43RS0042-01-2019-000821-09
Дело № 2-36/2020 (2-416/2019)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Юрья Кировской области 26 декабря 2019 года
Юрьянский районный суд Кировской области в составе
председательствующей судьи Братухиной Е.А.,
при ведении аудиопротоколирования секретарём Захаровой Н.А.,
при участи истца Русановой Л.В.
представителей ответчика Голубцова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русановой Л.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Юрьянском районе Кировской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Русанова Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Юрьянском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что решением ответчика от 01.10.2019 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано в связи с недостаточным количеством специального стажа. С данным решением она не согласна. Ответчиком не были зачтены в её специальный стаж периоды прохождения курсов повышения квалификации: с 17.10.1994 по 23.12.1994, с 16.09.1996 по 11.10.1996, с 19.01.2004 по 13.02.2004, с 18.09.2006 по 06.10.2006, с 07.02.2011 по 18.03.2011, с 20.04.2015 по 21.04.2015, с 08.02.2016 по 04.03.2016. Полагает, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж, поскольку повышение квалификации является обязательным условием осуществления медицинскими работниками лечебной деятельности. Не согласна с тем, что ответчиком был исключён из специального стажа период работы в должности фельдшера методического кабинета с 01.11.1999 по 31.01.2006. Её работа в КОГБУЗ Юрьянская РБ в должности фельдшера методического кабинета была связана с охраной здоровья населения, почти одинаковая работа как в должности фельдшера, которая входит в список должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет. Отчисления в ПФ РФ производились ежемесячно. В её подчинении было 16 фельдшерско-акушерских пунктов и 5 акушерок. Её работа заключалась в сборе отчётов по ФАП по привитости населения, посещении Юрьянского ЗАГС для регистрации и кодирования справок о смерти, количестве рождённых, ведении учётно-отчётных статистических форм по ФАП, составлении отчётов по внебольничной пневмонии, составлении требований на ФАП на медикаменты, вакцину, составлении планов организации выездов специалистов и бригад на ФАП для приёма больных, комплектовании бригад врачами, выезде с врачами для проверки ФАП, осуществлении производственного контроля работы медицинского персонала, совместно с кадровой службой разрабатывала должностные инструкции по ФАП и др. Полномочия фельдшера методического кабинета могут быть расширены по усмотрению руководителя учреждения.
Просит признать решение ответчика от 01.10.2019 № 389308/19 об отказе в назначении пенсии незаконным, обязать включить вышеуказанные периоды в специальный стаж в льготном исчислении, назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 18.09.2019.
В возражениях, дополнениях ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Юрьянском районе Кировской области (межрайонное) выражает несогласие с доводами, приведенными в исковом заявлении. Отмечает, что, согласно должностной инструкции фельдшера методического кабинета, функции, связанные с лечебной деятельностью, данное отделение не осуществляет, осуществляет только административно-хозяйственные функции. Сведения индивидуального (персонифицированного) учёта в отношении истца подавались общим, а не льготным стажем, что свидетельствует о неподтверждении работодателем льготного стажа истца в спорный период. Должность фельдшера методического кабинета Списком 1066 от 22.09.1999, Списком № 781 от 29.10.2002 не поименована. Также в данный период истец находилась в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет. Курсы повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, поскольку указанное не предусмотрено Правилами № 516.
В судебном заседании представитель истец исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика Голубцов К.В. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.
Свидетель Свидетель №1 суду пояснила, что с 1979 года и по настоящее время работает фельдшером Высоковского ФАП. Истец в период с 1999 по 2006 гг. работала в методическом кабинете, часто приезжала в составе комиссии на ФАП, помогала врачам (терапевт, педиатр) при осмотре населения, делала ЭКГ, брала анализы, помогала делать прививки, выходила на дом к тяжелобольным, проводила беседы с населением, планировала профилактические прививки, писала требования, помогала фельдшерам в получении вакцины. Во время выездов также проверяла санитарное состояние ФАП, составляла графики усовершенствования, помогала в оформлении документов.
Свидетель Свидетель №2 суду пояснила, что работает фельдшером скорой помощи в Юрьянской РБ, а также по совместительству в свободное от основной работы время в Монастырском ФАП. В период с 1999 по 2006 гг. истец работала фельдшером методического кабинета, проводила санитарно-просветительскую работу. Приезжала со специалистами Юрьянской РБ в ФАП с.Монастырское несколько раз в год, иногда вела осмотры, помогала фельдшеру, делала прививки. Читала лекции, приглашала врачей для чтения лекций.
