктуры, построенные и введенные в эксплуатацию до 1991 года, являются муниципальным имуществом.

Из материалов гражданского дела следует, что участок теплотрассы, расположенный на земельном участке с кадастровым номером [ № ] по [ адрес ] числится в реестре муниципального имущества.

Регистрация права собственности на указанный участок теплотрассы была проведена на основании выписки из реестра муниципального имущества от [ 00.00.0000 ] [ № ]-ис, подготовленной комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации

В состав теплотрассы - объекта с инв. [ № ] входит: Теплотрасса по [ адрес ]) Трасса отопления от стены здания котельной Горького, 4а, до вводных вентелей узла ввода в здании детского сада [ № ] по [ адрес ] (с учетом узла ввода); 2) Трасса ГВС: от стены здания котельной Горького, 4а, до вводных вентелей узла ввода в здании детского сада [ № ] по [ адрес ] (с учетом узла ввода) и теплотрасса отопления к жилому дому [ № ] по [ адрес ] и теплотрасса отопления и ГВС от ТК-4 у [ адрес ] до ТК4-2 и до наружной стены домов [ № ] и [ № ] по [ адрес ], [ № ] по [ адрес ].

Согласно данным технической документации, теплотрасса введена в эксплуатацию в 1978 году, то есть до приобретения истцами права собственности на земельный участок к.н.[ 00.00.0000 ]

Теплотрасса была передана в пользование МУП «Теплоэенрго» по договору о передаче в безвозмездное пользование имущества Муниципальной имущественной казны от [ 00.00.0000 ] [ № ], позднее, при образовании ОАО «Теплоэнерго» - по договору аренды от [ 00.00.0000 ] [ № ]

Таким образом, АО «Теплоэнерго» является организацией, обязанной осуществлять эксплуатацию теплотрассы, включая ее содержание, текущий и капитальный ремонт.

Согласно п.4 Типовых правил охраны коммунальных сетей, утвержденных Приказом Минстроя России от 17.08.1992 №197, установлено, что тепловые сети имеют охранные зоны. Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода безканальной прокладки.

Согласно ст. 28.3 ФЗ от 27.07.2010 года №190 ФЗ «О теплоснабжении», организации, в ведении которых находятся системы теплоснабжения и (или) объекты, обязаны их содержать в исправном состоянии, проводить их текущий и капитальный ремонт.

Пунктом 33 Организационно – методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ, утвержденных приказом Госстроя России от 21.04.2000 №92 предусмотрено, что в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований Правил №197 и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления правил охраны тепловых сетей.

Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность. В пределах охранной зоны тепловых сетей устанавливается обременение, что соответствует требованиям земельного законодательства.

Исходя из представленных в материалы дела документов, на момент приобретения земельного участка истцами теплотрасса была введена в эксплуатацию и снабжала теплом и ГВС жилые дома.

Судом установлено, что на земельном участке к.н. [ № ] между домами [ № ] и [ № ] по [ адрес ] в [ 00.00.0000 ] проводились аварийные работы по устранению повреждения на участке от «ТК-4 уж.д. [ № ] по [ адрес ] до ТК-4-2 уж.д. [ № ] по [ адрес ]» тепловые сети «Квартальная теплотрасса отопления и ГВС от котельной пл. Горького,4а. в процессе аварийных работ был заменен участок тепловой сети (ТТО-Ду-150мм-40п.м. в однотрубном исполнении, ГВС – ППМ Ду 100мм-20 п.м в однотрубном исполнении).

Судом установлено, что работы по устранению повреждения на данном участке проводились силами АО «Теплоэнерго» на основании аварийного ордера на производство земляных работ [ № ] от [ 00.00.0000 ] .

Изношенный участок теплотрассы был заменен в аварийном порядке, ремонт проведен в рамках существующего канала.

