ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-6091/2021
№ дела суда первой инстанции 2-790/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Краснодар 22 апреля 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В.,
судей Брянского В.Ю., Ивановой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Горбач Э. А. о признании недействительным распоряжения органа государственной власти о предоставлении в собственность земельного участка, истребовании земельного участка в государственную собственность из чужого незаконного владения по кассационной жалобе Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 17 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 16 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В., судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился (далее – ДИЗО г. Севастополя) с иском к Ковязиной (Горбач) А.А. о признании недействительным распоряжения органа государственной власти о предоставлении в собственность земельного участка, истребовании земельного участка в государственную собственность из чужого незаконного владения.
В обоснование своих требований истец указал, что решением Севастопольского городского Совета № от 13 июля 2010 года «О даче согласия гр. Ковязиной А.А. на разработку градостроительного обоснования и проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по <адрес>» дано согласие на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>. Спорный земельный участок в соответствии с Генеральным планом <адрес> находится в зоне лесов, лесопарков и других насаждений общего пользования и не может быть предоставлен в собственность гражданину для строительства и обслуживания жилого дома. Истец просил признать недействительным решение Севастопольского городского Совета № 10646 от 13 июля 2010 года «О даче согласия гр. Ковязиной А.А. на разработку градостроительного обоснования и проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по <адрес>»; признать недействительным распоряжение ДИЗО г. Севастополя № 4906-РДЗ от 25 апреля 2018 года «О предоставлении гражданину Российской Федерации Ковязиной А.А. в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 1 000 кв.м»; истребовать в государственную собственность субъекта федерации - города Севастополя из чужого незаконного владения, земельный участок площадью 1 000 кв.м с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 17 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 16 ноября 2020 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ДИЗО г. Севастополя поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Стороны, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, государственного казенного учреждение «Севастопольское лесничество», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Севастопольского городского Совета № 10646 от 13 июля 2010 года дано согласие Горбач А.А. на разработку градостроительного обоснования размещения объекта градостроительства - жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по <адрес>, а также согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га по <адрес>.
На основании решения Севастопольского городского Совета от 13 июля 2010 года № 10646 и Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25 июля 2014 года Ковязина (Горбач) А.А. обратилась в ДИЗО г. Севастополя с заявлением о передаче ей в собственность земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления ДИЗО г. Севастополя издано распоряжение № 4906-РДЗ от 25 апреля 2018 года «О предоставлении гражданину Российской Федерации Ковязиной А.А. в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 1 000 кв.м с кадастровым №
Указанное решение органа местного самоуправления города Севастополя принято на основании заявления Горбач А.А., материалов выбора земельного участка ориентировочной площадью 0,01 га по <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, заключения Управления градостроительства и архитектуры СГГА от 9 июля 2009 года № Г2647/4-1 и Главного управления Госкомзема в г. Севастополе от 3 ноября 2009 года № 03-908, информации об адресации земельного участка Управления градостроительства и архитектуры СГГА от 25 сентября 2009 года № Г3065/5-2, с учетом решения городского Планировочного совета от 28 апреля 2010 года.
В соответствии с комплексным градостроительным заключением от 9 июля 2009 года № Г2647/4-1 Управлением градостроительства и архитектуры СГГА согласовано предоставление земельного участка ориентировочной площадью 0,1 га для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек по <адрес> и указано на целесообразность внесения изменений в генеральный план города Севастополя в части размещения на данном земельном участке индивидуального жилого дома и хозяйственных построек.
Заключением по градостроительному обоснованию (далее - ГО) № 3-908 от 3 ноября 2009 года Главным управлением Госкомзема в городе Севастополе согласовано ГО размещения объекта градостроительства - для строительства и обслуживания жилого дома и хозпостроек по <адрес>.
ГО разработано с учетом генерального плана города Севастополя, разработанного ЗАО ТПО «КрымНИОпроект», утвержденного решением сессии городского Совета от 13 декабря 2005 года, проектно-планировочной документации района проектирования - временных правил использования и застройки территории города Севастополя, разработанных Закрытым акционерным обществом ТПО «КрымНИОпроект» в 1999 году, утвержденных XI сессией горсовета от 17 ноября 1999 года, плана красных линий улиц и дорого города Севастополя в зоне проектирования.
В ГО указано, что расположение проектируемого объекта градостроительства - жилого дома с хозяйственными постройками по <адрес> не противоречит генеральному плану города Севастополя, которым предусмотрено развитие данной и прилегающих территорий как зоны малоэтажной жилой застройки усадебного типа; участок находится в границах красных линий, предусмотренных Генпланом развития города.
10 января 2020 года на основании договора купли-продажи право собственности на спорный земельный участок перешло к Горбач Э.А.
