УИД 29RS0025-01-2022-000971-82
Дело № 2- 17/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 января 2023 года пос. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Ручьева Н.М., при секретаре судебного заседания Демидкиной В.В.,
с участием ст. помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области к Горяйнову В.А., ФИО1, ФИО2 о принудительном изъятии жилого помещения,
установил:
администрация городского поселения «Октябрьское» обратилась в суд с исковым заявлением к Горяйнову В.А., ФИО1 и ФИО2 в лице их законного представителя Горяйнова В.А. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа.
В обоснование исковых требований указано, что ответчики являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: .... Заключением межведомственной комиссии в 2013 г. многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу, включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.», утвержденную Постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019. В связи с изъятием жилого помещения по вышеуказанному адресу истец направил собственникам уведомление от 27.06.2022 № 1157 с проектом соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и проектом соглашения об условиях предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости, которое получено собственниками жилого помещения 19.04.2022. Ответчиками соглашения не подписаны. Согласно отчету об оценке стоимость принадлежащей ответчикам квартиры составила ... руб. Просит изъять у ответчиков для муниципальных нужд принадлежащее им на праве общей долевой собственности жилое помещение, расположенное по адресу: ..., путем выплаты возмещения рыночной стоимости в размере ... рублей, включая убытки ... руб.
Определением Устьянского районного суда Архангельской области от 11 января 2023 года на основании ст. 44 ГПК РФ произведена замена истца администрации городского поселения «Октябрьское» на правопреемника – Администрацию Устьянского муниципального округа Архангельской области.
Истец администрация Устьянского муниципального округа Архангельской области извещен надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, на исковых требованиях настаивают.
Ответчики Горяйнов В.А., ФИО1 и ФИО2 в лице законного представителя Горяйнова В.А. на судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Горяйнов В.А. представил в суд возражения на исковое заявление, указав, что не согласен с исковыми требованиями, так как включен в программу переселения, а выплачиваемая сумма не приемлемая.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело без их участия, представив отзыв, где указал, что мнение ответчиков о выборе способа и иных условиях переселения суду не представлено, оставив удовлетворение исковых требований на усмотрение суда.
По определению суда в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав заключение ст. помощника прокурора Летавиной А.Ю., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав представленные письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено и гарантируется право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Гарантии жилищных прав собственника жилого помещения, подлежащего принудительному изъятию для государственных и муниципальных нужд, предусмотрены статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд; предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч.2 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Так, согласно пп. 4 п. 2 названной нормы принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обоснованно решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В силу п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются, в том числе по их собственной инициативе.
Из смысла приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и неосуществления собственниками в установленный органом местного самоуправления срок работ по сносу либо реконструкции жилого дома, земельный участок и расположенные на нем жилые помещения в составе многоквартирного дома подлежат изъятию на основании соответствующего решения органа местного самоуправления.
Согласно ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Как следует из положений ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ).
Таким образом обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с нормами ЖК РФ производится путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
Собранием депутатов Устьянского муниципального округа Архангельской области на основании Закона Архангельской области от 23.09.2022 № 593-37-ОЗ «О преобразовании городского и сельских поселений Устьянского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Устьянского муниципального округа Архангельской области» принято Решение №17 от 21.12.2022, в соответствии с которым имущество, находящееся в собственности в том числе, городского поселения «Октябрьское», является собственностью Устьянского муниципального округа Архангельской области. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления в том числе, городского поселения «Октябрьское», действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, областным законам и иным нормативным правовым актам Архангельской области, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления Устьянского муниципального округа. Указанные муниципальные правовые акты действуют до признания их утратившими силу в установленном порядке или до принятия по тем же вопросам муниципальных правовых актов органами местного самоуправления Устьянского муниципального округа. Имущественные обязательства, права и обязанности органов местного самоуправления Устьянского муниципального округа Архангельской области, возникающие в силу правопреемства, определяются действующим законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что ответчики Горяйнов В.А., ФИО1, ФИО2 является собственниками по 1/3 доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ..., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Как следует из искового заявления, заключением межведомственной комиссии от 25 апреля 2013 г. жилой дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу.
10 ноября 2021 г. администрация городского поселения «Октябрьское» направила в адрес ответчиков требование о сносе многоквартирного жилого дома по адресу: ..., в течение 10 дней со дня получения требования, однако требование не исполнено.
Постановлением администрации городского поселения «Октябрьское» от 18 апреля 2022 г. ... принято решение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, расположенного по адресу: ... кадастровым номером ..., путем предоставления возмещения за помещения.
Во исполнение процедуры изъятия жилого помещения для муниципальных нужд 27 июня 2022 г. администрация городского поселения «Октябрьское» направила ответчикам уведомление ..., проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, проект соглашения об условиях предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости, постановление администрации городского поселения «Октябрьское» от 18 апреля 2022 г. № ... об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, которое ответчиками получено 30.06.2022.
Согласно отчету, составленному ООО Экспертное агентство «Формула Оценки», от 15 апреля 2022 г., рыночная стоимость жилого помещения с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ..., без учета налога на добавленную стоимость с учетом доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, и с учетом размера убытков, причиняемых изъятием, по состоянию на 11.04.2022 составила ... руб., в том числе размер убытков ... руб.
Данных по образованию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом по адресу: ..., суду не представлено.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (ч. 13 ст. 39.20 ЗК РФ).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Решение об изъятии земельных участков для указанных выше нужд может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов, согласно п.3 ст.56.3 ЗК РФ.
