Дело № 2-288/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2018 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева А.В. к муниципальному казенному образовательному учреждению Сортавальского муниципального района Республики Карелия «Средняя школа <Номер обезличен>» взыскании задолженности по заработной плате, признании незаконными действий работодателя,
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истец с 26.02.2009 работает у ответчика в должности <Данные изъяты>, размер его должностного оклада составляет <Данные изъяты>,00 руб. Истец указывает на то, что у ответчика имеется перед ним задолженность по заработной плате за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в сумме <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп. Данная задолженность образовалась в связи с тем, что ответчиком не соблюдались требования трудового законодательства и недоначислялась заработная плата в соответствии с действующим МРОТ с января и с июля 2017 года. С учетом изложенного, истец просит признать незаконными действия работодателя в начислении заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере не ниже МРОТ, а также взыскать в свою пользу задолженность за период с января 2017 года по декабрь 2017 года в сумме <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, по изложенным в нем основаниям.
Ответчик в судебное заседание представителя не направил, извещены, представили документы по запросу суда.
Третье лицо – Администрация Сортавальского муниципального района - извещена надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия представителя администрации, представили ходатайство, в котором указали, что Постановление Конституционного суда от 07.12.2017 №38-П подлежит применению к правоотношениям, возникшим после 07.12.2017, до указанной даты подлежит применению прежний порядок доведения заработной платы до МРОТ. Полагают, что за период с января 2017 по ноябрь 2017 ответчиком заработная плата истцу выплачена в полном объеме. Указывают, что согласно справке МКУ «Централизованная бухгалтерия образования» по начисленной заработной плате за декабрь 2017, с учетом позиции, изложенной в Постановлении №38-П, истцу выплачена заработная плата в полном объеме, превышающим МРОТ.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению.
Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, закреплена в статье 37 Конституции РФ, ст.2 ТК РФ.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ).
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно положениям ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статьей 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148,315,316 и 317 ТК РФ).
Согласно статье 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 07.12.2017 N 38-П взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, при исчислении заработной платы за месяц, суд в составе заработной платы учитывает оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты, связанные с непосредственной трудовой функцией работника, а также районный коэффициент и надбавку за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года в сумме 7 500 руб.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.07.2017 установлен в размере 7800 руб.
Установлено, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком, занимает должность <Данные изъяты>.
С учетом того, что постановление Конституционного суда Российской Федерации N 38-П от 07.12.2017 действует с момента провозглашения, оно распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты.
Тем самым, требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января 2017 года по 06.12.2017 не подлежат удовлетворению.
За период с 07.12.2017 по 31.12.2017 требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В декабре 2017 года истец отработал 21 день, ему начислена заработная плата в размере <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп. (за минусом совмещения).
Величина МРОТ с учетом районного коэффициента и северной надбавки составляет 12870 руб. (7800 х 1,65).
Таким образом, оплата за декабрь истцу произведена в размере, превышающем размер оплаты труда, исходя из величины МРОТ.
Суд также находит неподлежащим удовлетворению требование истца о признании незаконным действий работодателя по начислению заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу в размере ниже МРОТ, поскольку нарушений прав истца в части начисления заработной платы судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Алексеева А.В. к муниципальному казенному образовательному учреждению Сортавальского муниципального района Республики Карелия «Средняя школа <Номер обезличен>» о взыскании задолженности по заработной плате, признании незаконными действий работодателя - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение суда изготовлено 21.02.2018.
Копия верна: судья Л.П. Вакуленко