Дело № 2-4072/2023
УИД 18RS0003-01-2023-002178-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 декабря 2023 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Карповой О.П.,
при секретаре Гордеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кочнева Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР о признании решений незаконными, обязании назначить и произвести выплату,
У С Т А Н О В И Л:
Кочнев Е.В. (далее по тексту – Кочнев Е.В.) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР (далее по тексту - ОСФР по УР, ответчик) о признании решений незаконными, обязании назначить и произвести выплату, мотивируя свои требования следующим.
Кочнев Е.В. является отцом несовершеннолетней дочери, Кочневой А.Е., <дата> года рождения. В соответствии с Указом Президента РФ от 31.03.2022 № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей», с 01.04.2022 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка от восьми до семнадцати лет, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке гражданам РФ.
Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 № 630.
11.08.2022 истцом в Отделение Пенсионного Фонда РФ по УР, было подано заявление о денежной выплате на ребенка, в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 № 630.
Согласно решению ОПФ РФ по УР от 20.12.2022 Кочневу Е.В. отказано в выплате в связи с тем, что у него отсутствуют доходы, а также периоды, предусмотренные подпунктом «л» пункта 23 Постановления Правительства от 09.04.2022 № 630, сведения о доходах не подтверждены УФНС по УР. При этом в установленный законом период им была подана налоговая декларация за 2021 год, дата подачи 03.05.2022.
Таким образом, отказ ОПФ РФ по УР в денежной выплате на ребенка считает необоснованным и незаконным.
Помимо всего, кроме вышеуказанного заявления от 11.08.2022, им были поданы аналогичные заявления с приложением заверенной копии налоговой декларации за 2021 год, 23.08.2022, 26.08.2022, 26.09.2022, 13.12.2022, однако, при соблюдении всех условий Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, в удовлетворении выплат ему было отказано.
Просил признать незаконными и необоснованными отказы пенсионного фонда от 11.08.2022, 23.08.2022, 26.08.2022, 26.09.2022, 13.12.2022 в выплате денежной компенсации на ребенка и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР, назначить и выплатить денежную компенсацию с момента первичного обращение в ОС ФР по УР.
В судебном заседании истец поддержал требования в полном объеме.
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР Егорова Д.Ф., действующая на основании доверенности, иск не признала, представила письменный отзыва, который приобщен к материала дела.
Представитель Управления ФНС России по УР в суд не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Ранее была представлена налоговая декларация ф.3-НДФЛ, предоставленная Кочневым Е.В. ИНН 183403613016, в качестве индивидуального предпринимателя за 2021 год, где отражены доходы за весь расчетный период, при этом сообщить почему информация, поступившая посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия в адрес пенсионного фонда в отношении Кочнева Е.В. иная, не указали, ссылаясь на сбой системы.
11.08.2022 Кочневым Е.В. в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» подано заявление на получение ежемесячной денежной выплаты в рамках Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 630 в отношении несовершеннолетней дочери: Кочневой А.Е., <дата> года рождения.
22.08.2022 Отделением вынесено решение об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки. Причина отказа в назначении: непредставление заявителем необходимых документов (сведений), а также непредставление документов (сведений) в установленные сроки. Комментарий к принятому решению: заявитель является индивидуальным предпринимателем, нет данных о доходах ИП.
23.08.2022 Кочневым Е.В. вновь подано заявление на получение ежемесячной денежной выплаты в рамках Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 630.
25.08.2022 Отделением вынесено решение об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки. Причина отказа в назначении: отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов от трудовой, предпринимательской и интеллектуальной деятельности, пенсий, стипендий, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним категорий, доходов в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», ежемесячного пожизненного содержания вышедших в отставку судей, доходов, полученных за пределами Российской Федерации, за расчетный период, при отсутствии уважительных причин отсутствия таких доходов. Комментарий к принятому решению: доход по ИП не подтвержден, на налоговой декларации, предоставленной заявителем, отсутствует печать налогового органа.
26.08.2022 Кочневым Е.В. вновь подано заявление на получение денежной выплаты в рамках Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 630.
30.08.2022 Отделением вынесено решение об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки. Причина отказа в назначении: отсутствие заявителя у или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов от трудовой, предпринимательской и интеллектуальной деятельности, пенсий, стипендий, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним категорий, доходов в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» ежемесячного пожизненного содержания вышедших в отставку судей, доходов, полученных за пределами Российской Федерации, за расчетный период, при отсутствии уважительных причин отсутствия таких доходов. Комментарий к принятому решению: с 01.04.2021 по 31.03.2022 у заявителя Кочнева Е.В. отсутствуют доходы, а также периоды, предусмотренные п.«л» пункта 23 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 630. Налоговая декларация принята налоговым органом 26.08.2022, заявление подано также 26.08.2022, в связи с чем по межведомственному ответу на запрос в ФНС данные о доходах отсутствуют.
