УИД № 48RS0001-01-2022-005883-14
Дело № 2-334/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2023 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Бондаревой Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дергуновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне, допущенные при использовании и содержании защитного сооружения гражданской обороны,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Советского района г. Липецка обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне, допущенные при использовании и содержании защитного сооружения гражданской обороны.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой Советского района г. Липецка проведена проверка надлежащего использования и обслуживания защитного сооружения гражданской обороны, расположенного на территории Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. По результатам проведенной проверки установлено, что объект гражданской обороны, расположенный по адресу: <адрес>, являющийся встроенным убежищем, находящийся на балансе ответчика, не соответствует технико-эксплуатационным характеристикам и не готов к приему укрываемых, к эксплуатации в качестве убежища и не обеспечивает защиту от расчетных поражающих факторов.
В адрес ответчика направлялось представление об устранении нарушений требований законодательства о гражданской обороне, в ответ на которое ответчик сообщил о невозможности проведения ремонта и содержания защитного сооружения гражданской обороны.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд и, с учетом уточнения заявленных исковых требований, просит возложить на Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны – укрытие, расположенное в подвале здания по адресу: г. Липецк, ул. Космонавтов, д. /1, в соответствие с требованиями Свода правил СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77» (утв. Приказом Минстроя России от 18.02.2014 №59/пр).
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Главное управление МЧС России по Липецкой области, МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуациям г. Липецка", МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, Следственное управление следственного комитета РФ по Липецкой области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Липецка Ильин А.М. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, с учетом уточнения, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Семенова С.В. иск не признала. Ссылалась на доводы, изложенные в письменных отзывах на исковое заявление. Полагала, что спорное сооружение не передано в оперативное управление Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, поскольку за ответчиком в оперативное управление закреплена только часть здания по адресу: <адрес>, в площадь которого не входит защитное сооружение гражданской самообороны, в соответствии с Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №. Полагала, что спорный объект необоснованно поставлен на учет Главным управлением МЧС России по Липецкой области. Инвентаризация проведена с нарушениями, в том числе, в отсутствие территориального органа государственной статистики по Липецкой области, в то время как обязанности Липецкстата в отношении спорного объекта установлены и исходят, в том числе, из результатов инвентаризации, проведенной администрацией.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно.
Представитель ГУ МЧС России по Липецкой области в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Также указал, что ГУ МЧС России по Липецкой области поддерживает исковые требования прокурора Советского района г. Липецка.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях просил о рассмотрение дела в свое отсутствие. Указал, что согласно выписке из ЕГРН от 16.02.2021 нежилое помещение по адресу <адрес>, находится в собственности РФ и зарегистрировано право оперативного управления за Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. Также полагал, что на основании установленных обстоятельств и норм действующего законодательства на Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области лежит обязанность по содержанию в надлежащем состоянии защитного сооружения.
Руководитель СУ СК России по Липецкой области в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя СУ СК России по Липецкой области. Дополнительно суду сообщил, что в оперативном управлении СУ СК России по Липецкой области находится нежилое помещение №1 (пристройка к основному зданию) по адресу: г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 9/1.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Закона о гражданской обороне требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;.
В силу ст. 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В п. 2 указанного Порядка к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно п. 9 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны, в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с п. 10 Порядка организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
МЧС России в силу п. 14 Порядка создания убежищ принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт: содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (п. п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583).Правилами № 583 также предусмотрено, что статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (абзац 2 п. 1.2); документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (п. 2.2).В материалах гражданского дела паспорт ЗС ГО отсутствует.
В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (п. 1.3 Правил № 583).Как установлено п. п. 1 - 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 359, решения о приватизации предприятий, организаций и учреждений, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны, принимаются в установленном порядке органами государственной власти с учетом заключения соответствующего штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.137 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
Из материалов дела следует, что Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Липецкой области от 24.07.2008 №276 Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по <адрес> в оперативное управление закреплено нежилое помещение № в литерах: А-вычислительный центр, под А – подвал, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 4971,6 кв.м., балансовой стоимостью 38501,3 руб., остаточной стоимостью 26265,2 руб.
На основании указанного распоряжения и Акта приема-передачи государственного имущества от 24.07.2008 названное имущество передано Территориальным управлением Росимущества по Липецкой области и принято Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области.
В материалы дела представлен паспорт ЗС ГО №, из которого следует, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом в тамбовской и Липецкой областях, организация, эксплуатирующая ЗС ГО – Липецкстат, дата приемки в эксплуатацию – 28.12.1981, вместимость – 150 человек, общая площадь 270,5 кв.м.
Дата заполнения паспорта – 15.05.2018. Внесенные сведения подписаны ответственным представителем организации, эксплуатирующей защитное сооружение – заместителем руководителя ФИО5 Башлыковым, а также представителем органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям начальником МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. ФИО6 ФИО15
На основании Акта об изменении типа ЗС ГО от 15.05.2018 решено перевести ЗС ГО инв №132-49 Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области (Липецкстата) из типа «убежище» в тип «укрытие».
Актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища) инв. №132 от 20.08.2018 установлено, что состояние защитного сооружения гражданской обороны его ограждающих конструкций, защитных устройств и оборудования инженерно-технических систем оценивается, как не готовое к приему укрываемых.
24.09.2019 прокурором Советского района г. Липецка по поручению прокуратуры Липецкой области вынесено решение о проведении проверки в отношении Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области на предмет соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и техногенного характера.Согласно информационному сообщению МТУ Росимущества в Тамбовской и липецкой областях №5474-2.1 от 26.06.2019 на имя прокурора Советского района г. Липецка в целях выполнения поручений Президента РФ от 07.05.2013 №Пр-1049дсп, от 27.11.2014 №Пр-2751 и Правительства РФ от 05.12.2014, №РД-П4-9006, об инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в 2013-2014, проведена инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны, по результатам которой объекты, расположенные по адресам: <адрес> (Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области), значится со статусом ЗС ГО.
Согласно сообщению Администрации г. Липецка от 26.06.2019 №732-01-18 в ходе проведения инвентаризации ЗС ГО, расположенных на территории г. Липецка, установлено, что на территории г. Липецка имеется 28 ЗС ГО.
По адресу: г Липецк, <адрес>, имеется встроенное убежище, го вода в эксплуатацию 1981, площадь 270,5 кв.м., вместимостью 150 человек, инв. №132, номер в реестре Росимущества 1390000604, в реестре МЧС по результатам инвентаризации 2014 №55083, балансодержателем является Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области.
В соответствии с Актом осмотра защитного сооружения от 07.06.2022, составленного помощником прокурора Советского района г. Липецка ФИО7 с участием специалиста отдела оперативного планирования мероприятий ГО и гражданской защиты МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Липецка ФИО8, главного специалиста-эксперта ФИО9, ФИО10, установлено, что убежище на момент проверки затоплено, системы жизнеобеспечения – в нерабочем состоянии, наблюдается сырость в помещении, убежище необходимым инвентарем, имуществом не укомплектовано, герметичность помещений не соблюдается, наблюдается коррозия на металлических дверях.
Возражая против доводов о том, что спорный объект находится на балансе Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, представитель ответчика ссылался на изменения, внесенные распоряжением от 18.07.2014 №157, указывая, что площадь передаваемого в оперативное управление имущества изменилась ровно на площадь ЗС ГО.
В соответствии с представленным в материалы дела Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области №157 от 18.07.2014 «О внесении изменений в распоряжение №276 от 24.07.2008 и акт приема-передачи от 24.07.2008», на основании обращения Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, письма областного государственного унитарного предприятия «Липецкоблтехинвентаризаци» пункт 1 распоряжения №276 от 24.07.2008 изложен в следующей редакции:
«закрепить в оперативное управление Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области недвижимое имущество – помещение №2 общей площадью 4681,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, балансовая стоимость 36251606,50 руб., остаточная стоимость – 24689922,87 руб., с постоянным реестровым номером П13490000552.
Второй абзац акта приема-передачи от 24.07.2008 изложить в следующей редакции:
«- помещение №2 общей площадью 4681,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, балансовая стоимость 36251606,50 руб., остаточная стоимость – 24689922,87 руб., с постоянным реестровым номером П13490000552».
В ЕГРН внесены сведения о том, что помещение с кадастровым номером 48:20:0013102:596, расположенное по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по липецкой области, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из информации, представленной МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях №68-ММ-02.1/955 от 03.02.2023 в ответ на запрос суда о том, в связи с чем и на основании чего были внесены изменения в первоначальное распоряжение о закреплении недвижимого имущества в оперативное управление за ответчиком, следует, что Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Липецкой области от 24.07.2008 №276 Территориальному органу федеральной службы государственной статистики по Липецкой области в оперативное управление закреплено нежилое помещение№2 вычислительный центр, под А – подвал, распложенной по адресу: <адрес>, площадью 4971,6 кв.м.
В соответствии с изменениями, внесенными распоряжением от 18.07.2014 №157, площадь закрепленного помещения составила 4681,1 кв.м. Учитывая, что иные помещения по указанному адресу в самостоятельный объект не выделялись, на кадастровый учет не поставлены, в ЕГРН не учитываются, можно сделать вывод о том, что изменения в распоряжение от 24.7.2008 №276 были внесены в связи с уменьшением общей площади объекта недвижимости. В реестре федерального имущества по адресу: <адрес>, помещение №, значится объект недвижимости – помещение № (вычислительный центр) реестровый номер федерального имущества – П13490000552.Закреплено на праве оперативного управления за Территориальным органом федеральной службы статистики по Липецкой области.
Согласно ответу №А3-49-09/1287-ДР от 28.12.2022 на запрос суда о предоставлении документов, на основании которых произведены изменения в техническом паспорте от 17.10.2014 в отношении нежилого помещения № по <адрес>, представленному в материалы дела ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», согласно поэтажному плану технического паспорта от 29.01.1982 в подвале здания №9/1 по ул. Космонавтов г. Липецка имелся дверной проем из комнаты №20 в комнату №21 и подвальное помещение не разделялось на отдельные части. При обследовании подвала в 2009 (поэтажный план подвала технического паспорта от 26.09.2009) установлено, что дверной проем из комнаты №20 в комнату №21 отсутствует, и в результате возведения перегородки в комнате №21 образована комната №22а. в результате в техническом паспорте от 26.09.2009 было выделено самостоятельное помещение №3. Согласно акту обследования от 16.06.2008, в комнате подвала №20 была заложена дверь. При обследовании в 2014 (поэтажный план подвала технического паспорта от 17.10.2014) также было установлено наличие изолированных помещений.
24.06.2022 в адрес руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области прокуратурой Советского района г. Липецка вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о гражданской обороне.
Согласно представленной информации о результатах рассмотрения представления (№А3-49-09/695-ДР от 18.07. 2022), представленной Липецкстатом, защитное сооружение гражданской обороны по данному адресу было передано Липецкстату по трехстороннему договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 29.05.2009 в состоянии, требующем капитального ремонта. Защитное сооружение не использовалось по назначению из-за постоянного затопления помещения грунтовыми водами. Заявки Росстата на финансирование мероприятий гражданской обороны в 2013 Минфином России не были поддержаны. В 2015, 2017, 2020 Липекстат неоднократно обращался с заявками о дополнительном выделении денежных средств на проведение ремонтно-восстановительны работ и содержание защитного сооружения гражданской обороны, однако денежные средства не выделялись. Липецкстат также сослался, что принимает все возможные меры для поддержания (неухудшения) имеющегося состояния защитного сооружения гражданской обороны, регулярно проводится мониторинг и откачка грунтовых вод. 13.01.2016 в ТУ Росимущества по Липецкой области Липецкстатом было направлено письмо о расторжении договора, однако в ответном письме ТУ Росимущества сослалось на то, то в связи с отсутствием финансовых средства федерального бюджета на 2015 и на плановый период 2016-2017 проведение ремонтно-восстановительных работ и содержания ЗС ГО балансодержателем не представляется возможным.. однако ввиду отсутствия финансирования из бюджета РФ на содержание ЗС ГО, составляющих имущество государственной казны РФ, расторжение указанного договора с Липецкстатом представляется нецелесообразным.
Аналогичное представление выносилось в адрес Липецкстата 28.06.2019, в информационном ответе на которое также содержались приведенные доводы об отсутствии финансирования и намерении расторжения договора.
Постановлением мирового судьи судебного участка №20 Советского судебного района г. Липецка24.08.2019 заместитель руководителя Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Липецкой области Бышлыков К.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ
Решением Советского районного суда г. Липецка от 10.10.2019 вынесенное в отношении ФИО12 постановление оставлено без изменения.
В рамках рассмотрения данного дела об административном правонарушении ФИО13 указывал, что на балансе Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области действительно имеется на балансе защитное сооружение, расположенное в подвале, которому в 2018 присвоен статус «укрытие». Подвал с момента постройки здания затапливается грунтовыми водами, неоднократные просьбы о выделении денежных средств для проведения ремонта получены отказы. Также указал, что им, как должностным лицом, предпринимались все меры по поддержанию переданного ему объекта гражданской обороны в том состоянии, в котором оно было передано, меры по снятию его с учета.
Таким образом, совокупность представленных в материалы дела письменных доказательств, а также, обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности руководителя ответчика, свидетельствует о том, что спорное защитное сооружение гражданской обороны находится на балансе ответчика с 2008, в связи с чем именно на ответчике лежит обязанность по его надлежащему содержанию.
Внесение изменений в техническую документацию в отношении нежилого помещения №2 (согласно материалам инвентаризационного дела и ответу ОГУП Липецкоблтехинвентаризация» на запрос суда) в результате которых образовано помещение №3 не свидетельствует о том, что спорное сооружение выбыло из оперативного управления ответчика.
Довод о принятии мер для списания защитного сооружения гражданской обороны, не освобождает ответчика от возложенной обязанности по его надлежащему содержанию, поскольку статус данного сооружения как защитного сооружения гражданской обороны не утрачен и является действующим.
Решение по списанию с прекращением за Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области права оперативного управления в установленном законом порядке компетентными органами не принято.
В связи с тем, что спорный объект является государственной собственностью и закреплен на праве оперативного управления за Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, неудовлетворительное состояние данного объекта как ЗС ГО не соответствует требованиям действующего законодательства, а потому, в силу требований ст. 210 ГК РФ и Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от 15.12.2002 года N 583, именно на ответчике лежит обязанность по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию объекта, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования прокурора Советского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне, допущенные при использовании и содержании защитного сооружения гражданской обороны, - удовлетворить.
Возложить на Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по липецкой области обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны - укрытие, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями Свода правил СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11—77» (утв. Приказом Минстроя России от 18.02.20214 №59/пр).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Н. Бондарева
Мотивированное решение
изготовлено 17 мая 2023