№ 12-70/2017
Р Е Ш Е Н И Е
об отмене постановления по делу об административном правонарушении
г.Дальнегорск 26.07.2017
Судья Дальнегорского районного суда Приморского края Гуцалов И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица Администрации Дальнегорского городского округа Приморского края <адрес> на постановление № 64 от 30.05.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4 ч.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно постановлению заместителя главного государственного инспектора Дальнегорского городского округа по пожарному надзору Пинского Р.А. № 64 от 30.05.2017 юридическое лицо администрация Дальнегорского городского округа признано виновным за то, что в нарушение п.19 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ред. от 06.04.2016 с изм. от 18.08.2016), на территориях общего пользования населённых пунктов Дальнегорского городского округа устроены свалки горючих отходов, в связи с чем привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, администрацией Дальнегорского городского округа подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене вынесенного постановления и о прекращении производства по делу, поскольку согласно ст.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов - это полномочия субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливным ресурсам Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007 № 195-па, Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий реализацию на территории Приморского края единой государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства, топливообеспечения на территории Приморского края. Статьёй 5 Закона Приморского края от 29.06.2009 № 447-КЗ «Об отходах производства и потребления в Приморском крае» определены полномочия органов исполнительной власти Приморского края в области обращения с отходами. В частности пунктом 7(5) части 3 статьи 5 данного закона определено, что к полномочиям органов исполнительной власти Приморского края в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. В целях обеспечения исполнение норм, как краевого, так и федерального законодательства, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» между органами исполнительной власти Приморского края - Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края и Департаментом по тарифам Приморского края, имеющими отношение к организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов были распределены соответствующие полномочия. Согласно Перечню распределения полномочий в области обращения с отходами между вышеуказанными департаментами, подписанному директорами данных органов исполнительной власти Приморского края в 2015 г. к полномочиям Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края была отнесена организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Более того, решением Дальнегорского районного суда от 16.02.2016 по делу № 2-245/2016 на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству топливным ресурсам Приморского края была возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории <адрес> Считают, что деятельность по обращению с отходами входит в полномочия Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству топливным ресурсам Приморского края. В связи с чем вменение администрации Дальнегорского городского округа нарушения п.19 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 необоснованно, поскольку в действиях администрации Дальнегорского городского округа отсутствует противоправность и виновность, в связи с тем, что ни один из вышеперечисленных нормативных актом не возлагает на администрацию Дальнегорского городского округа обязанность по ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок. Таким образом, вина администрации Дальнегорского городского округа в совершении правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.2 КоАП РФ, не доказана, в связи с чем отсутствует состав административного правонарушения.
В судебном заседании представитель администрации Дальнегорского городского округа Казанцева О.А. доводы жалобы поддержала в полном объёме и просила постановление отменить.
Заместитель главного государственного инспектора Дальнегорского городского округа по пожарному надзору Пинской Р.А. с доводами жалобы не согласился, представил возражения на жалобу, в которых указано, что с целью надзора соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в населённых пунктах Дальнегорского городского округа, имеющих общую границу с лесными участками, в соответствии с указанием директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Кададова С.А., поручения Правительства РФ от 24.04.2017 № АХ-П9-25пр на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от 23.05.2017 № 10 проведена внеплановая выездная проверка населённых пунктов <адрес> устроены свалки горючих отходов. В нарушение требований ч.2 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ администрацией Дальнегорского городского округа не принято достаточных и необходимых мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах Дальнегорского городского округа. Тем самым администрацией Дальнегорского городского округа нарушены требования пожарной безопасности, установленные Правилами противопожарною режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации ставит под угрозу жизнь, здоровье неопределённого круга лиц, имущество граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества в условиях возникновения пожара. Невыполнение администрацией Дальнегорского городского округа возложенных обязанностей нарушает права неопределённого круга лиц, интересы Российской Федерации и муниципального образования. На основании Устава Дальнегорского городского округа к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности - <адрес> что определено ч.4 ст.2 Устава Дальнегорского городского округа. Невыполнение требований пожарной безопасности юридическим лицом, на котором лежит обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности - администрацией Дальнегорского городского округа, влечёт нарушение прав широкого круга людей - населения, проживающего на территории Дальнегорского городского округа. Доводы, приведённые Заявителем в жалобе о признании постановления от 30.05.2017 № 64 в отношении юридического лица - администрации Дальнегорского городского округа незаконным, несостоятельны, так в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьёй 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В нарушение требований ч.1 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ администрацией Дальнегорского городского округа не принято достаточных и необходимых мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах Дальнегорского городского округа, а именно: на территории <адрес> при проведении проверки были установлены несанкционированные свалки горючих отходов. Согласно п.19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (ред. от 06.04.2016, с изм. от 18.08.2016), запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов устраивать свалки горючих отходов. Нарушение перечисленных выше требований пожарной безопасности совершены в условиях особого противопожарного режима на территории Приморского края, введённого распоряжением Губернатора Приморского края от 14.03.2017 № 87-ра «О введении на территории Приморского края особого противопожарного режима». Пунктом 2 указанного распоряжения главам муниципальных образований Приморского края рекомендовано предусмотреть дополнительные меры пожарной безопасности, в том числе: своевременную очистку территории населённых пунктов от горючих материалов и мусора. Установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявитель пренебрежительно отнёсся к исполнению своих публично-правовых обязанностей, без проявления должной степени осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований пожарной безопасности. У администрации имелась возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, однако ею не были приняты своевременные меры для их соблюдения. Отсутствие финансирования на проведение противопожарных мер не освобождает заявителя от соблюдения требований закона и не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение данной обязанности. Указанные нарушения требований пожарной безопасности, допущенные администрацией Дальнегорского городского округа, препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, а также своевременному спасению людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия пожара. Считает, что постановление вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, доводы жалобы и возражения на жалобу, считаю, что жалоба юридического лица на указанное постановление обоснованна и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст.26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно положениям ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административная ответственность по ст.20.4 ч.2 КоАП РФ наступает в случае нарушения требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершённые в условиях особого противопожарного режима.
Согласно положениям ст.30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О пожарной безопасности" в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры)
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности предполагают реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии с п.19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ред. от 21.03.2017) "О противопожарном режиме" запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения № 10 от 23.05.2017 начальника ОНД и ПР Дальнегорского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Приморскому краю Гришко М.С. в период 23.05.2017, 25.05.2017, 26.05.2017, инспекторским составом ОНД и ПР Дальнегорского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Приморскому краю была проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Дальнегорского городского округа.
Как следует из Акта проверки № 10 от 26.05.2016, были выявлены нарушения п.19 Правил противопожарного режима в РФ, а именно:
- на территориях общего пользования населённых пунктов Дальнегорского городского округа по координатам 44° 33" 024"" с.ш. 135° 37" 43"" в.д. (г.Дальнегорск), в 25 метрах от русла реки Рудная, в районе разбираемых блоков устроены свалки горючих отходов;
- на территориях общего пользования населенных пунктов <адрес>
Администрации Дальнегорского городского округа было выдано предписание № 8/1/1 от 26.05.2017 по устранению нарушений требований пожарной безопасности и составлен протокол № 64 от 26.05.2017 об административном правонарушении по ст.20.4 ч.2 КоАП РФ.
Распоряжением администрации Приморского края от 14.03.2017 № 87-ра был введён особый противопожарный режим на территории Приморского края, в соответствии с п.2 которого, главам муниципальных образований Приморского края рекомендовано в период действия особого противопожарного режима предусмотреть дополнительные меры пожарной безопасности, определённые нормативными правовыми актами по пожарной безопасности, в том числе: запрещение на пребывание граждан в лесах; запрещение разведения открытого огня и сжигания мусора на территориях муниципальных образований; запрещение проведения в лесах на землях лесного фонда и землях иных категорий огнеопасных работ; своевременная очистка территорий населённых пунктов от горючих материалов и мусора; создание у жилых строений, сопредельных с лесными массивами, запаса воды для тушения пожаров и восстановление противопожарных минерализованных полос.
В соответствии с пунктами 4.13, 5.26 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введён постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст) несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов; сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определённого времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
Как следует из положений статей 1 и 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления", к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами данным Законом отнесены разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.
В соответствии с п.7 (5) ч.3 ст.5 Закона Приморского края от 29.06.2009 № 447-КЗ (ред. от 05.04.2016) "Об отходах производства и потребления в Приморском крае" (принят Законодательным Собранием Приморского края 27.05.2009) к полномочиям органов исполнительной власти Приморского края в области обращения с отходами относится, в том числе, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 29.12.2014) к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов.
Положения пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ) также относят участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Решением Дальнегорского районного суда Приморского края от 16.02.2016, вступившим в законную силу 25.05.2016, обязанность по ликвидации четырёх несанкционированных свалок на территории Дальнегорского городского округа (в том числе в 25 метрах от русла реки Рудная в районе разбираемых блоков; в 20 м. вправо от автодороги «Дальнегорск-Краснореченский» в районе дорожного знака «Краснореченский») была возложена на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
По смыслу закона, изложенного в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, исходя из приведённых норм права, полагаю, что все перечисленные обстоятельства не подтверждают с достоверностью нарушение администрацией Дальнегорского городского округа Правил противопожарного режима в РФ.
В связи с чем суд считает, что в действиях администрации Дальнегорского городского округа отсутствует состав указанного административного правонарушения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, судья отменяет постановление и прекращает производство по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу администрации Дальнегорского городского округа Приморского края удовлетворить.
Постановление № 64 от 30.05.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4 ч.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица администрации Дальнегорского городского округа Приморского края отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд Приморского края в течение 10 суток с момента получения его копии.
Судья И.В. Гуцалов