Дело № 5-635/2020
****
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
(мотивированное)
14 сентября 2020 г. ********** Республики Коми
Судья Печорского городского суда Республики Коми Продун Е.А. (Республика Коми, г.Печора, ул.Спортивная, д.44, каб.410), рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица Акционерного общества «Транснефть-Север», ****
УСТАНОВИЛ:
При проведении **.**.** санитарно-эпидемиологического расследования в отношении АО «Транснефть-Север» по адресу: ********** (на основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ********** в ********** №... от **.**.** в связи с полученным **.**.** экстренным извещением №... от **.**.** от филиала ООО «**** в ********** о выявленном случае заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19 у работника Г.А.П.) были выявлены нарушения санитарных правил и гигиенических нормативов.
**.**.** специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ********** в ********** Тереховой Ю.Б. в отношении юридического лица АО «Транснефть-Север» составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
На основании определения начальника территориального одела Управления Рспотребнадзора по ********** в городе Печора Кузиной Л.А. от **.**.** протокол об административном правонарушении и другие материалы дела, возбужденного в отношении юридического лица АО «Транснефть-Север», переданы на рассмотрение по подведомственности в Печорский городской суд Республики Коми (поступили **.**.**).
В судебном заседании представитель юридического лица Сотничук А.П., действующий на основании доверенности №... от **.**.**, вину не признал. Настаивал на доводах, изложенных в письменных возражениях и дополнениях к ним. Просил производство по делу прекратить.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по **********, главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ********** в **********, действующая на основании доверенности №... от **.**.**, настаивала на привлечении АО «Транснефть-Север» к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Выслушав объяснения представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, обозрев медицинскую карту ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» №... стационарного больного Г.А.П., судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Статьей 11 Федерального закона от **.**.** № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с п.1 ст.29 указанного Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В силу п.1 ст.33 Федерального закона № 52-ФЗ больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.1 ст.39 Федерального закона № 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от **.**.** №... утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/**.**.**-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" (далее - СП 3.1/**.**.**-13), устанавливающие требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации.
В соответствии с п.2.1 СП 3.1/**.**.**-13 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Пунктом 4.3 СП 3.1/**.**.**-13 предусмотрено, что при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В силу п.17.6 СП 3.1/**.**.**-13 для проведения дезинфекции (дезинсекции, дератизации) применяют дезинфекционные средства, а также средства для дезинвазии, прошедшие государственную регистрацию.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от **.**.** 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП **.**.**-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее – СП **.**.**-20), устанавливающие требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.6.1 СП **.**.**-20 с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Заключительную дезинфекцию проводят после убытия (госпитализации) больного или по выздоровлению больного (при лечении на дому). Для обработки используют средства из группы хлорактивных и кислородактивных соединений. При обработке поверхностей в помещениях применяют способ орошения или аэрозольный метод. Мягкий инвентарь, постельное белье подвергают камерной дезинфекции. Вентиляционные системы обрабатывают аэрозольным или "дымовым" способом. Воздух в отсутствие людей следует обрабатывать с использованием открытых ультрафиолетовых облучателей, аэрозолей дезинфицирующих средств (п.6.4 СП **.**.**-20).
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от **.**.** №... содержит «Рекомендаций по организации работы вахтовым методом в условиях распространения COVID-19».
В соответствии с указанными Рекомендациями за двое суток до отправки на вахту проводится лабораторное обследование рабочих на COVID-19. При подозрении на COVID-19 (наличие положительного результата) в отношении работника и его контактных лиц организуется комплекс соответствующих противоэпидемических мероприятий с запретом выезда (п.1.5); при отсутствии признаков заболевания и наличии отрицательных результатов исследований биоматериала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) сотрудники направляются к месту осуществления производственной деятельности и допускаются к работе (п.1.6); транспортное средство, осуществляющее доставку на вахту и с вахты работников, материалов, продуктов, должно пройти комплексную обработку средствами, активными в отношении вирусных инфекций, по окончании рейса (п.2.1); транспортные средства, предназначенные для доставки рабочих от места проживания до места проведения работ, подвергаются обработке средствами, активными в отношении вирусных инфекций в конце смены (п.3.5); все работники, занятые в производственной деятельности, персонал вспомогательных учреждений, организации питания, клининговых компаний, и иные лица, находящиеся на территории вахтового поселка и в местах проведения работ, подлежат контролю температуры тела в начале рабочего дня (обязательно), в течение рабочего дня (по показаниям). Измерение температуры проводиться бесконтактным способом с обязательным отстранением (изоляцией) от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания (ОРВИ) с занесением данных в соответствующий журнал (п.3.6); при прибытии и нахождении на рабочем месте все работники и обслуживающий персонал обрабатывают руки кожными антисептиками (в том числе с помощью установленных дозаторов) или дезинфицирующими салфетками. Администрацией обеспечивается контроль за соблюдением персоналом правил личной и общественной гигиены: режима регулярного мытья рук и лица с мылом и после каждого посещения туалета или обработки кожными антисептиками - в течение всего рабочего дня, после каждого посещения туалета. В местах массового пребывания людей размещается информация о мерах по профилактике COVID-19 (п.3.7).