Свидетель Свидетель №4 суду пояснила, что работала статистиком в методкабинете с 1980 по 2008 гг. в Юрьянской РБ. Истец в период с 1999 по 2006 гг. осуществляла проверку медпунктов, составляла планы, составляла сводный отчёт по медпунктам, проводила «Дни фельдшеров и акушеров», составляла тематический план лекций на год, приглашала докторов для чтения лекций, знакомила фельдшеров с новыми приказами, рецензировала амбулаторные карты умерших больных, делала прививки против гриппа в случае необходимости, выезжала в медпункты с проверкой ФАП, помогала фельдшеру, выписывала рецепты, дежурила в процедурном кабинете по субботам в Юрьянской РБ.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях) страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-Фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, указанным в пп.20 п.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013, и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением 7 Федерального закона от 28.12.2013, но не более чем за шесть месяцев до наступления этих сроков.
В судебном заседании установлено, что истец с 01.04.1992 и по настоящее время осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа (л.д. 20-21).
18.09.2019 Русанова Л.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-УПФР в Юрьянском районе № 389308/19 от 01.10.2019 в назначении пенсии истцу отказано по причине недостаточности специального стажа. Ответчик счёл подтверждённым при требуемом специальном стаже 30 лет (по законодательству, действующему в период работы) стаж истца 25 лет 0 месяцев 23 дня (л.д.15-16).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 установлен порядок применения Списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Согласно п. «н» ч. 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Досрочные страховые пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения предоставляются лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, связанную с повышенной интенсивностью и сложностью и ведущую к утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, и носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.
Основным условием, предъявляемым законодательством при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам, является выполнение работы в учреждениях, указанных в Списках, утвержденных вышеназванными постановлениями.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и наличием должности и организации в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20.12.2002 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периоды работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из материалов дела следует, что истец Русанова (ФИО12 – фамилия изменена в связи с заключением брака – л.д.26) Л.В. в период с 1988 по 1992 обучалась в Котельничском медицинском училище Кировской области по специальности лечебное дело, 25.02.1992 ей присвоена квалификация «фельдшер» (л.д. 152).
Как следует из документов дела, истец 01.04.1992 была принята фельдшером з/пункта автоколонны 1583, 03.03.1995 уволена с работы в порядке перевода в Юрьянскую поликлинику, 09.03.1995 принята на работу в Юрьянскую районную больницу в порядке перевода в качестве фельдшера методкабинета, 01.11.1996 уволена в порядке перевода в Нолинскую ЦРБ, куда принята на работу 01.11.1996 медстатистиком в поликлинику временно на период отпуска по уходу за ребёнком основного работника; 03.02.1997 переведена процедурной медсестрой в терапевтическое отделение; 03.03.1997 уволена с работы в порядке служебного перевода в Юрьянскую ЦРБ, куда 06.03.1997 принята на работу в порядке перевода фельдшером методкабинета поликлиники; 01.02.2006 переведена на должность медицинской сестры участковой поликлиники, что подтверждается записями в трудовой книжке, приказом (л.д. 20-21, 31).
Согласно решению об отказе в установлении пенсии, ответчиком в специальный стаж истца не включен период работы истца с 06.03.1997 по 31.01.2006 в должности фельдшера методкабинета Юрьянский центральной районной больницы, поскольку должность не предусмотрена Списками № 1066, № 781.
Выражая несогласие с отказом во включении в специальный стаж указанного периода, истец пояснила, что в данный период она, в том числе осуществляла и лечебную деятельность, а именно: во время выездов на ФАП помогала врачам-специалистам при осмотрах, делала ЭКГ, забор анализов, помогала делать прививки, выписывала рецепты, а также на период отпусков замещала медицинских сестёр на 0,5 ставки, помимо своей основной работы; осуществляла иную деятельность по охране здоровья населения. Полагает, что её должностные обязанности фельдшера методического кабинета были схожи с обязанностями фельдшера.
С 01.11.1999 действует Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, содержащий перечень должностей среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицами, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Должность фельдшера методического кабинета в указанном Списке не поименована.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, где должность фельдшера методического кабинета также не поименована.
В соответствии с Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников здравоохранения Российской Федерации утверждёнными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 43 от 27.08.1997 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации», в должностные обязанности фельдшера входит: оказание лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; проведение лабораторных исследований; диагностика типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний и назначение лечения, используя при этом современные методы терапии и профилактики заболеваний, выписка рецептов; оказание доврачебной помощи, ассистирование врачу при операциях и сложных процедурах, принятие нормальных родов; осуществление текущего санитарного надзора, организация и проведение противоэпидемических мероприятий; проведение санитарно-просветительной работы среди населения, включая гигиеническое обучение и воспитание, пропаганду здорового образа жизни.
Согласно представленным истцом в материалы дела Функциональным обязанностям фельдшера методического кабинета поликлиники, утверждённым главным врачом Юрьянской ЦРБ 08.01.2003, фельдшер методкабинета обязан вести чёткий учёт всей документации, поступающей в методкабинет; работать с фельдшерско-акушерскими пунктами: обеспечивать статистическую обработку учётно-отчётных данных по ФАПам, проводить анализ работы, участвовать в организации Совета фельдшеров, Дне фельдшера и акушерки, регулярно проводить проверки ФАПов, осуществлять контроль за своевременной сдачей амбулаторных карт умерших с ФАПов и рецензирование; составлять годовой отчёт по фельдшерско-акушерским пунктам; подготавливать справки на основании данных статистического учёта и документации, поступившей в методический кабинет; систематически повышать свою квалификацию (л.д. 22).
