Дело № 2-1836/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2016 года, г. Кострома
Свердловский районный суд г.Костромы в составе
председательствующего Колесова Р.Н.,
при секретаре Зудиной М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по ФИО1 к ОГКУ «Центр социальных выплат» о взыскании задолженности,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> по тем основаниям, что <дата> ею через ОГКУ «МФЦ» для назначения и выплаты ежемесячного детского пособия, МСП многодетным? единовременного пособия многодетной семье при первичном поступлении в детский сад, на двоих детей, ежемесячной денежной выплаты в свячзи с рождением четвертого ребенка, ГСП, компенсации части родительской платы на двоих детей, представив все необходимые документы. Денежные средства ей до сих пор не выплачены, отказа в назначении пособий она не получала. По ее мнению, задолженность ответчика перед ней составила ... руб., в том числе: единовременное пособие на двух детей ... руб., ежемесячная выплата на рождение четвертого ребенка ... руб., ежемесячное детское пособие ... МСП многодетным за 11 мес. ... руб., школьные пособия ... руб., детские пособия ... руб., родительская компенсационная выплата за детский сад ... руб., детские пособия ... руб. Просила взыскать с ответчика задолженность в указанном размере.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> на ОГКУ «Центр социальных выплат».
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала частично, за исключением требований о взыскании компенсации родительской платы за детский сад.
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признал по основаниям, изложенным в ранее представленном суду письменном отзыве. Указывал, что истцом не были представленные необходимые документы, из которых можно бы было сделать вывод о доходах ее мужа, в связи с чем назначение пособий не представилось возможным.
Представитель третьего лица ОГКУ «Многофункциональный центр» ФИО4 вопрос о разрешении исковых требований оставила на усмотрение суда.
Третье лицо департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 <дата> через ОГКУ «Многофункциональный центр» обратилась в ОГКУ «Центр социальных выплат» с заявлениями о назначении государственной социальной помощи, о предоставлении компенсации части родительской платы на ребенка в дошкольном образовательном учреждении на двоих детей на ФИО11 и ФИО7 ФИО10, о предоставлении пособия многодетной семье при первичном поступлении детей в дошкольное образовательное учреждение на ФИО8 и ФИО7 ФИО9, о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего и последующих детей на ФИО7 ФИО12, о продлении выплат многодетной семье на проезд и питание ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении, на ФИО14, о продлении выплат ежемесячного пособия на ФИО13
При этом ФИО1 с комплектом требуемых документов не были представлены сведения о доходах ее мужа – ФИО5, являющегося индивидуальным предпринимателем, за <дата> года, была представлена лишь налоговая декларация за 2 квартал <дата> года.
Доводы ФИО1 об обратном своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли и опровергаются материалами дела.
Указанные заявления <дата> поступили в ОГКУ «Центр социальных выплат», рассмотрены в установленном порядке, после чего <дата> ФИО1 было направлено уведомление об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, пособий, денежной выплаты, государственной социальной помощи; мера социальной поддержки в виде компенсации части родительской платы была ФИО1 предоставлена, соответствующие денежные средства были выплачены ей в размере ... руб. в <дата> года, в размере ....
Основанием для отказов послужил факт непредставления сведений о доходах супруга истца, поскольку в связи с тем, что налоговая декларация по налогу на доходы ФИО5 на дату проведения проверки <дата> (при сроке ее сдачи до <дата>) сдана не была, получить требуемые сведения в порядке межведомственного взаимодействия, таким образом, возможным не представилось.
<дата> ФИО1 обжаловала отказ в предоставлении мер социальной поддержки прокурору <адрес> с приложением письма об отказе, в связи с чем ее доводы о том, что ей не было известно о принятом ОГКУ «Центр социальных выплат» решении, суд находит безосновательными.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
Развивая эти конституционные положения, статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии со ст. ст. 6, 8, 9 Закона Костромской области от 19.07.2005 N 292-ЗКО "О государственной социальной помощи в Костромской области" получателями государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в виде денежных выплат или натуральной помощи являются малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Костромской области.
Государственная социальная помощь назначается на основании представленного в электронной либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо заявления опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Орган социальной защиты населения также вправе направить межведомственный запрос о представлении документов и информации, необходимых для решения вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи, в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы и информация.
Орган социальной защиты населения может отказать заявителю в назначении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Согласно ст.ст. 3.1, 4 Закона Костромской области от 21.07.2008 N 351-4-ЗКО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Костромской области" меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты в размере 460 рублей на проезд и питание ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации, а также единовременного пособия при первичном поступлении детей в дошкольные образовательные организации в размере 3000 рублей на ребенка на приобретение одежды и обуви предоставляется многодетной семье, среднедушевой доход которой не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Костромской области на момент обращения за назначением мер социальной поддержки.
Постановлением Администрации Костромской области от 27.01.2009 N 23-а "О порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям в виде социальных выплат, ежегодной, ежемесячной частичной денежной компенсации и единовременных пособий в Костромской области" установлено, что меры социальной поддержки в виде социальных выплат, ежегодной, ежемесячной частичной денежной компенсации и единовременных пособий (далее - меры социальной поддержки) назначаются одному из родителей (законному представителю), обратившемуся за их получением, в случае если среднедушевой доход многодетной семьи не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Костромской области на момент обращения за их получением (п. 2.1).
Для назначения мер социальной поддержки многодетные семьи (далее - заявители) обращаются в филиал Центра или областное государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению" (далее - МФЦ) по месту жительства. В перечень документов, необходимых для назначения мер социальной поддержки многодетным семьям, входят в числе прочего справки обо всех видах имеющихся доходов семьи в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" за три календарных месяца, предшествующих дате подачи заявления (представляются ежегодно). Справки о доходах лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, запрашиваются в порядке междуведомственного взаимодействия. Основанием для отказа в назначении и выплате мер социальной поддержки многодетным семьям является представление заявителем неполного комплекта документов (за исключением документов, представляемых путем межведомственного взаимодействия), или указание недостоверных сведений (п.п. 8, 12).
В соответствии с Положением о ежемесячной денежной выплате в случае рождения третьего ребенка или последующих детей семьям, проживающим на территории <адрес>, и порядке ее предоставления (утверждено постановлением Губернатора Костромской области от 29.06.2012 N 145, право на получение ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей семьям, нуждающимся в поддержке и проживающим на территории <адрес> (далее - ежемесячная денежная выплата), предоставляется матери на третьего ребенка или последующих детей (родных, усыновленных), родившихся после <дата> в семьях, имеющих среднедушевой доход ниже среднедушевого дохода населения, сложившегося в Костромской области за год, предшествующий году обращения за ежемесячной денежной выплатой. Для назначения ежемесячной денежной выплаты мать ребенка обращается в филиал Центра или ОГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению" (далее - МФЦ) по месту жительства. В перечень документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, входят справки обо всех видах имеющихся доходов семьи в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" за три календарных месяца, предшествующих дате подачи заявления. Справки о доходах лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, при этом запрашиваются специалистами филиала Центра или МФЦ посредством межведомственного взаимодействия, однако заявитель по собственной инициативе может представить и данные документы. При этом Центр выносит решение о назначении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в назначении в течение 15 рабочих дней со дня обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты. Основаниями для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты являются представление не всех документов, за исключение получаемых посредством межведомственного взаимодействия (или) представление недостоверных сведений.
Согласно ст. 4, 6 Закона Костромской области от 27.12.2004 N 228-ЗКО "О ежемесячном пособии на ребенка в Костромской области" право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Костромской области, установленную на момент обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка. Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается по месту жительства семей с детьми областным учреждением, подведомственным уполномоченному исполнительному органу государственной власти Костромской области, осуществляющему координацию и регулирование деятельности в сфере социальной защиты населения (далее - областное учреждение). При обращении в областное учреждение о назначении ежемесячного пособия на ребенка гражданами представляются (направляются) заявление и документы, необходимые для его назначения. Заявление и документы, необходимые для назначения ежемесячного пособия на ребенка, могут быть представлены (направлены) гражданином через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).
Как следует из п. 7 Постановления Администрации Костромской области от 16.02.2009 N 65-а "О Порядке учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка в Костромской области или единовременного пособия в связи с рождением ребенка в Костромской области" доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода при назначении ежемесячного пособия на ребенка определяется как общая сумма доходов семьи за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении пособия (далее - расчетный период); при назначении единовременного пособия в связи с рождением ребенка - за 3 последних календарных месяца, предшествующих дате рождения ребенка (далее - расчетный период), исходя из состава семьи на дату подачи заявления о назначении пособия.
Таким образом, требуемые ФИО1 государственная социальная помощь и меры социальной поддержки оказываются лишь после проверки среднедушевого дохода семьи за предшествующие три месяца на предмет его соответствия требованиям соответствующих законов и подзаконных нормативно-правовых актов, которая в данном случае не могла быть проведена, в том числе и путем межведомственного взаимодействия в связи с тем, что сведения о доходах супруга истца от предпринимательской деятельности не были им представлены своевременно в налоговую инспекцию; доказательств иного в дело истцом не представлено.
При таких обстоятельствах ОГКУ «Центр социальных выплат» правомерно отказал истцу в удовлетворении его заявлений (за исключением заявления о компенсации части платы за детский сад), в связи с чем оснований для взыскания каких-либо денежных средств с ответчика не имеется, а следовательно в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
На настоящее решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес>.
Председательствующий Р.Н. Колесов