В пункте 3.9 Рекомендаций указано на необходимость предусмотреть: оборудование умывальников для мытья рук мылом и дозаторами для обработки рук кожными антисептиками в местах общего пользования; проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия силами штатных работников или клининговой компанией; проведение дезинфекции с кратностью обработки каждые 3-4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники.
В соответствии с п.п.5.2, 5.3,5.4 Рекомендаций контактные лица также переводятся в изолированное помещение на срок 14 календарных дней для наблюдения; администрацией вахтового поселка обеспечивается проведение заключительной дезинфекции помещения, где проживал больной и контактные с ним лица; после истечения 14-дневного периода, лица, находящиеся в изолированном помещении при отсутствии признаков заболевания и отрицательных результатов исследований биоматериала на COVID-19 допускаются к работе.
Согласно акту №... от **.**.** в ходе санитарно-эпидемиологического расследования, проведенного в отношении АО «Транснефть-Север» **.**.**, было установлено, что заболевший Г.А.П. **.**.** вывезен автотранспортом предприятия для стационарного лечения в ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» с диагнозом: новая коронавирусная инфекция COVID-19. На момент проверки в организации находится 19 человек по контакту с заболевшим Г.А.П., которые осуществляли работы в период с **.**.** по **.**.**. Проживают контактные с заболевшим в обособленно установленных рядом с НПС «****» жилых вагончиках: балок №... – 7 человек, балок №... – 6 человек, балок №... – 6 человек. В вагончиках имеются умывальники с возможностью подогрева воды (вода приносная, наливается в емкость и через кран подается в умывальник). Туалет, душевая в вагончиках отсутствует.
Выявлены следующие нарушения:
- за двое суток до отправки работников на вахту не проведено лабораторное обследование на новую коронавирусную инфекцию COVID-19: так, заболевший Г.А.П. заехал на место временного проведения и проживания в ********** **.**.**, лабораторно обследован на COVID-19 в тот же день (**.**.**), в нарушение требований п.п.1.5, 1.6 раздела I приложения к письму Роспотребнадзора от **.**.** №... «Рекомендаций по организации работы вахтовым методом в условиях сохранения рисков распространения COVID-19», п.п.2.1, 4.3 СП 3.1/**.**.**-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;
- во всех трех жилых вагончиках (балках), где проживают 19 работников, возле раковины установлены пластиковые емкости с распылителем с надписью «Антиплесень», в которых, со слов работников, налит кожный антисептик. Название и условия применения средства, а также ограничительный срок его использования отсутствуют;
- отсутствуют условия для мытья рук после посещения туалета (туалет надворный со сливом в выгребную яму открытого типа), умывальник при туалете отсутствует. Руки работники моют в умывальниках своих жилых помещений (балках), в нарушение требований п.3.7, 3.9 раздела II приложения к письму Роспотребнадзора от **.**.** №... «Рекомендаций по организации работы вахтовым методом в условиях сохранения рисков распространения COVID-19», п.п.2.1, 4.3 СП 3.1/**.**.**-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;
- ежедневная уборка помещений проводится силами самих работников, в нарушение требований п.3.9 главы II приложения к письму Роспотребнадзора от **.**.** №... «Рекомендаций по организации работы вахтовым методом в условиях сохранения рисков распространения COVID-19», п.п.2.1, 4.3 СП 3.1/**.**.**-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;
- для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующее средство «Белизна», не прошедшее государственную регистрацию, в нарушение требований п.17.6 СП 3.1/**.**.**-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.6.1 раздела VI СП **.**.**-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции»;
- уборка жилых помещений проводится силами самих проживающих, в нарушение требований п.3.9 приложения к письму Роспотребнадзора от **.**.** №... «Рекомендаций по организации работы вахтовым методом в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»;
- не проводится текущая дезинфекция в помещении нахождения контактных лиц (отсутствуют инструкции по применению дезинфицирующих средств, выдаваемых работникам), в нарушение требований п.п.6.1,6.4 раздела VI СП **.**.**-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции»;
