Решение по делу № 2а-4341/2018 от 24.09.2018

Дело № 2а-4341/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2018 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Кивилевой А.А.,

с участием представителя административного истца Шубиной Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми дело по административному исковому заявлению Янушко А.Д. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании решения незаконным, возложении обязанности,

установил:

    Янушко А.Д. обратилась в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (далее – Департамент) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предварительном согласовании земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем утверждения схемы расположения земельного участка, площадью 2777,403 кв.м по адресу: <Адрес> и вынесения распоряжения о предварительном согласовании предоставления Янушко А.Д. указанного земельного участка, в соответствии с заявлением вх. от ДД.ММ.ГГГГ.

    В обоснование заявленных требований указала, что является собственником здания электроцеха, назначение: нежилое, по адресу: <Адрес>А, кадастровый . В целях оформления прав на земельный участок, ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка. По результатам рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ. в предварительном согласовании было отказано, поскольку согласно сведениям из ЕГРН испрашиваемый земельный участок входит в состав Единого землепользования земельного участка, который был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование СПК «Мотовилихинский». Считает данный отказ незаконным, так как административный истец является собственником объекта недвижимости, в связи с чем имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, здание было приобретено истцом у ООО «Абсида», которое в свою очередь приобрело его у СПК «Мотовилихинский». ДД.ММ.ГГГГ. погашена запись о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования СПК «Мотовилихинский» на земельный участок с кадастровым номером , земельный участок разделен на 263 земельных участка, Департаментом выданы договоры аренды, испрашиваемый истцом земельный участок не входит в число участков, в отношении которых выданы договоры аренды. Согласно проекту межевания, земельный участок образован под существующий объект недвижимости, площадь сформированного земельного участка составляет 2 777,403 кв.м

    Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, в судебное заседание не явилась.

    Представитель административного истца в судебном заседании на доводах административного искового заявления настаивала.

Административный ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, представитель в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержав доводы письменного отзыва и дополнительного отзыва (л.д.41-43, 86).

Определением суда от 24.10.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен СПК «Мотовилихинский» (л.д.63-64), который о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств не представил.

Определением суда от 15.11.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми (л.д.102-103), который о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, представитель в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в силу следующего.

Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В соответствии с п.п. 6 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно п.п. 1-3 п.1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно п.2 ст.39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

В судебном заседании установлено, что Янушко А.Д. принадлежит на праве собственности нежилое здание электроцеха, расположенное по адресу: <Адрес>, кадастровый (л.д.10—13)

ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратилась Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления под здание земельного участка с кадастровым номером , площадью 2777,403 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес> (л.д.44-45).

Решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ. в предварительном согласовании было отказано, поскольку указанный в заявлении земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, в частности согласно сведениям из ЕГРН испрашиваемый земельный участок входит в состав Единого землепользования земельного участка, который был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование СПК «Мотовилихинский» (л.д.8).

Как следует из выписки из ЕГРП, земельный участок с кадастровым номером входит в единого землепользования земельного участка , предоставленного СПК «Мотовилихинский» на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д.50-52).

Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ. прекращено право СПК «Мотовилихинский» постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером (л.д.66-70).

Данное распоряжение обжалуется СПК «Мотовилихинский» в арбитражном суде Пермского края, в рамках которого определением арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. приняты обеспечительные меры – наложен арест на земельный участок с кадастровым номером , а также на вновь образованные земельные участки в количестве 263 (л.д.53-55).

Судом также установлено, что Постановлением администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ N 933 утвержден проект планировки и проект межевания территории части микрорайона <Адрес>.

Указанным проектом межевания предусмотрено формирование земельного участка под существующий объект недвижимости по <Адрес>, площадью 2777,403 кв.м. (на плане , землепользователь СПК «Мотовилихинский»).

Проанализировав представленные доказательства в соответствии с нормами права, суд приходит к выводу о необоснованности оспариваемого отказа, поскольку на момент принятия оспариваемого решения право постоянного (бессрочного пользования) СПК «Мотовилихинский» было прекращено распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ. .

При этом суд полагает, что в любом случае, нахождение земельного участка в составе единого землепользования, предоставленного на праве постоянного бессрочного пользования СПК «Мотовилихинский», не препятствует предварительному согласованию предоставления земельного участка.

Нормами земельного законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на тех же условиях, что и продавец.

В соответствии с п.1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В п.13 Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11"О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

Из изложенного следует, что поскольку при отчуждении объекта недвижимого имущества его покупатель приобретает право пользования земельным участком, занятым объектом недвижимости, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник, а поскольку в данном случае покупатель не может обладать земельным участком на праве постоянного (бессрочного пользования), он, являясь по сути обладателем земельного участка, вправе оформить его в собственность.

При этом следует отметить, что проектом межевания испрашиваемый административным истцом земельный участок сформирован под существующий объект недвижимости, административный истец просит предоставить данный земельный участок в той же площади и в границах, определенных в проекте межевания.

Наличие обеспечительных мер также не свидетельствует о законности оспариваемого решения, поскольку не препятствует предварительному согласованию предоставления земельного участка, при этом определение о принятии обеспечительных мер было вынесено ДД.ММ.ГГГГ., тогда как отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы административного ответчика о том, что по данным Росреестра земельный участок кадастровым номером идентичен земельному участку с кадастровым номером и в отношении него подготовлен договор аренды с СПК «Мотовилихинский», судом отклоняются, поскольку несмотря на то, что координаты земельных участков с кадастровыми номерами и идентичны, из представленной в судебное заседание представителем административного истца выписи из ЕГРП следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. являются актуальными, земельный участок не снят с кадастрового учета, соответственно каких-либо препятствий для предварительного согласования его предоставления, не имеется.

При таких обстоятельствах, поскольку отказ Департамента в предварительном согласовании предоставления земельного участка не основан на законе, требования административного истца о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным, подлежат удовлетворению.

    В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд обязан административному ответчику указать на устранение нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.

Восстановление нарушенных прав административного истца подлежит путем возложения обязанности на Департамент повторно рассмотреть заявление Янушко А.Д. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в соответствии с установленными настоящим судом обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии с положениями ч. 9 ст. 227 КАС РФ, на Департамент необходимо возложить обязанность сообщить Янушко А.Д. и Ленинскому районному суду г. Перми об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании п.4 ч.3 ст. 227 КАС РФ настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

    признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

    Возложить на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанность повторно рассмотреть заявление Янушко А.Д. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Департаменту земельных отношений администрации г. Перми в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также административному истцу – Янушко А.Д. об исполнении настоящего решения суда.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий:     подпись             (Л.Ю. Дульцева)

     <данные изъяты>

2а-4341/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее