Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Череповец 07 декабря 2018 года
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи Савиловой О.Г.,
при секретаре Пешковой Н.А.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Череповецкого района Вологодской области Костиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Череповецкого района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тоншаловского сельского поселения Череповецкого района Вологодской области о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества,
у с т а н о в и л:
Прокурор Череповецкого района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тоншаловского сельского поселения Череповецкого района Вологодской области о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества. В обоснование указал, что прокуратурой района проведена проверка по вопросам, связанным с эксплуатацией жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме <адрес>, который представляет собой двухквартирный деревянный дом «барачного» типа; жилые помещения имеют общую шиферную крышу и фундамент. Собственниками квартиры № Х (по 1/2 доле в праве) являются Попов А.В. и Попов И.А., имеют регистрацию в жилом помещении. В квартире № Х зарегистрированы Гузь Г.В., <дата> года рождения, Гузь М.В., <дата> года рождения, Г., <дата> года рождения. Данное жилое помещение было закреплено за Гузь Г.В. и Гузь М.В. как за детьми, оставшимися без попечения родителей; указанные лица не проживают в жилом помещении длительный период времени. По имеющейся информации квартира № Х в период с <дата>-<дата> годов находилась на балансе предприятия ПМК-1 либо ПМК-2 (предприятия ликвидированы). В <дата> году в данную квартиру была вселена Г1., являющаяся матерью Гузь Г.В. и Гузь М.В., документов о предоставлении ей жилого помещения не имеется. В <дата> году Г1. была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, жилое помещение было закреплено за несовершеннолетними. Г1. имела регистрацию по месту жительства в спорном жилом помещении в период с <дата> года по <дата> года; в настоящее время ее место жительства не установлено. Постановлением администрации района от <дата> года <№> «О признании жилого помещения непригодным для проживания», принятого на основании заключения межведомственной комиссии от <дата> года № ХХ, квартира № Х признана непригодной для проживания. Постановлением администрации Тоншаловского сельского поселения от <дата> года <№> Гузь Г.В., Гузь М.В., Г. поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. <дата> года члены межведомственной комиссии по требованию прокуратуры района провели обследование многоквартирного дома № <адрес> и установили, что оснований для признании данного дома аварийным и подлежащим сносу не имеется. Вместе с тем, установлено, что аварийное состояние квартиры № Х приводит к разрушению общих конструктивных элементов дома. Согласно информации Управления Росреестра по Вологодской области сведения о правообладателе квартиры № Х в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. В реестре муниципального имущества Тоншаловского сельского поселения, Череповецкого муниципального района, а также в реестрах собственности Российской Федерации и Вологодской области информация о данном жилом помещении также отсутствует. По информации администрации Череповецкого муниципального района переписка по вопросу передачи в муниципальную собственность квартиры № Х с предприятиями ПМК-1 и ПМК-2 не велась. С учетом указанных обстоятельств имеются достаточные основания полгать, что квартира № Х является бесхозяйной. Исходя из положений ч.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В силу п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, в целях постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества администрация Тоншаловского сельского поселения должна обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с соответствующим заявлением, что впоследствии позволит обратить квартиру в муниципальную собственность. Ответчиком при отсутствии информации о собственнике спорного жилого помещения каких-либо мер для постановки на государственный учет квартиры № Х и обеспечения ее надлежащего содержания принято не было. <дата> года истцом главе Тоншаловского сельского поселения по данному факту было внесено представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени ответчик с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости не обратилась. Бесхозяйное содержание жилого помещения, признанного непригодным для проживания, приводит к разрушению в целом многоквартирного дома <дата>, создает угрозу безопасности граждан, в силу чего затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц. Просит возложить на администрацию Тоншаловского сельского поселения обязанность в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости: квартиры <адрес>, путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявление о постановке на учет данного жилого помещения в качестве бесхозяйного.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Череповецкого района Вологодской области Костина Е.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации Тоншаловского сельского поселения Череповецкого района Вологодской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв, в котором указал, что исковые требования прокурора признает, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В судебное заседание третьи лица - Гузь М.В., Гузь Г.В., Попов И.А., Попов А.В. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
В судебное заседание представитель третьего лица Управления Росреестра по Вологодской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, полагает требования прокурора Череповецкого района Вологодской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Процессуальный порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь определен п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 290, ч. 2 ст. 291, ст. 292, ч. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса РФ, из которых следует, что прежде чем муниципальный орган обратится в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, она должна быть принята на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Постановка на учет осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого эта вещь находится. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имущество может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Таким образом, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Данное положение закона носит императивный характер, то есть предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления. Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.