Судом установлено, что в [ 00.00.0000 ] на участке теплотрассы отопления и ГВС от ТК-4 у ж.[ адрес ] до ТК-4-2 у ж.[ адрес ] производился капитальный ремонт на основании договора подряда [ № ] от [ 00.00.0000 ] .

На указанные работы подрядчиком ООО «Строительные технологии» были открыты самостоятельные ордера на производство работ [ № ] от [ 00.00.0000 ] , [ № ] от [ 00.00.0000 ] .

Поскольку участок теплотрассы, проходящий по территории ж.[ адрес ] был заменен в рамках аварийного отдела от [ 00.00.0000 ] , подрядчиком капитальный ремонт производился на указанном в договоре участке, за исключением участка, проходящего по территории ж.[ адрес ].

В ноябре-декабре никакие работы на участке истцов не производились.

Таким образом, земляные работы на участке истцов производились по аварийному ордеру на производство земляных работ [ № ] от [ 00.00.0000 ] [ 00.00.0000 ] .порядок организации и проведения земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций на территории города Нижнего Новгорода, порядок оформления, выдачи, продления и закрытия ордеров, требования к обустройству и содержания мест производства работ, осуществлению контроля за соблюдением норм, правил и сроков произвосдтва работ, ответственность за их нарушения установлена в Правилах произвосдтва земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций на территории г. Н. овгород, утвержденных Постановлением Городской Думы г. Н. Новгород от 17.11.2004 №79 «Об утверждении Правил производства земляных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций на территории города Нижнего Новгорода».

Согласно п.2.4 Правил, при выдаче ордера на производство работ представитель административно – технической инспекции проводит обследование места проведения работ с целью проверки соответствия заявленных объемов работ срокам их проведения, а также состояния благоустройства перед проведением работ с выходом на место, а по окончании работ осуществляет приемку восстановленного благоустройства.

В процессе производства работ благоустройство проведено в соответствии с требованием законодательства, что подтверждается закрытием ордера.

В материалы дела истцами не представлено доказательств, подтверждающих наличие промышленных отходов на спорном участке теплотрассы, на котором производились аварийные работы. Из представленных в материалы дела фотографий невозможно определить наличие промышленных отходов, на фотографиях не отображено когда, где они произведены.

Кроме того, в материалы дела не представлено доказательств о том, что на спорном участке теплотрассы производилась реконструкция.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного, суд полагает, что исковые требования истцов об обязании ответчика за своей счет ликвидировать подземную свалку промышленных отходов, расположенную на территории прилегающей к домам [ № ] по [ адрес ], в срок 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу; признать произведенную реконструкцию участка теплотрассы, проходящей через земельный участок к.н. [ № ], расположенный по адресу: [ адрес ] незаконной не подлежат удовлетворению.

Кроме того, при вынесении настоящего решения по делу судом так же учитывается, что на сегодняшний день тепловая сеть является действующей, обеспечивает теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей -жилые дома №[ № ]а, [ № ] по [ адрес ] и [ № ] по [ адрес ] тепла и горячего водоснабжения посредством указанного участка тепловой сети отопления и ГВС является единственным возможным вариантом осуществления теплоснабжения указанных потребителей.

Истцами суду не представлено ни одного доказательства, подтверждающего нарушение их прав со стороны ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Лысяк В. Л., Лысяк А. В. к Администрации г. Н. Новгород, АО «Теплоэнерго» об обязании ликвидировать подземную свалку промышленных отходов, признании произведенной реконструкции участка теплотрассы незаконной отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский районный суд г. Н. Новгород.

    Судья О.Е. Маркина

2-685/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лысяк Алина Владимировна
Лысяк Владимир Леонидович
Ответчики
ОАО "Теплоэнерго"
Администрация г. Н. Новгорода
Другие
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области
Межрайонная природоохранная прокуратура
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области
Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области
Суд
Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород
Дело на сайте суда
nizegorodsky.nnov.sudrf.ru
04.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2020Передача материалов судье
04.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2020Подготовка дела (собеседование)
04.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее