Судья Князева Д.А. Дело № 2а-4234/2020
Докладчик Лихачева С.А. Дело № 33а-1673/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 сентября 2020 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Лихачевой С.А.,
судей Русецкой А.А., Неволиной Е.В.,
при секретаре Даниловой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф.И.О.1
к Южно-Сахалинской городской территориальной избирательной комиссии о
признании незаконным отказа в праве голосования на общероссийском
голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской
Федерации по месту временного фактического проживания гражданина,
возложении обязанности предоставить возможность проголосовать на
избранном участке,-
по апелляционной жалобе Ф.И.О.1 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 30 июня 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия
установила:
30 июня 2020 года Ф.И.О.1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ в праве голосования на общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации по месту его временного фактического проживания, возложить на административного ответчика обязанность предоставить возможность голосования на участке по месту его временного проживания в <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что имеет постоянную регистрацию по месту жительства в <адрес>. В настоящее время временно проживает в <адрес> по адресу: <адрес>. Желая реализовать свое право на участие в общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, 27 июня 2020 года он прибыл на избирательный участок, расположенный в школе №32 <адрес>, по месту фактического проживания. Однако, в допуске к голосованию ему было отказано. В этот же день он обратился на избирательный участок, расположенный в ДК «Железнодорожник» <адрес>, где ему также было отказано в допуске к голосованию.
Считает отказ незаконным, нарушающим его конституционные права.
Определением судьи от 30 июня 2020 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: участковые избирательные комиссии №283 и №302, избирательная комиссия Сахалинской области.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ф.И.О.1 просит решение суда отменить, настаивая на незаконном лишении права голосования на избирательном участке по месту временного пребывания. Кроме того, указывает на несогласие с распределением административного иска председателю Южно-Сахалинского городского суда для рассмотрения.
Относительно доводов апелляционной жалобы поступили письменные возражения прокурора г. Южно-Сахалинска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Сущенко Е.П. в заключении полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения. Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, приняв во внимание заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проводится после вступления в силу настоящего Закона и в случае дачи Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии со статьей 3 настоящего Закона заключения о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений настоящего Закона и о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 настоящего Закона (часть 1).
Инициатива проведения общероссийского голосования принадлежит Президенту Российской Федерации. Президент Российской Федерации назначает общероссийское голосование своим указом (часть 2).
Подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют:
1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (организующая и обеспечивающая подготовку и проведение общероссийского голосования избирательная комиссия);
2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
3) территориальные избирательные комиссии;
4) участковые избирательные комиссии (часть 10).
Решения вышестоящих избирательных комиссий по вопросам подготовки и проведения общероссийского голосования, принятые в пределах их компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:
1) утверждает порядок общероссийского голосования в трехдневный срок со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении общероссийского голосования (часть 12).
Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 188 назначено общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
В качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации определено 1 июля 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2020 года № 354).
Постановлением ЦИК России от 20 марта 2020 года № 244/1804-7 утвержден порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, из которого следует, что в общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда (далее - участники голосования) (пункт 1.3.).
Общероссийское голосование проводится на избирательных участках, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах (пункт 1.5.).
Списки участников голосования составляются на основании данных, содержащихся в ГАС «Выборы», в порядке, установленном ЦИК России (пункт 5.1.).
В списки участников голосования включаются все граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в общероссийском голосовании (пункт 5.2.).
Основанием для включения участника голосования в список участников голосования на конкретном участке для голосования является факт нахождения его места жительства на территории этого участка для голосования, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.3.).
Основанием для включения в список участников голосования участника голосования, который в день голосования будет находиться вне места жительства, является заявление о голосовании по месту нахождения, поданное в порядке и сроки, установленные ЦИК России, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, территориальную либо участковую комиссию.
Участник голосования, подавший заявление о голосовании по месту нахождения, исключается из списка участников голосования по месту жительства (пункт 5.6).
Постановлением ЦИК России от 20 марта 2020 № 244/1809-7, утверждена инструкция по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, из которой следует, что участник голосования, который в день голосования будет находиться вне места своего жительства, в том числе в месте временного пребывания, может принять участие в голосовании по месту своего нахождения в случае подачи им заявления о голосовании по месту нахождения (пункт 2.3.1.).
ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные и участковые комиссии информируют, в том числе через официальные сайты избирательных комиссий в сети Интернет и через Информационно-справочный центр ЦИК России, участников голосования о порядке и сроках подачи заявлений о голосовании по месту нахождения, а также о номерах участков для голосования, адресах и номерах телефонов соответствующих участковых и территориальных комиссий (адресах помещений для голосования), графике работы пунктов приема заявлений (далее - ППЗ) (пункт 2.3.4.).
Заявление о голосовании по месту нахождения может быть подано участником голосования лично в ППЗ, в частности:
в любую участковую комиссию на территории Российской Федерации, за исключением комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы для проведения голосования участников голосования, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, - с 16 июня (решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть установлен более ранний срок) до 14.00 по местному времени 21 июня 2020 года;
через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) - с 5 июня до 14.00 по местному времени 21 июня 2020 года.
Заявление о голосовании по месту нахождения может быть подано в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ) с 5 июня до 14.00 по московскому времени 21 июня 2020 года (пункт 2.3.5.).
Как следует из материалов дела, Ф.И.О.1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 27 декабря 2019 года имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>., в период голосования временно проживал в городе <адрес>, <адрес>.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии законодательству действий административных ответчиков и отсутствии нарушения прав административного истца, поскольку с заявлением о включении его в список для голосования по месту фактического нахождения он не обращался, доказательств обратного не представил.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, правильно примененным судом.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем отмену судебного акта не влекут.
Довод апелляционной жалобы о несогласии с распределением административного иска председателю Южно-Сахалинского городского суда для рассмотрения, подлежит отклонению в силу следующего.
Из представленного суду апелляционной инстанции протокола распределения дел от 30 июня 2020 года следует, что административный иск Ф.И.О.1 в день его поступления в Южно-Сахалинский городской суд, после регистрации в ПС ГАС «Правосудие», распределен автоматизированной системой 30 июня 2020 года судье Князевой Д.А., что соответствует пункту 3.4. Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 года № 36.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставления без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 30 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.И.О.1 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Лихачева
Судьи А.А. Русецкая
Е.В. Неволина