Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Брянск 16 ноября 2017 года
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Устиновой Е.В.,
при секретаре Махлаевой В.С.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ РњРЈ Свенская сельская администрация Брянского района Брянской области Рє судебному приставу-исполнителю РћРЎРџ РїРѕ Брянскому Рё Жирятинскому районам УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области Р¤РРћ1, УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области РѕР± уменьшении размера исполнительского СЃР±РѕСЂР°,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
МУ Свенская сельская администрация Брянского района Брянской области обратилась в суд с настоящим административным иском, указав, что 1 июня 2015 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области в отношении должника МУ Свенская сельская администрация возбуждено исполнительное производство № об обязании принять меры по проведению инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод) Свенского сельского поселения, по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения Свенского сельского поселения.
В рамках указанного исполнительного производства, в связи с неисполнением должником в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем 31 августа 2017 года вынесено постановление о взыскании с МУ Свенская сельская администрация исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Ссылаясь на принятие мер по исполнению решения суда и прекращение исполнительного производства в связи с выполнением требований исполнительного документа, МУ Свенская сельская администрация с учетом уточнения иска в порядке ст. 46 КАС РФ просила суд уменьшить размер исполнительского сбора, наложенного указанным постановлением.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли. От судебного пристава-исполнителя ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без его участия. В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что вступившим в законную силу решением Брянского районного суда Брянской области от 31 октября 2014 года по иску прокурора Брянского района о понуждении к совершению действий на МУ Свенская сельская администрация возложена обязанность принять меры по проведению инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод) Свенского сельского поселения, по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения Свенского сельского поселения.
1 июня 2015 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области в отношении должника МУ Свенская сельская администрация возбуждено исполнительное производство №. Должнику предложено в 5-дневный срок с момента получения постановления добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, других непредвиденных и непреодолимых препятствий должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Установлено, что в 5-дневный срок решение суда от 31 октября 2014 года должником не исполнено, в связи с чем судебным приставом-исполнителем 31 августа 2017 года вынесено постановление о взыскании с МУ Свенская сельская администрация исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Закона № 229-ФЗ.
РџСЂРё этом уменьшение СЃСѓРґРѕРј размера исполнительского СЃР±РѕСЂР° РЅРµ влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ признания постановления судебного пристава-исполнителя Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° незаконным. Рто постановление считается измененным соответствующим образом (С‡. 9 СЃС‚. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Как следует из материалов дела, МУ Свенская сельская администрация принимались меры по исполнению решения суда от 31 октября 2014 года, в частности, решением Свенского сельского Совета народных депутатов № 3-9-3 от 30 декабря 2014 года утверждена схема теплоснабжения Свенского сельского поселения с учетом заключения по экспертизе проекта «схема теплоснабжения муниципального образования «Свенское сельское поселение». Решением Свенского сельского Совета народных депутатов от 20 сентября 2015 года № 3-14-4 утверждена схема водоснабжения и водоотведения Свенского сельского поселения. 4 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства № в связи выполнением должником требований исполнительного документа в полном объеме.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· разъяснений, содержащихся РІ Рї. 75 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 17 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР° в„– 50 «О применении судами законодательства РїСЂРё рассмотрении некоторых РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, возникающих РІ С…РѕРґРµ исполнительного производства», должник РЅРµ может быть освобожден РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР°, даже если требования исполнительного документа были РІ полном объеме исполнены РёРј сразу после истечения СЃСЂРѕРєР° для добровольного исполнения, однако такие действия должника СЃ учетом объективных причин задержки исполнения РјРѕРіСѓС‚ учитываться СЃСѓРґРѕРј РїСЂРё разрешении требований должника РѕР± уменьшении размера исполнительского СЃР±РѕСЂР°, РЅРѕ РЅРµ более чем РЅР° РѕРґРЅСѓ четверть.
Суд также принимает во внимание, что для проведения инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, разработки и утверждения схемы водоснабжения и водоотведения сельского поселения требуется более длительное время, чем то, которое предоставлено судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Указанные обстоятельства снижают степень вины МУ Свенская сельская администрация в несвоевременном исполнении судебного решения, свидетельствуют об отсутствии намеренного уклонения должника от исполнения решения суда.
Рсследовав Рё оценив представленные РІ материалы дела доказательства РІ РёС… совокупности РїРѕ правилам СЃС‚. 84 РљРђРЎ Р Р¤, учитывая приведенные требования закона Рё установленные РїРѕ делу обстоятельства, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ наличии оснований для уменьшения размера исполнительского СЃР±РѕСЂР°, установленного судебным приставом-исполнителем, РЅР° РѕРґРЅСѓ четверть, то есть РґРѕ 37500 СЂСѓР±.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административный РёСЃРє РњРЈ Свенская сельская администрация Брянского района Брянской области Рє судебному приставу-исполнителю РћРЎРџ РїРѕ Брянскому Рё Жирятинскому районам УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области Р¤РРћ1, УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области РѕР± уменьшении размера исполнительского СЃР±РѕСЂР° удовлетворить.
Снизить на 1/4 размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области от 31 августа 2017 года в рамках исполнительного производства № от 1 июня 2015 года, установив исполнительский сбор в размере 37500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Устинова
Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2017 года