Анализируя содержание указанных Функциональных обязанностей, суд приходит к выводу, что фельдшер методического кабинета поликлиники не осуществляет функций, связанных с лечебной деятельностью.
В материалах дела имеются приказы от 13.11.2001 15.10.2001, 07.07.2006, 17.06.2005, 19.01.2005, 16.02.200419.12.2005 о возложении на Русанову Л.В. конкретных обязанностей (л.д. 155-160), а именно исполнение обязанностей медсестры в различных отделениях поликлиники на 0,25, 0,5 ставки на период отпусков, отсутствия сотрудников.
Вместе с тем, из данных приказов не следует, что истцом вырабатывалась норма рабочего времени при исполнении обязанностей медсестры на полную ставку.
Указание истца на то, что она при осуществлении выездов на ФАП, помогала врачам-специалистам (делала прививки, снимала ЭКГ, делала забор анализов, выписывала рецепты) в подтверждение факта осуществления лечебной деятельности, судом не может быть принято во внимание, поскольку данные манипуляции производились истцом эпизодически.
В настоящем деле истцом не представлено доказательств, подтверждающих выполнение ею на постоянной основе должностных обязанностей фельдшера, связанных с осуществлением лечебной деятельности, в период её работы в должности фельдшера методического кабинета.
Доводы истца о том, что полномочия фельдшера методического кабинета могут быть значительно расширены по усмотрению руководителя учреждения, судом отклоняются, поскольку допустимых доказательств в подтверждение указанного обстоятельства истцом в материалы дела не представлено.
Кроме того, работодателем сведения индивидуального (персонифицированного) учёта в данный период работы истца переданы в пенсионного фонд без соответствующего кода льготы (л.д. 178-188), что свидетельствует о том, что работодатель также не подтверждает льготный характер работы истца в оспариваемый период.
Ссылка истца на то, что она обладает правом на досрочное пенсионное обеспечение как лицо, осуществляющее иную деятельность по охране здоровья населения, несостоятельна, так как иная деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения даёт право на назначение досрочной страховой пенсии только в том случае, если должность и учреждение, в которых работал гражданин, поименованы в соответствующих Списках должностей и учреждений.
Должность истца «фельдшер методического кабинета» не поименована в Списках № 1066, № 781.
Таким образом, исходя из совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу, что работа истца в должности фельдшера методического кабинета в период с 01.11.1999 по 31.01.2006 не даёт возможности рассматривать осуществляемую истцом деятельность как работу в должности фельдшера, предусмотренную Списками и дающую право на назначение досрочной пенсии.
Как следует из материалов дела истец направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с 17.10.1994 по 23.12.1994, с 16.09.1996 по 11.10.1996, с 19.01.2004 по 13.02.2004, с 18.09.2006 по 06.10.2006, с 07.02.2011 по 18.03.2011, с 20.04.2015 по 21.04.2015, с 08.02.2016 по 04.03.2016, что подтверждается соответствующим приказами (л.д. 17, 18, 30, 28, 29, 32, 33, 163), уточняющей справкой № 25 от 18.09.2019, № 633 от 20.09.2018 (л.д. 189, 190).
На время нахождения на курсах за ней сохранялась средняя заработная плата, что следует из материалов дела (л.д. 51-52, 104-105, 132-133, 134-135, 162, 164-166) и не оспаривалось представителем ответчика.
Согласно ст. 112 КЗОТ РСФСР (действовавшим до 2002 года) при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством (при повышении квалификации с отрывом от работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы).
Трудовым законодательством, действующим с 2002 года (ст. 187 Трудового кодекса РФ) предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, учитывая, что для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, периоды с 17.10.1994 по 23.12.1994, с 16.09.1996 по 11.10.1996, с 07.02.2011 по 18.03.2011, с 20.04.2015 по 21.04.2015, с 08.02.2016 по 04.03.2016 подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Вместе с тем периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.01.2004 по 13.02.2004, с 18.09.2006 по 06.10.2006 не могут быть включены в специальный стаж, поскольку соответствующий период работы не подлежит включению в специальный стаж.
Суд также полагает необходимым отметить, что Приложение № 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ регламентируют сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения права на страховую пенсию по старости с 2019 по 2023 гг. и далее.
Таким образом, право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным.
Управлением Пенсионного фонда РФ в Юрьянском районе истцу установлен специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии – 25 лет 0 месяцев 23 дня. С учётом спорных периодов, подлежащих, по мнению суда, включению в специальный стаж, специальный стаж истца на момент обращения к ответчику с заявлением составит менее требуемых 30 лет, поэтому требования истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Русановой Л.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Юрьянском районе Кировской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.А. Братухина
Мотивированное решение изготовлено 27.12.2019.
Судья Е.А. Братухина