20 января 2020 года Управлением государственной регистрации права и кадастра города Севастополя за Горбач Э.А. зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок.
Согласно письму Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя от 23 июля 2020 года № спорный земельный участок не входит в состав земель, на которых расположены защитные леса города федерального значения Севастополя.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что решение Севастопольского городского Совета № 10646 от 13 июля 2010 года принято в соответствии с нормами земельного законодательства Украины, градостроительной и планировочной документацией, действовавших на момент возникновения спорных отношений, основания для отказа ДИЗО г. Севастополя в предоставлении земельного участка Ковязиной А.А. в собственность в порядке завершения оформления права на земельный участок, отсутствовали.
Суды, учитывая наличие действующего решения городского Совета от 13 июля 2010 года № 10646, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным распоряжения ДИЗО города Севастополя № 4906-РДЗ от 25 апреля 2018 года.
Оснований не согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Согласно части 1 статьи 122 Земельного Кодекса Украины сельские, поселковые, городские советы передают земельные участки в собственность или в пользование из земель коммунальной собственности соответствующих территориальных громад для всех потребностей.
В соответствии с частью 6 статьи 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома, хозпостроек и сооружений (приусадебный участок), подают заявление в Севастопольскую городскую государственную администрацию или городской совет по местонахождению земельного участка. Соответствующий орган рассматривает заявление и в случае согласия на передачу земельного участка в собственность дает разрешение на разработку проекта его отвода (часть 7 статьи 118 земельного кодекса Украины).
Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан организациями, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ (часть 8 статьи 118 Земельного кодекса Украины), согласуется с органом по земельным ресурсам, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органами архитектуры и охраны культурного наследия и представляется на рассмотрение соответствующих местной государственной администрации или органа местного самоуправления (часть 9 статьи 118 Земельного кодекса Украины).
Согласно статье 39 Земельного кодекса Украины использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, иной градостроительной документацией, планом земельно-хозяйственного устройства с соблюдением государственных стандартов и норм, региональных и местных правил застройки.
Согласно статье 19 Закона Украины от 20 апреля 2000 года № 1699-111 «О планировании и застройке территорий» на территории населенного пункта соответствующим советом устанавливается режим застройки и иного использования земель, определенных для градостроительных нужд, и определяется в генеральных планах населенных пунктов или местных правилах застройки. Режим застройки и иного использования земель, определенных для градостроительных нужд, учитывается при разработке землеустроительной документации.
Решением Севастопольского городского Совета от 18 ноября 1999 года № 392 утверждены Временные правила использования и застройки территории города Севастополя (далее – Правила), являющиеся обязательными при принятии решений по выделению и изъятию земельных участков в городе Севастополе.
В соответствии с частью второй раздела 7.2 Правил выбор земельного участка для передачи его в собственность или предоставления в пользование из государственных городских земель осуществляется в соответствии с Генеральным планом города, картой зонирования городской территории, Правилами, проектами планировки и застройки города.
Руководствуясь указанными нормами права, градостроительной документацией, принятой в отношении спорного земельного участка в установленном законом порядке, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что решение Севастопольского городского Совета № 10646 от 13 июля 2010 года принято в соответствии с нормами земельного законодательства Украины, а также градостроительной и планировочной документацией, действовавших в момент его принятия.
Принимая во внимание наличие действующего решения городского Совета от 13 июля 2010 года № 10646, а также согласованной в установленном порядке градостроительной документации в отношении спорного земельного участка, содержащей сведения, подтверждающие наличие сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным распоряжения ДИЗО города Севастополя № 4906-РДЗ от 25 апреля 2018 года.
В нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств вхождения земельного участка в состав земель лесного фонда.
Целесообразность возврата земельного участка в собственность города Севастополя истцом не обоснована, не представлены доказательства нарушения прав третьих лиц
Учитывая изложенное, суды нижестоящих инстанций правомерно пришли к выводу о том, что расположение земельного участка ответчика в границах красных линий, установленных Проектом планировки и проекта межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования, утвержденной постановлением Правительства Севастополя № 248-ПП от 23 апреля 2018 года, не является основанием для истребования земельного участка, предоставленного в собственность гражданину уполномоченным органом в порядке завершения оформления права собственности, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения, передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.
Спорный земельный участок предоставлен Ковязиной А.А. в собственность на основании распоряжения органа государственной власти Российской Федерации, поставлен на государственный кадастровый учет, следовательно суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии доказательств выбытия земельного участка помимо воли собственника, а также оснований для применения к данным правоотношениям положений статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения. Несогласие с установленными судами обстоятельствами, их оценкой, а равно с оценкой доказательств не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, и надлежащим образом применили нормы материального права, существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела ими допущено не было.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 17 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 16 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи В.Ю. Брянский
Е.В. Иванова