- не проведена заключительная дезинфекция помещения, где проживал заболевший Г.А.П. и контактные с ним лица, в нарушение требований п.5.4 раздела 5 приложения к письму Роспотребнадзора от **.**.** №... «Рекомендаций по организации работы вахтовым методом в условиях сохранения рисков распространения COVID-19», п.п.6.1,6.4 раздела VI СП **.**.**-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции»;
- не проводится качественная комплексная обработка транспортных средств, осуществляющих доставку на вахту и с вахты работников: в кабинете транспортного средства, предусмотренного для перевозки пассажиров, ремень безопасности загрязнен веществом темно-бурого цвета, в нарушение требований п.п.2.1, 3.5 раздела I приложения к письму Роспотребнадзора от **.**.** №... «Рекомендаций по организации работы вахтовым методом в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»;
-со слов, для проведения дезинфекциипомещений используется, в том числе средство с маркировкой «Наружное» (состав: спирт этиловый 70%, хлоргексидин), не предназначенное для обеззараживания объектов, в нарушение требований п.п.6.1,6.4 раздела VI СП **.**.**-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции»;
- по просьбе сотрудников Роспотребнадзора провести измерение температуры тела было установлено, что имеющийся бесконтактный термометр при измерении температуры тела не работает (дисплей включается, а фактически показаний температуры тела нет), в нарушение п.3.6 раздела II приложения к письму Роспотребнадзора от **.**.** №... «Рекомендаций по организации работы вахтовым методом в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»;
- не организовано медицинское наблюдение за контактными на срок 14 дней, в нарушение требований 5.2 главы 5 приложения к письму Роспотребнадзора от **.**.** №... «Рекомендаций по организации работы вахтовым методом в условиях сохранения рисков распространения COVID-19».
Согласно п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании имеющихся в деле доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, учитывая установленные обстоятельства, судья приходит к выводу о наличии в действиях юридического лица АО «Транснефть-Север» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
АО «Транснефть-Север» имело возможность для недопущения нарушений санитарных правил и гигиенических нормативов, однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении нарушен не был.
Доводы юридического лица об отсутствии сведений о заболевании Г.А.П. на дату проведения проверки, в связи с чем отсутствовали основания для ее проведения, опровергаются материалами дела и медицинской картой стационарного больного.
Также не принимаются судьей доводы юридического лица о том, что режим работников в составе проверяемой бригады не являлся вахтовым методом (работники были направлены в служебную командировку), в связи с чем должностным лицом неправомерно вменены нарушения Рекомендаций по организации работы вахтовым методом в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.
В ходе судебного рассмотрения установлено, что в период работы на объекте в ********** (вне места постоянного проживания) работники, в том числе Г.А.П., проживали в специально оборудованных под жилье помещениях.
Обстоятельств, освобождающих АО «Транснефть-Север» от административной ответственности (ст.2.9 КоАП РФ), и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст.24.5 КоАП РФ), судьей не установлено.
В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица АО «Транснефть-Север», судьей не установлено.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица судья признает добровольное исполнение им до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания №... о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий от **.**.**, выданного начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ********** в ********** Кузиной Л.А.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
С учетом изложенного, судья приходит к выводу о возможности снижения размера подлежащего наложению административного штрафа до ****., что составляет половину минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ для юридических лиц.
В силу ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Руководствуясь ст.ст.6.3, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо АО «Транснефть-Север» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере **** рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса (ч.1 ст.32.2 КоАП РФ).
Копию постановления направить юридическому лицу АО «Транснефть-Север» и в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ********** в **********.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья Е.А.Продун
Реквизиты для уплаты штрафа:
****
****
****
****
****
****
****