26.09.2022 Кочневым Е.В. вновь подано заявление на получение ежемесячной денежной выплаты в рамках Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 630.
28.09.2022 Отделением вынесено решение об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки. Причина отказа в назначении: отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов от трудовой, предпринимательской и интеллектуальной деятельности, пенсий, стипендий, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним категорий, доходов в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» ежемесячного пожизненного содержания вышедших в отставку судей, доходов, полученных за пределами Российской Федерации, за расчетный период, при отсутствии уважительных причин отсутствия таких доходов. Комментарий к принятому решению: В период с 01.05.2021 по 30.04.2022 у заявителя Кочнева Е.В. отсутствуют доходы, а также периоды, предусмотренные подпунктом «л» пункта 23 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 630, доход не подтвержден ФНС.
13.12.2022 Кочневым Е.В. вновь подано заявление на получение ежемесячной денежной выплаты в рамках Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 630.
20.12.2022 Отделением вынесено решение об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки. Причина отказа в назначении: отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов от трудовой, предпринимательской и интеллектуальной деятельности, пенсий, стипендий, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним категорий, доходов в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» ежемесячного пожизненного содержания вышедших в отставку судей, доходов, полученных за пределами Российской Федерации, за расчетный период, при отсутствии уважительных причин отсутствия таких доходов. Комментарий к принятому решению: в период с 01.08.2021 по 31.07.2022 у заявителя Кочнева Е.В. отсутствуют доходы, а также периоды, предусмотренные подпунктом «л» пункта 23 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 630. Сведения о доходах ИП не подтвержден ФНС.
Согласно примерному перечню документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 N 630, сведения о доходах от осуществления предпринимательской деятельности, предоставляются Федеральной налоговой службой (автоматизированной информационной системой «Налог-3») посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также заявителем посреди представления подтверждающих документов.
Федеральной налоговой службой на запросы Отделения от 11.08.2022, от 23.08.2022, от 26.08.2022, от 26.09.2022, от 13.12.2022 посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия было предоставлено следующее: сведения о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами, сведения о выплатах, произведенных плательщиками страховых взносов в по. физических лиц, предоставление сведений из налоговых деклараций, представленных индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы.
Из указанных сведений следовало, что у истца нет данных о доходах за расчетный период. За расчетный период принимаются 12 месяцев, предшествующих четырем месяцам месяца обращения за пособием.
Кочневу Е.В. на заявления от 11.08.2022, от 23.08.2022, от 26.08.2022, от 26.09.2022, от 13.12.2022 Отделением вынесены решения об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки.
Данные обстоятельства установлены в ходе судебного заседания и в целом сторонами не оспариваются.
Исковое заявление Кочнева Евгения Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР о признании решений незаконными, обязании произвести выплату, подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (части 1 и 2 статьи 7), и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Приведенные положения Конституции Российской Федерации предопределяют создание системы социальной защиты тех категорий граждан, которые в силу возраста, болезни и иных объективных обстоятельств нуждаются в государственной поддержке. Обеспечение эффективности функционирования этой системы, в том числе посредством правового регулирования общественных отношений по предоставлению гражданам мер социальной защиты, отнесено к полномочиям федерального законодателя, который при определении мер социальной защиты располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе самостоятельно избирать и изменять формы, порядок и условия их предоставления, однако при этом он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах - как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 502-О, от 03.04. 2014 N 686-О).
Указом Президента Российской Федерации N 175 от 31.03.2022 с 01.04.2022 в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет (далее - ежемесячная выплата), предоставляемую нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнения данного Указа Правительством Российской Федерации издано постановление от 09.04.2022 N 630 "Об основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и их типовой формы заявления о ее назначении" (далее по тексту также Основные требования), которое применяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Этим же постановлением Правительства Российской Федерации утвержден примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 08 до 17 лет.
Согласно Основных требований право на получение ежемесячной денежной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации и постоянно проживает на территории Российской Федерации (пункт 2); право на получение ежемесячной денежной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и постоянно проживающий на территории Российской Федерации (пункт 3); ежемесячная денежная выплата осуществляется пенсионным фондом Российской Федерации (его территориальными органами) (пп. "а" пункт 4).
Согласно пункту 5 Основных требований ежемесячная денежная выплата осуществляется в размере: 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты по месту жительства (пребывания) или фактического проживания (далее - величина прожиточного минимума для детей), - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты по месту жительства (пребывания) или фактического проживания (далее - величина прожиточного минимума на душу населения); 75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения; 100 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной денежной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.
Документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной денежной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 630 "Об утверждении основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее соответственно документы (сведения), перечень), запрашиваются органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации). Срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию (пункт 17).
В случае если заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подано с использованием единого портала или регионального портала государственных и муниципальных услуг, заявитель в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, представляет документы (сведения) (пункт 19).
Согласно п. п. "л" пункта 23 Основных требований основаниями для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты является, в том числе, отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в" (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), "е", "к", "м" - "о" и "р" пункта 32 настоящих основных требований, за расчетный период, предусмотренный пунктом 33 настоящих основных требований.
Согласно пп. "а" пункта 32 Основных требований при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются виды доходов семьи, полученные в денежной форме, в том числе вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора.
Из материалов дела следует, что в подтверждение получения доходов истец Кочнев Е.В. предоставил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2021 год (форма 3-НДФЛ), а также квитанцию об оплате налога.
Из налоговой декларации следует, что он в 2021 году имел доход в размере 15 000 руб.
Согласно ответу УФНС России по УР налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2021 год была представлена 03.05.2022.
Согласно п.1 ст.229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.
В судебное заседание истцом были предоставлены квитанции о приеме налоговой декларации за 2021 год, сама декларация и расчет суммы налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, при этом на данных документах стоит печать и штамп обособленного подразделения УФНС России по УР в г.Глазов (налог.инспектор Дементьева А.Н.).
Таким образом, оснований полагать, что Кочнев Е.В. не имел доход в 2021 году, не имеется.
При этом доводы стороны истца о том, что между пенсионным фондом и Федеральной налоговой службой используется автоматизированная информационная система «Налог-3», посредством которой была предоставлена информация об отсутствии у налогоплательщика Кочнева Е.В доходов за 2021 год, не состоятельна, поскольку судом в Управление налоговой службы судом был сделан запрос о предоставлении первичных документов налогоплательщика, на данный запрос Управлением были предоставлены налоговая декларация, квитанции о приеме налоговой декларации, сведения о суммах налога, подлежащих уплате, расчет налоговой базы, отдельно предоставили сведения о доходах, полученных от предпринимательской, адвокатской деятельности и частной практики, а также расчет профессиональных налоговых вычетов.
При таких обстоятельствах суд полагает, что Кочнев Е.В. имеет право на получение меры социальной поддержки - назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Следовательно, справка 3-НДФЛ о доходах за 2021 год, представленная истцом, должна быть учтена при назначении Кочневу Е.В. пособия на ребенка. Указанное требование истца подлежит удовлетворению.
Таким образом, установив, что Кочнев Е.В. имел доход в 2021 году, что подтверждено материалами дела, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика оснований для отказа истцу в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, по причине отсутствия у заявителя или трудоспособных членов семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет).
В соответствии с п. 8 Основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, по заявлениям о назначении ежемесячной денежной выплаты, ежемесячная денежная выплата осуществляется начиная с месяца достижения ребенком возраста 8 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого месяца. В остальных случаях ежемесячная денежная выплата осуществляется с месяца обращения заявителя за ее назначением.
Между тем, требование истца о признании решений Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР об отказе в назначении выплаты от 8-17 лет, незаконным, удовлетворению не подлежит, поскольку необходимость учета дохода истца за 2021 год была установлена только при рассмотрении настоящего дела.
Из примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 630 следует, что сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора, в том числе по договору об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (договору о приемной семье, договору о патронатной семье) (в том числе о налоговых вычетах), должны быть получены от ФНС России (автоматизированная информационная система "Налог-3") посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
На момент рассмотрения заявления истца УФНС по УР сообщало об отсутствии сведений о доходах за 2021 год в отношении Кочнева Е.В.
Таким образом, должностные лица ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по УР при принятии решений действовали правомерно.
Кроме того, истец оспаривает решения Пенсионного фонда от 11.08.2022, 23.08.2022, 26.08.2022, 26.09.2022, 13.12.2022, однако в действительности таких решений не существует, поскольку пенсионным фондом на обращение Кочнева Е.В. от 11.08.2022, вынесено решение от 22.08.2022, на обращение от 23.08.2023, вынесено решение от 25.08.2022, на обращение от 26.08.2022, вынесено решение 30.08.2022, на обращение от 26.09.2022, вынесено решение от 28.09.2022, на обращение от 13.12.2023, вынесено решение от 20.12.2022.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кочнева Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР назначить Кочневу Е.В. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет Кочневой А.Е., <дата> года рождения, с 11.08.2022, учесть доход, подтвержденный налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц.
Исковые требования Кочнева Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР о признании решений незаконными, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.12.2023 года.
Судья О.П.Карпова