В судебном заседании установлено, что на территории <дата> расположен многоквартирный жилой дом <№>, состоящий из двух квартир.
Собственниками квартиры № Х, расположенной ро адресу: <адрес>, являются Попов А.В. и Попов И.А.(по 1/2 доле в праве общей долевой собственности каждый), также в жилом помещении зарегистрирован по месту жительства П. и фактически проживает вместе с собственниками Б.
В квартире № Х вышеуказанного дома имеют регистрацию без права собственности на жилое помещение, но не проживают Гузь Г.В. <дата> года рождения, - с <дата> года; Гузь М.В., <дата> года рождения, - с <дата> года, малолетний Г., <дата> года рождения, - с <дата> года.
Постановлением администрации Череповецкого муниципального района от <дата> года <№> «О признании жилого помещения непригодным для проживания», принятого на основании заключения межведомственной комиссии от <дата> № ХХ, квартира № Х признана непригодной для проживания. Собственнику рекомендовано провести ремонтно-восстановительные работы или реконструкцию с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиями, и после их завершения продолжить процедуру оценки, либо провести снос жилого помещения.
Постановлением администрации Тоншаловского сельского поселения от <дата> года <№> Гузь Г.В., Гузь М.В., Г. поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
<дата> года 8 членами межведомственной комиссии по требованию прокуратуры Череповецкого района проведено обследование многоквартирного дома № <адрес>, в ходе которого установлено, что оснований для признании данного дома аварийным и подлежащим сносу не имеется; аварийное состояние квартиры № Х приводит к разрушению общих конструктивных элементов дома (л.д.29).
В ходе проведения прокуратурой Череповецкого района проверки по обращению Б., поступившему для рассмотрения из прокуратуры области в порядке поручения по вопросам, связанным с эксплуатацией жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме <адрес>, выявлено, что информация о предприятии, на балансе которого состояла квартира № Х, а также о том, передавалось ли указанное жилое помещение с баланса предприятия в муниципальную собственность Тоншаловского сельского поселения, отсутствует (л.д.32).
По информации Управления Росреестра по Вологодской области сведения о зарегистрированных правах на квартиру № Х в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. В реестрах муниципального имущества Тоншаловского сельского поселения, Череповецкого муниципального района, а также в реестрах собственности Российской Федерации и Вологодской области данное жилое помещение не числится.
На основании исследованных в совокупности представленных в материалы дела доказательств суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный объект жилого фонда – квартира <адрес> - является бесхозяйным.
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Администрации Тоншаловского сельского поселения известно о наличии на территории <адрес> бесхозяйной квартиры, однако мер к постановке данного объекта недвижимого имущества на учет не принимается.
Не обращение администрации Тоншаловского сельского поселения в уполномоченный орган с заявлением о принятии квартиры № Х на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что многоквартирный жилой дом <адрес>, не имеет балансодержателя, в отношении жилого помещения № Х право собственности не зарегистрировано, а имеющие регистрацию в нем граждане вынуждены отказаться от реализации своего права пользования жилым помещением в связи с его непригодностью для проживания, а также то, что аварийное состояние квартиры № Х приводит к разрушению общих конструктивных элементов многоквартирного дома, суд приходит к выводу о наличии оснований для обращения органа местного самоуправления по вопросу постановки такого помещения на учет в качестве бесхозяйной вещи.
Учитывая, что Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931,не определен срок обращения с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества, суд полагает, что срок исполнения - в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является разумным, доказательств невозможности подготовки необходимых для подачи заявления документов в указанный срок ответчиком не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Череповецкого района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тоншаловского сельского поселения Череповецкого района Вологодской области о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества - удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Тоншаловского сельского поселения Череповецкого района Вологодской области обязанность в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества жилого помещения - квартиры № Х, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Г.Савилова
Решение в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2018 года.
Согласовано
Судья Череповецкого районного суда О.Г. Савилова