Дело УИД 37RS0019-01-2020-002905-89
(2а-341/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2021 года г. Иваново
Судья Советского районного суда г. Иваново Маракасова Д.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново к Куфтыреву Брониславу Брониславовичу о взыскании пени,
установил:
ИФНС России по г. Иваново обратилась в суд с административным иском к Куфтыреву Б.Б. о взыскании пени. Требования мотивированы тем, что по данным, предоставленным органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, на административного ответчика зарегистрировано транспортное средство. В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. За налоговый период 2015 года в установленные законодательством сроки налогоплательщик транспортный налог не уплатил. В соответствии со ст.ст. 57, 75 НК РФ за просрочку уплаты транспортного налога начислены пени в сумме 3718,49 руб. за период с 23.03.2016 по 30.03.2018 год. Также административный ответчик является собственником земельного участка. За налоговый период 2015 года в установленные законодательством сроки налогоплательщик земельный налог не уплатил. В соответствии со ст.ст. 57, 75 НК РФ за просрочку уплаты налога начислены пени за период с 19.06.2017 по 30.03.2018 г. в сумме 149,54 руб. Административный ответчик является собственником недвижимого имущества. За налоговый период 2015 года в установленные законодательством сроки налогоплательщик налог на имущество физических лиц не уплатил. В соответствии со ст.ст. 57, 75 НК РФ за просрочку уплаты налога начислены пени за период с 30.10.2017 по 30.03.2018 г. в сумме 6,98 руб. На основании вышеизложенного ИФНС России по г. Иваново просит суд взыскать с ответчика пени по транспортному налогу в сумме 3718,49 руб. за период с 23.03.2016 по 30.03.2018 год; пени по налогу на имущество за 2016, 2017 год за период с 30.10.2017 по 30.03.2018 г. в сумме 6,98 руб.; пени по земельному налогу за период с 19.06.2017 по 30.03.2018 г. в сумме 149,54 руб., госпошлину, восстановить срок на обращение в суд.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В ст. 57 Конституции Российской Федерации указано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Статьей 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В силу п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
В п. 1 ст. 361 НК РФ указано, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в определенных размерах.
Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 3 ст. 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Из материалов дела следует, что за административным ответчиком в налоговый период 2015 года зарегистрировано транспортное средство Мерседес Бенц Е350, государственный регистрационный номер №, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Хендэ Солярис, государственный регистрационный номер №, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.17).
За 2016, 2017 год начислены пени по транспортному налогу в сумме 3718,49 руб.
Также административный ответчик является собственником земельных участков: по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, по адресу: <адрес>, д. Шуринцево с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, <адрес> (л.д.16-18).
Согласно п.1 ст.387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В п.1 ст.388 НК РФ указано, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п.1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно п.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
За 2015 год начислены пени по земельному налогу в сумме 149,54 руб.
Также административный ответчик является собственником недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, квартира, расположенная по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.17-19).
За 2015 год начислены пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 6,98 руб.
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 80180580 от 04.09.2016 года (л.д. 25).
В установленные законодательством сроки налогоплательщик вышеуказанные налоги не уплатил.
Частью 2 ст. 57 НК РФ определено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 3,4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, налоговым органом начислены пени: по транспортному налогу в сумме 3718,49 руб. за период с 23.03.2016 по 30.03.2018 год; пени по налогу на имущество за 2016, 2017 год за период с 30.10.2017 по 30.03.2018 г. в сумме 6,98 руб.; пени по земельному налогу за период с 19.06.2017 по 30.03.2018 г. в сумме 149,54 руб.
В соответствии с ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 6 ст. 69 НК РФ).
Налоговым органом в адрес ответчика было направлено требование об уплате недоимки №32886 по состоянию на 31.03.2018 года, в котором указан срок погашения задолженности до 24.05.2018 года (л.д.22).
Указанное требование в установленный срок административным ответчиком исполнено не было.
Согласно ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.5 ст. 138 КАС РФ пропуск установленного законом срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно ч.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, последний день, в который ИФНС могла обратиться в суд за принудительным взысканием недоимки (в том числе с заявлением о вынесении судебного приказа) приходится на 24.11.2018 года.
Из материалов дела следует, что до обращения в Советский районный суд г. Иваново с вышеуказанным административным исковым заявлением ИФНС России по г. Иваново обращалась к мировому судье Советского судебного района г. Иваново с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д.16).
Определением от 27.12.2019 года мировым судьей отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа по причине пропуска процессуального срока (л.д.14-15).
С административным иском ИФНС России по г. Иваново обратилась только 28.12.2020 года.
Таким образом, инспекцией пропущен срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа и для подачи иска в суд.
Как указывает административный истец, срок подачи административного искового заявления был пропущен по уважительной причине в связи с большим объемом претензионно-искового материала, в связи с чем просит восстановить срок на подачу административного искового заявления.
Рассмотрев указанный довод, суд находит его несостоятельным, в силу следующего.
Административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций.
Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности обращения иском в суд в установленные законом сроки ИФНС России по г. Иваново не представлено. Ссылка в ходатайстве на большой объем претензионно-искового материала, имевшегося в период для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа и в период обращения с настоящим иском в суд, ничем объективно не подтверждена.
Принимая во внимание, что доказательств уважительности пропуска срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением ИФНС России по г. Иваново не представлено, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ч.2 ст. 286 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново к Куфтыреву Брониславу Брониславовичу о взыскании пени отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда.
Судья Д.В. Маракасова
В полном объеме решение изготовлено 24 февраля 2021 года.