ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
председательствующий судья суда первой инстанции Камынина В.Ф. (дело № 2-1022/2020)
УИД 91RS0002-01-2019-008575-74
судья-докладчик суда апелляционной инстанции Пономаренко А.В. (№ 33-8183/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 октября 2020 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Пономаренко А.В.,
судей Галимова А.И., Беляевской О.Я.
при секретаре Даевой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селимшаевой Дильары Сабриевны к администрации г. Симферополя Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, муниципальное казенное учреждение «Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя Республики Крым», нотариус Симферопольского городского нотариального округа Чернявская Наталья Алексеевна, о признании права собственности в порядке наследования,
по апелляционной жалобе администрации г. Симферополя Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июня 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
Селимшаева Д.С. обратилась в суд с исками к администрации г. Симферополя Республики Крым, в которых просит прекратить право собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на земельные участки № (кадастровый №) и № (кадастровый №), каждый площадью 397 +/- 4 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: ведение садоводства, расположенные по адресу: <адрес>; признать за истцом право собственности на указанные земельные участки в порядке наследования по закону после смерти брата – ФИО11, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований истец указала, что она является наследником второй очереди по закону умершего ДД.ММ.ГГГГ брата ФИО11, которому при жизни в соответствии с решением 40-й сессии 5 созыва Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ переданы в частную собственность вышеуказанные земельные участки, однако из-за отсутствия документов, подтверждающих право собственности наследодателя на земельные участки, истец лишена возможности оформить наследственные права после обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Определением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по указанным исковым требованиям объединены в одно производство (Т. 1 л.д. 73).
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июня 2020 года исковые требования Селимшаевой Д.С. удовлетворены.
Судом признано отсутствующим право собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на земельные участки № (кадастровый №) и № (кадастровый №), площадью 397 +/- 4 кв. м., расположенные по адресу: <адрес>, с исключением из ЕГРН сведений о регистрации права собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на данные земельные участки.
За Селимшаевой Д.С. признано право собственности на указанные земельные участки в порядке наследования по закону после смерти ФИО11, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с решением суда, ответчик администрация г. Симферополя Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм процессуального права и неправильное применение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал на отсутствие у наследодателя приобретенного в установленном законом порядке права собственности на спорные земельные участки.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Слабодич А.А. просит оставить жалобу без удовлетворения в связи с необоснованностью изложенных в ней доводов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны и третьи лица не явились, были извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали, нотариус Симферопольского городского нотариального округа Чернявская Н.А. направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем, на основании положений ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело без их участия.
Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя истца Слабодич А.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении жалобы, в силу следующего.
В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону.
Согласно положений п.1 ст. 1143 ГК РФ при отсутствии наследников первой очереди наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно разъяснений, изложенных в пунктах 8, 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о наследовании» №9 от 29 мая 2012 года, при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а если в срок, предусмотренный ст.1154 ГК РФ, решение не было вынесено - также требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
В состав наследства входят и наследуются на общих основаниях принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если право на земельный участок принадлежит нескольким лицам, - доля в праве общей собственности на земельный участок либо доля в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком).
В соответствии со статьями 1152-1153 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО11, после его смерти нотариусом Симферопольского городского нотариального округа Чернявской Н.А. заведено наследственное дело № в связи с подачей сестрой умершего Селимшаевой Д.С. в установленный законом шестимесячный срок заявления о принятии наследства, сведений о наследниках первой очереди не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом на имя Селимшаевой Д.С. выдано свидетельство о праве на наследство по закону после смерти Селимшаева Д.С. на земельный участок площадью 34648 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок площадью 0,0800 га по адресу <адрес> (поз. по ГП-123, 124) ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Селимшаевой Д.С. было отказано в связи с отсутствием зарегистрированного права наследодателя ФИО11 на данное имущество.
Из материалов дела следует, что решением 40 сессии 5 созыва Симферопольского городского Совета Автономной Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков, предоставлении, передаче гражданам Украины, юридическим и физическим лицам-предпринимателям земельных участков в собственность, постоянное пользование. аренду в г. Симферополе» утвержден проект землеустройства по отводу в частную собственность ФИО11 земельного участка площадью 0,0800 га для ведения садоводства в <адрес> (поз. по ГП-123, 124).
Факт передачи указанного земельного участка в собственность наследодателя ФИО11 вышеуказанным решением Симферопольского городского совета подтверждается письмом МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д.10) и ответчиком администрацией г. Симферополя не оспаривается, сведений об отмене данного решения органа местного самоуправления в материалах гражданского дела не имеется.
Согласно выписок из ЕГРН, земельный участок площадью 394+/-7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок № с кадастровым номером №, категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства, является муниципальной собственностью муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
По адресу <адрес> участок № находится нежилое строение – садовый дом площадью 46,6 кв.м. с кадастровым номером №, права на который не зарегистрированы.
Также в ЕГРН имеется сведения о земельном участке площадью 394+/-7 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, участок № с кадастровым номером №, категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства, являющегося муниципальной собственностью муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений действовавшего на территории Республики Крым в период принятия решения Симферопольского городского Совета Автономной Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ Земельного Кодекса Украины от 25.10.2001 года граждане приобретают право собственности земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан проводится в случае приватизации земельных участков, которые находятся в пользовании граждан (статья 116).
Указанной нормой закона установлено возникновение права собственности граждан в случае бесплатной приватизации земельных участков
Статьей 118 Земельного Кодекса Украины был определен порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами.
Согласно положений данной статьи в редакции на ДД.ММ.ГГГГ граждане, заинтересованные в приватизации земельного участка, который находится в их пользовании, подают заявления в соответствующий орган исполнительной власти и орган местного самоуправления по местонахождению земельного участка. Решение данных органов о приватизации земельного участка принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В заявлении указываются желаемые размеры и цель его использования.
Соответствующая местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает заявление, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству - также выводы конкурсной комиссии, и в случае согласия на передачу земельного участка в собственность предоставляет разрешение на разработку проекта ее отвода.
Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан организациями, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, оговариваемые соглашением сторон.
Проект отвода земельного участка согласовывается с органом по земельным ресурсам, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органами архитектуры и охраны культурного наследия и подается на рассмотрение соответствующей местной государственной администрации или органа местного самоуправления.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в месячный срок рассматривает проект отвода и принимает решение о передаче земельного участка в собственность.
Конец формы
В силу статей 125,126 Земельного Кодекса Украины в редакции на 16.10.2008 года право собственности на земельный участок возникает после получения собственником документа, удостоверяющего право собственности, и его государственной регистрации.
Право собственности на земельный участок удостоверяется государственными актами, форма которых утверждается Кабинетом Министров Украины.
Согласно ч.2 ст. 2 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» № 38-ЗРК от 31.07. 2014 года, право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики
Крым и города федерального значения Севастополя», на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
В части 4 статьи 8 данного закона указано, что Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета Министров Республики Крым.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РК N 264 от 11 августа 2014 года "Об утверждении Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", к таким документам относятся документы, подтверждающие наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества, выданные в установленном порядке на территории Республики Крым до 18 марта 2014 года, в частности, решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду).
Исходя из анализа приведенных законоположений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что наследодатель ФИО11 при жизни в силу положений ст. 116, 118 Земельного Кодекса Украины приобрел право собственности на спорные земельные участки в установленном законом порядке, данное имущество входит в состав наследственной массы после его смерти и наследуется на общих основаниях, в настоящем случае - наследником второй очереди Селимшаевой Д.С.
Наличие акта о предоставлении наследодателю ФИО11 в собственность спорных земельных участков, изданного компетентным органом государственной власти согласно действующего на момент его издания законодательства, является бесспорным доказательством права собственности, а отсутствие государственного акта и государственной регистрации права собственности на земельные участки за наследодателем не может служить препятствием в реализации истцом своих наследственных прав после его смерти.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 5 июля 2001 г. N132-0, государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.
В связи с этим, изложенные в апелляционной жалобе администрации г. Симферополя Республики Крым доводы о том, что право собственности на спорные земельные участки у ФИО11 не возникло в связи с отсутствием государственного акта на право собственности на земельный участок и государственной регистрации права собственности являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм закона, регулирующего спорные правоотношения, и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Ссылка в жалобе на невозможность перехода в порядке наследования оформления права на земельные участки, не завершенного наследодателем, не получившим государственный акт, правильность выводов суда не опровергает, поскольку утвержденный постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым к спорным правоотношениям не применяется, а регламентирует завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Лицо, считающее свои права нарушенными, может избрать любой из указанных в статье 12 ГК РФ способов защиты либо иной, предусмотренный законом, который обеспечит восстановление этих прав. Выбор способа защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права.
В абзаце четвертом пункта 52 постановления Пленума N 10/22 разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
При избрании способа защиты путем признания права отсутствующим запись в ЕГРП должна нарушать права истца, то есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении объекта имущественных прав, поскольку в противном случае признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца.
Из приведенных положений закона и акта его толкования следует, что требование о признании права отсутствующим в качестве самостоятельного способа защиты может быть предъявлено лишь владеющим собственником имущества к лицу, которое этим имуществом не владеет, но право которого по каким-либо причинам также зарегистрировано в ЕГРП, нарушая тем самым право владеющего собственника, не связанное с утратой этого владения.
Учитывая установленные обстоятельства дела и представленные доказательства, суд первой инстанции на основании вышеприведенных законоположений пришел к правильному выводу о восстановлении нарушенных наследственных прав Селимшаевой Д.С.путем признания отсутствующим права собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на спорные земельные участки № (кадастровый №) и № (кадастровый №), каждый площадью 397 +/- 4 кв. м., расположенные по адресу: <адрес>, с исключением из ЕГРН сведений о регистрации права собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на данные земельные участки.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ и полно и всесторонне исследовал доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, постановил законное и обоснованное решение по существу спора, выводы суда полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешен верно. Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы в целом не нуждаются в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ и сводятся к оспариванию правильности выводов обжалуемого судебного акта относительно установленных обстоятельств по делу.
Несогласие ответчика с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
О П Р Е Д Е Л И ЛА :
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Симферополя Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, через суд первой инстанции.
Председательствующий судья:
Судьи: