Дело № 12-27/18 19 апреля 2018 года
РЕШЕНИЕ
Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга Петрова Н.В.,
рассмотрев жалобу Смирнова Святослава Евгеньевича на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, заместителя начальника отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Капустиной О.А. № АД-13-239/2017 года от 03.10.2017 года о привлечении должностного лица СЗбф ФГУП «Росморпорт» Смирнова Святослава Евгеньевича к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, заместителя начальника отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Капустиной О.А. № АД-13-239/2017 от 03.10.2017 года должностное лицо СЗбф ФГУП «Росморпорт» Смирнов Святослав Евгеньевич признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. 00 коп.
Смирнов С.Е. с постановлением не согласился, обратился в суд с жалобой, в которой просит признать незаконным постановление № АД-13-239/2017 от 03.10.2017 года и отменить его. В жалобе Смирнов С.Е. указывает, что отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обусловлено необоснованными отказами Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, что подтверждается письмом Федеральной службой по надзору в сфере природопользования от 08.02.2017 года, согласно которому непредоставление в составе проекта НООЛР копий договоров на передачу отходов не может являться основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов по ледоколам и судам вспомогательного флота. В связи с чем его вина, как должностного лица, в отсутствие указанных документов, отсутствует. Со своей стороны им были предприняты необходимые действия для своевременного получения документов об утверждении нормативов и лимитов на их размещение. На основании изложенного, в действиях Смирнова С.Е. отсутствует состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 КоАП РФ.
Нарушение срока предоставления технического отчета в Росприроднадзор связано со сроками предоставления первичной учетной документации подрядными организациями, предусмотренными действующими договорами. Просрочка в предоставлении технического отчета в 5-10 дней, несоответствия и технические ошибки, допущенные в учете отходов, не нанесли ущерба окружающей среде или угрозы охраняемым общественными отношениям, в связи с чем данное обстоятельство является основанием для освобождения Смирнова С.Е. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Превышение нормативов образования отходов по площадкам обусловлено тем, что в период с 06.12.2016 по 04.04.2017 не были своевременно получены документы об утверждении нормативов и лимитов на их размещение. 01.08.2017 получен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №26-3693-25-О-17/22 для л/к «Капитан Николаев», учитывающий увеличенные объемы образования отходов. В отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также за превышение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение размер платы за негативное воздействие на окружающую среду определялся с учетом 5-ти кратного повышающего коэффициента. В связи с изложенным, Смирнов С.Е. считает, что по данному правонарушению отсутствует состав правонарушения, предусмотренный статьёй 8.2 КоАП РФ.
Отход «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом» был сдан на утилизацию в соответствии с действующим природоохранным законодательством в ООО «Вологодский аккумуляторный завод», то есть вреда и ущерба окружающей среде не нанесено, а соответственно, имеется основание для освобождения Смирнова С.Е. от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ.
Также в жалобе указано, что при производстве по настоящему делу допущены процессуальные нарушения, которые являются основанием для отмены постановления.
В судебном заседании Смирнов С.Е., доводы жалобы поддержал, представив дополнительные пояснения по делу в письменном виде, согласно которым проверка была проведена на основании распоряжения начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприпроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу О.Н. Жигилея от 27.06.2017 № ПВ-13/14-13-16, при отсутствии полномочий лица на издание этого распоряжения.
В судебном заседании защитник Хасаншина К.А., доводы жалобы, позицию Смирнова С.Е. поддержала в полном объеме, просила жалобу удовлетворить.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля специалист 1 разряда отдела правового обеспечения Департамента Росприроднадзора по СЗФО Бабаев Ф.Р., указал, что обжалуемое постановление вынесено законно и обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, заместитель начальника отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Капустина О.А., которая пояснила, что все обстоятельства, изложенные в протоколе об административных правонарушениях и иных материалах дела соответствуют действительности, полагала, что вина должностного лица – начальника службы экологической безопасности Серо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирнова С.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, является полностью доказанной, просила в удовлетворении жалобы должностного лица – начальника службы экологической безопасности Серо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирнова С.Е. отказать.
В судебном заседании 28.02.2018 года к материалам жалобы была приобщена копия письма (исх. № 02-13/1605 от 26.02.2018 года), подписанного зам. начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Бобровой Н.А., из которого следует, что порядок организации и проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентирован: Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.05.2010 №489; Регламентом организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 06.07.2016 № 389.
Ежегодный план проведения проверок утверждается руководителем органа государственного контроля или органом муниципального контроля и доводятся до сведения заинтересованных лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 9 №294-ФЗ в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения: наименование юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений); наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений); наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку.
Согласно Правилам № 489, ежегодные планы разрабатываются в том числе органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности. При разработке ежегодных планов органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля, предусматривается согласование с другими заинтересованными органами, проведение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с Регламентом № 389: проверки в отношении вертикально-интегрированных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории нескольких федеральных округов, в том числе в случае отнесения такой вертикально-интегрированной компании к объектам морского надзора, включаются в планы КНД управлений, морских управлений или департаментов только по согласованию с ЦА. Таким образом, Регламентом № 389 предусмотрена возможность проведения плановой проверки юридического
лица, осуществляющего хозяйственную деятельность на территории нескольких федеральных округов, совместно несколькими ТО Росприроднадзора.
При формировании ежегодного плана проверок на 2017 год все требования к порядку организации и проведения плановых проверок юридических лиц, были соблюдены.
Проверка ФГУП «Росморпорт» была включена в ежегодный план проверок Департамента, распоряжение о проведении проверки было подписано начальником Департамента. Подписание распоряжения несколькими руководителями органа государственного контроля (надзора), равно как и издание нескольких распоряжений о проведении одной проверки, законом не предусмотрено. Требования к содержанию распоряжения (приказа) о проведении проверки, предусмотренные ч. 2 ст. 14 № 294-ФЗ соблюдены. Плановая проверка ФГУП «Росморпорт» проведена Департаментом совместно с иными ТО Росприроднадзора в пределах полномочий и в соответствии с законом.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, суд считает постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, заместителя начальника отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Капустиной О.А. № АД-13-239/2017 года от 03.10.2017 года о привлечении должностного лица – начальника службы экологической безопасности Серо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирнова С.Е. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии с требованиями cт. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с требованиями cт. 24 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. За выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с требованиями п. 1 cт. 39 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с требованиями ст.п. 2 ст. 11 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии с требованиями ст.п. 2 ст. 11 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В лимиты на размещение отходов не включаются вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, используемые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации.
Как следует из представленных материалов 03.10.2017 года в присутствии должностного лица – начальника службы экологической безопасности Серо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирнова С.Е. было вынесено постановление № АД-13-239/2017 о признании должностного лица – начальника службы экологической безопасности Серо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирнова С.Е. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей 00 копеек. Из данного постановления следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ФГУП «Росморпорт», в том числе СЗбф ФГУП «Росморпорт» в период с 10.07.2017 по 24.08.2017 на основании Распоряжения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу «О проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя» № ПВ-13/14-13-16 от 27.06.2017, а также Распоряжения Департамента от 04.07.2017 № ПВ-13/14-13-16-Изм. «О внесении изменений в распоряжение о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя» было выявлено и зафиксировано Актом проверки № ПВ-13/14-13-16 от 24.08.2017, что в результате недолжного исполнения обязанностей, возложенных на должностное лицо ФГУП «Росморпорт» - начальника службы экологической безопасности Серо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирнова Святослава Евгеньевича, выраженного в не должном контроле исполнения законодательства в области охраны окружающей среды на предприятии, ФГУП «Росморпорт» в нарушение требований ст. 22, 24, п. 1 ст. 39 Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 11, ст. 18 Федерального Закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на момент проверки в ФГУП «Росморпорт» в СЗбф было зафиксировано, что:
1) отсутствовали действующие документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ледоколов «Мурманск», «Владивосток», «Новороссийск», «Капитан Сорокин», «Мудьюг», ПУС «Мир», л/к «Крутояр», земснаряд «Кроншлот» при условии осуществления на них деятельности, сопровождающейся образованием отходов с 2016 года;
2) в период с 06.12.2016 по 04.04.2017 осуществлялась деятельности в отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на площадках по адресу:
- <адрес>
<адрес>
<адрес> (административное здание);
В нарушение требований ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-Ф3 «Об отходах производства и потребления»; п.12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, а именно технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами для площадки Северо-Западного бассейнового филиале ФГУП «Росморпорт», расположенной по адресу <адрес> за 2015 год, а для 18 судов вспомогательного флота (порт приписки «Большой порт Санкт-Петербурга») и Ледокола «Капитан Николаев» (порт приписки «Большой порт Санкт-Петербурга») за 2016 год, направлен в адрес Департамента Росприроднадзора по Серо-Западному федеральному округу с нарушением установленного срока;
В нарушение требований ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; пунктов 7 и 8 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (ред. от 25.06.2014) "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2011 N 22050), а именно выявлены нарушение связанные с ведением учета в области обращения о отходами, в частности:- учет отходов за 2016 год, в общем по предприятию (по площадкам предприятия) не представлен (за исключением площадки АЖПК). Учет осуществляется только поквартально то есть, данные учета не обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом;
- сведения, представленные в Приложении №3 и №4 в части переданных отходов содержат несоответствия внутри самих приложений, а также содержат многочисленные технические ошибки, в том числе учет отходов за II квартал 2017 года по Земснаряду «Кроншлот» и л/к «Крутояр» содержит некорректную информацию в части размещенных отходов на собственных эксплуатируемых объектах;
В нарушение ст. 22, ст. 24, п. 1 ст. 34, п.1 ст.39, п.1, ст.51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» №7-Ф3; ст. 18 Федерального закона РФ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ, а именно выявлено превышение:
1) нормативов образования отходов по площадкам:
- <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
- Для 18 судов вспомогательного флота (порт приписки «Большой порт Санкт-Петербурга»);
- Ледокол «Капитан Николаев» (порт приписки «Большой порт Санкт-Петербурга»;
- Комплекс очистных сооружений по сбору, переработке и обезвреживанию всех видов судовых отходов в Морском торговом порту Усть-Луга;
2) лимитов на размещение отходов по площадкам:
- Ледокол «Капитан Николаев» (порт приписки «Большой порт Санкт-Петербурга»);
В нарушение ст. 18 Федерального закона РФ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ, а именно выявлено образование отхода II класса опасности («Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом» ФККО 92011001532), не занормированного в документе об утверждении НООЛР для 18 судов вспомогательного флота (порт приписки «Большой порт Санкт-Петербурга»),
Местом совершения административного правонарушения указано: <адрес> дата и время совершения правонарушения 24.08.2017 года в 15 часов 00 минут.
Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица – начальника службы экологической безопасности Серо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирнова С.Е. подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- протоколом об административном правонарушении № АД-13-239/2017 года, составленным уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ;
- объяснениями к протоколу об административном правонарушении по делу № АД-13-239/2017, данными начальником службы экологической безопасности Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» С.Е. Смирновым;
- положением о службе экологической безопасности Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»;
- положением об отделе охраны окружающей среды Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»;
- должностной инструкцией начальника службы экологической безопасности Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»;
- актом проверки № ПВ-13/14-13-16 от 24.08.2017 года, согласно которому в ходе проведения плановой проверки в ФГУП «Росморпорт» были выявлены нарушения обязательных требований действующего природоохранного законодательства РФ, а именно: нарушены требования ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; пунктов 7 и 8 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (ред. От 25.06.2014) «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2011 № 22050), а именно выявлены нарушения, связанные с ведением учета в области обращения с отходами, в частности: - учет отходов за 2016 год в общем по предприятию (по площадкам предприятия) не представлен (за исключением площадки АЖПК). Учет осуществляется только поквартально, то есть, данные не обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом; сведения в Приложении № 3 и № 4 в части переданных отходов содержат несоответствия внутри самих приложений, а также содержат многочисленные технические ошибки, в том числе учет отходов за II квартал 2017 года по Земснаряду «Кроншлот» и л/к «Крутояр» содержит некорректную информацию в части размещенных отходов на собственных эксплуатируемых объектах; ПНООЛР для 18 судов вспомогательного флота (порт приписки «Большой порт Санкт-Петербурга») ПНООЛ для Ледокола «Капитан Николаев» (порт приписки «Большой порт Санкт-Петербурга») в нарушение требований ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, отход «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом» не содержали; в нарушение ст. 22, ст. 24, п. 1 ст. 34, п.1 ст.39Федерального закона РФ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» №7-Ф3; ст. 18 Федерального закона РФ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ, а именно выявлено превышение:
1) нормативов образования отходов по площадкам:
- <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
- Для 18 судов вспомогательного флота (порт приписки «Большой
порт Санкт-Петербурга»);
- Ледокол «Капитан Николаев» (порт приписки «Большой порт Санкт-Петербурга»;
- Комплекс очистных сооружений по сбору, переработке и обезвреживанию всех видов судовых отходов в Морском торговом порту Усть-Луга;
2) лимитов на размещение отходов по площадкам:
- Ледокол «Капитан Николаев» (порт приписки «Большой порт Санкт-Петербурга»);
- Распоряжением (приказом) органом государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о внесении изменений в распоряжение (приказ) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 04.07.2017 года № ПВ-13/14-13-16-Изм.;
- Распоряжением органа государственного надзора о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 27.06.2017 года № ПВ-13/14-13-16;
- приказом от 31.10.2016 года № 733-ПР об утверждении плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу;
- приказом от 06.07.2016 года № 389 об утверждении регламента организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов;
- Регламентом организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов, а также иными материалами дела.
Все документы, имеющиеся в деле об административном правонарушении, составлены уполномоченными должностными лицами, их содержание и оформление соответствует требованиям КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в данных документах отражены. Нарушений требований административного законодательства при составлении указанных документов судом не выявлено.
Перечисленные доказательства суд оценивает относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для установления факта виновности должностного лица – начальника службы экологической безопасности Серо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирнова С.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обусловлено необоснованным отказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу в связи с чем, вина должностного лица – начальника службы экологической безопасности Серо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирнова С.Е. отсутствует, опровергается имеющимся в материалах дела Определением об отказе в удовлетворении ходатайства №АД-13-239/2017 от 03.10.2017, согласно которому следует, что законность выдачи отказов в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ФГУП «Росморпорт» в судебном порядке не обжаловало, с предъявленными требованиями согласилось, о чем свидетельствует выдержка из письма об устранении выявленных недочетов.
Таким образом, вина ФГУП «Росморпорт» выразилась в осуществлении деятельности в отсутствие документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указанное действие образует состав административного правонарушения, предусмотренный статьёй 8.2 КоАП РФ.
При этом, в соответствии с ч.3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Вместе с тем, факт осуществления ФГУП «Росморпорт» и его должностных лиц, в том числе начальником службы экологической безопасности Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирновым С.Е., деятельности, направленной на получение разрешительной документации является обстоятельством смягчающим административную ответственность, но не освобождает от неё.
Помимо этого, ФГУП «Росморпорт» и его должностными лицами, в том числе начальником службы экологической безопасности Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирновым С.Е. не по всем судам предпринимались превентивные меры по нормированию образующихся отходов: так на л/к «Крутояр» и земснаряде «Кроншлот» отходы образовывались с 3 квартала 2016 года, однако Договор № ОООС с ООО «ПИ «Петрохим-Технологии» на выполнение работ по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение был заключен лишь 30.12.2016, в связи с чем ФГУП «Росморпорт» не могло не знать о нарушениях требований действующего законодательства.
Факт наличия действующего ПНООЛР на суда вспомогательного флота (18 единиц) и документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №26-914-О-13/18 не свидетельствует об отсутствии правонарушения по причине того, что в указанном ПНООЛР, а также в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №26-914-О-13/18 не были занормированы отходы, образующиеся непосредственно от деятельности, осуществляемой на л/к «Крутояр» и на земснаряде «Кроншлот», т.е. не были занормированы непосредственно количества образовываемых от данных судов отходов.
Доводы жалобы о том, что нарушение срока предоставления технического отчета в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу связан со сроками предоставления первичной учетной документации подрядными организациями, предусмотренными действующими договорами. При этом, Смирнов С.Е. считает, что просрочка в предоставлении технического отчета в 5-10 дней не нанесли ущерба окружающей среде или угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем просит освободить предприятие от административной ответственности и ограничиться устным замечанием ввиду малозначительности правонарушения в соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ.
В данном случае по указанным правонарушениям существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица ФГУП «Росморпорт» - начальника службы экологической безопасности Серо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирнова С.Е. к исполнению своих публично-правовых отношений, а соответственно регулирование договорных отношений (внесение тех или иных пунктов в договор), равно как и последующее исполнение определенных пунктов договора, определяются условиями указанного Договора.
В данном случае по указанным правонарушениям существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица ФГУП «Росморпорт» - начальника службы экологической безопасности Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирнова С.Е. к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере охраны окружающей среды и соблюдению экологических требований.
Совершенные должностным лицом ФГУП «Росморпорт» - начальником службы экологической безопасности Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирновым С.Е. административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьёй 8.2 КоАП РФ, посягают на установленный законом порядок природопользования и требования законодательства об охране окружающей среды, соблюдение которых является обязанностью каждого участника данных правоотношений, а также посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды. Несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.
Доводы жалобы о том, что нарушения, связанные с ведением учета в области обращения с отходами, а именно несоответствия и технические ошибки, допущенные в учете отходов, не нанесли ущерба окружающей среде и угрозы охраняемым общественным отношениям, опровергаются тем, что, сведения об устранении замечаний, связанных с недолжным ведением учета отходов, а именно в части отсутствия годового учета отходов по площадкам (кроме АЖПК), в адрес Департамента не представлены ни при составлении Акта проверки №ПВ-13/14-13-16 от 24.08.2017, ни к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем довод об обобщении данных учета по итогам календарного года не может быть принят во внимание ввиду отсутствия подтверждающих документов.
Доводы жалобы о том, что превышение нормативов образования отходов по площадкам обусловлено тем, что в период с 06.12.2016 по 04.04.2017 не были своевременно получены документы об утверждении нормативов и лимитов на их размещение. В отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также за превышение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение размер платы за HBOC определялся с учетом 5-ти кратного повышающего коэффициента, в связи с чем в действиях должностного лица – начальника службы экологической безопасности Серо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирнова С.Е. отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ, опровергается тем, что при наличии действующих документов об утверждении НООЛР в 2016 году, ФГУП «Росморпорт» были превышены по указанным площадкам нормативы образования отходов за 2016 год, а по площадке Ледокол «Капитан Николаев» (порт приписки «Большой порт Санкт-Петербурга») также был превышен и лимит на размещение отходов за 2016 год, вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством в области охраны окружающей среды, при установленном нормативе образования отхода, предприятие не должно превышать указанные нормативы, что касается внесения платы за HBOC с учетом 5-ти кратного повышающего коэффициента, также не свидетельствует об отсутствие состава административного правонарушения, в связи с тем, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе и за размещение отходов, является непосредственной обязанностью юридического лица, равно как и внесение платы с применением пятикратного повышающего коэффициента в случае превышения или отсутствия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и не освобождает лицо от административной ответственности за несоблюдение требований действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды. Таким образом, вышеуказанные доводы могут быть учтены только в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств.
Доводы жалобы о том, что отход «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом» ФККО 92011001532, не занормированный в документе об утверждении НООЛР для 18 судов вспомогательного флота (порт приписки «Большой порт Санкт-Петербурга») был сдан на утилизацию в соответствии с действующим природоохранным законодательством в ООО «Вологодский аккумуляторный завод», то вред окружающей среде не нанесен, а соответственно отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренное статьёй 8.2 КоАП РФ, несостоятелен. Событие административного правонарушения заключается в факте образования отхода «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом» ФККО 92011001532, который не был отражен в действующем документе об утверждении отходов и лимитов на их размещение. Одновременно с этим, обращение с отходами производства и потребления способами, не оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, является непосредственной обязанностью лиц, в процессе хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. Факт получения СЗбф ФГУП «Росморпорт» 01.08.2017 документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №26-3693-25-О-17/22, учитывающего образование отработанных аккумуляторов, свидетельствует о стремлении юридического лица предпринять все возможные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, но не освобождает лицо от административной ответственности и не отменяет свершившегося факта нарушения требований законодательства РФ, имеющегося до момента получения нового документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №26-3693-25-О-17/22, т.е. до 01.08.2017.
Доводы жалобы о том, что документы, составляющие материалы дела получены, с нарушением закона, в том числе в связи с тем, что при проведении проверки сотрудниками Департамента осуществлялась фотосъемка на личные мобильны телефоны опровергаются тем, что ни Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ, ни Административный регламент исполнения Росприроднадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденный приказом Минприроды России от 29.06.2012 №191 (далее - регламент), не содержат запрета на применение фотоапаратуры должностными лицами органами государственного контроля и надзора. Выводы о нарушениях требований законодательства в области охраны окружающей среды отражаются в Акте проверки соблюдения природоохранного законодательства.
В данном случае, выводы о допущенных ФГУП «Росморпорт» и его должностными лицами нарушениях, изложены в Акте плановой выездной проверки № ПВ-13/14-13-16 от 24.08.2017, который был составлен по результатам ознакомления с оригиналами документов, предоставленных ФГУП «Росморпорт». Приложенные к Акту проверки документы лишь подтверждают доводы, изложенные в самом Акте проверки.
Доводы жалобы о том, что полномочия начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу О.Н. Жигилея по изданию распоряжения от 27.06.2017 № ПВ-13/14-13-16 документально не подтверждены, в связи с чем проверка проведена при отсутствии оснований для ее проведения, а ее результаты недействительны, опровергаются представленными в суд документами, подтверждающими полномочия О.Н. Жигилея.
В связи с вышеуказанным доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения должностного лица – начальника службы экологической безопасности Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирнова С.Е. являются несостоятельными. Должностное лицо – начальник службы экологической безопасности Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирнов С.Е. является надлежащим субъектом состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, при рассмотрении настоящей жалобы установлено, что должностным лицом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-западному федеральному округу правильно установлены все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дана правильная юридическая оценка действиям должностного лица – начальника службы экологической безопасности Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Смирнова С.Е. и инспектор пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Смирнова С.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, поскольку в нем указаны дата и место его составления, данные должностного лица, его составившего, данные о лице, привлеченном к административной ответственности, обстоятельства совершения административного правонарушения, квалификация действий лица, привлеченного к административной ответственности, размер наказания, порядок и сроки обжалования постановления, информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
Суд полагает, что доводы жалобы, не нашли своего должного подтверждения при пересмотре постановления инспектора. В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ только не устранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Исследованные судом доводы, не являются таковыми, и не достаточны суду для удовлетворения жалобы в части отмены обжалуемого постановления должностного лица.
В связи со всеми вышеизложенными обстоятельствами, суд не находит оснований для отмены постановления инспектора Капустиной О.А., поскольку данное постановление вынесено с учетом всех обстоятельств дела, заслуживающих внимания. При производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, а наказание назначено в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с его малозначительностью суд не усматривает по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 названного Кодекса учитываются при назначении административного наказания.
С учетом характера и степени потенциальной опасности, конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется. Применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью судьи или должностного лица, уполномоченного разрешить дело и рассматривать жалобы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р ЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, заместителя начальника отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Капустиной О.А. № АД-13-239/2017 года от 03.10.2017 года о привлечении должностного лица ФГУП «Росморпорт» – начальника службы экологической безопасности Северо-Западного бассейнового филиала Смирнова С.Е. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ – без изменения, жалобу без удовлетворения..
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в порядке и сроки, установленные Главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.В. Петрова