Гр. дело № 2 – 2114/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 сентября 2020 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд города Улан-Удэ в составе судьи Матвеевой Н.А., при секретаре Вандановой Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2114/2020 по иску Рабжаев Д.А. к МВД по РБ о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился Рабжаев Д.А. с иском к МВД по РБ о компенсации морального вреда в размере 3000000руб.
В обоснование заявленных требований указал, что в отношении Хажитов Э.И., Базарсадаев В.Ц., Абрамов Д.Б. вынесен приговор в совершении преступления, предусмотренного п. «а, б, в» ч.3 ст.286 УК РФ.
В результате преступных действий Рабжаев Д.А., причинены многочисленные телесные повреждения. Причинно-следственная связь между преступными действиями Хажитов Э.И., Базарсадаев В.Ц., Абрамов Д.Б. и наличием вреда здоровью, возникшего у истца, полностью доказана материалами уголовного дела.
Характер причиненных истцу физических и нравственных страданий действиями должностных лиц МВД по РБ, гарантирующего гражданам защиту от преступных посягательств, физических и нравственных страданий, от полученных многочисленных телесных повреждений, настолько велик, что не возместим никакой денежной суммой. Последствия полученных истцом тяжких телесных повреждений от преступных действий ответчика не устранимы и не излечимы, и периодически требуют лечения.
Рабжаев Д.А. испытал невыносимую физическую боль и нравственные страдания от полученных телесных повреждений, с применением полимерного пакета, которым ответчики перекрывали поступление кислорода, с неоднократной потерей сознания и практически неоднократным прощанием с жизнью, с применением электрошокера с воздействием на наиболее чувствительные части тела, с унижением человеческого достоинства, связанного с применением ежика для чистки унитазов.
Истец перенес операцию, испытывая физическую боль и страх за свою жизнь.
В момент нанесения истцу телесных повреждений он также испытывал чувство страха за свою жизнь, которое он до сих пор продолжает испытывать.
При таком характере перенесенных Рабжаев Д.А. нравственных и физических страданий, при такой жестокости, с которой ответчики нанесли ему множественные телесные повреждения, относящиеся к различным категориям, в том числе и тяжким, опасным для жизни, с превышением своих должностных полномочий, гаранта законности как представителя власти, действующего от имени государства, ответчик должен компенсировать истцу моральный вред, который частично компенсирует неблагоприятные последствия.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Истец Рабжаев Д.А. в судебном заседании требования иска поддержал. Суду пояснил, что в результате незаконных действий представителей полиции, ему причинены морально-нравственные страдания.
Представитель истца по доверенности Лапердин В.А. в судебном заседании доводы иска поддержал, просил взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в заявленном размере с МВД России.
Представитель МВД по РБ и МВД России по доверенности Степанов А.Ю. просил в удовлетворении иска отказать, поскольку истцом не представлены доказательства причинения ему морального вреда.
Третье лицо Хажитов Э.И. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований истца, учесть обстоятельства дела и его материальное положение.
Представитель О МВД России по Закаменскому району, Базарсадаев В.Ц. и Абрамов Д.Б. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми, не запрещенными законом способами (часть 2).
К таким способам защиты гражданских прав относится компенсация морального вреда (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В силу статьей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, требования разумности и справедливости.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" N 10 от ДД.ММ.ГГГГ (размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом установлено, что вступившим в законную силу приговором Закаменского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГг. (с учетом апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГг.) сотрудники отдела МВД России по ... - Хажитов Э.И., Базарсадаев В.Ц., Абрамов Д.Б. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного п. «а, б» ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно в том, что ДД.ММ.ГГГГг. осужденные превысили свои должностные полномочия, с применением насилия, специальных средств и с угрозой применения насилия, чем существенно нарушили права и законные интересы Рабжаев Д.А. При этом, квалифицирующий признак «с причинением тяжких последствий» судом исключен.
Из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГг. около 16 часов Рабжаев Д.А., под предлогом беседы, Абрамов Д.Б. и Базарсадаев В.Ц. был приглашен в служебный кабинет ... помещения отделения уголовного розыска отдела МВД РФ по ..., где находился Хажитов Э.И., и с целью принуждения к даче признательных показаний по сообщению о хищении кедрового ореха, указанные должностные лица причинили Рабжаев Д.А. телесные повреждения.
Учитывая установленные приговором суда обстоятельства, суд приходит к выводу, что истец в связи с незаконным действиями должностных лиц, вправе требовать возмещения морального вреда.
В результате незаконных действий должностных лиц государственных органов Российской Федерации истцу были причинены физические и моральные страдания, что является основанием для возмещения государством причиненного вреда, в связи с чем доводы ответчика и третьего лица о недоказанности факта причинения истцу морального вреда отклоняются как несостоятельные.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями должностного лица государственного органа, от имени казны Российской Федерации выступает главный распорядитель бюджета по ведомственной принадлежности.
Таким образом, в качестве надлежащего ответчика по данному иску должно выступать МВД России, как главный распорядитель средств федерального бюджета по отношению к своим территориальным органам.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер и степень причиненных истцу физических и моральных страданий, обстоятельства их причинения.
Вместе с тем, доводы истца о том, что действиями сотрудников полиции ему был причинен тяжкий вред здоровью, противоречит установленным приговором суда обстоятельствам.
С учетом изложенного, учитывая степень нравственных страданий истца, в связи с тем, что в суде подтвержден факт нарушения конституционных прав гражданина Рабжаев Д.А., а также с учетом принципов разумности и справедливости, суд находит возможным определить размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца в размере 100 000 руб.
руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рабжаев Д.А. удовлетворить в части.
Взыскать с МВД России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Рабжаев Д.А. компенсацию морального вреда в размере 100000руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд ....
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.А.Матвеева