При этом, в соответствии с п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
Решение об изъятии земельного участка принимается отдельным нормативным актом, уполномоченным государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Доказательств принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем соблюдении администрацией городского поселения «Октябрьское» предварительной процедуры для решения вопроса о выкупе у ответчика спорного жилого помещения.
Кроме того, из содержания положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ).
Исходя из правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, направленного ответчикам администрацией городского поселения «Октябрьское», следует, что собственникам жилого помещения выплачивается возмещение за изымаемое жилое помещение в размере ... рублей, в том числе убытки в размере ... рублей. Размер предполагаемого возмещения определен на основании отчета №... от 15.04.2022 г., составленного оценщиком ООО ЭА «Формула Оценки».
При этом одновременно с данным соглашением был направлен проект соглашении об условиях предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости, в котором не указано конкретное жилое помещение, которое может быть предоставлено ответчикам взамен изымаемого жилого помещения.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что до настоящего времени соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд между сторонами не достигнуто, компенсация за изымаемое жилое помещение ответчиками не получена, соглашение об условиях предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости также не достигнуто.
Многоквартирный жилой дом по адресу: ... включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» согласно Постановлению Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп (далее - Адресная программа). Планируемый срок расселения указанного многоквартирного жилого дома - до 30.09.2024.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ), в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, настоящий Федеральный закон определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Частью 6 ст. 16 Закона № 185-ФЗ регламентировано, что полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться, среди прочего, на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда (подпункт 1); выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ (подпункт 2); предоставление указанным в п. 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений (подпункт 3).
Механизм реализации Адресной программы согласно разделу VI предусматривает предоставление бюджетных инвестиций для подведомственного министерству строительства и архитектуры Архангельской области государственного казенного учреждения Архангельской области «Главное управление капитального строительства» и субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области на осуществление мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Государственному казенному учреждению Архангельской области «Главное управление капитального строительства» бюджетные инвестиции на реализацию Программы предоставляются на следующие мероприятия: 1) строительство многоквартирных домов, в том числе строительство многоквартирных домов методом «под ключ»; 2) приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено).
Бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области субсидии на реализацию Программы предоставляются на следующие мероприятия: 1) строительство многоквартирных домов, в том числе строительство многоквартирных домов методом «под ключ»; 2) приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено); 3) приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения; 4) предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.
Предоставление лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии осуществляется в соответствии с Порядком предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп (далее - Порядок предоставления субсидии).
Субсидия предоставляется в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию Архангельской области, установленной согласно приложению № 4 к Порядку предоставления субсидии, и полученным возмещением за изымаемое недвижимое имущество.
Порядок предоставления субсидии определяет правила и условия предоставления собственникам, у которых на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в его собственности и заключивших соглашения об изъятии жилого помещения в рамках реализации адресной программы, дополнительных мер поддержки в форме субсидии.
Органу местного самоуправления на подготовительном этапе до начала реализации соответствующего этапа Программы рекомендуется проводить работу по информированию граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, включенных в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, об условиях и сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.
Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
Стоимость предоставляемого жилого помещения определяется исходя из фактических затрат на строительство и (или) приобретение жилых помещений.
Из вышеуказанных положений Адресной программы следует, что собственникам изымаемого жилого помещения в рамках реализации Адресной программы до установленного программой срока (в настоящем случае 30.09.2024) может быть:
- предоставлено конкретное жилое помещение, путем строительства многоквартирных домов методом «под ключ»; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено); приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения,
- либо предоставлено возмещение, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ с предоставлением в установленных случаях дополнительных мер поддержки в форме субсидии.
При этом исходя из конкретной стоимости предоставляемого жилого помещения, определяется разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения для решения о выплате разницы собственникам, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, либо по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника, если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Поскольку право выбора способа реализации жилищных прав в силу положений действующего законодательства предоставлено ответчикам, то для разрешения указанного спора истцу необходимо предоставить суду доказательства, подтверждающие позицию ответчика по реализации им любого из вышеназванных способов обеспечения их жилищных прав.
Между тем таких доказательств суду не представлено, представленные в материалы дела проекты соглашений не содержат условий Адресной программы, соглашение, предусматривающее выплату ответчикам возмещения за изымаемое жилое помещение в денежном эквиваленте, а также предусматривающее предоставление ответчикам жилого помещения взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания, с ответчиками не достигнуто. Мнение ответчиков относительно избранного ими способа обеспечения жилищных прав в силу положений ст. 16 Закона №185-ФЗ, в виде предоставления конкретного жилого помещения, либо предоставления возмещения, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ с предоставлением в установленных случаях дополнительных мер поддержки в форме субсидии, не выражено. Доказательств разъяснения ответчикам положений Адресной программы об условиях и сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений с целью выявления пожеланий собственников о способе и иных условиях их переселения, суду не представлено.
Исходя из того, что ответчикам не предлагалось для переселения в рамках Адресной программы конкретного жилого помещения, либо возможность предоставления возмещения с предоставлением в установленных случаях дополнительных мер поддержки в форме субсидии, нельзя сделать вывод, что ответчики отказались от реализации своих прав данными способами. При этом администрацией городского поселения «Октябрьское» решения об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, как того требуют нормы ЗК РФ и ЖК РФ, не принималось, то есть ненадлежащим образом проведена предварительная процедура для решения вопроса о выкупе у ответчиков спорного жилого помещения.
Оценивая вышеприведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области к Горяйнову В.А., ФИО1, ФИО2 о принудительном изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: ... для муниципальных нужд путем выкупа, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Н.М. Ручьев
Мотивированное решение изготовлено 11.01.2023.