Дело № 2-286-2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2015 года пос. Тикси
Булунский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Павленко Е.Г., единолично, при секретаре С.И. Иванове, с участием помощника прокурора Булунского района Республики Саха (Якутия), И.Д. Красовского,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющей обязанности прокурора Булунского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Борогонский наслег», о возложении обязанности разместить на официальном сайте http://www.sakha.gov.ru/section/66/settlement/2235 в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, устав по состоянию на 27.10.2015 г., проекты муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы за 2014 г., 2015 г., постановления и распоряжения главы администрации за 2014 г., 2015 г.,
У с т а н о в и л:
Исполняющая обязанности прокурора Булунского района РС(Я), Р.П. Кислицына обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения «Борогонский наслег», о возложении обязанности разместить на официальном сайте http://www.sakha.gov.ru/section/66/settlement/2235 в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, устав по состоянию на 27.10.2015 г., проекты муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы за 2014 г., 2015 г., постановления и распоряжения главы администрации за 2014 г., 2015 г.
Исковые требования мотивированы следующим, прокуратурой Булунского района РС(Я) проведена проверка исполнения органами местного самоуправления района требований законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что администрацией СП «Борогонский наслег» в нарушение требований ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не в полной мере исполняются требования федерального законодательства, обязательства по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» текстов НПА, их проектов на официальном сайте в сети «Интернет». Анализ официального сайта СП «Борогонский наслег» показал, что на официальном сайте СП «Борогонский наслег» (http://www.sakha.gov.ru/section/66/settlement/2235) не размещен устав по состоянию на 27.10.2015, проекты муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы за 2014, 2015 г.г., постановления и распоряжения главы администрации за 2014 г., 2015 г. Неисполнение обязанности по размещению на официальном сайте в «Интернете» текстов НПА, их проектов, статистической и иной обязательной информации нарушает права граждан на свободный доступ к деятельности органов местного самоуправления.
Представитель прокуратуры Булунского района РС(Я) в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что на день рассмотрения дела судом на сайте ответчика не в полном объеме размещены, устав по состоянию на 27.10.2015 г., проекты муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы за 2014 г., 2015 г., постановления и распоряжения главы администрации за 2014 г., 2015 г.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, глава СП «Борогонский наслег», Т.Д. Томская направила заявление о невозможности участия в судебном заседании в связи с отдаленностью наслега от районного центра и отсутствием транспорта, администрацией МО СП «Борогонский наслег» исполняются обязательства по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» текстов НПА, их проектов, статистической и иной обязательной информации.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя ответчика.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему: прокуратурой Булунского района проведена проверка по исполнению Администрацией СП «Борогонский наслег» обязанности по размещению текстов НПА и их проектов на сайте муниципального образования, обеспечению доступа пользователей информации о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренные Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в результате которой установлено, что на официальном сайте СП «Борогонский наслег» не размещен устав по состоянию на 27.10.2015 г., проекты муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы за 2014 г., 2015 г., постановления и распоряжения главы администрации за 2014 г., 2015 г.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Федеральный закон от 09 февраля 2009 г. № 8- ФЗ ( в редакции от 04 ноября 2014 г.) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»( далее – Закон № 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ( пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2 ), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом ( пункт 1 статьи 4).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий органами местного самоуправления.
Согласно ст. 6 Федерального закона предусмотрены различные способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в том числе: обнародование (опубликование) информации о своей деятельности в средствах массовой информации, размещение информации о своей деятельности в сети «Интернет».
На основании ст. 10 Закона № 8-ФЗ, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном, сайте этого муниципального района.
Информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления включает в себя среди прочего, административные регламенты, стандарты, муниципальных услуг, целевые программы, принятые в соответствующем порядке.
В силу ст. 11 Закона № 8- ФЗ, одним из требований, предъявляемых к размещению информации о деятельности органов местного самоуправления, является соблюдение сроков и порядка предоставления такой информации.
Статьями 13 и 14 Закона № 8-ФЗ установлены требования к объему и периодичности размещаемой в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления.
Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», определен ст. 13 Федерального закона. В частности, подлежит размещению информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления: 1) муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; 2) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; 3) порядок обжалования муниципальных правовых актов. Помимо информации о нормотворческой деятельности подлежат размещению иные сведения, используемые при осуществлении прокурорского надзора - статистическая информация о деятельности органов местного самоуправления, сведения о размещении заказов для муниципальных нужд, административные регламенты и стандарты муниципальных услуг и т.д.
В силу части 7 статьи 14 Закона № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона № 8-ФЗ при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своём Определении от 08 декабря 2011 г. № 1624-О-О, указал, что такое законодательное регулирование направлено на создание условий ( гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 г. Конвенцией о доступе к официальным документам ( преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целями защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.
Представленные прокурором доказательства: реестр принятых нормативных правовых актов СП «Борогонский наслег» и распечатки с официального сайта ответчика на день подачи искового заявления и на день рассмотрения дела судом подтверждают, что администрация не в полном объеме размещает тексты принятых муниципальных нормативных актов на сайте муниципального образования, данные доказательства суд находит достоверными и допустимыми.
Десятидневный срок является достаточным для устранения выявленных нарушений.
Судом установлено, что администрацией СП «Борогонский наслег» не размещен устав по состоянию на 27.10.2015 г., не в полном объеме - проекты муниципальных правовых актов, внесенные в представительные органы за 2014, 2015 г., постановления и распоряжения главы администрации за 2014 г., 2015 г.
При таких обстоятельствах суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
Обязать Администрацию сельского поселения «Борогонский наслег» Республики Саха (Якутия) разместить на официальном сайте http://www.sakha.gov.ru/section/66/settlement/2235 в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, устав по состоянию на 27.10.2015 года, проекты муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы за 2014 год, 2015 год, постановления и распоряжения главы администрации за 2014 г., 2015 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца через Булунский районный суд Республики Саха (Якутия).
Решение суда принято в окончательной форме 19 ноября 2015 г.
Председательствующий судья : п/п Е.Г. Павленко
Копия верна:
Судья Булунского районного суда
Республики Саха (Якутия): Е.Г. Павленко